Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке для 4 класса, составленная по авторской программе "Музыка " под редакцией Алеева, Науменко. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа включаем в себя следующие составляющие: 1. Федеральный государственный стандарт по музыке. 2. Пояснительная записка к авторской программе ...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеКомитет по образованию администрации г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « СОШ № 89 с углублённым изучением отдельных

предметов»

Утверждаю Согласовано: Рассмотрено на заседании МО

Директор МБОУ « СОШ № 89» Зам. Директора по НМР Протокол №

« » августа 2015г. « » августа 2015г. от « » августа 2015г.

Рабочая программа

общеобразовательная

ступень начального образования

по предмету « Музыка»

образовательная область «Искусство»

класс : 4

кол-во часов в неделю: 1

кол-во часов в четверти: 1-я - 9ч.; 2-я - 7ч.; 3-я - 10ч.; 4-я - 9ч.

кол-во часов в году: 35ч.

Основание для разработки программы:

Федеральный Государственный стандарт образования по музыке, программа « Музыка» под редакцией В.В.Алеева, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак. - 8-ое издание, стереотипное .

Москва: « Дрофа» 2013 год.

Учитель: Сёмина Ольга Юрьевны

Барнаул, 2015

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

МУЗЫКА

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пласти-ческом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла). Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.

Народное музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Духовная и светская музыкальная культура второй половины XVII - XVIII веков. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт.

Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.

Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха (прелюдия, фуга, месса)

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. Ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж.Бизе, Дж.Верди). Образцы духовной музыки: реквием.

Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, А.И.Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов (К.Дебюсси, К. Орф, М.Равель, Б.Бриттен, А.Шенберг).

(Л. Армстронг, Л.Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин).

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О.Дунаевский, А.В. Александров).

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.

Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им. М.Е.Пятницкого, Русский народный академический оркестр им. Н.П.Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.

Музыка в формировании духовной культуры личности

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А.Моцарта, Д.Верди, Б.Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта») войны и мира (Д.Д.Шостакович, Г.Малер, Д.Б.Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П.Мусоргский, Р.Шуман, Ж.Бизе) и др.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Опыт музыкально-творческой деятельности

. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения.

Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

специфику музыки как вида искусства;

значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

многообразие музыкальных образов и способов их развития;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей

уметь

эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий..

определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.




Пояснительная записка

Программа « Музыка» , рассчитанная на 4 года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждения различного типа. Она разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на примерные программы начального общего образования( раздел « Музыка»)

Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившихся в отечественной педагогике. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы , созданной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.

ЦЕЛЬ предмета « Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи предмета заключаются в следующем:

- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни человека;

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости ,любви к окружающим;

-прививать основы художественного вкуса;

- научить видеть связь музыки и других видов искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- формировать потребность общения с музыкой.

Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности, главными из них являются: хоровое пение, слушание музыки, размышление об услышанной музыке, игра на элементарных музыкальных инструментах, ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и театрализация.

Использование средств ИКТ, что вносит в процесс урока яркость и заинтересованность, позволяет заменить наличие рабочих тетрадей.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков разных исторических эпох и стилей. Песенный материал выполнен не столько вспомогательно, а наоборот носит иллюстративную функцию и помогает в освоение программы. Отбор произведений осуществляется в соответствии с их доступностью , выразительностью и воспитательной направленностью.

Методы работы:

- метод междисциплинарных взаимодействий- является стратегическим методом работы, его сущность подчёркивается медпредметными связями;

- стилевой подход нацелен на формирование у школьников восприятия музыки;

- творческий подход приближает к МХК, являясь своеобразным результативным показателем практической деятельности;

-системный подход направлен на достижение целосности и единства всех компонентов программы;

-метод восхождения от частного к общему отражает развитие программы в трёхуровневую структуру ( которая развивается по спирали , непрерывно , от темы к теме, из класса в класс..)

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционального отношения школьников к искусству, знания о музыке и опыт творческой деятельности, проявляющийся в пении, игре на музыкальных инструментах, беседе о музыке по итогам начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие детей в формах культурно - досуговой деятельности класса и школы.

