Основы эстрадного вокала. Программа кружка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ДО детей - Байкаловский районный Центр внешкольной работы

Еланское структурное подразделение


Утверждаю.

Директор МОУ ДО Байкаловский ЦВР

Пинчук Л.В.










Программа

«Основы эстрадного вокала»

(дополнительное образование для детей 8 - 16 лет)








Руководитель: Кондрашина Е.Н.

Программа составлена на основе методических рекомендаций для педагогов вокала «Основы эстрадного вокала». Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Центр дополнительного образования для детей «Дворец молодежи». Екатеринбург - 2007 г.



2008 - 2009 учебный год

Пояснительная записка


В современной вокальной практике известно три типа вокального звукоизвлечения: народное, академическое и эстрадно-джазовое. В общеобразовательных школах, в Домах детского творчества и других учреждениях дополнительного образования, как правило, существовали и существуют коллективы хорового и сольного пения в академической и народной традициях. Но в современных условиях возникла огромная необходимость появления коллективов, где дети могут заниматься эстрадным пением, как сольным, так и в ансамбле (дуэт, трио, квартет и др.). Это связано с тем, что всё большее количество людей увлекается современной джаз, рок, поп-музыкой, всё большее количество детей пытается самовыразиться в этих жанрах.

Поэтому возникает необходимость в квалифицированной педагогической работе именно в этих музыкальных направлениях, учитывая и специфику данных жанров, и специфику вокальной техники, которая хотя и уходит корнями в традиции академической и народной школ пения, но всё-таки уже очень давно существует отдельно и регламентируется своими строгими законами.

В условиях сегодняшней непростой жизни ни в коем случае нельзя оставлять без внимания музыкально одарённых детей. Нужно обязательно поддержать в них интерес к музыке, помочь им ориентироваться в огромном потоке современной музыкальной информации, помочь формированию их музыкального вкуса, развить их музыкальные и творческие способности, поддержать их стремление к творческому самовыражению и воплощению собственных музыкально-сценических замыслов, исходя из индивидуальных качеств каждого ребёнка.

Поэтому главной целью занятий эстрадным вокалом является создание условий для музыкально-эстетического развития детей посредством обучения начальным, профессиональным навыкам эстрадного пения и расширения музыкального кругозора.

Отсюда возникают следующие задачи для руководителя:

-определение и освоение технологии обучения;

-разработка процесса обучения (в целом и по этапам), в соответствии со знаниями, умениями и индивидуальными особенностями ребёнка;

-создание атмосферы радостного, творческого труда;

-формирование у ребят профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионального подхода к творческой деятельности;

-организация самонаблюдения и самоанализа у ученика, недопущение его звукового самообольщения и самообмана.

Основы эстрадного вокала. Программа кружкаКаждый учащийся в процессе работы с педагогом должен последовательно освоить технику эстрадного пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощённость, координация голоса). Освоение материала ведётся поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных вокальных данных ученика.

Общий курс обучения рассчитан на 4 года обучения (учащиеся - дети в возрасте от 8 до 16 лет)

Основные технические и исполнительские требования состоят в отработанной технике звукообразования и чистоте звуковысотного интонирования, без которой не может быть речи о полноценном пении. Ребенок должен накапливать опыт певческих ощущений и слуховых представлений, усваивать критерии оценки правильного звучания. Учитывая разные вокальные возможности контингента, варьируются и способы работы по постановке голоса. Некоторые из требований сразу оказываются посильными для учащихся, обладающими хорошими природными голосовыми данными или соответственно подготовленными в вокальном отношении. Для учащихся с более слабыми данными применимы и осуществимы несколько упрощенные задачи. Так «единорегистровый» (микстовый) способ образования звука и «высокая позиция звучания» достигается посредством долгого и последовательного выполнения упражнений. Спокойное, свободное пение (естественное, органичное) -прямое следствие правильного, непринужденного звукообразования в сочетании с выразительным и содержательным исполнением, с выровненными регистрами. Под естественным, органичным подразумевается пусть пока еще не опертый, но свободно звучащий голос. Профессиональное звучание «на опоре» требует многолетней тренировки, и всякая поспешность здесь может при вести к опасному перенапряжению голосового аппарата.

В работе педагог должен опираться на речевой опыт учеников, так как искусство пения формируется на обычных речевых стереотипах. Это обязывает постоянно следить за тем, как ученик говорит и как он поет. Голос должен быть приветливо располагающим. Мягкость в звучании появится лишь тогда, когда ученик вполне овладеет дыханием.

Комплексный подход к формированию певческих навыков у учащихся необходим, прежде всего, для того, чтобы активизировать мышцы голосового аппарата. Следует вырабатывать чувствительность ученика к статичному положению и перемещению органов артикуляции. Это поможет созданию двигательного и зрительного образа, соответствующего правильному певческому звукообразованию.

Часто вокальные упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы как можно быстрее натренировать отдельные участки голосового аппарата. В других случаях отрабатываются конкретные вокально-педагогические задачи посредством словесной команды. Оба пути допустимы при условии убедительного физиологического и акустического обоснования. Исходное правило: поющий должен испытывать чувство внутреннего удобства и комфорта. Это внутреннее ощущение следует формировать под контролем слуха.

В формировании голоса основное место занимает совершенствование слуха. В процессе обучения предстоит развить аналитический вокальный слух ученика, научить его сознательно подходить к выполнению вокально-технических и художественных задач; понимать сложную картину образования тембральных и динамических особенностей звука и представлять, каким должно быть правильное звучание и какими средствами это достигается.

