- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки Новые области в музыке 20 века (джазовая музыка) - 8 класс
Урок музыки Новые области в музыке 20 века (джазовая музыка) - 8 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пухова И.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока с применением аудиовизуального музыкального материала по программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко,
Т. Н. Кичак - 8 класс
4- я четверть. Урок1.
Новые области в музыке 20 века ( джазовая музыка)
Музыкально-педагогическая идея (цель) урока: рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки, инструментальном составе.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить со стилем "джаз"; историей возникновения этого музыкального направления;
- познакомить с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки;
- учиться выделять средства музыкальной выразительности, характерные для джаза;
- формировать и расширять кругозор детей.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни «Джаз» слова В. Суслова музыка Я. Дубравина.
Воспитательные:
- воспитывать вдумчивого слушателя;
- прививать интерес к музыкальному искусству;
- воспитывать эстетический вкус.
Художественный материал: Дж. Гершвин Summertime (колыбельная) из оперы «Порги и Бесс», Скотт Джоплин «Регтайм», Луи Армстронга « Go Down Moses», «Фокстрот» Компанейца, портреты композиторов и джазовых музыкантов, художественный фильм «Джаз» автор Кен Бёрнс.
Ход урока
-
Организация класса
( объявить тему урока)
У: Ребята! Какие стили и направления или можно сказать пласты в музыке вы знаете?
Д: Народная музыка, рок - музыка, классическая, эстрадная, джаз, электронная музыка и т.д.
У: Как вы думаете, какая музыка появилась раньше? Почему?
Д: ответы детей
У: А какая музыка самая молодая?
Д: Джаз - более ста лет назад.
У: Джаз - ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям - старик. А по музыкальным, его возраст - сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
(посмотреть отрывок из фильма «Джаз»)
-
Рассказ учителя о джазовой музыки. Прослушивание джазовых произведений.
У: Сегодня наш разговор пойдет о Джазе .
Вспомните, пожалуйста, в начале года мы с вами говорили об истоках джаза, откуда он родом?
Д: истоки афро - американский фольклор( гораздо раньше чем эстрадный джаз который родом из Нового - Орлеана)
У: Истоками джаза ( который зарождался в африканских племенах) считаются:
Спиричуэлсы (серьёзная музыка) - песни североамериканских негров религиозного содержания.
Люди, хотевшие изменить свою жизнь, освоить новые земли, отправлялись в Америку. Она сулила им свободу. На кораблях, державших курс в Новый Свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, а в трюмах этих кораблей был «живой груз» - негры -невольники, вывезенные из родных мест для работы на плантациях белых людей. Плантаторы хотели укрепить в душах своих рабов повиновение. Для этого надо было обратить их в христианство. Но распевая псалмы и гимны, негры вносили в них совершенно иную ритмическую пульсацию. О своей невероятно тяжелой жизни они рассказывали в своих песнях - молитвах - спиричуэлсах, обращаясь к Богу.
(посмотреть отрывок из фильма «Джаз»)
Блюзы (грустная музыка) - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком . В этих песнях - исповедях слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду. Блюзом становилось все, на чем останавливался взгляд, о чем болело сердце.
Регтайм ( веселая музыка)- ( рваный ритм) - танцевальная музыка особого склада.
Для того чтобы возник джаз, необходимо было существование такого города, как Новый Орлеан. Это город- легенда и город легенд ( одной из которых является легенда о возникновении джаза). Музыка белых, негритянская музыка смешивались в этом городе. В результате в первом десятилетии 20 века возникла качественно новая музыка - джаз. Историки жанра полагают, что название возникло из бытовавшего тогда выражения:
« джэзинг ит ап» ( играть с воодушевлением, энергично).
(посмотреть отрывок из фильма «Джаз»)
Угадайка.
У: Что сейчас прозвучит, спиричуэлс, блюз или регтайм?
( прослушать отрывок из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина)
Дети угадывают.