Образовательные технологии в области преподавания музыки в школе нацелены на разработку успешности в освоении материала программы на разных ступенях обучения.

Оценка качества может включать в себя следующие параметры:

  1. Уровень развития эмоционального восприятия школьниками явлений культуры в целом и музыкального искусства в частности. Открытость уч-ся к познанию.

  2. Степень осознанности школьниками изучаемых явлений культуры и музыкального искусства и понятий , специфики языка.

  3. Интенсивность воспроизведения уч-ся изучаемых явлений и образов музыкального искусства в собственной деят-ти.

  4. Становление личностно ориентированного отношения уч-ся к роли и месту культуры и музыкального искусства в жизни современного человека.

Принципиальной основой программы является полное отсутствие назидательности и прямолинейности в содержании. Авторы допускают и творческий подход со стороны учителя, особенно , что касается замены отдельных произведений, введения дополнительного материала и методики урока

Учебно - тематический план

по предмету « Музыка» в 4-ом классе на 34 часа в год





1.

Разделы, темы

Музыкальное путешествие.

Всего часов

34ч.

Ожидаемый результат

Осознание социальных познавательных и внешних мотивов музыкального искусства. Осознание собственного «Я» - как гражданина России, народа, истории. Наличие собственных чувств и сопереживание чувствам других. Реализация собственного творческого потенциала. Позитивная самооценка. Умение ориентироваться и решать смысловые и художественно - творческие задачи.


34 ч.




Требования к подготовке учащихся по итогам 4-ого класса:

Требования заключаются:

личностные результаты:

- в наличии устойчивого интереса к предмету, который отражается в самовыражении учащегося в творческой деятельности

- наличие эмоционального отношения е искусству

- позитивная самооценка своих музыкальных способностей.

-реализация творческого потенциала

-выражение чувства прекрасного

предметные результаты:

-умение определить характер и настроение музыки

-узнавание музыкальных инструментов

-знание разных видов оркестров и их групп

-знание имён выдающихся композиторов

-умение различать черты музыкальной речи разных композиторов

- проявление навыков вокально- хоровой деятельности

-понимать и соотносить выразительные и изобразительные интонации

метапредметные результаты:

-умение строить высказывание о музыке

-установление причинно - следственной связи

-формулировать собственное мнение

-осуществление простых обощение

-умение проводить сравнение музыкальных произведений

- умение устанавливать простые аналогии между произведениями

-наличие стремления при решении музыкально - творческих задач

-стремление к продуктивному сотрудничеству.

Критерии оценивания:

Согласно рекомендации Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (методическое письмо от 19.11. 1998г., МОРФ от 25.09.2000г.), с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе разработаны критерии оценивания результатов учебной деятельности.

1. В течение 1-го класса цифровые оценки учащимся не выставляются. До введения отметок не применять никакие другие знаки оценивания: звездочки, цветочки.

2. С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводятся различные подходы к выставлению отметок:

«выполнил» или «не выполнил» требования;

«усвоил» или «не усвоил» программные требования;

по уровням - низкий, средний, высокий; 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уровни;

«зачет - незачет»;

баллы (многобальной системы);

цифровая отметка четырёхбальной системы. Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»).

3. За основу оценивания следует брать характеристику цифровой отметки:

«5» («отлично») - высокий уровень - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») - средний уровень - наличие 2-3 ошибок или 4 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») - ниже среднего уровня - наличие не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - низкий уровень - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

4. Вводится оценка за общее впечатление от письменной работы. «Сущность» ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, на полях, в журнал не вносится. Два недочета приравнивается к одной ошибке. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается, если:

в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки



Календарно -тематическое планирование

предмета «Музыка» в 4-ом классе

2015-2016 уч. г.

дата

№№

Разделы и подтемы

часы

Содержание урока

Методы и приёмы работы

Домашнее задание

«Музыкальное путешествие»

34ч.


