Конспект урока по музыке на тему Музыкальные портреты (1 класс)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Музыкальные портреты». (1 класс)

Тип урока: ОНЗ

Тема полугодия: «Музыка и ты». Урок № 21.

Базовый учебник: Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 1 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.

Цель: расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.

  • Учить находить главную мысль, формулировать ее.

  • Учить характеризовать музыкальные образы.

  • Показать учащимся изобразительные возможности музыки

  • Закрепить понятия длинные и короткие музыки

  • Познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей

  • Дать понятие «сопрано»

  • Учить передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей

  • Закрепить понятия вокальная и инструментальная музыка.

  • Учить определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки - темпа, динамики, ритма, регистра и т. д.

  • Учить подбирать произведения живописи к музыкальным произведениям.

Развивающие:

  • Развивать навыки контроля и самоконтроля.

  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

  • Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.

  • Развивать внимание, логическое мышление, память.

  • Продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности.

Воспитательные:

  • Формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского, Е. Попляновой.

  • Воспитывать желание участвовать в исполнении произведений - петь хором, дуэтом, солировать, выполнять определённые действия в игре.

  • Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

  • Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального
    стиля и навыков музыкально-ритмической деятельности, раскрытии индивидуальных познавательных интересов.

  • Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Формировать способность к самооценке, реализовать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше».

  • Чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии

  • В исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению

Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, принимать и сохранять их.

  • Формирование умения планировать в сотрудничестве с учителем свои действия для решения задачи.

  • Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания;

  • Формирование умения строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  • Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Предметные:

  • Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.

  • Проявление интереса к новому содержанию занятия.

  • Выполнять задания творческого и поискового характера.

Организация пространства

Эвристическая беседа, фронтальная беседа, индивидуальная работа.

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.

Виды организации деятельности учащихся на уроке:

  • Совместная деятельность по достижению цели урока.

  • Творческие задания.

  • Самостоятельная работа.

  • Музыкальная пауза.

  • Фронтальный опрос.

  • Практическая деятельность.







Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности


  1. Актуализация опорных знаний

Ребята, давайте вспомним с вами, что такое МУЗЫКА?

А какие звуки?

А чем отличается музыкальный звук от обычного?

Кто принимает участие в появлении музыки на свет?

Как можно исполнить музыку?

Скажите, как называется музыка, которую исполняют голосом?

Как называется музыка, которую исполняют на музыкальном инструменте?

Это звуки

Музыкальные.

Высотой.

Композитор, исполнитель, слушатель.

Голосом или на музыкальном инструменте.

Вокальная музыка.

Инструментальная музыка.


  1. Определение темы урока, целеполагание

Сейчас мы закроем глаза и каждый представит свою маму.

Какая у вас мама?

Каждый из вас увидел свою маму, ее внешность, как она выглядит, то есть вы увидели ее

портрет.

А что такое портрет?

Обычно портреты рисуют красками, но музыка тоже может нарисовать только своими музыкальными красками.

Ребята, а как вы думаете, с какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

Чему будем учиться на уроке?

Ответы детей.



Изображение какого-либо человека или существа



Тема урока: «Музыкальные портреты».

Сегодня на уроке мы будем учиться угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка.


  1. «Открытие» новых знаний

Давайте представим, что к нам в класс по очереди входят гости - кто они? - персонажи сказок или обычные люди.

Итак, первый портрет.

Слушание. «Баба - Яга» П.И. Чайковский

Как звучала музыка?

О ком она рассказала?

Какой характер у этого незнакомца?

Вот мы и раскрыли замысел великого русского композитора П.И.Чайковского.

Кто исполнял музыку?

Итак, мы слушали музыку Чайковского «Баба-Яга».





Стремительно, решительно, с акцентами.

О сказочном персонаже.

Злой, недовольный, сердитый.



Пианист , фортепиано.


  1. Физминутка

Музыкальная физминутка.

«Вместе весело шагать»


  1. Продолжение работы по теме урока

Узнаем следующий музыкальный портрет.

Слушание. «Менуэт» Л.Моцарт.

Как вы думаете, эта музыка современная или старинная?

Что вы можете об этой музыке рассказать?

Известно, что многие танцы исполняются парами.

Как вы думает, сколько людей исполняют этот танец ?

В каждой музыкальной интонации спрятан человек и по характеру можно определить пол, возраст и характер героя.

Так как героев двое, то мы попробуем узнать о них побольше.

Исполняется верхний голос

Исполняется нижний голос

Какая из этих мелодий характеризует женщину, а какая - мужчину? Почему?

Какие черты характера присущи танцующим?

Переговариваются ли они во время танца или молчат?

О чем их беседа?

Чем заканчивается танец - согласием или конфликтом, ссорой?

Этот старинный танец называется - Менуэт.

Это старинный французский танец. Переводится как маленький, мелкий, маленький шаг.

В 17 -18 веках был очень популярен.

И сочинил его Леопольд Моцарт, отец знаменитого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Слушание. «Болтунья» С.С.Прокофьев.

Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды.

Что она вам рассказала?





Как музыка изобразила характер девочки?



Музыкальный портрет «Болтуньи» сочинил композитор С.С.Прокофьев.

Итак, мы угадали музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их: Баба-Яга, пара, танцующая менуэт и девочка-болтунья.



Предположения детей.

Танцевальная.



Двое.





- это первый герой

- это второй герой

Предположения детей.

Спокойствие.

Ответы детей.















Она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться,

посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей .

Музыка быстрая, пение скороговоркой,

но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее.


  1. Итог

-Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

-какие задачи ставили в начале урока?

-Достигли ли мы поставленные задачи?

-Давайте вспомним, кто же принимает участие в появлении музыки на свет?

-Что такое вокальная музыка?

-Что такое инструментальная музыка?

-Давайте вспомним, с какими произведениями познакомились сегодня?

Музыкальные портреты.

Ответы детей.

Композитор, слушатель, исполнитель.



«Болтуньи» С.С.Прокофьев.

«Менуэт» Л.Моцарт.

«Баба-Яга» П.И.Чайковский.


  1. Рефлексия

Дети, посмотрите на доску. У нас на доске есть тучка и солнышко. Но только что-то у них не хватает.

У вас у каждого есть эти недостающие предметы. Кому понравилось сегодняшнее наше путешествие в театр дорисуйте, пожалуйста, лучики у солнца. Ну а если кому-то было скучно или не интересно - прикрепите нашей тучке капельки.

Капелек и лучиков

Дети выполняют задание


  1. Д/з

Ребята, а дома вы нарисуете иллюстрацию к композиции «Баба - Яга» П.И. Чайковский.



15


© 2010-2022