Пение без сопровождения вполне заслуженно считается лучшим средством развития внутреннего слуха, без которого вообще невозможен вокальный слух. Внутренний слух самым непосредственным образом связан с качеством вокального звука и мышечно-звуковым воплощением. Нередко педагог, представив мысленно голос ученика, воспроизводит звучание, которое может стать для того образцом.

Совершенствование певческого движения требует систематизации и последовательности. Отсюда необходимость подбора специальных вокальных упражнений, при выполнении которых надо научить ребенка ясно представлять конечный акустический образец, к которому он должен стремиться. Педагог совершенствует певческую подготовку ученика, применяя вокальный материал, отвечающий высоким требованиям.

При проведении предварительного отбора учащихся на прослушивании оценивается: голос (тембр, сила, диапазон), слух, музыкальность, эмоциональность исполнения, индивидуальность.

Ведущими формами обучения эстрадному вокалу являются:

1. Урок-форма основная и ведущая.

2. Музыкально-тематические и познавательные беседы.

3. Упражнения на технику пения и выразительность исполнения.

4. Работа на сцене - постановка номера, работа с микрофонами.

5. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

6. Анализ выступлений.

7. Посещение концертных программ с последующим анализом и осмыслением увиденного.

8. Прослушивание аудио-кассет и просмотр видео-фильмов.

9. Индивидуальная и групповая формы обучения.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

  • знать строение дыхательного, вокального и артикуляционного аппаратов;

  • овладеть начальными навыками певческого дыхания;

  • добиться мышечной раскрепощенности губ, языка, мягкого нёба.

В течение всего педагогического процесса должен проводиться постоянный контроль усвоения учебного материала учащимися. Непрерывность перехода к новому этапу знаний должна проходить через актуализацию опорных знаний. Для этого при работе над конкретным произведением каждый раз обращается внимание ребёнка на используемые им здесь приёмы, отработанные ранее в упражнениях. Но самым эффективным контролем за приобретёнными ЗУН в деятельности эстрадного коллектива являются концертные и конкурсные выступления, где учащийся должен суметь сконцентрировать свою волю, характер и продемонстрировать публике и экспертам качество приобретённых ЗУН, а также умение им пользоваться и демонстрировать в критической психологической ситуации. Этим, по сути, является любое публичное выступление.

При достижении цели на каждом этапе обучения в решении поставленных задач помогает постоянный анализ деятельности.

При самостоятельной работе ученика над произведением преподаватель должен вызвать интерес и стимул к работе, помогая наводящими вопросами, добиваясь целостности построения, логики, а также умения посмотреть на свою работу как бы со стороны, при обсуждении творческих работ в классе или после концерта. Так формируется эмоционально-оценочное отношение к работам коллег, к собственному творчеству, целенаправленно формируется художественно-творческая активность учащихся, вынашиваются новые замыслы в процессе обсуждения будущих работ.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Кабинет для практических и теоретических занятий.

  2. Синтезатор «Casio».

  3. Звуковоспроизводящая и звукоусиливающая аппаратура (микрофоны, музыкальный центр, DVD-проигрыватель, компьютер, телевизор и т.д.)

  4. Актовый зал.

  5. Методическая литература, аудио- и видео-записи, записи выступлений, репетиций участников группы.




Учебно - тематический план

(первый год обучения)



Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Работа над вокальным аппаратом, теория образования звука

34

4

30

2

Работа над музыкальным произведением, жанры эстрадной вокальной музыки

50

10

40

3

Постановка номеров, репетиции к выступлениям

30

5

25

4

Участие в концертах, конкурсах, фестивалях

20

3

17

5

Анализ сценических выступлений по итогам концертов, конкурсов. Работа по исправлению неточностей, ошибок

10

5

5

Итого: 144 часа





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Работа над вокальным аппаратом.

Эта глава включает в себя систему упражнений, направленных на работу по:

- развитию правильного интонирования;

- постановке навыков правильного певческого дыхания;

- развитию артикуляционного аппарата (работа над дикцией);

- выработке навыков кантиленного пения.

Забота о развитии певческого голоса у всех детей, пришедших заниматься, является важной обязанностью руководителя. Каждый ребёнок должен приобрести навыки правильного, чистого и осмысленного интонирования песен. Это даёт возможность выражать в музыкальной форме свои чувства, мысли и стремления и открывает разнообразные пути к дальнейшему овладению музыкальной культурой. Основные принципы вокального воспитания заключаются в следующем:

  1. Певческий аппарат должен развиваться комплексно, т.е. на основе развития частей аппарата и его функций в тесной взаимосвязи между собой;

  2. Певческая работа должна проводиться в условиях отсутствия напряжения голосового органа и всего певческого аппарата в целом.

  3. Непринуждённость и лёгкость звучания голоса.

Понимание певческого процесса как сложного целостного двигательного акта снимает вопрос о самостоятельном существовании отдельных, изолированных друг от друга навыков голосообразования, дыхания, дикции, интонации. Отдельных навыков нет, как нет и соответствующих им отдельных, изолированных материальных движений.

Анализ каждой части певческого движения нужен для того, чтобы, понимая функциональное значение каждой из них в целостном процессе, мы могли наиболее эффективно организовать их взаимодействие в едином певческом движении.

