• Преподавателю
  • Музыка
  • РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО Уделив время  первоначальному развитию данных ученика, обогащению музыкальных впечатлений и продолжая работу в этой области, следует обратить более серьёзное внимание на воспитание правильных игровых движений. В начале этой работы педагог ставит наиболее примитивные звуковые цели.  На любой стадии занятия с учеником нельзя учить движению, опуская из виду конкретную звуковую исполнительскую цель, как бы проста она не была. Работа над движением с самого начала должна быть связана с результатом его, т.е. со звучанием и им определяется. Педагогическая практика показала, что начинать воспитание  необходимо с приёма non legato. Схема работы: 1- исходное положение - ученик свободно сидит за инструментом, рука свободно и мягко лежит на коленях. 2- рука поднимается над клавиатурой, причём кисть наклонена вниз и несколько пассивна. 3- рука немного опускается, кисть по сравнению с запястьем немного приподнимается, пальцы принимают более округлую форму и рука опускается на определённый палец. 4- Должен быть купол,1 палец не должен висеть, а вместе с другими находиться на клавиатуре в свободном состоянии, не напряжённо. Палец стоит на подушечки, не прогибаясь в суставах. Не давить на клавишу. 5- ученик вслушивается в звук, поднимает запястье, а затем и всю руку и ложит её на колени. Звук состоит из 2 составляющих - это сам импульс взятия звука и само звучание в сторону затихания. Поэтому как не дави, звук громче не будет. От учеников надо требовать, чтобы получался полный, мягкий звук. Если мягкая рука, значит звук полный, красивый, если звук сухой, то надо искать причину в аппарате - рука напряжена, необходимо предостеречь от форсирования звучания, найти меру. После того, как вы научились  добиваться этого, надо поиграть  в упражнение «РАДУГА» как левой, так и правой рукой, говоря при этом,  что переносить надо не руку, а звук. Это упражнение полезно для освобождения кисти и локтя, для преодоления боязни клавиатуры, широких расстояний. Далее следует перейти на исполнение 2-3х звуков non legato. Здесь очень важно, чтобы ученик воспринимал звуки как единую мелодию. Сначала все упражнения рекомендуется играть 3 пальцем, затем 2 и 4, терция 1-3 пальцами, обращая внимание на положение 1 пальца; после играем одновременно квинту 1-5 пальцами. Упражнения надо давать попеременно сначала правой и левой руками, включив далее мелодические линии, разделённые между руками. Упражнения всегда должны иметь определённые  ритмические рисунки, упражнения вне ритма нецелесообразны. Темп должен быть медленный, но не слишком, чтобы не разрывалась мелодическая линия, но в то же время, чтобы позволял контролировать движения и управлять ими. Для упражнений полезно давать знакомый материал (из песенок). После того, как освоено non legato, вы переходите  к  legato. Этот приём основан на плавном переходе одного звука в другой. Сначала вводятся упражнения на соединения 2 звуков, затем 3х и т.д. Схема: 1-      рука мягко опускается в клавиатуру, палец погружается в клавишу 2-      не играющие пальцы слегка приподняты и находятся на готове. Любой из пальцев может погрузиться  в клавишу без лишних движений, а только едва приподнявшись и свободно опустившись в клавиатуру. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать как перенесение  1 пальца на другой, так и общую направленность звуковой линии. При игре legato важно ощущение  передачи одного звука в другой. Необходимо следить за тем, чтобы 2 звук был тише. Важна подтекстовка, где бы ударение падало на 1 слог. Иногда говорят- « На 1 нотку сели, на другую встали», и учим тому, чтобы в конце лиги рука шла вверх. Особое внимание 1 пальцу. Если положение не верное, то будет тяжело регулировать силу звучание самого 1 пальца по отношению к другим. И этот 1 палец будет мешать положению других пальцев и ведёт к зажатости.     При игре на legato необходимо следить за тем, чтобы не играли только пальцы, вся рука должна помогать объединять ноты, а не так, чтобы каждый новый звук сопровождался движением. Можно использовать смешанные упражнения на non legato  и  legato. Как результат- ученик слышет различность звучания и даёт ребёнку возможность снять напряжение. Все эти упражнения желательно играть с использованием чёрных клавиш. Также желательно использовать упражнения в мажоре и миноре.  Последний приём staccato. Не  следует добиваться сразу острого, слишком короткого staccato. Обычно короткость и лёгкость  staccato достигаются упругостью движений пальцев и быстрым, но мягким движением руки. При разучивании места, исполняемого на staccato, или при игре в медленном темпе увеличивается время, занимаемое переходом на другую клавишу и сокращается момент нажатия пальцами на клавишу.Отчасти облегчается тяжесть его погружения в клавиатуру.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Уделив время первоначальному развитию данных ученика, обогащению музыкальных впечатлений и продолжая работу в этой области, следует обратить более серьёзное внимание на воспитание правильных игровых движений.

