• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Детское музыкальное творчество как метод активации восприятия и исполнения музыки

Статья Детское музыкальное творчество как метод активации восприятия и исполнения музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова И. В. учитель музыки

МОУ Комсомольская СОШ

Заводоуковский городской округ

Детское музыкальное творчество как метод активации восприятия и исполнения музыки.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы взрослые, разучились радоваться.

Предмет музыки как никакой другой располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Музыка, как «искусство жизнью рожденное и к жизни обращенное», является посредником между творчеством и восприятием. В процессе занятий необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них - это и есть сама жизнь. Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной творчество является важным условием и средством развития способности образного видения. Вызвать музыкальное творчество - это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, то есть на музыкальный материал.

Как это сделать?

Творческое начало у младших школьников может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в воспроизведении (голосом, на металлофоне) несложных мотивов разного характера (в жанре марша, польки, вальса); в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке, в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации. Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей.

Творческое начало должно пронизывать процесс общения с музыкой и у подростков. Оно проявляется не только в оценочном суждении о воспринятой музыке, интерпретации произведения, но и в собственном творчестве (например, сочинении подголосков к мелодии песни).

Учителю нужно уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях. Б.М. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Вначале младшие школьники успешнее справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под музыку и игрой на простейших музыкальных инструментах.

Трудности, которые дети испытывают при выполнении творческих заданий в пении (отсутствие координации между слухом и голосом), постепенно устраняются. «Не поющие» дети могут проявлять свои творческие возможности в движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а поющие - и в пении.

Разнообразные по сложности творчества задания необходимо включать в урок систематически с I класса. На музыкальных занятиях важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве.

Различные творческие задания и упражнения используются на любом этапе занятия, направленные на развитие творческих способностей во всех видах художественной деятельности:

-творчество в движениях, пантомиме и театрально - игровой

деятельности.

Например: превращения «Новая кукла».

Музыкальный материал - пьеса П.И.Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома».

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

-игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа.

Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Например: Детям необходимо пройти по камешкам через ручей (от лица любого персонажа сказки, рассказа, мультфильма.

-задания для речевой интонационной выразительности.

Можно предложить пропеть фразы самыми разнообразными голосами.

-творческие упражнения при восприятии музыки.

Например: «Какую линию выбрать»?

Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные - под медленную и спокойную; прямые, изогнутые - под решительную; прерывные - под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, которые по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

-творческие задания на развитие воображения.

Упражнение относится к особой форме психофизического тренинга - танцевальной психотерапии. С одной стороны, они очень эффективны как средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности, с другой стороны, упражнение органично вписывается в урок по темам «Танец», «Балет» ит.д., помогая учащимся понять природу танца его сущность. Ребенку предлагается в танце выразить какой - либо образ. Например,

станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «конфетку», «виноград», «тесто» и т.д. (Можно проиллюстрировать видеофрагментами «Чай», «Кофе», и т.д. из балета П. И.Чайковского.

-творческие задания, развивающие наглядно-образное мышление.

Используются во внеклассной работе.

Например задание для развития у детей творчества и воображения «Времена года в цвете и звуке». Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени года. Может это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна. Теперь, глядя на свое творение, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний» и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов,- при этом можно аккомпанировать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т. д.

-творческие задания на развитие целостного восприятия образа

произведений искусств.

«Пойми образ». Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями различной тематики для каждого (в данном случае используются стихи А.С.Пушкина).

Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин»

П. И. Чайковского. По окончании прослушивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу прозвучавшему музыкальному произведению.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л.Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка.




© 2010-2022