В работе над формированием певческого голоса главное внимание необходимо уделять гортани, как центральному звену певческого аппарата; ей принадлежит главное место в сложном целостном певческом процессе. Отправной момент звукоизвлечения является главным в формировании певческого голоса, и в основном предопределяет процесс его дальнейшего воспитания. Поэтому основой работы должен служить верно взятый звук. Этот звук должен отражать состояние равновесия в работе мышц гортани и всего комплекса систем и звеньев певческого аппарата. В этом звуке не должно быть никакого напряжения и зажима, и в то же время, он должен быть в той или иной степени динамичным, т.е. «на опоре». Этот физиологически верно взятый звук может быть определён, как звук точный, свободно несущийся.

Основы эстрадного вокала. Программа кружкаНа первой ступени работы над голосом необходимо научиться приобретать новые привычки и вырабатывать новый опыт. Развитие этих способностей должно касаться как психологической, так и физиологической сферы. С самого начала нужно научить ребёнка продуктивно расслабляться, избавляясь от мышечного, нервного зажима, связанного со стрессом занятий новой, незнакомой деятельностью. Релаксация в данном случае не приравнивается к состоянию сна или вялого расслабленного человека, а рассматривается как состояние, позволяющее снять напряжение, а энергию при этом высвободить.

Наладив доброжелательный контакт с учащимся и прочно утвердив на уроке дух раскованности и отзывчивости к дальнейшим упражнениям, ученику схематически обрисовывается и объясняется система правильного вокального дыхания. Только после этого педагог может переходить непосредственно к демонстрации дыхательных упражнений, каждый раз чётко объясняя ученику механизм выполнения и цель, которую преследует выполнение этого упражнения, чтобы ученик дальше выполнял все свои действия осознанно, ни в коем случае не копируя слепо преподавателя.

Певческое нижнерёберное, брюшное дыхание характеризуется бесшумным, непринуждённым вдохом и фиксированным плавным и длительным выдохом. Дыхание вырабатывается в ходе регулярных трудоёмких индивидуальных занятий. При вдохе не рекомендуется набирать много воздуха. Это может способствовать резкому его выбросу с напряжённым, форсированным звучанием голоса и зажимом гортани. Навык, которым должен овладеть ученик уже на первом году учебы - певческий полузевок. Это один из распространенных мышечных приемов, способствующий нахождению правильного положения гортани во время пения.

Благодаря ощущению зевка мягкое нёбо активизируется и поднимается вверх, гортань и задний отдел рта освобождаются от скованности, излишнего напряжения.

На работу над правильным певческим дыханием и правильным зевком направлено особое внимание с вокалистами 1-го года обучения. Вот некоторые рекомендуемые упражнения:

1. Освоение правильного вдоха и выдоха:

- раздувая ноздри, выполнить короткие активные вдохи, как бы нюхая
воздух. Вдохи выполняются «в живот», для контроля руки можно
держать на животе. По мере наполнения воздухом, не задерживая
дыхание сразу переходить к выдоху воздуха через рот «губы трубочкой».
Движение воздуха как бы начинается с мышц живота, которые
выталкивают его из организма;

  • длинный вдох через нос, раздувая ноздри, выполняется «в живот»; выдох - как в предыдущем положении;

  • упражнение, аналогичное предыдущему, только выдох озвучивается буквой «у»;

Основы эстрадного вокала. Программа кружкаОсновы эстрадного вокала. Программа кружкаОсновы эстрадного вокала. Программа кружка- в положении лёжа положить на область диафрагмы тяжёлую книгу, набрать дыхание плавно через нос-книга поднимется вверх, затем на букве «з-з-з...» выдыхать ровно и медленно - книга опустится вниз в прежнее положение.

- вдох через нос «в живот», серия кротких выдохов на сокращении мышц живота со звуком «хм» - имитация коротких, а затем длинных стонов. Рот закрыт. Звук направляется через нос.

В перечисленных выше упражнениях рекомендуется учащимся держать руки на прессе, контролируя расслабление мышц живота на вдохе и их сокращении на выдохе.

При работе над правильным дыханием педагог очень часто обращается к образному мышлению ученика, предлагая, например, представить, что внутри его живота воздушный шарик, который «наполняется» при вдохе и «сдувается» при выдохе. Хорошо развитое живое детское воображение способствует более быстрому осмыслению задачи и ее правильному выполнению.

Полезно петь упражнения на стаккато - в них ярко выражена работа диафрагмы.

Научиться правильно дышать - это ещё не всё. Надо научиться правильно расходовать дыхание - экономно. Выдох должен быть равномерным, не следует выдыхать всё на первом звуке (первое слово поётся как бы на вдохе). Нижняя часть грудной клетки во время вдоха должна оставаться в расширенном состоянии, как бы зафиксирована. Надо следить, чтобы фиксирование не подменялось зажимом мышц. Звук должен быть на опоре, но не за счёт напряжения мышц, а за счёт правильной осанки, ощущения позвоночного столба, плавного дыхания, без толчков, ровного движения диафрагмы, подобно насосу, накачивающему воздух. 2. Выработка дыхательных навыков и работа над зевком: На басу остинато по звукам ля-минорной гаммы выполняется упражнение (приложение а)), причем звук «х» как в этом, так и в последующих упражнениях не является артикуляцией русской буквы «ха», а возникает естественно при мягком смыкании связок на вдохе, являясь как бы естественным придыханием к возникновению звука «э». Таким образом в этом и трех последующих упражнениях используется так называемая «придыхательная» атака. Цель данных упражнений - соединение и координация дыхания и округлого (не сиплого!) полузевка. Педагог должен идти от звуковых представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата учащегося (приложение б)- г)). При всей пользе данных упражнений не рекомендовано долго задерживаться на тренировке придыхательной атаки звука, рассматривая ее лишь как одно из вспомогательных средств для расслабления гортани. Основной атакой звука является «мягкая» атака(она характеризуется одновременностью смыкания связок и посыла дыхания. Она даёт чистоту интонации и наилучшие возможности работе голосовых связок). Существующие также «придыхательная» и «твердая» участвуют в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения. На использовании «придыхательной» атаки основывается характерный для джазового пения приём «субтон». Поэтому в дальнейших занятиях эти же упражнения рекомендуется петь на другие слоги (мэя, вэя и т.д.)