В начале этой работы педагог ставит наиболее примитивные звуковые цели. На любой стадии занятия с учеником нельзя учить движению, опуская из виду конкретную звуковую исполнительскую цель, как бы проста она не была. Работа над движением с самого начала должна быть связана с результатом его, т.е. со звучанием и им определяется.

Педагогическая практика показала, что начинать воспитание необходимо с приёма non legato. Схема работы: 1- исходное положение - ученик свободно сидит за инструментом, рука свободно и мягко лежит на коленях.

2- рука поднимается над клавиатурой, причём кисть наклонена вниз и несколько пассивна.

3- рука немного опускается, кисть по сравнению с запястьем немного приподнимается, пальцы принимают более округлую форму и рука опускается на определённый палец.

4- Должен быть купол,1 палец не должен висеть, а вместе с другими находиться на клавиатуре в свободном состоянии, не напряжённо. Палец стоит на подушечки, не прогибаясь в суставах. Не давить на клавишу.

5- ученик вслушивается в звук, поднимает запястье, а затем и всю руку и ложит её на колени.

Звук состоит из 2 составляющих - это сам импульс взятия звука и само звучание в сторону затихания. Поэтому как не дави, звук громче не будет.

От учеников надо требовать, чтобы получался полный, мягкий звук. Если мягкая рука, значит звук полный, красивый, если звук сухой, то надо искать причину в аппарате - рука напряжена, необходимо предостеречь от форсирования звучания, найти меру.

После того, как вы научились добиваться этого, надо поиграть в упражнение «РАДУГА» как левой, так и правой рукой, говоря при этом, что переносить надо не руку, а звук. Это упражнение полезно для освобождения кисти и локтя, для преодоления боязни клавиатуры, широких расстояний.

Далее следует перейти на исполнение 2-3х звуков non legato. Здесь очень важно, чтобы ученик воспринимал звуки как единую мелодию.

Сначала все упражнения рекомендуется играть 3 пальцем, затем 2 и 4, терция 1-3 пальцами, обращая внимание на положение 1 пальца; после играем одновременно квинту 1-5 пальцами.

Упражнения надо давать попеременно сначала правой и левой руками, включив далее мелодические линии, разделённые между руками. Упражнения всегда должны иметь определённые ритмические рисунки, упражнения вне ритма нецелесообразны.

Темп должен быть медленный, но не слишком, чтобы не разрывалась мелодическая линия, но в то же время, чтобы позволял контролировать движения и управлять ими.

Для упражнений полезно давать знакомый материал (из песенок).

После того, как освоено non legato, вы переходите к legato. Этот приём основан на плавном переходе одного звука в другой. Сначала вводятся упражнения на соединения 2 звуков, затем 3х и т.д. Схема:

  1. рука мягко опускается в клавиатуру, палец погружается в клавишу

  2. не играющие пальцы слегка приподняты и находятся на готове.

Любой из пальцев может погрузиться в клавишу без лишних движений, а только едва приподнявшись и свободно опустившись в клавиатуру. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать как перенесение 1 пальца на другой, так и общую направленность звуковой линии.

При игре legato важно ощущение передачи одного звука в другой. Необходимо следить за тем, чтобы 2 звук был тише. Важна подтекстовка, где бы ударение падало на 1 слог. Иногда говорят- « На 1 нотку сели, на другую встали», и учим тому, чтобы в конце лиги рука шла вверх.

Особое внимание 1 пальцу. Если положение не верное, то будет тяжело регулировать силу звучание самого 1 пальца по отношению к другим. И этот 1 палец будет мешать положению других пальцев и ведёт к зажатости.

При игре на legato необходимо следить за тем, чтобы не играли только пальцы, вся рука должна помогать объединять ноты, а не так, чтобы каждый новый звук сопровождался движением.

Можно использовать смешанные упражнения на non legato и legato. Как результат- ученик слышет различность звучания и даёт ребёнку возможность снять напряжение. Все эти упражнения желательно играть с использованием чёрных клавиш. Также желательно использовать упражнения в мажоре и миноре.

Последний приём staccato. Не следует добиваться сразу острого, слишком короткого staccato. Обычно короткость и лёгкость staccato достигаются упругостью движений пальцев и быстрым, но мягким движением руки. При разучивании места, исполняемого на staccato, или при игре в медленном темпе увеличивается время, занимаемое переходом на другую клавишу и сокращается момент нажатия пальцами на клавишу.Отчасти облегчается тяжесть его погружения в клавиатуру.



© 2010-2022