Программа кружка по музыке Мир музыки 5 класс ФГОС

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка по музыке Мир музыки 5 класс ФГОСБОУ "Нюксенская средняя общеобразовательная школа"







Рабочая программа

внеурочной деятельности

по музыке







для обучающихся 5 класса,





Автор: Малафеевская Виктория Ивановна, учитель музыки, 1 квалификационная категория


с. Нюксеница
2015 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР МУЗЫКИ»

Пояснительная записка

Основой рабочей программы по внеурочной деятельности по вокалу для обучающихся 5 класса послужили детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005г. и пособие для родителей и педагогов М. А. Михайловой «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», Ярославль, «Академия развития», 2006

Направленность программы музыкального кружка «Мир музыки» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год обучения.

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС основного общего образования) учитывается основная цель:

формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, расширение кругозора в музыкальной культуре.

Задачи кружковой деятельности:

  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  3. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

  4. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, музыкальными инструментами, жизнью и творчеством знаменитых композиторов.

  5. Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.

  6. Развивать творческие способности школьников.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от10 - до12 лет.

Формы и методы работы

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Важной формой занятий данного кружка являются просмотры видеофильмов с выступлениями детей на конкурсах, концертах, Евровидении, различные манеры исполнения, сценические образы и другое. Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю, всего - 68 часов в год в соответствии с учебным планом БОУ «Нюксенская СОШ» на 2015-16 учебный год. Каждое занятие длится 45 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии , как пониманию чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Введение.

В мире загадочных звуков

Вокальная работа

Творчество в музыке

Музыкальные инструменты

Музыкальные понятия

Зарубежные композиторы

Музыка России

Повторение и обобщение курса «Мир музыки».

1

2

4

2

2

6

6

4

1

1

3

8

6

3

9

5

4

1

2

5

12

8

5

15

11

8

2


28

40

68



Тематическое планирование занятий



ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1-2

3-4

5-6

7

8-9

10

11-13

14

15-17

18-19

20-21

22-23

24-25

26-27

28-29

30-31

32

33-34

35-37

38-40

41-42

43

44-45

46-47

48

49-50

51-52

53-54

55-56

57-58

59-61

62-63

64-66

67-68


Введение. От природы музыкален каждый. Что такое музыкальность?

В мире загадочных звуков. Свойства, сила, высота звука.

В мире загадочных звуков. Динамика, ритм, тембр.

Практическое занятие по теме: «Звук»

Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой.

Советы по правильному пению

Учебные игры по пению

Зачем нужны игры со словом?

Развитие восприятия и музыкальной памяти

Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки.

Мы «рисуем» музыку.

Творческие песенные игры

Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности

Игровые задания пластической и речевой выразительности

Творчество в игре на музыкальных инструментах

Виды музыкальных инструментов

Игра «Музыкальное лото»

Музыкальные ключи. Сольфеджио. Соло.

Кто придумал ноты? Камерная музыка. Ансамбль. Мелодия. Унисон.

Виды музыкального искусства. Опера. Балет.

А капелла и кантата. Симфония и соната.

Певческие голоса

Музыкальные жанры

Оркестр. Виды оркестров. Дирижер.

Кто и как сочиняет музыку?

Музыка И. С. Баха. Полифония и гомофония

Виртуоз-импровизатор - В.А. Моцарт

Судьба и музыка Людвига ван Бетховена

Музыкальный романтик - Франц Шуберт

Штраусы - «короли вальса»

Музыка России: песни, инструменты, композиторы

«Могучая кучка» русских композиторов»

Современная музыка

Повторение и обобщение курса «Мир музыки»

Содержание знаний, умений, навыков детей:

К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.

Учащиеся должны:

- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;

- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне от первой октавы - до второй октавы;

- различать звучание мажора и минора.

- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

- иметь любимые произведения;

- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

- положительно относиться к музыке русского народа;

- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;

- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;

- знать состав оркестра русских народных инструментов;

- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;

- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

Уметь:

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы - ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) - ля (си) первой октавы;

- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта;

- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.

Литература

1. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

2. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

3. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

4. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

5. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

6. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

7. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005

  2. М. А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2006

  3. Н.Б. Улашенко «Нестандартные уроки музыки», Волгоград, изд. «Корифей», 2006

  4. О.Д. Ушакова «Великие композиторы», справочник школьника, С-Петербург. «Литера», 2005

  5. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», сказки о музыкантах

Учебно-методическое обеспечение

  1. Ноутбук с колонками

  2. Музыкальный центр

  3. Музыкальные инструменты

  4. Микрофоны с микшером

  5. Проектор мультимедиа

  6. Аудио и видеотека

  7. Фонограммы (минус, плюс, караоке)

  8. Учебная, методическая, художественная литература



8


© 2010-2022