- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 5-7 кл
Рабочая программа по музыке 5-7 кл
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кокорева И.А. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Рассмотрено на педагогическом совете: протокол № ____ от _____________
Утверждено: приказ № ___ от ______ ______________ директор школы Т.В. Никишина
Программа
по учебному предмету
«Музыка»
для 5-7 классов
Оглавление
Оглавление 2
I.Пояснительная записка 3
II.Общая характеристика учебного предмета 4
III.Описание места учебного предмета в учебном плане 5
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5
V.Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные 6
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 12
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: 23
-
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Музыка» для 5-7 классов МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлена на основании следующего нормативно - правового документа:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.10.2009).
Программа реализуется через УМК «Школа России» (Музыка. Учебник. 5-7 класс. (сост. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение.).
Программа составлена на основе авторской программы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, «Музыка» (Сборник рабочих программ «Школа России» 5-7 класс / М: «Просвещение».), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На ступени основного общего образования реализуются четыре междисциплинарные учебные программы: «Формирование УУД» «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом.
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Цели программы:
-
формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
-
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
Задачи программы:
-
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
-
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
-
освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
-
изучение особенностей музыкального языка;
-
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также - творческих способностей детей.
II.Общая характеристика учебного предмета
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Преемственность содержания программы V-VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:
- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
-включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;
-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;
-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.
Основные методические принципы построения программы V-VII классов:
-
Принцип увлеченности
-
Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя
-
Принцип тождества и контраста
-
Принцип интонационности
-
Принцип диалога культур
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации му-1ыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Реализация данной программы предполагает использование методов художественной педагогики:
-
Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки
-
Метод интонационно-стилевого постижения музыки
-
Метод эмоциональной драматургии урока
-
Метод концентричности изучения музыкального материала
-
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)
-
Метод создания композиций
-
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)
Форма организации учебного процесса - урок.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки в 5-7 классах выделяется 105 часов (по 35 часов, 1 час в неделю).
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном пространстве.
V.Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные
Личностные результаты:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
5 класс:
Обучающиеся научатся:
-
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
-
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
-
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
-
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
-
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
-
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
-
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
-
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
6 класс
Обучающиеся научатся:
-
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
-
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
-
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
-
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
-
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-
совершенствовать умения и навыки самообразования.
7 класс
Обучающиеся научатся:
-
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
-
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
-
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
-
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
-
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
-
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
-
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
-
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
VI. Содержание учебного предмета
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX- XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 класс (35 ч.)
Тема (раздел)
Коли-чество часов
Планируемые предметные результаты
Характеристика деятельности учащихся
Проектная деятельность учащихся
Формы контроля
Музыка и литература
17 ч.
Обучающийся научится:
-Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
-Исполнять народные песни, песни о родном крае.
-Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
-Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах темы.
-Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
-Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
.
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.
Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах - элементарных и электронных).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Музыка и изобразительное искусство
18 ч
Обучающийся научится:
-Понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства
-Определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной музыки.
-Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
-Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
6 класс (34ч.)
Тема (раздел)
Коли-чество часов
Планируемые предметные результаты
Характеристика деятельности учащихся
Проектная деятельность учащихся
Формы контроля
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
17 ч.
Обучающийся научится:
- Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
-Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
- соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.
-Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.
- размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
-Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.
-Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.).
Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.
Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.
Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.
Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.
Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.
Мир образов камерной и симфонической музыки
18ч.
Обучающийся научится:
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
-различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять тембры музыкальных инструментов.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;
-Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
-Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;
-Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;
-Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Соотносить основные образно-эмо- циональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.
Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
7 класс (34ч.)
Тема (раздел)
Коли-чество часов
Планируемые предметные результаты
Характеристика деятельности учащихся
Проектная деятельность учащихся
Формы контроля
Особенности драматургии сценической музыки
17ч.
Обучающийся научится:
-Понимать неповторимость музыкальных произведений.
-Уметь проанализировать музыкальное произведение.
-Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев.
-Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.
Определять роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель).
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.
Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских проектах.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями поселка.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18ч.
Обучающийся научится:
-понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально - симфонической музыки.
-сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку
( русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения),
-высказывать личностное отношение к произведениям.
-понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
-понимать особенности развития музыки в камерных жанрах.
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.
Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений.
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.
Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.
Осуществлять проектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Книгопечатная продукция
1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
2. Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение.
3. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина -М.: Просвещение.
4. Уроки музыки 5-7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение.
5. Уроки музыки. 5-7 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :Просвещение.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение.
7. Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
8. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
9. Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
10. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
11. Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
12. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Печатные пособия
-
Портреты композиторов.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
-
Магнитная доска
-
Интерактивная доска
-
Мультимедийный проектор
-
Компьютер, документ камера.
Музыкальные инструменты
-
Пианино
-
Клавишный синтезатор
Оборудование класса
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
-
Стол учительский с тумбой.
-
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
-
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материал.