- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке на тему Волшебная палочка (5 класс)
Конспект урока по музыке на тему Волшебная палочка (5 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Татаренко А.А. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера». (5 класс)
Тип урока: ОНЗ
Тема полугодия: «Музыка и литература». Урок №24.
Базовый учебник: Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.
Цель: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки.
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить с историей возникновения дирижерской палочки.
-
Показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.
-
Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.
-
Учить находить главную мысль, формулировать ее.
-
Учить характеризовать музыкальные образы.
Развивающие:
-
Развивать навыки контроля и самоконтроля.
-
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
-
Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.
-
Развивать внимание, логическое мышление, память.
-
Развивать творческие способности.
Воспитательные:
-
Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
-
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
-
Формировать способность к самооценке, реализовать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше».
Регулятивные УУД:
-
Овладение способностью в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, принимать и сохранять их.
-
Формирование умения планировать в сотрудничестве с учителем свои действия для решения задачи.
-
Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД:
-
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
-
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания;
-
Формирование умения строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предметные:
-
Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.
-
Проявление интереса к новому содержанию занятия.
-
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Организация пространства
Эвристическая беседа, фронтальная беседа, индивидуальная работа.
Методы обучения
Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.
Виды организации деятельности учащихся на уроке:
-
Совместная деятельность по достижению цели урока.
-
Творческие задания.
-
Самостоятельная работа.
-
Музыкальная пауза.
-
Фронтальный опрос.
-
Практическая деятельность.
-
«Мозговой штурм».
Этапы урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
УУД
-
Самоопределение к учебной деятельности
Доброе утро, ребята!
В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Улыбкой ясная природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.
-
Актуализация опорных знаний
«Мозговой штурм»
Давайте повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.
-
Что такое темп в музыке?
-
Как называется окраска звука в музыке?
-
Как называется движение в музыке?
-
Как звучит музыка, написанная в минорном ладу?
-
Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу?
-
Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.
-
Как называют музыкантов в оркестре?
-
Музыкант, руководитель оркестра.
Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.
Скорость звуков
Тембр
Динамика
Протяжно, уныло
Весело, торжественно, звонко
Оркестр
Оркестранты
Дирижёр
-
Определение темы урока, целеполагание
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий.
Посмотрите слайд. (1)
Какой профессии человека вы видите?
Что он держит в руках?
Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Чему будем учиться на уроке?
Давайте проверим наши предположения и обратим внимание на слайд.(2)
Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?
На этот вопрос мы будем отвечать весь урок
Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.
В руке держит дирижерскую палочку
Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.
На уроке мы будем учиться давать характеристику классической музыке, музыкальным образам.
-
«Открытие» новых знаний
Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л.В.Бетховена. Послушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
-Ребята, понравилась ли вам музыка?
-Скажите, какая музыка по характеру?
-какими красками нарисовал композитор эту музыку?
- Назовите оркестр, которым управляет дирижер Герберд Караян
Посмотрите на слайд (3) и скажите сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?
Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.
Слайд (5)
Ребята, давайте посмотрим и назовем инструменты, которые входят в группы симфонического оркестра.
Все инструменты занимают в оркестре определенные места.
А теперь давайте посмотрим на инструменты, которые правильно распределены по группам.
Слайд (6)
Просмотр видео-ролика. (Симфония №1)
Ответы детей.
Симфонический оркестр.
В состав симфонического оркестра входит четыре группы инструментов.
В состав симфонического оркестра входят струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные группы инструментов.
-Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).
-Группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы).
-Группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.).
-Группа ударных инструментов.
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке - "нитке".
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
-
Физминутка
А теперь давайте встанем, и распределимся на 4 группы. Угадайте, что это за группы?
Распределение на группы.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, где я буду называть инструменты симфонического оркестра, а вы внимательно слушаете. И присаживается та группа, инструменты которой я буду называть.
Готовы?
-Скрипка.
-Треугольник.
-Туба.
-Флейта.
-Маракасы.
-Виолончель.
-Кларнет.
-Труба.
Это группы симфонического оркестра.
-
Продолжение работы по теме урока
А какие виды оркестров вы еще знаете?
Давайте посмотрим на слайд (7) и проверим верны ли наши предположения.
Кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?
Скажите, а что делает дирижер?
С помощью чего дирижер руководит оркестром?
Слайд (8)
Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.
Слайд (9)
Но, не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.
История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту
Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор (Слайд 11).
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит
к ним спиной.
Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.(Слайд 12)
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.
Теперь организуем выступление шумового оркестра.
1 ряд хлопает в ладоши
2 ряд стучит деревянными карандашами
3 ряд поочередно стучит ладонями по парте
Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод?
Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?
Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже - тише.
Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.
Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?
Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?
Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…» (Слайд 13)
Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь!
Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях.
Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера.
Отсутствие какого-либо из них - уже изъян».
В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.
(Слайд 14)
Евгений Светланов - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).
(Слайд 15)
Вероника Дударова - советский и российский дирижёр, педагог. Первая в СССР женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).
(Слайд 16)
Владимир Ашкинази - пианист дирижер
(Слайд 17)
Валерий Гергиев - советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)[1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998)
Скажите, ребята, а достаточно ли оркестру играть вместе, слажено или нужна еще и окраска звука?
Вот представьте, если бы у нас вся природа была одного цвета, она была бы красива?
Вот и у каждого музыкального инструмента есть свой окрас.
У вас на партах лежат инструменты, подумайте и раскрасьте их в тембровые цвета.
Звучит музыка, дети раскрашивают
Давайте посмотрим на ваши результаты, в какие цвета вы раскрасили инструменты.
Итог - чем ниже тембр у инструмента, тем темнее цвет.
Из инструментов которые мы с вами раскрасили что можно создать?
А в нашей школе есть ансамбль?
И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с песней , которую исполнял ансамбль нашей школы. Послушайте песню и скажите, какого она характера и о чем она нам рассказывает.
Где может звучать эта песня?
Предположения и ответы детей.
дирижер.
Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания
и исполнения ими музыкального произведения.
С помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
У сказочных героев - фея. В мультиках - волшебники, звездочеты.
Сообщение
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках
у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Слайд (10)
Батута - палка для «громкого» дирижирования.
(ударяет батутой по полу в такт фрагменту мелодии)
Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки.
Ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя - дирижера.
Без дирижера шумовой оркестр не звучит.
Дирижер направляет и управляет оркестром.
Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.
Ответы и предположения детей.
Да, нужны средства музыкальной выразительности.
Нет, было бы все однообразно и скучно.
На партах лежат листы с изображением инструментов и цветные карандаши
оркестр, ансамбль…
Да есть. Ансамбль «Мелодия»
Слушание песни «Взрослые и дети» Слушаем песню, обсуждаем, разучиваем
-
Итог
-С какой темой познакомились на уроке?
-Какую цель ставили в начале урока?
-Достигли ли мы поставленной цели?
-Кто такой дирижер?
-Зачем нам нужен дирижер?
-Почему палочку дирижера называют волшебной?
-
Рефлексия
Попробуйте продолжить фразы
-
Я сегодня узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я научился…
-
Мне захотелось…
Ответы детей.
-
Д/з
Подготовить доклад о российском дирижере.
30