Рабочая программа по музыке

Предлагаю рабочую программу по музыке для третьего класса "Перспективная начальная школа". Надеюсь она поможет педагогам, которые работают по этой системе. Здесь вы найдёте материал, который предлагает федеральное государственное образование. Моя программа полностью соответствует детскому возрасту и развитию ребёнка. Дети с удовольствием посещали уроки музыки. Слушали музыку, пели и изучали песни!
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по музыкеПояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса, задачи формирования младших школьников учиться. Данная образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В., в соответствии с учебным планом МБОУ «Красноануйская ООШ» на 2014-2015уч. год утвержденным приказом директора школы №43/1 от 24 мая 2014г.

Цели и задачи учебной программы «Музыка»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развите обучающихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки: разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ и др.), сочинениями для детей современных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации и понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (оркестр народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).

Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности; дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами; осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций. Они участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например: рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

  • наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  • традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

  • метод наблюдения за музыкой;

  • метод убеждения и увлечения музыкой;

  • метод импровизации;

  • метод переинтонирования;

  • метод «сочинения уже сочинённого»;

  • метод размышления о музыке;

  • метод междисциплинарных взаимодействий;

  • метод восхождения от частного к общему.
    Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»
    Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».
    «Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.

Принцип непрерывного общего развития ребенка:
• обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;
• он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни - сверхзадачей музыкального воспитания;
• проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.

Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания - отношение к действительности, инструмент познания - музыкальный образ, способ познания - проживание содержания музыки)

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:
• увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;
• активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;
• доступности, связанным с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства/

Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого - к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.

Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.

Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).

Ведущими методами освоения учебной программы являются:
• метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);
• метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий - патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);
• метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря: наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней; воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений; игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России и мира.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

  • метод наблюдения за музыкой;

  • метод убеждения и увлечения музыкой;

  • метод импровизации;

  • метод переинтонирования;

  • метод «сочинения уже сочинённого»;

  • метод размышления о музыке;

  • метод междисциплинарных взаимодействий;

  • метод восхождения от частного к общему.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ «Красноануйская ООШ» на изучение музыки в 3 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей/

Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

Требования к уровню подготовки обучающихся заключаются:

  • в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • в умении высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации- вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);

  • в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3-м классе (не менее трёх);

  • в знании имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.Чайковский, В.А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А.Бородин, С. Прокофьев);

  • в знании музыкальных инструментов;

в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия-подголоски)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Музыка - искусство интонируемого смысла»

Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1-2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле - как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле - как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия - «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.

Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

Если музыка - «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. - пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.

Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме - с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.

Часть 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»(9ч.)

Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность - значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности

Часть2. «Интонация»(9 ч.)

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия - интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация - основа музыки

Характеристика деятельности обучающихся:

- Импровизировать на заданную и свободную темы.

- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

Часть 3. «Развитие музыки»(11ч.)

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке - динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное

Характеристика деятельности обучающихся:

- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие

Часть 4. «Построение (формы) музыки» (5ч.)

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо - интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.

- Перечислять простые музыкальные формы.

- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации

Поурочно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

Тип урока

Вид деятельности

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Открываем для себя новые качества музыки. Мелодия - душа музыки

1

Продолжить знакомство с основными «китами» музыки: песней, танцем и маршем.

Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: различать песенность, танцевальность и маршевость

Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

изучение нового

коллективный


Всюду музыка звучит. Природа и музыка

1

Учить петь протяжно, Слышать разницу между отрывистыми плавным исполнением музыки.

Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

Коммуникативные: Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

изучение нового

коллективный, работа в группах

Виват, Россия! Наша слава-русская держава

1

Учить петь протяжно, Слышать разницу между отрывистыми плавным исполнением музыки.

Учить петь протяжно, Слышать разницу между отрывистыми плавным исполнением музыки.

изучение нового

коллективный, работа в группах

Глинка М.И. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

1

Учить слушать и понимать музыку

Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

Коммуникативные: Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

комбинированный

коллективный, работа в группах, индивидуальная


Танцевальность бывает не только в танцах «Девичий хор»

1

Расширить и углубить знания об этом жанре, закрепить тему.

Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

Коммуникативные: Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

комбинированный

коллективная, работа в группах



Где слышится маршевость? Мир Бетховена.

1

Познакомить с жанром марша, с обстоятельствами, при которых звучит марш.

Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

изучение нового

коллективная

Маршевость в песне «Уроки-чудеса»

1

Познакомить с жанром марша, с обстоятельствами, при которых звучит марш.

Личностные:Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

комбинированный

коллективная


Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой

1

Научить различать танец и марш продолжить изучение и расширение знаний об этих жанрах.

Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: узнавать и определять различные составы оркестров

Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

изучение нового

коллективная

Дунаевский И.О. Песня из кинофильма «Дети капитана Гранта»

1

Расширить знания о танце и марше

Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности

Познавательные: узнавать и определять различные составы оркестров

Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности

комбинированный

коллективная, работа в группах

Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Шут. песня «Болтунья»

1

Ввести понятие интонации, скороговорки, сформировать представление о динамических оттенках

Личностные: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Познавательные: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

изучение нового

коллективная

Прием произнесе-ния текста -скороговор-ки

1

закрепить понятие интонации, скороговорки,

Личностные: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Познавательные: осознавать жизненную основу музыкальных интонаций

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни

комбинированный

индивидуальная

Интонация в пении. Песни «Расскажи мотылек», «Снежинка»

1

Закрепить понятие интонации,

Личностные: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Познавательные: осознавать жизненную основу музыкальных интонаций

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни

комбинированный

индивидуальная коллективная

Зерно-интонация в музыке. Импровиза-ция

1

закрепить понятие интонации, скороговорки, представление о динамических оттенках

Личностные: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Познавательные: осознавать жизненную основу музыкальных интонаций

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

изучение нового

индивидуальная коллективная

Музыкальная сказка по мотивам по басни И. Крылова «Стрекоза»

1

закрепить понятие музыкальная сказка

Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему

Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров

комбинированный

индивидуальная

коллективная

Музыкальная сказка по мотивам по басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

1

закрепить понятие музыкальная сказка

Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему

Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров

комбинированный

индивидуальная коллективная

Как связаны между собой выразитель-ные и изобрази-тельные интонации?

1

Обобщение тем четверти

Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему

Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

обобщение изученного

коллективная, работа в группах

Средства музыкальной выразительности. Песня «Зима в лесу»

1

узнать о средствах музыкальной выразительности

Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему

Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

комбинированный

индивидуальная коллективная

Лядов А.К. русская народна песня «Коляда-маледа»

1

узнать о средствах музыкальной выразительности

Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему

Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись

Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

комбинированный

индивидуальная коллективная


Почему развивается музыка? Шуберт Франц. Пьеса С.Есенин «Береза»

1

Введение понятий канон, аллегретто ритенуто, аккорд, триоль.

Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Познавательные: распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Изучение нового

индивидуальная коллективная, в группе

Какие средства музыкальной выразитель-ности помогают развиваться музыке?

1

Сформировать представление о законах развития музыки

Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Познавательные: распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи

Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

обобщение изученного

индивидуальная

коллективная

Мир Иоганна Себастьяна Баха «За рекой старый дом»

1

Научить слышать музыку, понимать её настроение, замысел композитора и исполнителя

Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему

Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись

Коммуникативные: Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Комбинированный

коллективная, групповая



Что такое исполнительское развитие музыки? Рус. нар. песня

1

Научить слышать музыку, понимать её настроение, замысел композитора и исполнителя

Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Познавательные: сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях различных форм и жанров

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Комбинированный

коллективная

Рус.нар. песня «Ах вы, сени мои, сени»

1

Научить слышать музыку, понимать её настроение, замысел композитора и исполнителя

Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Познавательные: сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях различных форм и жанров

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Комбинированный

коллективная

Средства музыкальной выразительности. Песня «Отцовская слава»

1

Сформировать представление о законах развития музыки

Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Познавательные: распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Комбинированный

коллективная, работа в группах

Средства музыкальной выразительности. Песня «Старая лестница»

1

Сформировать представление о законах развития музыки

Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Познавательные: распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Комбинированный

коллективная, работа в группах


Развитие, заложенное в самой музыке. Попевка «Игра в слова», «Тихо, громко»

1

Научить понимать, что такое динамическое темповое и фактурное развитие.

Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Познавательные: сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях различных форм и жанров

Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Комбинированный

коллективная, работа в группах

Щедрин Р.К. сцена из балета «Конек - Горбунок»

1

Научить слышать музыку, понимать её настроение, замысел композитора и исполнителя

Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему

Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись

Коммуникативные: Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Комбинированный

коллективная, групповая



Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк»

1

Обобщение и закрепление темы.

Личностные: Воплощать в исполнении эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие

Познавательные: Распознавать и объяснять различные виды развития музыкальных произведений

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Комбинированный

коллективная, групповая, индивидуальная

Музыкальная сказка «Петя и волк»

1

Научить слышать музыку, понимать её настроение, замысел композитора и исполнителя

Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение

Познавательные: Перечислять простые музыкальные формы

Коммуникативные: Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования

Комбинированный

коллективная, групповая



Почему музыкальные произведения бывают многочастными?

1

Научиться различать музыкальные формы.

Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение

Познавательные: Перечислять простые музыкальные формы

Коммуникативные: Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования

Комбинированный

коллективная, групповая



Когда музыкальное произведение имеют две или три части? Песенка о «Капитане»

1

Продолжать учиться различать простые музыкальные формы.

Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение

Познавательные: Распознавать художественный замысел различных форм музыки (одночастные. двух и трехчастные, вариации, рондо)

Коммуникативные: Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования

Комбинированный

коллективная, групповая



Рондо- интересная музыкальная форма

1

Обобщить и закрепить изученное по теме

Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение

Познавательные: Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения

Коммуникативные: Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования

Комбинированный

коллективная, групповая, индивидуальная


Как строятся вариации? В.А. Моцарт. Н.А. Римский-Корсаков «Белки»

1

Познакомить с понятиями рондо, рефрен, вариации

Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение

Познавательные: Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения

Коммуникативные: Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования

Комбинированный

коллективная, групповая



О важнейших средствах построения музыки. Концерт для родителей

1

Обобщение изученного материала

Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение

Познавательные: Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия

Коммуникативные: Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования

Практическая работа

коллективная

Для реализации программного содержания используется:
Литература:
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 3 класс Учебник /Академкнига, 2011 год
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 3 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год


© 2010-2022