Следующим этапом занятий по освоению певческих приёмов следует считать введение понятия «певческая маска» и комплекса упражнений по ее развитию. Понятие «маска» - означает ощущение вибраций в верхней части лица (в области, обычно прикрываемой маской на маскараде), возникающее у певца во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей. Оно связано с присутствием в голосе высокой певческой форманты. Ощущение маски - показатель правильного голосообразования. Процесс пения при этом осуществляется более легко и свободно, голос звучит ярко, звонко, полётно.

Одной из важнейших задач в обучении пению является соединение грудного и головного регистров - «микст». «Микст» это не понятие облегчённого формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо «замикстованный» средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.

Общепедагогический принцип постепенности и последовательности является обязательным и в работе над формированием певческих навыков. Таким образом, задачи начального певческого воспитания должны решаться в основном путём создания системы мелодических упражнений с использованием в них определённых фонем и с применением пения стаккато и легато. Создание такой системы преследует цели:

- выработать устойчивый нервно-мышечный тонус хорошо скоординированных голосообразующего участка гортани и певческого аппарата в целом;

- развить физиологически верную работу вокального аппарата, освободив его от «зажимов», исключив действия лишних тканевых элементов надсвязочного и глоточного пространства ротовой полости, вклинивающихся в певческое движение.

Вокальные упражнения, предлагаемые в данной работе доступны для освоения учащимися на начальных этапах обучения. Они способствуют приобретению певческих навыков: развитию техники звуковедения, правильного певческого дыхания, выработки кантилены. Эти упражнения в течение многих десятилетий традиционно применялись в певческой практике, переходя из поколения в поколение, от учителей к ученикам. Здесь упражнения, которые помогают решить различные вокально-технические задачи: выравнивание регистров, выравнивание звучания гласных и развитие артикуляции, работа над интервалами, работа над легато, над кантиленой, над арпеджио и т.д. При отсутствии подтекстовки в нотах гласные (слоги) произвольны.


Упражнения на портаменто.

Эти упражнения служат для изучения приёма портаменто - когда переход от ноты к ноте в интервале совершается через промежуточные тоны, путём скольжения голоса. Портаменто следует делать плавно, не допуская толчков дыхания и перерывов звучания.

Упражнения на филировку. Филировку следует изучать, идя от форте к пиано и обратно. Во время исполнения нужно, точно атаковав первый звук, добиваться его усиления только за счет более энергичной и плавной подачи дыхания, ничего не меняя в качестве звука, не допуская никаких искажений тембра и следя за ровностью вибрато. Вначале следует довольствоваться небольшими градациями изменения силы звука и помнить, что филировка удается тогда, когда звук правильно сформирован, поэтому к начальному тону должно быть привлечено пристальное внимание ученика.

Упражнения на гибкость голоса. Также очень важным для певцов упражнением является пение гамм. Вначале гаммы следует изучать в спокойном движении на гласные «а», «о», «е», затем движение ускорять. Обязательно кроме мажорных гамм петь все виды минора и лады народной музыки. При пении гамм следует всегда обращать внимание на полутонные интервалы (в мажоре 3-4 и 7-8 ступени). Гаммы - важнейшее упражнение для выработки подвижности, расширения диапазона, для умения распределять дыхание, выработать его длительность. Гаммы поем ровными длительностями, а так же с остановками, синкопами, триолями.

Обычный порядок проведения урока должен соответствовать общепринятой схеме:

упражнения - вокализы - художественное произведение.

Эта схема вполне соответствует принципу постепенности. Однако, в зависимости от степени продвинутости учеников, схема должна несколько измениться.

Для начинающего - весь урок: это упражнения и, может быть, вокализ. Для продвинутого упражнения могут занимать 5 минут, а вокализы и произведения будут занимать основное время. Однако в любом случае нужно четко соблюдать время врабатываемости и постепенность повышения вокальной нагрузки.

Упражнения вводятся в работу по принципу: от простого к более сложному. Начинать выполнение упражнений следует не с крайних нот диапазона, а с тех нот, которые ученик поет непринужденно, и далее постепенно двигаемся вниз или вверх.

Малопродвинутые ученики должны распеваться только под контролем педагога. Распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата. Распевание создает и своеобразную психо-физиологическую настройку всего организма: оно будит эмоциональную сферу, разогревает творческую фантазию, вводит в строй мыслительные процессы, связанныеОсновы эстрадного вокала. Программа кружка со звукообразованием и творчеством, словом - настраивает весь внутренний мир на певческий лад. С распевания пение становится основной деятельностью организма, или доминантой, как говорят физиологи. Все силы организма направляются в сторону решения этих главных для певца вокальных задач.

