Методический материал Упражнения на дыхание

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Упражнения на дыхание

А теперь мы можем перейти к практическому курсу, в котором мы рассмотрим некоторые полезные упражнения для развития дыхания.

Упражнение 1

Данное упражнение помогает наработать свободный, плавный выдох необходимый при пении. Техника исполнения такова. Поставьте перед собой зажженную свечу. Затем через нос наберите небольшое количество воздуха в область нижних часть ребер и немного в живот. Далее, необходимо плавно выдыхать воздух на свечу, которая должна быть расположена на расстоянии примерно 20 см. от рта. Выдох необходимо выполнять так, чтобы пламя зажженной свечи не тряслось, тем более не затухло. Этого можно достигнуть только при плавном, естественном выдохе, когда поток выдыхаемого воздуха имеет постоянную силу, без импульсивных рывков и резкого давления. Живот при этом, в отличии от речевого выдоха, не уходит во внутрь.
Данное упражнение очень полезно, так как свеча является визуальным монитором, которая показывает правильность выдоха. Кроме этого, упражнение развивает длительность выдоха, что очень важно при пении длинных фраз.

Упражнение 2

В певческом дыхании в основном участвуют нижние ребра и верхняя часть живота (диафрагма). На следующем упражнении можно почувствовать работу данной группы мышц. Оно выполняется лежа. Положите некий груз (например, пару толстых книг) на живот. Акцент идет на вдох, это своего рода тренировка мышц участвующих в вокальной работе.

При занятиях дыханием старайтесь не перебирать воздух при вдохе. Главное, чтобы дыхание было свободным и естественным, без утрирования, чтобы не было головокружения.

Как было отмечено в прошлом уроке дыхательные, артикуляционные и вокальные упражнения невозможно отделить друг от друга. Только в совокупности они дают результат. При самостоятельных занятиях следует об этом помнить и распределять время на все элементы.

Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми артикуляционными упражнениями, которые без сомнения принесут пользу.

УПРАЖНЕНИЕ 1 укрепляет связки, суставы, жевательные мышцы. Откройте рот, мысленно произнеся гласную «А» и подержав в таком положении пару секунд, закройте. Повторите 5-7 раз. Также его можно выполнить с силовой нагрузкой - откройте рот, а рукой зажатой в кулак, надавите на нижнюю челюсть снизу, этим самым создавая сопротивление, которое удерживайте в течении нескольких секунд

УПРАЖНЕНИЕ 2 тонизирует и укрепляет щечные мышцы. Поочереди надувать одну и другую щеки, а затем обе втянуть. Повторить несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 3 направленно на тренировку языка, который при своей пассивности может искажать и звук и слово. При малоподвижном языке рекомендуется применять
слоги с согласными «Д», «Р», «Л», «Т», «Ч», «Ц».
Попробуйте решить эту проблему, проговаривая скороговорку на одном дыхании.
Повторение также желательно несколько раз. Обратите внимание на четкость произношения и окончания слов, которые заканчиваются на согласный звук:

Дмитрий Дмитриевич Дмитриев в Дмитрове.

На дворе - трава, на траве - дрова.

Чтец чтеца чтит тщетно.

От топота копыт пыль по полю летит.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами
чертеж чрезвычайно чисто.

На мели мы лениво налима ловили, для меня вы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило малили? И в туманы Лимана манили меня.

Во мраке раки шумят в драке.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Мы ели, ели ершей у ели.


В начале придерживайтесь умеренного темпа. Артикуляция должна быть более утрированной, нежели при обычной речи. Главное не допускайте каких-либо болевых, неприятных ощущений, усталости гортани. Основная нагрузка ложится на язык и губы.

Кроме этих упражнений не стоит забывать об артикуляционных тренингах, приведенных в прошлом уроке. И естественно следует выполнять приведенные там же и вокальные упражнения. Относительно вокальных упражнений стоит особо отметить, что вокалисты могут распеваться на одних и те же упражнениях годами! Особенно это касается начинающих, перед которыми стоит задача через ощущения скоординировать работу всего голосового аппарата, почувствовать и зафиксировать головное и грудное резонирование и прочее.

Поэтому как и в любом другом деле желательно придерживаться системности, а импровизации отложить до лучших времен! С этой целью я возвращаюсь к прошлому вокальному упражнению «мычание», которое с закрытым ртом на согласный «М» хорошо организует правильную механику звукообразования и помогает найти головное резонирование. Так всегда занимался Карузо, а выдающийся итальянский тенор Барра говорил: «Если у певца разболтан голос и вокальный инструмент еще не приобрел всех необходимых качеств: силы, выносливости, вариантов тембра и техники, пластичности в пении, то нужно упражняться в «мычании»». Надеюсь я убедила вас в целесообразности данного задания. Так что продолжайте осваивать предыдущий материал и пожалуйста следите за свободой нижней челюсти, единым положении гортани, свободным, ровным дыханием. Звук должен быть звонкий и резонирующий.



© 2010-2022