• Преподавателю
  • Музыка
  • Из опыта работы: Слушание музыки - необходимый предмет для изучения в школе искусств

Из опыта работы: Слушание музыки - необходимый предмет для изучения в школе искусств

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Слушание музыки» - необходимый предмет для изучения в школе искусств.

Дополнительное образование всегда играло большую роль в определении и формировании профессиональных интересов детей на начальном этапе. Дополнительное образование, приобщая детей к искусству, помогает им стать маленькими музыкантами, танцорами, актерами, художниками. Детская школа искусств занимает особое место в российском образовании, так как выполняет две наиважнейшие образовательные функции - как первая ступень профессионального образования в сфере искусств и культуры и как вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и юношества.

XX век ознаменовался открытиями во всех отраслях жизнедеятельности человека. Этому способствовали и технический прогресс, достигший совершенства, ускорившийся темп жизни, информационная нагрузка. У современного человека свои приоритеты, свои ценности. В профессиональном мире ценятся люди, владеющие техническими, юридическими, банковскими профессиями. Это заметно даже в школе, когда математический блок предметов выдвигается на передний план, поэтому особенно важно дать возможность для развития творчества, неистощимой фантазии, неординарные решения для своих задач, предмет «Слушание музыки» дает эту возможность.

Я работаю в МБОУ ДОД «Детская школа искусств города Буинска Республики Татарстан», работаю 13 лет. В 2008-2009 учебном году мне предложили вести предмет «Слушание музыки» на отделении «Общее Эстетическое Образование». Меня это заинтересовало. Предмет «Слушание музыки» - новый в программе школы искусств, и, по моему мнению, его введение является необходимым и своевременным.

«Для того чтобы любить музыку, надо, прежде всего, слушать», - утверждал композитор Д.Д. Шостакович. И это действительно так. Правда, в своем высказывании он подразумевал классическую музыку, созданную десятки и сотни лет назад, до сих пор вызывающую у слушателя искреннее восхищение своей красотой. Но где современному школьнику предоставляется возможность послушать такую музыку? В большинстве своем домашние радиоканалы не настроены на эфир, передающий классику, а забиты «доморощенными» хитами, «раскручивающими» преимущественно скороспелых эстрадных крикунов. По ТВ же отрывки из музыкальной классики в последнее время чаще всего используются в качестве звукового фона к рекламе. Да и в домашней фонотеке не у всех есть такие записи (хотя сейчас популярна классика в современной обработке). Остается одна надежда - на ДШИ и ДМШ с ее занятиями и мероприятиями, которая все еще способна противостоять легкомысленному обращению с музыкой.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает учащимся возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыкальное развитие - это результат, к которому необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения на уроках слушания музыки в ДШИ. В процессе слушания музыки решаются следующие задачи: педагог при непосредственном участии детей, воспитывает у них любовь к высокохудожественной музыке и потребность в общении с ней. Совершенствует нравственный облик учащегося, формирует его умственные способности. Музыка - могучий источник мысли, укрепляет физическое состояние ребенка.

Как правило, у большинства современных детей навык слушания классической музыки практически отсутствует. На своих занятиях по предмету «Слушание музыки» я стараюсь подбирать произведения высокого музыкального искусства, доступные детям по продолжительности звучания, соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей. Также подбирать таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желания проявить свое отношение к звучащей музыке. Еще вариант подбора репертуара для слушания - обращение к образам из мира литературы - сказкам, стихам. С интересом воспринимается музыка антракта к III действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - разнохарактерные отрывки «Море», «Три чуда» (Белка, Богатыри, Царевна-Лебедь); «Романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»; тема родителей из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; «Мелодия и хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Слушанию каждого из музыкальных фрагментов предшествует чтение и обсуждение содержания соответствующих литературных отрывков.

Какие методы и приемы необходимы, чтобы привлечь внимание детей?

Я предлагаю проводить развернутые насыщенные беседы о композиторе и изучаемом музыкальном произведении. Учащиеся-подростки готовят рефераты, сообщения о композиторах, музыке. При этом они работают с энциклопедиями справочниками, интернетом. Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов. Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.

С интересом ребята передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона - светлое нежное спокойное настроение музыки, темные - тревожность, таинственность, яркие, сочные краски - веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций. Даже известные музыкальные произведения, возможно знакомые детям через просмотр фильмов-сказок, видятся ими иначе: снежными образами, озерами в горах, вихрями, стихией, колдунами…

Слушание музыки проходит по III этапам:

Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением. На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. Слово педагога, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание.

На II этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях, о музыке. В результате частого повторения произведений ребята часто запоминают, выделяют наиболее понравившееся. У них появляется избирательное отношение к музыке.

Приведем конспект занятия по предмету «Слушание музыки» второй год обучения (IV четверть, тема: «Музыкально - театральные жанры»), цель которого - познакомить детей с музыкой балета «Лебединое озеро», обращая их внимание на различение характера пьес, средств музыкальной выразительности. Педагог предлагает детям послушать несколько танцев, которые звучат на балу во время появления гостей из разных стран. Это венгерский танец «Чардаш» - нежный, легкий, грациозный (запись). Потом музыка постепенно меняется, приобретая решительный, стремительный характер. Педагог рассказывает: «Входят гости из Испании» (звучит огненная, ритмичная музыка - испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет (запись)). Затем исполняется «Русский танец» - плавный, неторопливый, нежный вначале и тоже разгорающийся весельем к финалу (запись). Прибывают гости из Италии. Эту мелодию вы, может быть, уже слышали (звучит в записи «Неаполитанский танец»). Многие дети отвечают, что это «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, только она звучит по-другому, в исполнении оркестра. Педагог продолжает: «П.И.Чайковский использовал «Неаполитанскую песенку» и включил ее в балет в оркестровом изложении, - объясняет учитель. Мелодию играет труба - звонко, призывно, энергично. Неаполитанский танец, как венгерский, испанский и русский, тоже разгорается праздничным весельем к концу». И, наконец, последний танец - польская «Мазурка» - яркая, праздничная. Педагог предлагает решить, меняется ли характер музыки внутри танца. Дети слушают запись, а затем могут сказать, что средняя часть более нежная, легкая. Занятие заканчивается тем, что педагог обещает в следующий раз снова показать понравившуюся музыку. А ребята попробуют под нее потанцевать, выразить в движениях настроения, которые слышны в ней, передать характер каждого танца. Таким образом, занимаясь с ребятами слушанием музыки, педагог знакомит их:

  1. с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями;

  2. углубляет и расширяет круг их представлений;

  3. воспитывает чувства, музыкальный вкус.

Обучая предмету «Слушание музыки» я стремилась добиться следующих результатов:

- постепенное накопление у учащихся музыкально-теоретических сведений, которые вводятся ненавязчиво и очень осторожно.

- обучение учащегося эмоциональному восприятию музыки и умению анализировать в определенных масштабах.

- формирование у юных слушателей творческой инициативы, собственное отношение к искусству, познавательную активность, художественное воображение.

- приобщение детей к шедеврам мировой классики.

В заключении хочется сказать, необходимо находить поводы и точки соприкосновения уроков «слушания музыки» с повседневной жизнью. Чем больше жизненных различных связей в музыке будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как части жизни, как сама жизнь.


© 2010-2022