Конспект урока на тему Музыка в народном стиле

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Музыка в народном стиле»

ФИО (полностью)

Михайленко Светлана Николаевна

Место работы

МАНОУ «Шуховский лицей»

Должность

учитель

Предмет

музыка

Класс

2 класс

Тема и номер урока в теме

3 четверть «Музыка в народном стиле»

Базовый учебник

Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 2 класс, Москва «Просвещение» 2015 г.

Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.

  2. Развитие вокальных навыков; развитие чувства ритма в системе ритмической работы.

  3. Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой "Светит месяц" с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала.

Музыкальный материал к уроку:

1. Светит месяц - русская народная плясовая (слушание и исполнение).

2. "Камаринская" - из "Детского альбома" П.И.Чайковского (слушание).

Ход урока

1. Вступительная беседа

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова "Ты откуда, русская, зародилась музыка?.." Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.

- Пролетели утки - уронили дудки.
Пролетели гуси - уронили гусли.

- Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?

- Говорит, что с песней на Руси родились.

- Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.

2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой "Светит месяц"

И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

- Хоровод и плясовая.

- Чем они отличаются?

- Хоровод - медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая - подвижный, задорный, парный танец.

- Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой - вы скажете сами. В ходе работы.

Работу мы начнем с начала.

Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.

Что это?

- Это ритм.

- И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?

- Из долей ТА и ТИ.

- Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?

- Количество долей ТА в такте.

- На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.

Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.

На доске запись ритмической партитуры плясовой "Светит месяц"

А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.

- Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

- Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.

- Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.

Исполнение мелодии плясовой "Светит месяц" с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней

- Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог "ДО" в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.

Исполнение мелодии в темпе на слог "ДО"

- Это мелодия плясовой. Так как…

- Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой "Светит месяц". И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

- Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…

- Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

3. Слушание плясовой "Светит месяц" с ритмопластическим сопровождением

- Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.

Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

- Из "Детского альбома" П.И.Чайковского.

- И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.

- Это были Вальс, Полька и Камаринская.

- Какой же из этих танцев родился в России?

- Камаринская.

- Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова "в народном стиле"? Как вы их понимаете?

- Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.

- Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

4. Слушание "Камаринской" из "Детского альбома" П.И.Чайковского.

- Она близка к русской плясовой.

- Согласна с вами. И мелодию "Камаринской" П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

- Русская народная плясовая "Светит месяц" и "Камаринская" из "Детского альбома" П.И.Чайковского.

- Чем они отличаются?

- Плясовая - исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

"Камаринская" - это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.

- Что же их тогда объединяет?

- Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе - плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

- Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали - откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

Спасибо за урок.




© 2010-2022