Урок музыки в 7 классе Творчество Березовского

Урок-дискуссия Цель урока: исследовать православное направление русской музыки через сопоставление стилей европейской и русской музыки в творчестве русского композитора М.С. Березовского. Для удержания интереса к занятию на уроке используются следующие приёмы активизации учащихся: Демонстрации презентации музыкального фрагмента.Создание проблемных ситуаций, путём продуманных вопросов;Беседа;Глубокое проникновение в произведение. Слушание хорового концерта на фоне чтения 70-го псалма царя Дав...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Учитель высшей категории

МОУ СШ №6 г. Тутаева

Малюнова С.В.

«Не отвержи мене во время старости…»

Тема урока: «Не отвержи мене во время старости…»

Тип урока - Урок-дискуссия

Цель урока: исследовать православное направление русской музыки через сопоставление стилей европейской и русской музыки в творчестве русского композитора М.С. Березовского

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с биографией М.С. Березовского;

- знакомство с I частью. Allegro Сонаты для скрипки и клавесина и I частью хорового концерта «Не отвержи мене во время старости» композитора М. С. Березовского;

- знакомство с религиозными терминами и текстом 70 псалма Давида из Ветхого Завета «Не отвержи мене во время старости».

Развивающие:

- умение сопоставлять зрительный ряд с музыкальным восприятием;

- развитие творческого мышления;

- умение анализировать, сопоставлять музыку В.А. Моцарта и М. С. Березовского и делать вывод.

Воспитательные:

- воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения М. С. Березовского

- воспитание уважения к историческому наследию русского музыкального искусства

- воспитание духовно-нравственного восприятия музыки.

Содержание урока:

1. Звучит фонограмма на фоне презентации:

а) I часть Allegro Сонаты для скрипки и клавесина;

б) I часть хорового концерта «Не отвержи мене во время
старости» композитора М. С. Березовского.

2. Обсуждение увиденного и услышанного

3. Информация учителя: «Биография композитора».

4. Сопоставление творческой судьбы В. А. Моцарта и М. С. Березовского.

5. Вводная беседа и слушание I части хорового концерта «Не отвержи мене во время старости» композитора М. С. Березовского;

6. Обсуждение прослушанного музыкального произведения;

7. Заключительная часть урока - вывод

В ходе урока учащимися приобретают следующие знания, умения и навыки,

Знания:

- биография композитора М. С. Березовского;

- история создания I частьи. Allegro Сонаты для скрипки и клавесина и I часть хорового концерта «Не отвержи мене во время старости» композитора М. С. Березовского;

- знакомство с музыкальными терминами, с памятниками архитектуры Санкт-Петербурга, и с памятниками русской православной архитектуры.

Умения:

- уметь слышать и сопоставлять различные стили в музыке;

- уметь анализировать и делать вывод;

- уметь отстаивать и доказывать свою точку зрения;

Навыки:

- закреплять навык слушателя;

- развивать навыки дискуссии;

- способствовать развитию эмоциональности.

Урок делится на следующие этапы:

Этап урока

Формы работы учащихся

Методы и приемы

Временной расчет

Введение.


Исследование.

Погружение в музыкальное произведение.

Информационное сообщение.

Заключение.

Просмотр и слушание.

Ответы на вопросы

Сопоставление;

Дискуссия;

Слушание;

Сопоставление;

Анализ;

Слушание и усвоение нового материала

Просмотр и слушание.

Формулировка вывода.

Главный метод на уроке: тождество и контраст;

Метод демонстрации видеоматериалов и музыкальных фрагментов.

Теоритико-практический метод: анализ музыкального произведения;

Словестные методы.

Теоритико-практический метод: анализ музыкального произведения;

Метод демонстрации музыкальных фрагментов;

Словестные методы: беседа, дискуссия

Словестные методы: рассказ, беседа,

Метод закрепления изучаемого материала;

Метод демонстрации видеоматериалов и музыкальных фрагментов.

3 мин.

3 мин.

10 мин.

10 мин.

4 мин.

5 мин.

5 мин.

Обоснование иллюстраций к уроку

На уроке используется презентация состоящая из двух частей, дающих визуальное подтверждение воспринимаемой музыки. Ι часть презентации - панорама Петербурга, Летний сад, набережная Невы, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, памятник Петру I отражает европейский стиль русской столицы на фоне русской музыки в европейском стиле, написанной юным М. С. Березовским обучавшемся в это время в Болонской Академии искусств, постигая итальянскую музыкальную систему. ΙΙ часть презентации - звучит в окаймлении русской православной архитектуры, иконописи: церковь Покрова Богородицы, Киевская София, Успенский собор, иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы на фоне хорового Концерта, написанного на древнейший библейский 70-й псалом царя Давида после окончания Киевской духовной академии, работая в знаменитой творческой духовной капелле Петербурга.