Распевочные упражнения у начинающих и малопродвинутых учеников должны обязательно чередоваться с небольшим отдыхом, с паузами, особенно в тех случаях, когда упражнения требуют сильной траты внимания или мышечных усилий. Краткий отдых, во время которого можно что-то рассказать ученику или проиграть на фортепиано отрывок из музыкального произведения, - способствует временному переключению внимания и позволяет потом лучше сконцентрировать его на очередном занятии. Разнообразие упражнений и требований к ним также помогает активизировать внимание. Разный характер работы голосового аппарата ведет к включению разных групп мышц, что препятствует утомлению. Перерывы в занятиях, краткий отдых особенно необходим начинающим и малопродвинутым ученикам. Необходимо внимательно и аккуратно настраивать аппарат, чтобы все взаимодействовало в определенном рабочем ритме - резонаторы, диафрагма, зубы, мышцы. Нужно все настроить с умом, а не разогревать - раскрикивать.

Начало обучения певца очень важный и деликатный момент. Очень часто конкретные команды типа: «Возьми дыхание, подними купол» могут вести к обратному результату - зажиму гортани, отключению резонаторов.

Юный певец должен научиться думать, научиться понимать педагога. Только тогда можно говорить о достижении результатов занятий, когда ученик полностью доверяет учителю, когда они становятся единомышленниками, коллегами в творческой работе. Педагог не подавляет ученика, он лишь направляет его движение, деликатно, но строго контролирует правильность выполнения поставленных задач, постепенно обращая внимание ученика на удачные моменты. Не стоит постоянно заострять внимание ребенка на том, что не получается - можно либо отбить желание тренироваться, либо привести ученика к внутренним зажимам и закомплексованности.

Процесс формирования певческого навыка протекает в основном подсознательно. И лишь на дальнейшем этапе певческого воспитания, по мере того, как в процессе упражнений происходит отсев лишних движений той или иной части певческого аппарата, и певческое движение в целом становится привычным, поющий постепенно подходит к сознательному освоению техники пения (по принципу Сеченова: произвольно то, что привычно).

Следует сказать, что только работой над дыхательным, связочным и резонаторным механизмами вокальная работа ограничиться не может.

Основы эстрадного вокала. Программа кружкаВокальная работа обязательно должна включать в себя работу над артикуляцией, т.е. работу по развитию артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат ротовой полости имеет большое значение в формировании певческого процесса. Весь комплекс тканевых элементов образует «подвижную акустическую форму» мягких резонаторов глотки и рта. Единство деятельности тканевых резонаторов глотки и рта с работой голосообразующего участка гортани является одним из основных факторов в художественном пении.

Важно отметить, что речедвигательная и певческая функции физически тесным образом связаны между собой.

Удлиненные гласные, формирующиеся на определенной высоте тона, требуют, чтобы согласные звуки формировались без торможения кантиленного звучания «певческой речи».

Выработка навыков перестройки подвижной акустической формы мягких резонаторов глотки и рта в процессе перехода с речи на пение и обратно является одной из важных задач в работе педагога и на первых этапах развития певческих навыков у детей.

Необходимо учитывать, что вокальная речь отличается от разговорной прежде всего спецификой акустического строения: значительно увеличенной мощностью и громкостью, полетностью, длительностью гласных, особенностью тембра, характерными модуляциями основного тона, вибрато и рядом других признаков.

При переходе от разговорной речи к пению, режим работы голосового аппарата существенно меняется, происходит его перестройка. Выразительная сценическая речь представляет в этом плане некое промежуточное звено, облегчающее переход от речи к пению. Показательно, что орфоэпические различия между речью и пением обусловлены главным образом присущей последнему деятельностью гласных. В качестве упражнений, вырабатывающих красивый выразительный звук и четкую дикцию речи, а затем пения можно рекомендовать мелодекламацию, акцентируя внимание на произнесении гласных (вначале отдельные, чистые, протяжные гласные, затем четко произносимые согласные в конкретных слогах и словах). Если разборчивость вокальной речи зависит в большой мере от согласных, то ее окраска, сила, эмоциональная насыщенность выявляется в гласных. Наконец, с помощью соответственных упражнений надо развивать моторику мышц артикуляторного аппарата.

Такие занятия рекомендуется начинать с разминки, состоящей из следующих упражнений:

  1. Легкое поглаживание пальцами с небольшим нажимом по косметическим линиям лица: кожу вокруг губ, скулы, щеки, лоб;

  2. Легкое покусывание верхней и нижней губ;

3. Растянуть губы в утрированной улыбке и собрать их в трубочку;

4. То же самое, но улыбка «американская»;

  1. Круговые движения губами вправо и влево;

  2. Язык как бы прокалывает то одну, то другую щеку;

  3. Языком как бы почистить зубы;

  4. Язык до предела высовывается изо рта, затем, наоборот, до предела «тянется в горло».

Потренировав, «размяв» подобным образом свой артикуляционный аппарат можно приступить к выполнению следующих дикционных упражнений:

Четко, не быстро, опираясь на правильное дыхание, следя за артикуляцией, ученик повторяет за педагогом:

ми-ми-ми-ми-мим,

мэ-мэ-мэ-мэ-мэм,

ма-ма-ма-ма-мам,

мо-мо-мо-мо-мом,

му-му-му-му-му м.

мы-мы-мы-мым;

мим, мам, мэм, мом, мум, мым;

мимми, мэммэ, мамма, моммо, мумму, мыммы.

