Рабочая программа по музыке 5-7 кл

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»



Рассмотрено на педагогическом совете: протокол № ____ от _____________

Утверждено: приказ № ___ от ______ ______________ директор школы Т.В. Никишина

Программа

по учебному предмету

«Музыка»

для 5-7 классов





















Оглавление

Оглавление 2

I.Пояснительная записка 3

II.Общая характеристика учебного предмета 4

III.Описание места учебного предмета в учебном плане 5

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5

V.Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные 6

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 12

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: 23



































  1. Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Музыка» для 5-7 классов МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлена на основании следующего нормативно - правового документа:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.10.2009).

Программа реализуется через УМК «Школа России» (Музыка. Учебник. 5-7 класс. (сост. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение.).

Программа составлена на основе авторской программы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, «Музыка» (Сборник рабочих программ «Школа России» 5-7 класс / М: «Просвещение».), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На ступени основного общего образования реализуются четыре междисциплинарные учебные программы: «Формирование УУД» «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом.

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Цели программы:

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также - творческих способностей детей.


II.Общая характеристика учебного предмета

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на дан­ном этапе приобретает в большей степени деятельностный ха­рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного со­трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред­ставлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музы­кально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, со­циального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной дея­тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ­ников в художественно-педагогическом процессе.

Преемственность содержания программы V-VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

-включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слу­ха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;

-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Основные методические принципы построения программы V-VII классов:

  • Принцип увлеченности

  • Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя

  • Принцип тождества и контраста

  • Принцип интонационности

  • Принцип диалога культур

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообраз­ны и направлены на полноценное общение школьников с вы­сокохудожественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произве­дение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интони­рование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь­ные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации му-1ыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое нача­ло учащихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги­нальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбивших­ся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) дея­тельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование методов художественной педагогики:

  • Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки

  • Метод интонационно-стилевого постижения музыки

  • Метод эмоциональной драматургии урока

  • Метод концентричности изучения музыкального материала

  • Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)

  • Метод создания композиций

  • Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)

Форма организации учебного процесса - урок.


III.Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение музыки в 5-7 классах выделяется 105 часов (по 35 часов, 1 час в неделю).

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном пространстве.


V.Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.







Предметные результаты:

5 класс:

Обучающиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


6 класс

Обучающиеся научатся:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.



7 класс

Обучающиеся научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

VI. Содержание учебного предмета

Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Му­зыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкаль­ная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориенти­рованы на сохранение преемственности с курсом музыки в на­чальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонаци­онно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; во­кально-инструментальная и камерно-инструментальная. Му­зыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направле­ния, национальные школы и их традиции, творчество выдаю­щихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Компози­тор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Все­общность музыкального языка. Жизненное содержание музы­кальных образов, их характеристика и построение, взаимо­связь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и конт­раст. Противоречие как источник непрерывного развития му­зыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX- XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и ин­тонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное твор­чество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музы­кального творчества. Этническая музыка. Музыкальная куль­тура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов ака­демического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мю­зикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные тех­нологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечествен­ные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академи­ческий. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфони­ческий, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.


5 класс

Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.

Что роднит музыку с литературой. Сюже­ты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка рус­ская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.




6 класс

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Со­чинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического ор­кестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы рус­ской духовной и светской музыки (знаменный распев, пар­тесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейс­кой духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кан­та, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

7 класс

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жиз­ненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музы­ки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство ис­полнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские кол­лективы.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий для освоения учащимися содержания музы­кальных произведений.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5 класс (35 ч.)

Тема (раздел)

Коли-чество часов

Планируемые предметные результаты

Характеристика деятельности учащихся

Проектная деятельность учащихся

Формы контроля

Музыка и литература

17 ч.

Обучающийся научится:

-Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

-Исполнять народные песни, песни о родном крае.

-Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

-Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах темы.

-Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы


Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

-Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

.

Выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литератур­ных произведений в драматизации, ин­сценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструмен­тах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой те­мы.

Размышлять о знакомом музыкаль­ном произведении, высказывать сужде­ние об основной идее, средствах и фор­мах ее воплощения.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоя­тельно выбранным литературным обра­зом.