Для удержания интереса к занятию на уроке используются следующие приёмы активизации учащихся:

  • Демонстрации презентации музыкального фрагмента: Соната для скрипки и клавесина, созданная в Италии, звучит на фоне зрительного ряда: панорама Петербурга, Летний сад, набережная Невы, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, памятник Петру I. Музыка хорового концерта, написанная на древнейший библейский 70-й псалом царя Давида, звучит в окаймлении русской православной архитектуры, иконописи: церковь Покрова, Успенский собор во Владимире, иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы.

  • Создание проблемных ситуаций, путём продуманных вопросов;

  • Беседа;

  • Побуждать учащихся делать сравнения;

  • Логически осмысленно и последовательно излагать мысли, с выделением главных, наиболее существенных положений;

  • Глубокое проникновение в произведение. Слушание хорового концерта на фоне чтения 70-го псалма царя Давида

  • Живой интересный рассказ. Яркость фактов;

  • Оригинальность выводов, новые сведения;

  • Новые исторические документы.

Проект записи на доске и в тетради.

Максим Созонтович Березовский

(1745 - 1777г.г.)

«Успех возвысил его. Неудачи - убили...»

К. Ковалев

Оборудование урока: Мультимедиа, экран, Аудио проигрыватель, диск с произведениями М.С. Березовского, презентация.

Конспект урока на тему «Не отверзе мене во время старости…»

Максим Созонтович Березовский

(1745 - 1777г.г.)

«Успех возвысил его. Неудачи - убили...»

К. Ковалев

(запись на доске)

У. - Сегодня на уроке нам предстоит открыть для себя замечательного, искреннего композитора.

Звучит фонограмма:

а) I часть Allegro Сонаты для скрипки и клавесина;

б) I часть хорового концерта «Не отвержи мене во время
старости» композитора М. С. Березовского.

Соната для скрипки и клавесина, созданная в Италии, звучит на фоне зрительного ряда: панорама Петербурга, Летний сад, набережная Невы, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, памятник Петру I.

Музыка хорового Концерта, написанная на древнейший библейский 70-й псалом царя Давида, звучит в окаймлении русской православной архитектуры, иконописи: церковь Покрова Богородицы, Киевская София, Успенский собор, иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы.

После прослушивания учитель обращается к учащимся.

У. - Как вы думаете, созвучна ли музыка по своему стилю, вызываемым чувствам, пафосу этим памятникам? Прозвучавшие фрагменты произведений принадлежат русскому или иностранному композитору? Если музыка иностранного композитора, то кому она близка по стилю?

- Второй музыкальный фрагмент несомненно написан русским композитором, так как в нем слышны наиболее характерные черты русской музыки: широта, напевность, лиричность и задумчивость. Первый музыкальный фрагмент написан европейским композитором, по стилю близок Моцарту, музыка камерная, нарядная.

У - Почему близкая Моцарту музыка звучала на фоне Петербурга, не кажется ли это странным?

. - Виды Петербурга созданы европейскими мастерами, это «заемная» архитектура, но почва, земля - русская, своя.

У. - А можете ли вы представить, что эти два произведения написал один человек, русский композитор, чье творчество является достоянием отечественной культуры, его имя - Максим Созонтович Березовский. Два имени: Моцарт и Березовский - две судьбы - два гения - одно время - XVIII век. Мы ни в коем случае не будем сравнивать музыку этих композиторов. Мы попытаемся больше узнать о русском композиторе, творившем вместе с Моцартом, чьи судьбы, непризнанных гениев, чем-то похожи.

Далее учитель знакомит старшеклассников с биографией Березовского.

По данным биографов прошлого столетия, родился композитор Березовский 16 октября 1745 года в городе Глухове - одном из крупных центральных городов тогдашней Украины. Кто были его родители - неизвестно, также неизвестно, как он попал в школу певчих, а потом в Киевскую духовную академию. От природы он обладал абсолютным музыкальным слухом, даром композиции, первые свои хоровые концерты стал сочинять, занимаясь еще в духовной академии. Счастливый случай, и Березовский - в именитой творческой капелле в Петербурге. Юный композитор осваивает итальянскую музыкальную систему. Интересно, что он пробует себя и как актер-трагик, участвуя в сценах придворного театра. Березовский постоянно сочиняет. Так, однажды в знаменитой Янтарной комнате Екатерининского дворца под Петербургом состоялся концерт. «Камер-курьерский журнал» уточняет дату события: 22 августа 1766 года. Мы узнаем, что «для пробы придворными певчими пет был концерт, сочиненный музыкантом Березовским».