И далее по тому же принципу, чередуя порядок гласных:

и, э, а, о, у, ы, прорабатываются следующие звукосочетания:

би-би-би-бип,бип-биппи-пибби

ви-ви-ви-виф,виф,виффи,фивви

ги-ги-ги-ги-гик,гик,гики,кшти

ди-ди-ди-ди-дит,дит,дитти,тидди

жи-жи-жи-жи-жиш,жиш,жишши,шижжи

зи-зи-зи-зи-зис,зис,зисси,сиззи

ли-ли-ли-ли-лил,лил,лили

(здесь также используется звукоряд смягчающих гласных: и, я , ё, ю, и)

ни-ни-ни-ни-нин,нин,нинни

ри-ри-ри-ри-рир,рир,рирри

фи-фи-фи-фи-фиф.фиф.фиффи

хи-хи-хи-хи-хих.хих.хиххи

чи-чи-чи-чи-чич.чичче

ци-ци-ци-ци-циц,циц,цицце

ши-ши-ши-ши-шиш,шиш.шишши

(и,э,а,о,у,ы;а также и,я,ё,ю,и)

чище,чаща,чище,чаща,чёщё,чущу,чище

щиче,щача,щочо,щучу,щиче

фти,фте,фта,фто,фту,фты

зди,здэ,зда,здо,зду,зды

здри

нми

мни

кпти

пкти

гбди

дбги

бгди

шни

хни………………..и другие буквосочетания.

Эти упражнения вводятся в занятия постепенно, начиная с 2-3, постепенно увеличивая количество слоговых упражнений, вводя их в произвольном порядке, отталкиваясь скорее от конкретных задач и близости мышечной работы над разными согласными, чем от алфавитного порядка. Завершить работу стоит скороговорками, желательно, чтобы в них преобладали звуки, над произношением которых ученик трудился, делая упражнение. Например:

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  • На дворе трава, на траве дрова.

  • Около кола звонят колокола.

  • Два щенка щекой к щеке грызли щётку в уголке.

  • Водовоз вёз воду из-под водопровода.

-Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

  • Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Пробежались поросята по росе, простудились поросята, да не все.

  • Скороговорун скороговорил скороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, перевыскороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, не перевыскороговоришь, не перевыскороговоришь.

При работе над скороговорками ни в коем случае не надо гнаться за высокой скоростью их произнесения. Очень важно за качеством произношения, чтобы ни в коем случае не «проглатывались» согласные звуки на концах слов, а между гласными согласные звуки интонировались с максимальным посылом к верхним зубам в «маску». Надо, чтобы хорошо оформлялись гласные звуки (как бы над согласными - в «маску») и нижняя челюсть при этом была максимально свободна. Скороговорки следует произносить с различными интонациями, ставить для учеников актёрские задачи: рассказать скороговорку восторженно, вопросительно, обиженно и т.д. Темп произнесения можно увеличивать лишь тогда, когда учащийся хорошо овладеет навыками правильного проговаривания и способен качественно справиться с этой задачей.

Конечной целью работы над дикцией должно стать умение ученика в известных пределах осознанно управлять своей артикуляцией, соотнося её с режимом работы дыхательной системы и голосовых связок в зависимости от произнесения заданных гласных и слогов.

Раздел 2. Работа над музыкальным произведением.

С 1-го года обучения необходимо заниматься разучиванием музыкальных произведений, так как:

1. В связи с тем, что занятия вокалом с детьми целиком опираются на интерес к предмету, нельзя ни в коем случае погубить этот интерес путём выполнения монотонных упражнений и обещаниями неясной перспективы. Ребёнок сразу должен чётко представлять цель упражнений - развитие голоса для более профессионального исполнения конкретных музыкальных произведений.

2. Работая над конкретным музыкальным материалом, мы учим ребёнка не просто качественной вокальной работе, но и объясняем суть драматургии музыкального развития произведения, учим видению музыкального образа и работе над его воплощением, учим актёрской работе, т.к. для артиста, стоящего на эстраде мало быть хорошим интерпретатором нотной строчки, человек, вышедший на сцену должен задеть чувства и эмоции зрителя. Поэтому столь важна грамотная музыкальная и актёрская работа.

  1. Добросовестно занимаясь вокалом и успешно выступая в концертах с готовым произведением, дети видят живой отклик зрителей на своё творчество, что позволяет им убеждаться в правильности своей работы, ещё больше довериться педагогу, а также является прекрасным стимулом для проявления творческой активности. Возрастает их самооценка. Ребёнок чувствует себя способным успешно справляться с исполнением цельных музыкальных номеров и стремится к этому с ещё большим рвением.

  2. Специфика работы с детьми выпускных классов заставляет работать в плотном режиме, т.к. у ребят очень большая учебная нагрузка, направленная на успешное завершение учёбы и дальнейшее поступление в ВУЗы. Но приобретённый в первый год занятий навык грамотной работы над произведением позволяет не забрасывать занятия вокалом окончательно, а работать уже только над воплощением музыкальных произведений, ставя конкретные цели и добиваясь их достижения в процессе работы.

Рекомендуемый репертуар - современные песни на английском и русском языках, по своей художественной ценности и педагогической целесообразности достойны работы над ними в плане вокального, гармонического и текстового материала. Это - произведения американской песенной классики, джазовой музыки, романсы, лучшие образцы современной эстрадной песни и т.д. Полезно продемонстрировать ребёнку записи песен звёздами мировой эстрады, по возможности в исполнении разными артистами одного и того же произведения. Предлагая ребёнку попытаться выбрать наиболее близкую ему интерпретацию, а затем найти и свою, неповторимую манеру исполнения взятого в работу произведения. НеОсновы эстрадного вокала. Программа кружкаОсновы эстрадного вокала. Программа кружка нужно стремиться к слепому копированию вокальных данных даже великих вокалистов. Овладеть некоторыми вокальными приёмами - да. Слепо копировать всё - нет!