Находить жанровые параллели меж­ду музыкой и другими видами искус­ства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкального произведения в пе­нии, музыкально-ритмическом движе­нии, поэтическом слове, изобразитель­ной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литера­туры.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Понимать особенности музыкально­го воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произ­ведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музы­кальных инструментов.

Определять характерные черты му­зыкального творчества народов России и других стран при участии в народных иг­рах и обрядах, действах и т.п.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.

Участвовать в коллективной испол­нительской деятельности (пении, плас­тическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах - элементар­ных и электронных).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творчес­ких тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ре­сурсы Интернета для поиска произведе­ний музыки и литературы.




Музыка и изобразительное искусство

18 ч

Обучающийся научится:

-Понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства

-Определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной музыки.

-Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

-Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.


Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

-Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.


Выявлять общность жизненных ис­токов и взаимосвязь музыки с литерату­рой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, об­разов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразитель­ного искусства, театра, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений.

Исполнять песни и темы инструмен­тальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматиза­ции, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию про­изведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Ин­тернет.

Самостоятельно работать с обучаю­щими образовательными программами.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.




6 класс (34ч.)

Тема (раздел)

Коли-чество часов

Планируемые предметные результаты

Характеристика деятельности учащихся

Проектная деятельность учащихся

Формы контроля

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17 ч.

Обучающийся научится:

- Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора.

-Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

- соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.

-Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

- размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.


Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

-Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.

-Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Различать простые и сложные жан­ры вокальной, инструментальной, сце­нической музыки.

Характеризовать музыкальные про­изведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные

образы.

Наблюдать за развитием музыкаль­ных образов.

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классичес­кого репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий зна­комых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Участвовать в коллективной дея­тельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музы­кально-творческой деятельности знако­мые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе испол­нителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопро­вождения.

Воспринимать и определять разно­видности хоровых коллективов по мане­ре исполнения.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании тан­цевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Исполнять музыку, передавая ее ху­дожественный смысл.

Оценивать и корректировать собст­венную музыкально-творческую деятель­ность.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпане­мент в соответствии с жанровой основой произведения.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.




Мир образов камерной и симфонической музыки

18ч.

Обучающийся научится:

- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.

-различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

- определять тембры музыкальных инструментов.


Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

-Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

-Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

-Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;

-Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;

-Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Соотносить основные образно-эмо- циональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства на­родной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, му­зыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (со­вершенствовать умения и навыки само­образования).

Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений.




7 класс (34ч.)

Тема (раздел)

Коли-чество часов

Планируемые предметные результаты

Характеристика деятельности учащихся

Проектная деятельность учащихся

Формы контроля

Особенности драматургии сценической музыки

17ч.

Обучающийся научится:

-Понимать неповторимость музыкальных произведений.

-Уметь проанализировать музыкальное произведение.

-Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев.

-Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.



Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель).

Эмоционально-образно восприни­мать и оценивать музыкальные произ­ведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в си­туации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отече­ственных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкальных произведений, ис­пользуя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического дви­жения, импровизации.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искус­ства.

Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык про­изведений мирового музыкального ис­кусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справоч­ной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать твор­ческие биографии композиторов, испол­нителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.

Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями поселка.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.




Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18ч.

Обучающийся научится:

-понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально - симфонической музыки.

-сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку

( русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения),

-высказывать личностное отношение к произведениям.

-понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения.


Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

-понимать особенности развития музыки в камерных жанрах.

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.


Сравнивать музыкальные произведе­ния разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в му­зыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкаль­ные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации куль­турного досуга, при составлении домаш­ней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкаль­ные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, му­зеи).

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музы­кальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) вопло­щения различных художественных обра­зов.

Самостоятельно исследовать твор­ческую биографию одного из популяр­ных исполнителей, музыкальных коллек­тивов и т.п.

Обмениваться впечатлениями о те­кущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятель­ность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных про­изведений.



VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Книгопечатная продукция

1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

2. Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение.

3. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина -М.: Просвещение.

4. Уроки музыки 5-7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение.

5. Уроки музыки. 5-7 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :Просвещение.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение.

7. Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.

8. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

9. Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.

10. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

11. Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.

12. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.


Печатные пособия

  • Портреты композиторов.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Магнитная доска

  • Интерактивная доска

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер, документ камера.

Музыкальные инструменты

  • Пианино

  • Клавишный синтезатор


Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате­риал.



© 2010-2022