Рабочая программа по музыке для 7-8 классов

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке для 7-8 классов


Кац Аркадия Владимировича




2015 - 2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006);

-ООП ООО МОУ «Ульканская СОШ №2», утвержденной приказом №225 от 30.08.2013 г.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жиз­ненных явлений, овладение культурой отношений, запе­чатленной в произведениях Искусства, раскрывающих ду­ховный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения че­рез опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

2.Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Основные методические принципы построения программы V-IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к яв­лениям музыкального искусства, его творческое самовыраже­ние, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует учителя на развитие музыкаль­ного мышления школьников во всех формах общения с музы­кой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным воспри­ятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реа­лизуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (лите­ратурные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащих­ся с народной и профессиональной музыкой других нацио­нальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблема­тики, различия стилей, музыкального языка, творческого по­черка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполните­лями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического на­следия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отноше­ния к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интониро­вание и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклор­ных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (ори­гинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли от­ражение в научно-методических исследованиях в области му­зыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки предполагает организацию такой совместной дея­тельности учителя и учащихся, при которой содержание про­изведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание ху­дожественной значимости данного сочинения в контексте куль­турных ценностей эпохи, творчества конкретного композито­ра, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осо­знание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок уча­щихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражаю­щих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использова­ние в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки пред­полагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуаль­ных стилей, опирается на проблемность вопросов и организа­цию творческих заданий, направленных на развитие способно­сти учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воп­лощения композиторами и исполнителями вечных тем искус­ства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образ­ного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия уро­ка (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо­циональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от кон­кретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития уче­ников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального матери­ала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкрет­ном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно гово­ря, это повторение можно сравнить с движением по восходя­щей концентрической спирали, каждый виток которой выяв­ляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (пер­спективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музы­ки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Воз­вращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкаль­ных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной дея­тельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьни­ков, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамбле­вого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержа­ния музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятель­ность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V-IX классов. Изуче­ние конкретных музыкальных произведений в связи с художе­ственными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащим­ся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилисти­ческие, языковые особенности определяют подходы к разра­ботке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духов­ном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая про­блематика концентрируется вокруг художественно-педагогичес­кой идеи - содержательного стержня урока музыки.

3. Место предмета в учебном плане

Музыка как учебный предмет входит в общеобразовательную область «Искусство» и изучается в 5-8 классах, рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическиммузицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.









VII КЛАСС (35 ч)

Содержательный стержень программы - «Классика и со­временность». Вечные темы классической музыки и их претво­рение в произведениях разных жанров. Художественные напра­вления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музы­кальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенно­сти музыкального языка. Единство содержания и формы музы­кальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Раздел 1. Особенности музыкальной драматургов сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сце­нических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ан­самбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического разви­тия образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): вы­дающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музы­ка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Порги и Бесс Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.

Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.

Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.

Высокая месса cи минор (фрагменты). И -С. Бах.

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос - суперзвезда. Рок-стера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Кармен Опера (фрагмента). Ж. Визе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Визе - Р. Щедрин.

Празднества. Из цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

Ревизская сказка. Музыка к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя Д. Тухманов, слова Р. Рождественского

Дам, где мате детство остаемся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения Ма­ленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

Тишь. Слова и музыка А. Загота.

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутен­тичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкаль­ных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведе­ние национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство испол­нителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллек­тивы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкаль­ных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Соната № 11. В.-А. Моцарт.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.

Соната № 2. С. Прокофьев.

Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.

Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.

Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт.

Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шоста­кович.

Этюды но каприсам И. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт - Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.

Рапсодия а стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутен­тичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журнала. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бои. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.

Нечаянно-негаданно. Слова и музыка Ю. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

Следы. Слова и музыка В. Егорова.

Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Требования к уровню подготовки учащихся VII класса

Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

• совершенствовать представление о триединстве музыкаль­ной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

• знать основные жанры народной, профессиональной, ре­лигиозной и современной музыки;

• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном кон­церте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы­кальные сочинения различных жанров и стилей;

• творчески интерпретировать содержание музыкальною про­изведения, используя приемы пластического интонирова­ния, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

• осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

• выявлять особенности построения музыкально-драмати­ческого спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

• использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования, выполнять твор­ческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

VIII КЛАСС (34 ч)

В программе ставится задача обобщения музыкально-слухо­вого опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства - фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной (академичес­кой и популярной) музыки. Понятие «музыкальный стиль»; «Стиль - это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выраже­ние отношения композиторов, исполнителей к жизни в це­лом, к окружающему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной куль­туре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (8 ч)

Жанр как определенный тип произведений, в рамках ко­торого может быть написано множество сочинений.

Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального ис­кусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «про­стой» и «сложной», народной и профессиональной. Многооб­разие жанров песенного музыкального фольклора как отраже­ние жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придвор­ные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как сим­волы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, празд­ничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Примерный перечень музыкального материала

Народные песни, церковные песнопения, романсы;

Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С Бах.

Всенощное бдение (фрагмент) С. Рахманинов.

Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Ария из оркестровой сюиты № 3. И.-С. Бах.

Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос

Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Уж если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака).Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин.

Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в.

Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бо­родин.

Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера.

Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт.

День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов:

Песни без слов. Ф. Мендельсон.

Вокализ. С. Рахманинов.

Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр.

Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти.

Менуэты из сюит. И.-С. Бах. Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен.

Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев.

Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина

«Метель». Г, Свиридов.

Вальсы. Ф. Шопен. И. Штраус.

Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Танец огня. Из балета «Любовь-волшебница». М. де Фалья.

Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть , траурный марш). Ф. Шопен.

Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон.

Марши. Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе.

Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен.

Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский.

Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович.

Военный марш Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Март. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке.

Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке.

Прелюдии. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин.

Д. Кабалевский. С. Губайдулина.

Карнавал. Фортепианная сюита. Р. .Шуман.

Комедианты. Сюита для малого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Раздел 2. Музыкальный стиль - камертон эпохи (9 ч)

Основные стилистические течения и направления в музы­кальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеоб­разие, присущее музыке определенного исторического перио­да, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное ис­кусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей ХУП1 - XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исто­рических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музы­ка, хэви-метал, рэц, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и . полистилистика. Полистилистика в музыке XX - XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествую­щих поколений.

Примерный перечень музыкального материала

Симфония - от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V-VIII классов - по выбору учи­теля)

Прощальная симфония. Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев,

Симфония 4. А. Шнитке.

Опера - оперетта - мюзикл - рок-опера (из программы «Му­зыка для V- VIII классов - по выбору учителя) Моя прекрасная леди (фрагменты). Ф. Лоу.

Белая акация (фрагменты). И. Дунаевский.

Принцесса цирка (фрагменты). И. Кальман.

«Юнона b Авось». А. Рыбников, либретто А. Вознесенского.

Метро. Я. Стоклас (русская версия текстов Ю. Рященцева и Г. Полвди).

Норд-Ост. Музыка и либретто А. Иващенко и Г. Васильева.

Собор Парижской Богоматери. Р. Коччиант, либретто Л. Пламондона (русская версия Ю. Кима).

Ромео и Джульетта. Ж. Пресгурвик.

Иисус Христос - суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. Э.-Л. Уэббер.

Чикаго. Дж. Кандер.

Золушка, Р. Роджерс.

Золушка. К. Меладзе и др.

Балет (из программы «Музыка» для V- VIII классов - по выбору учителя)

Спартак (фрагменты). А. Хачатурян.

Кармен-сюита (фрагменты). Р. Щедрин.

Собор Парижской Богоматери (фрагменты). М. Жарр.

Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V-VIII классов - по выбору учителя)

Прелюдии и фуги. И.-С. Бах (классические и современные интерпретации).

Соната14 («Лунная»). Л. Бетховен (классические и сов­ременные интерпретации).

Прелюдии. Ф. Шопен (классические и современные интерпре­тации).

Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).

Нет, только тот, кто знал. П. Чайковский, слова В. Гёте (классические и современные интерпретации).

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутен­тичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Раздел 3. Образ Человека в мировой музыкальной культуре (8 ч)

Значение музыки в жизни человека прошлого и настояще­го времени. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лириче­ский герой, художественное «я» (В. Медушевский). Музыкаль­ная форма - как процесс (Б. Асафьев.) Симфонический ме­тод как способ отражения противоречивости жизненных явле­ний через интонационно-тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современ­ном мире. Вкус и мода.

Драматические, лирические, характерно-бытовые и народ­но-эпические образы в простых и сложных жанрах музыкаль­ного искусства (произведения программно-симфонической, кантатно-ораториальной музыки).

Примерный перечень музыкального материла

Маленькая ночная серенада. В.-А. Моцарт.

Эгмонт. Л. Бетховен.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ.

Бразильская бахиана №5.3, ВилаЛобос.

Празднества. К. Дебюсси.

Вальс-фантазия Арагонская хота. М. Глинка.

Моцартиан. Ромео и Джульетта. Итальянское каприччио. П. Чайковский.