1 четверть



1.1

«Россия - любимая наша держава…»

1

Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы Родины в его произведениях.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения

Рис. к музыке С. Рахманинова

1.2

Великое содружество русских композиторов.

1

Знакомство по материалам и изображениям учебника с представителями кружка Балакирева. Мотивы объединения членов «Могучей кучки»

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения

Стр.9

вопросы

1.3

Великое содружество русских композиторов

1

Исторические идеи , идеи народности в опере М. Мусоргского «Хованщина». Особенности стихосложения в вокальном творчестве М. Мусоргского.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения,

междисциплинарных связей

_____

1.4

Тема Востока в творчестве русских композиторов

1

Воплощение восточных сказок и плясок в творчестве композиторов - членов «Могучей кучки»

Индивидуально- групповая

наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения и проникновения

Стр.14-15

читать

1.5

Музыка Украины

1

Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским танцем - гопаком., а также с украинским народным инструментом - бандурой.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления

Определения-

Гопак, бандура

1.6

Музыка Белоруссии.

1

Белорусская народная музыка - её характер, условия бытования. Музыка Белоруссии, посвящённая Великой Отечественной войне. Знакомство с народным белорусским инструментом - цимбалами.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления

Песня «Бульба»

1.7

Музыкант из Желязовой Воли.

1

Гений мировой музыкальной культуры - Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польскими танцами.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления


____

1.8

Блеск и мощь полонеза.

1

Польский национальный танец - полонез. Его происхождение , условия бытования и исполнения. Сравнение двух полонезов М. Огиньского и М. Глинки.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления, междисциплинарных связей

Что такое полонез?

1.9

Музыкальное путешествие в Италию.

1

Италия - страна величайших культурных ценностей, родина оперы, бельканто. Венеция - город чудес, и посвящение ему романса М. И. Глинкой.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сопоставления и контраста

Сообщение о

Венеции

2 четверть






2.1

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

1

Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии. Отличительные черты творчества Верди.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сопоставления и контраста


____

2.2

Музыкальная Австрия Венские музыканты.

1

Австрия - центр музыкальной культуры Европы. Венские классики - Гайдн , Бетховен, Моцарт. Расцвет ряда музыкальных жанров в их творчестве.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления

Стр. 49

вопросы

2.3

Знаменитая Сороковаяя.

1

Характерные стилевые особенности венских классиков. Лирические образы в творчестве В. Моцарта. Знакомство с жанром - симфонии.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, метод переноса знаний прошлых уроков

Что такое симфония?

2.4

Героические образы Л. Бетховена.

1

Героико - драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано - солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, проблемно- поисковый

Стр. 57

Вопр. 1-3

2.5

Песни и танцы Ф. Шуберта.

1

Важнейшие вехи в творчестве Ф. Шуберта. Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в его творчестве.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения

Стр.61

Вопр. 5

2.6

«Не ручей - море ему имя.»

1

Содержательные особенности творчества И. Баха. Роль в его творчестве органа. Органные импровизации.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения и осознания

Стр. 65

вопросы

2.7

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

1

Содержательные особенности музыки Э. Грига. Темы и персонажи его произведений и музыки Норвегии в целом.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения

Стр 72 «Пер Гюнт»- читать

3 четверть


3.1

«Так полюбил я древние дороги…»

1

Духовные и исторические события русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, междисциплинарных связей

Стр 7

вопр. 1

3.2

Ноктюрны Ф. Шопена.

1

Знакомство с жанром - ноктюрна. Значение слова - ноктюрн и особенности содержания в средствах выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Шопена.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод


3.3

«Музыкам Шопена - это пушки, прикрытые цветами»

1

Отклик на события национального восстания в творчестве Шопена. «Революционный этюд» и воплощение контрастных образов.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения


3.4

Арлекин и Пьеро.

1

Карнавал. Карнавал в Италии, его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в творчестве Р. Шумана.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, междисциплинарных связей

Понятие «карнавал»

3.5

В подводном царстве.