В работе над произведениями учитель должен разнообразить методы подхода к вокальной работе ученика. Какие-то произведения следует разучивать с зафиксированных нотами источников, а какие-то произведения нужно предлагать для самостоятельного освоения. Предложить ученику самому «снять» с фонограммы и зафиксировать в записи текст произведения, мелодическую линию, гармоническую сетку. Педагог всегда сможет, поощрив ученика, поправить его ошибки в тексте, мелодике, обогатить гармонию, но обязательно нужно, чтобы учащиеся нарабатывали навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением, что ведёт к развитию их творческого потенциала, собственному взгляду на' музыкальное произведение и, как следствие, к активному развитию знаний, умений и самой личности ребёнка.

Раздел 3. Сценическая работа.

3-ий раздел включает в себя предварительную работу на сцене: репетиции в зале с аппаратурой, аккомпанементом, микрофоном; постановка сценического номера - соло или с бэк-вокалом или с кордебалетом, то есть практическая подготовка к концертному выступлению, осуществление на практике наработок по воплощению произведения, описанных во 2-м разделе. Подготовка ученика к концертной работе требует от педагога решение комплекса задач педагогического и психологического плана. И в работе с каждым учеником эти задачи строго индивидуальны. Например, некоторые дети рвутся на сцену, не будучи совершенно готовыми к хорошей работе, приятной для восприятия публикой - таких нужно мягко притормозить в их несколько авантюрных стремлениях и излишних амбициях, но сделать это очень аккуратно, только лишь для того, чтобы уберечь их от заведомого провала, а не охладить их пыл к выступлениям навсегда. Нужно постараться превратить такого ребенка в единомышленника и направить его кипучую энергию в русло профессиональной работы, где очень скоро станет ясно, действительно ли ребенок хочет петь или ему все равно, что делать, лишь бы выделиться, покрасоваться перед сверстниками любым возможным способом, желательно наиболее легким. В такой работе ребенок очень быстро разберется, «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» и если он пришел к вам заниматься любимым делом, вы приобретете замечательного ученика, активного в работе, желающего показывать результаты этой работы зрителям. Это живые, артистичные натуры, способные воплотить на сцене широчайшую гамму образов.

Другая сложность - тихони. Они могут обладать великолепными вокальными данными, но быть практически слабыми артистами; причем, зачастую, обладая прекрасным актерским потенциалом, который просто погребен глубоко внутри под грузом комплексов: боязнь сцены, боязнь взрослых, боязнь сверстников и т. д. В данном случае педагогическая и психологическая задача учителя - «расшевелить» такого ребенка, помочь ему в преодолении внутренних барьеров.

Кроме решения задач социально-педагогического плана в подготовке учащихся к выступлению, педагог должен поработать с учениками над воплощением актерских задач, то есть в работе на сцене кроме грамотной вокальной работы, правильного пользования микрофоном, ученик должен владеть навыками актерской работы. Здесь педагог должен превратиться в режиссера-постановщика эстрадного номера, в руках которого ученик не слепое орудие воплощения замысла педагога, точно копирующее манеру и жесты руководителя, а самостоятельный творческий субъект, которому предлагаются определенные заданные обстоятельства и свободное действие внутри их. По Станиславскому: «Если бы я был тем-то в таких условиях, я бы действовал следующим образом», - где предлагаемые условия обрисовываются педагогом, а ученик действует в них, насколько может свободно. Педагог всегда может вмешаться в этот процесс и откорректировать некоторые моменты, чтобы в них не было перегибов в сторону пошлости или др., но делать это нужно очень мягко и корректно, чтобы не сбить ученика с творческого пути, а лишь поправить некоторые шероховатости. Педагог также может в процессе работы изменить и сами предлагаемые обстоятельства либо, исходя из органики данной конкретной личности, либо чтобы ученик смог увидеть и другой подход к проблеме, воплощенной в музыкальном произведении. Например, можно предложить ученику спеть грустную песню о несостоявшейся любви с радостным отношением к тому, что наконец-то все это закончилось, то есть взглянуть на проблему с позитивной стороны. Если ученик справится с такой задачей. То в итоге мы получаем оригинальный подход к трактовке произведения. Хорошо, если в процессе работы ученик научится разноплановому подходу к трактовке произведений и в скором времени будет уже сам генерировать идеи по сценическому воплощению песенных образов. Необходимо работать над общей культуры поведения ребенка на сцене и за кулисами, чтобы он в одночасье не испортил произведенное на публику благоприятное впечатление вызывающей манерой поведения или некультурными поступками и словами. Нужно суметь организовать ребенка так, чтобы он уважительно относился к сцене, к коллегам, к публике, к своему делу и деятельности товарищей.

Основы эстрадного вокала. Программа кружкаОсновы эстрадного вокала. Программа кружкаСуммируем и структурируем работу по разделам 2 и 3:

1. Песенный материал подбирается, руководствуясь принципами: - идейной значимостью исполняемого;

- педагогической целесообразностью;

- художественной ценностью;

- воспитательным значением;

- доступностью литературного и музыкального текста;

- разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;

- логикой компоновки будущей концертной программы.