У: Став композитором, Д. Гершвин пишет лирические песни. Особенно он интересуется музыкой негров Америки. Для того, чтобы лучше освоить их музыкально-ритмический язык, Гершвин поселяется в хижине среди негров. Изучает обряды, песни, танцы. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Композитор вскоре мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался при сочинении оперы «Порги и Бесс», отрывок из которой вы прослушали. Опера отличается глубиной чувств, изобразительностью развития афро-американского фольклора.
( звучит отрывок из произведения С. Джоплина «Регтайм»)
Дети угадывают.
У: Первым королем регтайма был Скотт Джоплин.
У: Основой джаза является импровизация.
Импровизация - означает - непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное
(посмотреть табличку - записать в тетрадь)
У: (Бах в свое время считался прекрасным импровизатором на органе.)
У: Ритм доминирует над мелодическим началом.( записать в тетрадь) Ритмические колебания в строгом ритме ( темпе).
У: Средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм (записать в тетрадь)
У: Какие же инструменты характерны для джаза?
Д: Ударные (барабан) и духовые (туба, медные духовые - валторна) и контрабас.
У: Излюбленные инструменты современных джазистов: труба, тромбон, рояль, контрабас, саксофон, гитара.
Говоря о джазе, нельзя не назвать имена известных джазистов - Дюк Эллингтон( фортепиано), Луи Армстронг ( труба), Элла Фицджеральд (певица).
(портреты на доске, посмотреть отрывок из фильма «Джаз»)
(Слушание композиции в исполнении Луи Армстронга « Go Down Moses»)
У: спросить детей не хотелось ли им подвигаться в такт музыки, потопать ногой?
Д: ответы детей
У: Луи Армстронг говорил: « Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».
У: С 20 - х годов 20 века джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утесова. Леонида Утёсова - один из первых исполнителей джаза в России. Лариса Долина и Ирина Отиева, они начинали как джазовые певицы ( портреты на доске).
Джаз на отечественной сцене не вытеснил песню, не стал основой легкой музыки, а был обогащен народными традициями. В 1927 г. в Москве был создан джаз - оркестр Александра Цфасмана.
Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. ( прослушать «Фокстрот» Компанейца в исполнении педагога).
У: Одним из элементов импровизации является элемент вопрос - ответ
Солист задает вопрос, хор отвечает.
Вокально - хоровая работа.
У: Сейчас мы с вами попытаемся побыть немного джазовыми музыкантами.
-
Давайте с вами прохлопаем несложные ритмические комбинации.
(учитель прохлопывает комбинации (вопрос) - дети повторяют (ответ)
-
А теперь исполним попевки на слог ла - ла
(учитель на пианино играет несложные попевки (вопрос) - дети повторяют (ответ)
-
Прослушать песню в исполнении учителя
«Джаз» слова В. Суслова, музыка Я. Дубравина (куплет и припев)
(для экономии времени на уроке, слова песни распечатать для каждого ученика)
Прохлопать ритмический рисунок песни.( поёт учитель дети хлопают)
Учить по фразам.(учитель играет мелодию и поёт - дети повторяют)
Дети исполняют куплет и припев под аккомпанемент.
Исполняют куплет и припев с прохлопыванием ритма.
У: Так как ритмы джаза зародились в африканских племенах, то естественно что единственными инструментами в этих племенах были ударные инструменты.
У: Я предлагаю вам выполнить роль африканских инструментов.
(разделить класс на группы инструментов, с каждой группой проиграть партию написанную на доске)
Большой барабан I z I z (I - удар ногой, z- пауза)
Малый барабан z I z I (I - хлопок руками, z - пауза)
Маракасы II II II II ( I - маракасы удары по два на каждую долю)
Барабан I z/i i/z z
(I - барабан удар, i - барабан, синкопированный ритм)
Исполнить ритмический рисунок совместно всем группам, затем исполнить ритмический рисунок вместе с звучанием песни ( поёт учитель - группы хлопают) , затем все вместе поют и играют на «музыкальных» инструментах.
Домашнее задание: Подготовить доклады о Луи Армстронге, Леониде Утесове, Элле Фицжеральд (темы докладов по выбору учителя или обучающихся).