1

Воплощение образов подводного царства в музыке. Сравнение образов Р- Корсакого и Щедрина.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод

Стр. 21 вопр.3-4

3.6

Цвет и звук: музыка витража.

1

Витражи в музыке и изобразительном искусстве. Эффекты «музыкального витража» и игра красок в музыке Мессиана.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод

Стр . 23

понятие витража

3.7

Вознесение к звёздам.

1

Тема Востока в творчестве Массиана. Смысловые грани и особенности композиции, оригинальность инструментовки. Кульминационность.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод

Стр. 26-27

читать

3.8

Симфонический оркестр.

1

Группы музыкальных инструментов в составе симфонического оркестра. Родство музыкальных инструментов.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления

Стр. 31-32

Группы симф оркестра

3.9

Симфонический оркестр.

1

Тембровые особенности и возможности звучания симфонического оркестра.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления

Стр. 35

Вопр. 1-2

3.10

Поэма «Прометей»

1

Претворение мифа о Прометее в музыке. Прометеев аккорд. Световая строка в партитуре симфонической поэмы.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, междисциплинарных связей


____

4 четверть



4.1

«Жизненные правила для музыкантов Р. Шумана»

1

Продолжение знакомства с правилами юных музыкантов на примерах повторения музыкального материала.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, переноса знаний

Стр . 41

вопросы

4.2

Джазовый оркестр.

1

Рождение джаза. Ритм- основа джазовой музыки. Группа солирующих инструментов джаз - банда. Интонации и тембры оперы Дж. Гершвина.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления, эмоционального погружения

Стр. 45

вопросы

4.3

Что такое мюзикл.

1

Знакомство жанром мюзикла. Специфика содержания и композиционного строения. Фрагменты.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления, переноса знаний

Стр .49

мюзикл

4.4

Под небом Парижа.

1

Культурно - исторические памятники Парижа. Париж музыкальный. Многообразие стилей и жанров. Творчество Э. Пиаф.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия

Стр. 53

Ворп.2

4.5

Петербург. Белые ночи.

1

Явления белых ночей в искусстве. Соотношение и сравнение образов.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия

Стр .54-58

Читать

4.6

«Москва…как много в этом звуке…»

1

Москва- как крупнейший культурный и исторический центр России и мира. Страницы истории в искусстве.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия

Стр .59

читать

4.7

«Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна»

1

Звучащая символика государства. Содержание и характер.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия


___

4.8

Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна»

1

Урок обобщения, основанный на развитии патриотизма к родине.

Индивидуально- групповая

Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия, творческо- испольнительский

___

4.9

РЕЗЕРВ

1








35 ч.





Календарно - тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка» под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Наличие же резервного урока в завершении учебного года объясняется тем, что по авторской программе курс 4-ого класса рассчитан на 34 часа, а в календарном учебном году 35 учебных недель.





















Список методической литературы:


  1. Ю.Б. Алиев Ю.Б. Алиев настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000

  2. Алиев Методика музыкального воспитания детей. Воронеж: НПО « МОДЭК» , 1998.

  3. Арчажникова О.А. Профессия- учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.

  4. Асафьев Б.Н. Избранные статьи о музыкальном образовании.Л.: Музыка, 1973.

  5. Вершинина Г.Б. « …Вольна о музыке глаголить…» Новая школа, 1996.

  6. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. Сов. Композитор, 1977

  7. Шацкая В.Н. Музыкально- эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Просвещение, 1975

  8. Программа « Музыка» Составители: Ю. Алиев, Науменко, Кичак.

  9. Грозденская Н. Л. Слушание музыки в школе. Изд- во Акад . пед. Наук РСФСР , 1961

  10. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Академия, 2000

  11. Выготский Л. С. Психология искусства. М .: Искусство , 1968.

  12. Школяр Л. В. Музыкальное воспитание в школе М. : Академия, 2001

  13. КабалевскийД. Б. Про трёх китов и про многое другое…М.: Детская литература, 1970

  14. Музыкальное восприятие школьников. Сб. статей Под ред. М.А. Румер М. : Педагоги






© 2010-2022