Шехеразада. Н. Римский-Корсаков.

Сюита для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Прометей. А. Скрябин.

Море. М. Чюрленис.

Фрески Софии Киевской. В.Кикта

Кармен-сюита. Р. Щедрин.

Концерты. А. Вивальди. И,-С. Бах. П. .Чайковский. С. Рахманинов. Э. Григ. С. Прокофьев. Д. Кабалевский. Высокая месса си минор. И.-С. Бах.

Реквием. В.-А. Моцарт.

Военный реквием. Б. Бриттен.

Кармина Бурана. К. Орф.

Александр Невский. С. Прокофьев.

Перезвоны. В. Гавридин.

Реквием. Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Всенощное бдение. С. Рахманинов.

Снег идет. Маленькая кантата на стихи Б. Пастернака;

Поэма памяти Сергея Есенина. Г. Свиридов.

Духовный концерт на стихи Г, Нарекаци. А. Шнитке.

Литургия оглашенных. А. Рыбников.

Раздел 4. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее (9 ч)

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых вы­разительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Компози­тор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слу­шания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в но­вых условиях защищать вечное» (Р. Быков).

Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.

Примерный перечень музыкального материала

Колокольные звоны храмов и монастырей России.

Русь колокольная. Вариации на тему М. Мусоргского. А. Петров.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов (классические и современные интерпретации).

Симфония- от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V-IX классов - по выбору учителя)

Симфония № 5 (фрагменты). Д. Шостакович.

Симфония № 4 (фрагменты). А. Шнитке.

Опера - оперетта - мюзикл - рок-опера (из программы «Музыка» для У-IX классов - по выбору учителя)

Борис Годунов (фрагменты). М. Мусоргский.

Евгений Онегин (фрагменты), П. Чайковский.

Преступление м наказание. Рок-опера по мотивам романа Ф. Достоевского (фрагменты). Э. Артемьев.

Балет (из программы «Музыка» для V-lX классов - по выбору учителя)

Анюта. Балет по мотивам повести «Анна на шее» А. Чехова (фрагменты). В. Гаврилин.

Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты (фрагменты из программы «Музыка» для V-IX классов - по выбору учителя)

Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V-IX классов - по выбору учителя). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутен­тичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся VIII класса

Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:

• иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музы­кальной выразительности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведе­ния;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воп­лощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

• использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования, выполнять твор­ческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.






Календарно-тематическое планирование для 7 класса

Раздел 1

Особенности драматургии сценической музыки

Дата

Тема урока Используемый муз.материал.

Ключевые понятия темы

Музыкальный материал

1.

Классика и современность

Классическая музыка. Музыка «Серьезная» и «легкая».

Фрагменты произведений П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Шнитке, современного попсового творчества.

2 .

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Ария, песня, дуэт, трио, речитатив. Ансамбль, хор. Оркестр.

Эпический, лирический, комический, драматический.

М. Глинка «Иван Сусанин», опера. Фрагменты: сцена бала, ответ Сусанина полякам, романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки». Речитатив Сусанина, хор «Славься»

3

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Ария, песня, дуэт, трио, речитатив. Ансамбль, хор. Оркестр.

Эпический, лирический, комический, драматический.

А. Бородин «Князь Игорь» .. Хор девушек «Улетай на крыльях ветра». Ария князя Игоря

4

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Плач, причет (причитания)

А. Бородин «Князь Игорь», «Хор бояр» «Плач Ярославны»

5

В музыкальном театре. Балет.

Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер.

П. Чайковский. Балет «Щелкунчик».

6

В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

Хор. Батальные сцены. Плач-причитание. Пластический монолог

Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна», «Стон русской земли», сцена «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны», «Молитва».

7

Героическая тема в русской музыке.

Урок - обобщение.

.

Фрагменты патриотических произведений, изученных ранее.

8

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

Джазовая музыка. Симфоджаз.

Контраст.

Д. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз», «Колыбельная Клары».

9

Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

Мелодия, ритм, лад. Банджо.

Дуэт Порги и Бесс «Бесси, ты моя жена», хор «Я не могу сидеть». Песенка Спортинг Лайфа «Это совсем не обязательно так», «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк»,

10

Опера «Кармен» Ж. Бизе.

Увертюра. Ария. Хабанера. Сегидилья. Контраст.

Фрагменты оперы Ж. Бизе «Кармен». Увертюра. Хабанера. Сегидилья.

11

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»

Сюита

Фрагменты «Кармен-сюиты» Р. Щедрина.

12

Сюжеты и образы духовной музыки.