2. Работа над песней:

- показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи; раскрытие содержания произведения, его взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности;

- разучивание текста, мелодии;

- работа над отдельными фразами на слоги, без текста;

- работа над текстом без мелодии;

- соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения;

- работе над звукообразованием;

- пение под фортепиано произведения целиком, выстраивание динамики, драматургии музыкального развития произведения;

- работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения и решения актёрских задач;

- пение под фонограмму;

- разучивание танцевальных движений для постановки номера;

- работа с микрофоном под фонограмму на сцене.

Конечная цель: добиться целостности художественного замысла произведения и его исполнения.

Раздел 4. Участие в концертах и конкурсах.

Учащимся 1-го года обучения рекомендуется предлагать не более 1-2 ответственных выступлений в учебной четверти. Ребёнок должен «созреть» для публичных выступлений профессионально и психологически.

Публичное выступление является довольно сильным стрессом, и ребёнок должен быть готов испытать определённую физическую и нервную нагрузку. В противном случае мы можем навсегда отбить охоту к публичным выступлениям и полностью потерять свой педагогический авторитет в глазах ученика. Нужно суметь настроить ученика на получение от выступления как можно больше положительных эмоций и как можно уменьшить количество отрицательных, чтобы ребёнок полюбил выступления на публике и стремился к ним, а не пытался всячески избегать их. Это одна из важнейших задач педагога, требующая от него знания не только профессиональных требований к выступающим детям, но и знания основ психологии и умения применять их к каждому ученику.

Раздел 5. Анализ сценических выступлений по итогам концертов и конкурсов, работа над ошибками.

С развитием технических средств обучения появилась возможность контролировать деятельность педагога и учащихся со стороны посредством просмотра видеозаписи всех школьных концертов.

На таких занятиях ученик может посмотреть на себя со стороны, составить собственное впечатление о своей работе не только по ощущениям, испытанным на сцене и реакции публики, но и взглянуть на себя самому. Педагог даёт развёрнутый анализ выступления ребёнка, подтверждая свою точку зрения демонстрацией документального материала, может заострить внимание на конкретных деталях, корректируя дальнейшую деятельность ученика, как вокальную, так и сценическую. После таких аналитических занятий педагог может начать очередное с предложения самому ученику проанализировать своё выступление, отметить как негативные, так и позитивные моменты, соотнести их с внутренними ощущениями на сцене в этот момент, попытаться самостоятельно найти причины ошибок и предложить пути их исправления.

Таким образом, можно научить ребёнка анализировать свою деятельность с различных позиций, научить осознанной дальнейшей работе перед выступлением на сцене, дать ему в руки ключи к дальнейшей успешной деятельности.

В конце занятий обязательно надо поработать над корректировкой выявленных ошибок, чтобы эффективно закрепить результат. Ведущие методы работы на таких занятиях: объяснительно иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

К недостаткам в голосе приводят следующие отрицательные факторы:

  • в области дыхания:

1. Душевное волнение передаёт импульс дыханию. В ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному течению дыхания.

  1. .Неправильная осанка (-впалая грудь-, затрудняющая работу межрёберных мышц при дыхании или согнутая спина-, которая мешает свободной работе диафрагмы).

  2. .Контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит «на нет» связь между эмоцией и дыханием.

    • в работе голосовых складок и гортани:

Если дыхание несвободно, ответственность за извлечение звука ложится на тонкие мышцы гортани. Они перенапрягаются и расстраивают свободную «игру» голосовых связок.

    • в области резонаторной системы:

  1. . Напряжение в гортани блокирует связь между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя звучанию в грудном резонаторе.

  2. . Напряжение корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах.

    • в работе артикуляционной системы:

Когда дыхание не свободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Привычные психологические зажимы также часто мешают чёткой артикуляции губ.

Снять зажимы во всех перечисленных системах голосообразования помогают следующие упражнения: вибрация губ, языка на ломанном, развёрнутом арпеджио, чёткое произношение слогов «вье», «нэй», на «улыбчивом полузевке» с интонированными сонорными звуками «вь, й, н».

Работая над голосом, нужно помнить два основных принципа:

А. Неясное мышление - существенное препятствие к чистоте артикуляции.

Б. Подавление эмоций - не менее существенное препятствие к свободе голоса.










Список литературы

1 Андрианова Н.З. Программа. Сольное пение для музыкальных училищ по специальности №2105. Пение. Эстрадная специализация. Москва, 1983.

2 Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Методическое пособие. Омск, 1992.

3 Васильева Г.В. Методы и средства музыкально-эстетического воспитания школьников в процессе внеклассных занятий. Методические рекомендации. Свердловск, 1982.

4 Гениуш А.Б. Статья «О взаимосвязях дисциплин певческого цикла» (из сборника статей «Подготовка учителя музыки в педвузе». Саратов, 1986.

5 Далецкий Т. «О вокальной культуре эстрадного исполнителя» «Молодёжная эстрада» №5, 1990г.

6 Дмитриев А.Б. Основы вокальной методики. Музыка. Москва, 1968.

7 Информационный бюллетень ИРРО по материалам работы лингвистической гимназии №13. Екатеринбург, апрель 1996.

8 Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. 2 изд. - Л: Музыка, 1988.

9 Кузнецов В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. М 1991.

10 Линклейтер К. Освобождение голоса. М. ГИТИС, 1993.

11 ЛукьяновП.Н. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1979.

12 Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. Москва, 1977.

13 Рыцарева . Музыка и я. М., Музыка. 1994

14 Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. Методическое пособие. М., 1994.

15 ЧуринаЛ.П. Методические рекомендации. Преемственность в эстетическом воспитании школьников среднего и старшего возраста. Свердловск, 1982.


© 2010-2022