• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка урока по музыке на тему: Фольклор в творчестве русских композиторов. Что за прелесть эти сказки! (5 класс)

Разработка урока по музыке на тему: Фольклор в творчестве русских композиторов. Что за прелесть эти сказки! (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Урок по музыке в 5 классе

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов.

« Шахерезада» .Симфоническая сюита ( фрагменты) музыка

Н.А.Римского - Корсакова»

Цель: понять интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов на примере симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада»; понимать специфику музыки сюиты; выявлять родство художественных образов и различать особенности видов искусства музыки и литературы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация; видеофрагменты симфонической сюиты Н.Римского-Корсакова «Шахерезада»

плакаты и эмблемы; отрывки из литературного источника.

Планируемые результаты: умения сопоставлять произведения разных видов искусства, давать характеристику героев; умения выразительно читать; воспринимать и анализировать музыку и соотносить её с характерами героев.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем необычный урок, где встретятся литература и музыка. На уроке мы познакомимся с новыми терминами, с новыми героями сказок,с новым произведением известного композитора - сказочника Н.А. Римского-Корсакова «Шахерезада».

Мы постараемся понять, как при помощи музыки можно выразить чувства героев, их переживания. Как мы озаглавим урок, это вы решите сами в конце урока.

На уроке будут проведены конкурсы, викторины, в которых будут участвовать три команды.(«Биографы»; «Музыковеды»; «Фольклористы»)

Представление команд: название, эмблема, плакат (работа в группах)

Актуализация имеющихся знаний.

Учитель: Взаимосвязи каких искусств мы с вами раскрывали на протяжении прошлых уроков?

Дети: Взаимосвязи музыки и литературы.

Учитель:Какие музыкальные жанры появились благодаря этой взаимосвязи?

Дети: песня, романс, гимн.

Закрепление пройденного материала

В ходе игры проходит повторение пройденных терминов: песня, романс, гимн, вокальная музыка, народная музыка, симфоническая миниатюра, программная музыка(работа с раздаточным материалом ).

Учитель: Правильно. И одной из граней этого соприкосновения было воплощение в музыке литературного фольклора - сказок, легенд, преданий. Давайте вспомним, с каким музыкальным произведением Вы познакомились на прошлом уроке? (Методический прием «Светофор». Светофор - это длинная полоска картона ( длиной - 9 см, шириной - 4 см), с одной стороны оклеенная красной бумагой, с другой - зеленой. Во время проведения устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают они ответ на вопрос (зеленая сторона - готов отвечать, красная - не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. После проведения устного опроса учитель имеет четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке (теме) дети усвоили хорошо, а что следует повторить еще раз).

Дети:С симфонической миниатюрой «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.

Учитель: Что же послужило литературной основой «Кикиморы»?

Дети: Литературной основой «Кикиморы» стало одно из сказаний русского народа.

Учитель: Верно. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов в музыке передал своё видение этого произведения. А как вы представили образ Кикиморы?

Ответы ребят.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой «Шахерезада» известного русского композитора-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова, учителя А.К. Лядова.

Показывается слайд №1(портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Группа 1- «Биографы» знакомят с краткой биографией композитора .

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - русский[en]композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока.

Он был мастером инструментовки, новатором гармонии. Н. А. Римский-Корсаков - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Николая Андреевича на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Римский-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех.

Творчество композитора разнообразно по жанрам,оно включает в себя: 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.

В области симфонической музыки, последовали «Садко» - симфоническая музыкальная картина, «Сербская фантазия»; «Шехеразада», которые обратили на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, и в особенности оркестровкой, в которой Римский-Корсаков проявил большой талант колориста и фольклориста.

В основе сюиты«Шехеразада» тоже лежит фольклор, но уже восточный.

Итак, тема нашего урока: «Восточный фольклор в музыке Н.А.Римского-Корсакова»

Учитель: Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять во все времена. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

Затем показывается слайд №2

Учитель: Глядя на эти картинки, я думаю, вам будет легко подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении?

Дети: верблюды, караван, песок, знойное солнце, пальмы, море, экзотические цветы и фрукты, шумный рынок, ковры и посуда с затейливым узорчатым орнаментом, индусы, причудливая мозаика дворца султана, восточные сказки…

Рассказ группы 2 «Фольклористы»:

Восточные сказки… они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей приключения Синдбада - морехода, Алладина, Али-бабы… Это герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Влечет Восток сияньем красок,
Зовет базарной суетой,
С Али-Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шахерезада начинает,
Для падишаха свой рассказ,
Багдадский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.

На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шелковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живет красавица одна.

Она зовется Шахерезадой

Она прекрасна и умна.

Учитель: Восточные сказки «101 ночь» не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского - Корсакова, который по их мотивам написал симфоническую сюиту «Шахерезада», состоящую из 4-х частей. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика - Шахерезады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Рассказ группы 3 «Музыковеды»:

Симфоническая сюита «Шехерезада» была написана Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение.

