УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АККОМПАНЕМЕНТ (фортепиано)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа№1» г.Тайшет



Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________2010г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУДОД

ДМШ№1 г.Тайшет

________________Ляшенко Г.А.




УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету


АККОМПАНЕМЕНТ

(фортепиано)

Для учащихся 6-7 классов

по ОП «Инструментальное исполнительство»

Возраст учащихся 13-16 лет




Составитель:

Преподаватель МКОУ ДОД

ДМШ №1 г.Тайшета

Квасова И.А.








г. Тайшет

2010

Пояснительная записка


Настоящая программа разработана с целью систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.

Программа составлена на основе программы «Класс аккомпанемента. Составители : Л.Н. Андреева, Ю.М. Андреев. Красноярск. 2001 г.».

Цель занятий в классе аккомпанемента - приобщение учащихся к живому музицированию, развития у них музыкальных способностей и понимания музыки.

Задачи программы: формирование практических навыков аккомпанирования; воспитание чувства партнерства, сопереживания, ответственности; знакомство с вокальной и инструментальной литературой разных эпох, стилей и жанров; развитие навыков чтения с листа, транспонирования; расширение общего кругозора музыканта.

Аккомпаниаторская практика стимулирует появление у учащихся ритмической воли, способствует расширению динамического диапазона, развитию тембрового слуха.

Следует иметь в виду, что типы аккомпанементов могут быть разными: гармоническое сопровождение (чередование бас-аккорд), арпеджированные аккорды, либо аккордовые фигурации, полифонический тип сопровождения, смешанный тип сопровождения с элементами подголосочности. Последовательность изучения этих типов аккомпанементов примерно такова, как она записана выше. Постоянное наличие нотного текста перед глазами хорошо развивает ориентировку в нотах, влияет на формирование ясных внутренних слуховых представлений учащихся.

Условия реализации программы

Занятия аккомпанементом проводятся в рамках времени, отведенного учебным планом на изучение предмета по выбору, в объеме 1 часа в неделю на ученика.

Данная программа предусматривает индивидуальную форму работу с учащимися 6-7 классов. Форма организации учебного процесса - урок. Используются различные методы обучения.

Для успешной реализации программы необходимо наличие квалифицированных кадров, имеющих практический концертмейстерский опыт, знающих обширный репертуар, представляющих его сложности и особенности, а также владеющих методикой преподавания данного предмета. Непременным условием реализации программы является также наличие квалифицированных иллюстраторов (солистов).

Учет и контроль успеваемости

Произведения, изучаемые в классе аккомпанемента, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося.

Промежуточная аттестация осуществляется в виде зачета в 6 классе, итоговая - в виде экзамена в 7 классе.


Содержание


В течение года ученик проходит 4-6 произведений различных стилей и жанров.

В работе над репертуаром педагог может добиваться различной степени завершенности исполнения музыкальных произведений. Некоторые из них могут быть детально изучены с обязательной домашней проработкой. Часть репертуара проходится эскизно.

Работу с учащимися следует вести по следующему плану:

  1. Начинать работу лучше с простейших инструментальных пьес,

чтобы обратить внимание учащихся на особенность сольной партии.

  1. Дать учащемуся сведения об инструменте, которому ему предстоит аккомпанировать. Это сведения о специфике инструмента, тембровой окраске, динамике голоса, тесситуре.

  2. Особое внимание необходимо уделять изменениям в темпе, синхронности исполнения темпа, динамики, штрихов.

  3. Синхронность - это первое техническое требование совместной игры: вместе брать и снимать звук, переходить к следующему, вместе считать и слушать паузы.

  4. Работа над штрихами ведется педагогом вместе с иллюстратором. Необходимо раскрыть специфику исполнения на скрипке: деташе, спиккато, мартале, пиццикато.

  5. В 7 классе необходимо учить учиться транспонированию:

    • начинать с тональностей, не имеющих знаков альтерации при ключе;

    • ритмическая организация должна быть самой простой;

    • при необходимости следует упрощать фактуру, но с соблюдением мелодической линии.

Зачет в 6 классе - 2 разнохарактерных произведения один раз в учебном году либо по одному произведению 2 раза в учебном году.

Экзамен в 7 классе - исполняется 1 произведение.


Примерные репертуарные списки


Предлагаемый данной программой репертуар предназначен для работы с учащимися старших классов.

Репертуар подбирается для каждого конкретного ученика, с учетом его игровых возможностей, музыкального и интеллектуального развития. При выборе репертуара следует помнить, что новые задачи, стоящие перед учеником, предпочтительнее решать вначале на более легком репертуаре.

1. Алябьев. «Соловей».

«Я вижу образ твой».

«Нет, не люблю я вас».

2. Булахов. «Не пробуждай воспоминаний».

«Гори, гори, моя звезда».

3. Варламов. «Горные вершины».

«Белеет парус одинокий».

«На заре ты ее не буди».

4. Глинка. «Сомнение».

«Жаворонок».

5. Гурилев. «Матушка-голубушка».

6. Даргомыжский. «Мне грустно».

«Я вас люблю».

7. Римский-Корсаков. «Не ветер вея с высоты».

8. Чайковский. «Мой Лизочек».

«Колыбельная песня в бурю».

9. Шуберт. «Утренняя серенада».

10. Шуман. «Я не сержусь».

11. Шопен. «Желание».

12. Григ. Соч. 18 № 7. «Избушка». Соч. 48 № 6. «Сон».





























Список литературы


  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. - М., 1978.

  2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М., 1974.

  3. Браудо И. Артикуляция. - Л., 1961.

  4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

  5. Крюкова В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону, 2002.

  6. Маккинон Л. Игра наизусть. - Л., 1967.

  7. Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. - М., 1967.

  8. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - Киев, 1977.

  9. Петрушин В. Музыкальная психология. - М., 1997.

  10. Программа по фортепиано для детских музыкальных школ. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры. Министерство культуры СССР. - М., 1991.

  11. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - М., 1971.


© 2010-2022