Композитора отправляют пенсионером в Италию, в знаменитую Болонскую филармоническую академию. Среди именитых российских музыкантов Березовский одним из первых был послан в далекую Италию; он как бы открыл туда дорогу многим. Его учителем становится известный педагог Падре Мартини, которы выдвигает молодого русского композитора на соискание звания академика. Экзамен назначен на 15 мая 1771 года. Для музыкальной академии это всегда большое событие: в этот торжественный день должно было стать известным имя еще одного почетного академика.

Обычно звание академика присваивалось лишь одному музыканту. В 1770 году академиком был назван четырнадцатилетний Вольфганг Амадей Моцарт. В 1771 году в ряды «филармонических кавалеров» вступают двое: Йозеф Мысливечек и Максим Березовский. Оба композитора - славяне.

Максим Березовский держал экзамен не на правах итальянца, а в качестве иностранного композитора, чтобы, как это оговаривалось, быть капельмейстером у себя на родине. Но итальянское общество любителей музыки избирает его и своим капельмейстером.

С момента приезда на родину начинается новый, самый грустный этап в жизни Березовского. Композитор не нашел признания в музыкальном мире России. Здесь его музыка оказалась не нужна. Березовского забыли почти сразу после его кончины.

У. - Как вы думаете, что общего у Березовского и Моцарта? Что роднит и разъединяет творчество композиторов? Знакомы ли были с музыкой друг друга?

- У Моцарта и Березовского много общего в судьбе. Оба с детства были талантливы. Оба служили при церкви. Оба обучались в Болонской академии искусств и стали почётными академиками и капельмейстерами. И к сожалению оба не были признаны у себя на Родине. Вряд ли они встречались вместе. И Моцарт вряд ли слышал музыку Березовского, но то, что Березовский знал и восхищался Моцартом - несомненно.

- Роднит и сближает этих двух композиторов итальянская музыкальная школа, европейский стиль, но музыка Березовского более приближена к русской музыке, её песенности и душевности.

Первый фрагмент написан Березовским в Италии под влиянием европейского стиля и блистательным усвоением итальянской музыкальной школы.

У. - А что можно сказать о втором произведении?

- Это церковная музыка, чем-то похожа на отпевание.

У. - с каким произведением Моцарта оно созвучно?

- «Реквием».

У. - Да «Реквием» и концерт «Не отвержи мене во время старости» - музыка, которой восхищались все, кто хоть раз слышал ее: Глинка, Чайковский, Рахманинов, а теперь мы с вами.

Слушание.

- Возникло чувство одиночества, скорби, трагизма, как бы прижизненная смерть.

У. - Удивительно, что этот концерт был написан Березовским 17-18-летним (точной даты нет) юношей, не испытавшим еще одиночества и скорби. Именно в этот период композитор обласкан, ему сопутствует успех, покровительствуют высочайшие особы. Он пишет концерт на слова 70-го псалма царя Давида. И пишет гениально, раскрывая всё богатство русской православной музыки. Вслушиваясь ещё и ёщё раз мы осознаём, что это был не только талантливый, но и глубоко верующий человек и поэтому, версия о его самоубийстве выглядит, по крайней мере, нелепо.

Вновь звучит музыка, и учительница читает 70-й псалом Давида из Ветхого Завета.

Необходимо заметить, что Ветхий Завет трагичен, так как описывает события тех времен, когда еще не было веры в загробную жизнь. Задумаемся и мы над строками псалма:

«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне».

- Березовский как бы предвосхищает свою судьбу.

У. - Помните начало урока: два гения - две судьбы - две трагедии?

24 марта 1777 года жизнь Березовского в 32 года трагически обрывается. Вновь проведем параллель - между кончиной Моцарта и кончиной Березовского.

Единственным дошедшим до нас документом, в котором сказано о смерти композитора, является записка, адресованная казначею Дирекции императорских театров П. Лангу:

«...Композитор Максим Березовский умер сего месяца 24 дня; заслуженное жалованье следовало б по сей день и выдать, но как по смерти его ничего не осталось и погрести тело нечем, то извольте, ваше высокоблагородие, выдать по 1-е число мая его жалованье придворному певчему Якову Тимченку, записав в расход с распискою.

Иван Елагин (директор императорских театров)

Марта 25-го дня 1777 г.

Всё же музыка Березовского прошла сквозь время, став одним из ярких образцов музыки православного направления. Мы с вами ее слушали, размышляли, постигали силу таланта. Для настоящих талантов нет понятия времени.



© 2010-2022