Программная музыка - это инструментальная музыка, имеющая словесную программу. Программой может служить название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения. Сюита- это цикл из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

У Н.А.Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию и тоже состоит из четырёх частей. Сюита и части сюиты имеют названия, т.е. имеют программу. Можно сказать, что композитор настраивает слушателей на определённые сюжеты и образы.

Н.А.Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей:

1- «Море и корабль Синдбада»,

2- «Фантастический рассказ Календера-царевича»,

3-«Царевич и царевна»,

4- «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу».

Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

Учитель:Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи, но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Эту симфоническую сюиту можно сравнить с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин Востока.

Учитель:Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры. Сейчас за пультом появится дирижер, и мы услышим фрагменты из симфонической сюиты «Шахерезада».

Мы послушаем 1 часть симфонической сюиты «Шахерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль».

Музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шахерезаду.Хочу заметить, что музыка сюиты - это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шахерезады.

Я попрошу определить характеры этих героев и их оружие.

Звучит музыка 1 части сюиты.

IV. Решение учебных задач(анализ музыкального произведения)

Учитель: Каковы характеры главных героев?

По окончании все заносится на доску в таблицу. Приём "Создай паспорт героя"(Приём интерактивного обучения, использован для создания характеристик героев музыкальных произведений)

Учитель: Как звучит тема Шахриара?

(Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь).

Учитель: Каково оружие же Шахриара? (грубая сила), а Шахерезады? (ее поэтический дар и безграничная фантазия).

Учитель: Похожи ли их характеры? (Нет. Они контрастны)

Учитель: Какие инструменты исполняют темы главных героев? (Шахерезада - скрипка соло; Шахриар - струнные и медные духовые инструменты в низком регистре).

Учитель: Какие особенности музыки придают теме Шахерезады восточный колорит? (мелодия Шахерезады напоминает затейливый восточный орнамент, как бы «вьется»)

Учитель: Обширный финал, который служит заключением 1 части рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями. (В эпилоге сюиты тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шахерезады. Ею заканчивается сюита).

Учитель: Свои впечатления о прослушанной музыке я попрошу выразить в рисунках, которые вы нарисуете дома к следующему уроку.

Исполнение песни.

Учитель: Конечно, каждому из нас хочется, чтобы чудеса встречались не только в сказках, но и в реальной жизни. Давайте вспомним песню, которую разучили на прошлом уроке и исполним ее.

Исполнение песни «Приходите в гости к нам»

V. Контроль знаний, обратная связь

Прием «Светофор»:

На каком музыкальном примере мы сегодня рассматривали связь музыки с литературой?

· Что явилось основой этого музыкального произведения?

· Какая музыка называется программной?

· Назовите основные музыкальные темы сюиты.

· Сколько в сюите частей?

· Какими инструментами пользуется композитор для создания музыкальных образов Шахерезады и Шахриара?

Учитель: «Шахеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это - рассказ одного лица - очаровательной сказочницы Шехеразады.

Домашнее задание.

Учитель:Нарисуйте, пожалуйста, дома свои впечатления от прослушанной 1-ой части сюиты. В классе мы устроим выставку ваших рисунков.

Подведение итогов конкурсов. Оценивание.

VI. Рефлексия.(игра «Микрофон»)

- Что нового я узнал на уроке?

-Чем интересны восточные сказки?

-Что объединяет восточные сказки и русские сказки ?

-Как музыка помогает литературе и наоборот?

Я предлагаю закончить нашу встречу гимном восточной сказки!

Гимн восточной сказки

Наш Восток - страна легенд,
Мифов, волшебства.
В сказке пусть царит всегда
Праздник торжества.
Нужно верить в чудеса,
Только лишь тогда,
Радость будет приносить
Сказка нам всегда.

Припев:
С нами сказка, с нами сказка,
Значит, будет всё в порядке.
За тобою, знаешь, сказка,
Все пойдём мы без оглядки.

Сквозь года, и сквозь века
Сказка к нам идёт.
И для каждого из вас
Волшебство несёт.
Кладезь мудрости она,
Мира, доброты,
Вместе с ней приходят к нам
Светлые мечты.

Припев:
С нами сказка, с нами сказка,
Значит, будет всё в порядке.
За тобою, знаешь, сказка,
Все пойдём мы без оглядки.

Учитель: У каждого на столе лежит кружок со смайликом - посмотрите, с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите тот, который соответствует вашему. А я посмотрю, с каким настроением вы уходите в свой класс…

Учитель: Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания.




Программная музыка - это инструментальная музыка, имеющая словесную программу.

Сюита- это цикл из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Николай Андреевич Римский-Корсаков- известный русский композитор-сказочник

ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

оперы по мотивам сказок-«Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Султане», «Сказка о золотом петушке»,симфоническая васюита «Шахерезада» и др.



© 2010-2022