Сюита, фуга, месса.

И. С. Бах. «Шутка» из Сюиты №2, фуга № 2 из ХТК

«Высокая месса»

13

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.

Всенощная.

Фрагменты «Всенощного бдения» С. Рахманинова.

14

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббер.

Рок-опера.

Фрагменты рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

15.

«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке

Симфонический театр. Увертюра

Фрагменты «Гоголь-сюиты» А. Шнитке.

16.

Образы «Гоголь-сюиты» А. Шнитке

Сюита.

Фрагменты «Гоголь-сюиты» А. Шнитке.

17.

Музыканты - извечные маги. Обобщающий урок.

Произведения сценических жанров - опера, балет, рок-опера, музыкальный спектакль.

Раздел 2

Особенности драматургии каменой и симфонической музыки.

Тема урока

Ключевые понятия темы

Музыкальный материал


Музыкальная драматургия - развитие музыки

Вариация, разработка, секвенция, имитация.

Ф. Шуберт «Форель», «Фореллен-квинтет»


Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Светская музыка. Духовная музыка. Знаменный распев. Хорал. Фуга.

Фрагменты духовных произведений И.С. Баха, М. Березовского.


Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Соната, трио, квартет, камерная музыка. Концертный этюд.

Ф. Шопен «Этюд № 12», Ф. Лист этюд «Метель».


Транскрипция. Ф. Лист.

Транскрипция.

Фортепианные транскрипции Ф. Листа, М. Балакирева.


Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.

Циклические формы музыки. Полистилистика.

Фрагменты «Кончерто гроссо» А. Шнитке.


«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

Сюита.

А. Шнитке «Сюита в старинном стиле»


Соната.

«Патетическая» соната Л. Бетховена.

Соната № 2 С. Прокофьева.

Патетический. Соната.

1 часть сонаты № 8 Л. Бетховена.

1 часть сонаты № 2 С. Прокофьева


Соната № 11 В. Моцарта

Симфония.

Тема. Вариация. Менуэт. Финал.

Симфония.

Соната № 11 В. Моцарта

Симфония № 3 Л. Бетховена.


Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.

Симфония.

1 часть и финал симфонии № 3 И. Гайдна. Симфония № 40 В. Моцарта


Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.

Симфония.

Симфония № 1 С. Прокофьева

Симфония № 5 Л. Бетховена


Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова.

Симфония.

Симфония № 8 Ф. Шуберта,

симфония № 1 В. Калинникова


Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.

Симфония.

Симфония № 5 П. Чайковского,

Симфония № 7 Дм. Шостаковича.


Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт.

Симфоническая картина.

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.


Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

Концерт. Рапсодия. Блюз.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

«Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвин.


Музыка народов мира.

Наигрыш. Народные инструменты.

Записи современных исполнителей народной музыки.


Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Фрагменты популярных мюзиклов.


Исследовательский проект.


Пусть музыка звучит!

Итоговый урок.







Календарно-тематическое планирование для 8 класса

Раздел 1

Жанровое многообразие музыки (8 часов)

Дата

Тема урока

Используемый муз. материал.

Ключевые понятия темы

Музыкальный материал

1.

Музыка в жизни человека.

Культура. Образованный человек

Фрагменты произведений Моцарта, Баха, Рахманинова.

2 .

Жанры в музыке.

Жанр.

Фрагменты балета «Щелкунчик» П. Чайковского, оперы «Князь Игорь» А. Бородина, симфонии № 5 Л. Бетховена, Духовного концерта М. Березовского, Вокализа С. Рахманинова.

3

Песня. Жанры народных песен. Народные напевы в музыке П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Бородина.

Музыка народная, музыка профессиональная.

Фрагменты опер «Князь Игорь» А. Бородина, «Иван Сусанин», Н. Римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка». Народные песни.

4

Вокальные жанры и их развитие в духовной музыке разных эпох.

Месса. Хор.

«Высокая месса си-минор» И.С. Бах (фрагмент)

«Страсти по Матфею» И. С. Бах

«Всенощное бдение» С. Рахманинов (фрагмент)

5

Вокальные жанры и их развитие в светской музыке разных эпох.

Ария. Песня. Романс.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.

Вокализ С. Рахманинов. Концерт для голоса с оркестром (фрагменты) Р. Глиэр.

6

Танец. Разнообразие танцевальных жанров.

Менуэт. Вальс. Мазурка.

Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.

Фрагменты вальсов Ф.Шопена, И. Штрауса. Мазурка из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, Менуэты А. Корелли, Д. Скарлатти.

7

Марш. История русского марша.

Марш.

