Методическая разработка на тему Психологическая подготовка к выступлению

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психологическая подготовка к выступлению»



Преподаватель фортепианного отделения МОУДО «ЖДШИ» Курской области Штукевич А. И.



Железногорск

Успешное публичное выступление музыканта на эстраде - деятельность огромной степени психофизической сложности, которая оказывается по силам далеко не всякому музыканту. Всё дело здесь, видимо, в том, что музыкальное исполнительство, на одном конце которого стоит высокая тонкость в передаче с помощью звуков музыки различных чувств, другим своим концом упирается в цирковое искусство, в котором требуется смелость, точность и быстрота выполняемых движений. Для удачного публичного выступления музыканту мало хорошо подготовить свою программу. Помимо этого надо уметь так же хорошо подготовить и самого себя, войти в так называемое «оптимальное концертное состояние», которое обеспечивает наивысший художественный результат. Методы овладения оптимальным концертным состоянием. Для того, чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, музыканту необходимо быть в состоянии так называемой оптимальной концертной готовности. Такое состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют «оптимальным боевым состоянием». И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трём важнейшим параметрам: физическому, эмоциональному и умственному. При хорошем физическом самочувствии возникает ощущение здоровья во всём организме, тело кажется гибким, легким и послушным. Естественно, здесь не обойтись без специальных физических упражнений. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются гимнастика и тяжелая атлетика, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах. Хорошая физическая подготовка дающая, ощущение здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному настроению во время публичного выступления, положительно сказывается на протекание умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. Не секрет, что многие известные исполнители (например: С. Рахманинов, Э. Гилельс, К. Караян) могли выходить на сцену и при плохом физическом самочувствии. Более того, они на эстраде начинали чувствовать себя лучше. Концертный стресс активизировал защитные силы организма. Но для молодых исполнителей, продирающихся через частоколы экзаменов и отборочных прослушиваний, поддержание хорошей физической формы является важнейшим фактором роста профессионального мастерства. При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах. Пианисты говорят о « лёгких» и « умных» пальцах, которые играют сами. Эти ощущения надо запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением, воссоздавать при разыгрывании перед выступлением. Два последних компонента оптимального концертного состояния (умственная и эмоциональная подготовка) представляют собой психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта. Здесь можно наметить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления. За несколько дней до выступления музыкант должен мысленно представить себе место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своём воображении к тем условиям, в которых будет проходить выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором - прорабатывается образная картина концертного выступления. Первый этап. Расслабление мышц тела. Ученик расслабляет при помощи образных представлений мышцы своего тела. В это время кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи это состояние называют фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нём способность ученика к внушению и самовнушению сильно увеличивается. К. Н. Игумнов, по воспоминаниям близко знавших его людей, перед концертом умел в течение нескольких минут расслабиться и отдохнуть. Погружение в аутогенное состояние. Инструкция. Педагог проговаривает текст аутогенного погружения, ученик повторяет этот текст про себя. Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих ощущениях, которые будут вызывать мои слова. Сосредоточили ваше внимание на своих руках. Повторяйте про себя вслед за мной: « Мои руки становятся теплые. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... Я представляю, что погружаю их в приятную тёплую воду, и они расслабляются, становятся тёплыми и гибкими... Тепло от кистей и рук переходит к плечам... Предплечья и плечи расслабляются. Мои плечи спокойно опущены... Теперь моё внимание переходит на ноги... Представляю, что мышцы ног погружаются в тёплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются... Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом... Теперь мое внимание переводится на лицо...Нижняя челюсть легко отходит вниз. Губы слегка приоткрыты... Мне дышится легко и спокойно. Спокойно и ровно работает моё сердце. Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчётливо могу представить сцену, рояль, слушателей и комиссию... Я спокоен, собран и сосредоточен. Уверенно и радостно я начинаю играть. Мне нравится играть...Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника... Я выполняю всё, что я задумал... Все мои действия я чётко вижу и выполняю... Какое это наслаждение - красиво и хорошо играть... Я могу быстро перестроиться с одного произведения на другое, следующее...Мне легко и приятно держать всю программу в голове... С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне всё больше и больше... Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления». Игра перед воображаемой аудиторией. Когда программа уже готова, она проигрывается с представлением, что музыкант играет перед очень взыскательной комиссией. Исполнение хорошо записать на магнитофон. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев с посаженными на них куклами, игрушками. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. « Пусть это исполнение будет редким. Но наиважнейшим событием в процессе работы», - говорил своим ученикам А. Б. Гольденвейзер. Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранеее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации кода волнение усиливается. А повторные проигрывания с применением этого приёма уменьшают влияние волнения на исполнение. Медитативное погружение. Этот приём связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Исполнение на основе этого приёма связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Улавливаются все переходы звуков из одного в другой; звуки как бы пробуются на вкус, на твёрдость и мягкость, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Погружение в звуковую материю происходит при выполнении следующих упражнений: а) пропевание без поддержки инструмента; б) пропевание вместе с инструментом; в) пропевание про себя (мысленно); г) пропевание вместе с исполненным проигрыванием. При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клавише, проверяется наличие в мышцах ненужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Что ощущают кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие? Медитативное погружение произведения с полным погружением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Представление, что кроме тебя и музыки никого нет на сцене, и есть то состояние, при котором музыкант становится жрецом искусства. Медленная игра с динамикой pp тренирует навык не только медитативного погружения, но и усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе. Терпеливое проигрывание вещи от начала до конца с полным контролем каждого взятого звука и есть очень важное упражнение на концентрацию внимания. Обыгрывание. В этом приеме психологической подготовки музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто, чтобы говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое - приятным. Ролевая подготовка. Смысл этого приёма в том, что ученик входит в образ ему известного музыканта, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот приём называется имаготерапией, то есть терапией при помощи образа. Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Ученику можно посоветовать скопировать манеру держаться этого человека, перенять манеру сидеть за инструментом. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроения уверенности и мажорного мироощущения. Если робкий и застенчивый пианист во время аутогенного погружения будет долго и уверенно, а главное - с большим убеждением говорить себе: «Я первоклассный исполнитель, у меня свободные непринужденные движения, мне нравится играть при большом стечении публики», «я играю, как Горовиц», «я получаю огромное наслаждение от своей игры», - он наверняка избавится от гнетущего чувства уязвимости во время публичного выступления. Предконцертное самочувствие ученика зависит и от психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, то есть быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более травмирующего для ученика, нежели вид своего педагога, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверенности в своих силах. Выявление потенциальных ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нём всегда может быть спрятавшаяся ошибка, которая как правило и вылезает во время концертного выступления. Обычно музыканты проверяют это, проигрывая выученные вещи перед своими друзьями и знакомыми, меняя обстановку и инструменты, на которых им приходится играть. Пианистам известно, что то, что у них получается на одном инструменте, может совершенно не получаться на другом, даже очень хорошем. Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приёмов: игра с завязанными глазами, игра с помехами и отвлекающими факторами (шуршание газетами, листание книг, разные негромкие стуки и т. д.). Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения. Вполне вероятно, что многие ученики могут почувствовать после их выполнения большую усталость. Её можно объяснить не только недостаточной выученностью программы, но и нетренированностью сердечно-сосудистой системы. Выявленные ошибки должны устраняться тщательным проигрыванием в медленном темпе. Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния. Этот компонент складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей. Мыслительный компонент оптимального концертного состояния. Этот компонент складывается из ясности и быстроты мышления. Свои умственные представления, содержащиеся в сознании пианист переводит в свой технический аппарат при помощи исполнительской воли, которая включает через деятельность внимания все психические процессы - мышление, память, воображение. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки пианиста-исполнителя. Сосредоточение в момент исполнения только на том, что ты в данный момент играешь - задача практически неразрешимая для невнимательного человека. Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам. Лихорадка и апатия. Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия. В первом случае волнение перестаёт уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Это происходит в силу того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы сильнее силы торможения. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием отдельных слогов. Движения становятся напряженными, плечи - приподнятыми, дыхание - учащённым. Кожа на лице начинает покрываться красноватыми пятнами, ладони становятся влажными, делаются частыми позывы на мочеиспускание. Понятно, что долго пребывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии, то есть полного безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. Ученик делается вялым, может появиться сонливость. Движения становятся неуклюжими, пропадает координация. Музыкант испытывает недомогание и слабость. Так бывает в результате долгого ожидания очерёдности выступления. В зависимости от силы нервной системы каждый пианист в пределах своего темперамента будет тяготеть к соответствующей манере поведения перед выходом на сцену. Одной из драм на сцене является то, что музыканты, обладающие более тонко организованной нервной системой и отличаются впечатлительностью и ранимостью, одухотворённостью исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного выступления. Таких людей, принадлежащих к «слабому» типу высшей нервной деятельности, наш физиолог И.П. Павлов прямо называл «художественным» типом. И именно этот тип оказывается наиболее уязвимым в атмосфере концерта. Как правило удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Неудачным выступлениям предшествуют общее утомление и переутомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая физическая подготовка, пониженное настроение из-за отсутствия понимания в семье. Итак, оптимальное концертное состояние чаще всего проявляется у тех пианистов, которые обладают музыкально-исполнительской одарённостью. В основу этого показателя входят такие способности, как: а) музыкально-перцептивная - умение эмоционально воспринимать музыкальное произведение; б) экспрессивно-коммуникативная - успешное воспроизведение замысла в условиях публичного выступления; в) эмоционально-регулятивная - умение управлять своими эмоциями. Публичное выступление связано с ситуацией оценки выступающего со стороны других людей. В условиях психической напряженности ученику не всегда удается контролировать свои действия управляющей силой воли. Но у музыкантов, обладающих исполнительской одарённостью, как это было например, у Ф. Листа и Н. Паганини, состояние эстрадного волнения вызывает особый подъем духа, помогающий им в выступлении. Способность находиться в оптимальном концертном состоянии тесно связана с главной характеристикой личности - огромным желанием общаться с публикой посредством музыки. У тех, кто не обладает исполнительскими способностями, публичное выступление нередко страдает различными недостатками. Чаще всего это бывает у пианистов - учеников, у которых: 1)отсутствуют навыки психической мобилизации на исполнение; 2)не сформирована потребность в выступлении перед слушателями; 3)отмечается высокая личная тревожность, ведущая к мышечной скованности и как следствие этого - снижение эмоциональной устойчивости; 4) исполняемые произведения недостаточно выучены; 5) сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение. Выводы Профессиональные достижения пианиста оказываются обусловленными не только его природными способностями и наличием хороших учителей. Но и наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий на пути движения к цели. Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность - эти черты волевого поведения по-разному претворяются в деятельности музыканта. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляет суть волевого поведения. Обладание этим умением связано с работой воображения и способностью представлять последствия своих действий в отдалённой жизненной перспективе. В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации. В деятельности ученика такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления на экзамене или конкурсном прослушивании, соревновании. Для успеха в подобных ситуациях ему необходимо приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое, как было сказано, имеет три компонента - физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из них нуждается в постоянной целенаправленной тренировке. Особое значение в предконцертной подготовке должно уделяться функции внимания, которое должно быть одновременно устойчивым, гибким и объёмным. Методы овладения оптимальным концертным состоянием включают в себя аутогенное погружение, вживание в образ спешно играющего исполнителя и формирование помехоустойчивости.

© 2010-2022