Марш Преображенского полка, Марш Семеновского полка. «Прощание Славянки» В. Агапкина.

8

Жанры маршевой музыки.

Военный, траурный, праздничный, церемониальный.

Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.

Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона.

Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть, траурный марш) Ф. Шопен.

Раздел 2

Музыкальный стиль - камертон эпохи (9 часов)


1

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Возрождение.

Баллада. Канцона. Лютня. Клавесин.

Лютневая музыка эпохи Ренессанса, духовная музыка Лассо Орландо

2

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Барокко.

Опера. Оратория. Месса. Кантата. Токката. Фуга. Соната. Сюита.

Фрагменты произведений А. Вивальди, И.С. Баха, Г. Телемана.

3

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классицизм.

Симфония. Увертюра. Опера.

Прощальная симфония. Гайдн.

Фрагменты оперы В. Моцарта «Волшебная флейта».

Фрагмент симфонической увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.

Фрагменты оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»

4

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Романтизм.

Опера. Вальс. Ноктюрн. Баллада. Программная музыка.

Фрагменты произведений Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини,

М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского.

5

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Импрессионизм.

Прелюдия. Ноктюрн. Фортепианная миниатюра.

Фрагменты произведений К. Дебюсси и М. Равеля.

6

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Неоклассицизм.

Балет. Стилизация. Модернизация музыкального языка.

Фрагменты произведений И. Стравинского, А. Онеггера.

7

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классический авангард.

Классический авангард.

Фрагменты произведений Стива Райха, Георгио Лигетти и Яниса Ксенакиса

8

Стилизация и полистилистика.

Фрагменты 15-й симфонии Д. Д. Шостаковича, Трио ре-минор С. Рахманинова.

9

Музыкальный стиль - камертон эпохи.

Итоговый урок.


Раздел 3

Образ человека в мировой музыкальной культуре (8 часов)

Тема урока

Используемый муз. материал.

Ключевые понятия темы

Музыкальный материал

1.

Искусство как осмысление жизни

Философия. Сознание. Миропонимание.

Фрагменты ХТК И.С. Баха

2 .

Человек в музыке: персонаж, лирический герой.

Кантата. Опера.

Кантата «Александр Невский», опера «Князь Игорь» (фрагменты)

3

Драматические образы в музыке.

Симфония. Сюита.

Эгмонт. Л. Бетховен. Кармен-сюита. Р. Щедрин.

4

«Нет повести печальнее на свете…»

Увертюра. Контраст.

«Ромео и Джульетта» П. Чайковский.

5

«В поисках счастья»

Симфоническая сюита.

Э. Григ «Пер Гюнт».

«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.

6

Повесть о русском человеке.

Симфония-действо.

Перезвоны. В. Гаврилин.

7

На краю вечности.

Реквием. Месса.

Реквием. М. Моцарт. Высокая месса си-минор. И. Бах.

8

Образ человека в мировой музыкальной культуре.

Философия музыки.

.

Фрагменты произведений, изучаемых в теме.

Раздел 4Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее (9 ч)

1

Композиторы - новаторы своего времени. Сергей Рахманинов.

«Колокольная» музыка Рахманинова, фрагменты произведений.

2

Композиторы - новаторы своего времени. Модест Мусоргский.

«Картинки с выставки» М. Мусоргский.

3

Композиторы - новаторы своего времени. Игорь Стравинский

Фрагменты балетов И. Стравинского

4

Композиторы - новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович.

Фрагменты симфоний, опер Дм. Шостаковича.

5

Композиторы - новаторы своего времени. А. Шнитке.

Сюита для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.

6

Композиторы - новаторы своего времени. А. Караманов.

Ave, Maria А. Караманов, фрагменты 3, 4 симфоний.

7

Композиторы - новаторы своего времени. В. Гаврилин

«Перезвоны», вокальные произведения В. Гаврилина.

8

«Новаторство в том, чтобы в но­вых условиях защищать вечное». Обобщение.


9

Итоговый урок.








8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальныйкласс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М.,Аркти, 2003г.

  11. ДмитриеваЛ.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. БезбородоваЛ.А., АлиевЮ.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. АбдуллинЭ.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. АржаниковаЛ.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. ХалазбурьП., ПоповВ. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. КабалевскийД.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. КабалевскийД.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. ПетрушинВ.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. ВеликовичЭ.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. НикитинаЛ.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. ГуревичЕ.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. БулучевскийЮ. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.СаминД.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. РапацкаяЛ.А., Сергеева Г.С., ШмагинаТ.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. КленовА. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224





© 2010-2022