• Преподавателю
  • Музыка
  • Выступление на районном семинаре учителей музыки Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Выступление на районном семинаре учителей музыки Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание

учащихся на уроках музыки.

Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие его душу, развивают художественный вкус.

Я, как учитель музыки, ставлю перед собой цель - через знакомство с лучшими образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей духовно - нравственные качества.

По - моему мнению, музыкальному образованию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, музыкальное воспитание - самое доступное и массовое - ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во-вторых, музыка обладает наибольшим эффектом эмоционального воздействия, она способна затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

Я работаю по программе «Музыка» авторов Критская, Сергеева и считаю, что именно эта программа подходит для формирования у ребенка "вечных тем" - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.

Духовно - нравственное развитие в начальной школе включает четыре раздела тем: "Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь, что стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. И она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Многие композиторы посвящают свои произведения Родине, России.

К подбору музыкального материала для своих уроков я подхожу очень требовательно, особенно важно это становится теперь, когда с экранов телевизоров на подрастающее поколение обрушивается масса низкопробной безвкусной музыки, которая не воспитывает, а скорее развращает молодёжь. С первого по девятый класс музыкальный репертуар каждого урока носит нравственно - духовную направленность. В первом классе это песни о маме, Родине, родном крае, дружбе, рождественские и пасхальные песни, песни - колядки. Год от года произведения становятся более серьёзными, уровень музыки, по богатству её идейно - художественного содержания, по сложности музыкальной формы непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах, Великой Отечественной войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и независимость. В старших классах я тоже стараюсь подобрать песенный репертуар соответствующий нравственным идеалам.

"О России петь - что стремиться в храм" - этот раздел посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.

Духовная музыка способствует:

  • Нравственному пониманию своего внутреннего состояния, помогает понять, почему оно такое, найти причину;

  • Общению с самим с собой;

  • Ощущению гармонии внутри себя.

В программе «Музыка» Е.Д.Критской, духовная музыка раскрывается в нескольких направлениях:

  • Колокола на Руси и колокольность в русской музыке;

  • Знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;

  • Собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной;

  • Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные стихи;

  • Содержание церковно-православных праздников;

  • Идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.

Задачи уроков - через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы - Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.

Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая "Утреннюю молитву" и "В церкви" П.Чайковского из "Детского альбома", дети воспринимают интонационно - образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

В 1 классе после прослушивания фрагмента из 1 - ой части концертной симфонии для арфы с оркестром В. Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.

В 4 классе мы обращаемся к образу Богородицы. Рассматривая картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской. Образ Богородицы это еще и образ материнства. На этих уроках мы учим песни о маме, читаем стихи и рисуем подарок маме.

Говоря о Рождестве, отмечаю, что каждая семья и каждый человек отмечает Рождество по - своему. Для одних это торжественный религиозный праздник, для других - возможность приятно провести время в компании близких им людей. Однако, прежде всего Рождество - это праздник души, и мы чувствуем это при виде мерцающих в темноте свечей и звучащей музыке - рождественской музыке, которая несет с собой радость и веселье.

В 5 классе мы знакомимся с произведением Гаврилина «Перезвоны». Это довольно сильное произведение о покаянии человека, о его раскаянии в своих грехах в конце жизненного пути. Несмотря на сложность произведения, в классе всегда стоит тишина. Это произведение заставляет ребят задуматься и о своей жизни, о своих поступках. На этом уроке я ставлю перед детьми задачу - Загляните в свою душу, что вы там сможете увидеть?

В 7 классе, знакомясь с рок-оперой «Иисус Христос - суперзвезда» старшеклассники говорят об идее вечности, возвышенности, благородства. Музыка побуждает задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - смысле существования человека на земле, о главном - о душе, о высшем предназначении человека.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.

"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. На своих уроках я стараюсь познакомить ребят с как можно большим количеством народных песен, хороводов. Вспоминаем народные потешки и прибаутки, учащиеся с удовольствием играют на музыкальных инструментах, инсценируют и разыгрывают небольшие песенки. Невозможно остаться равнодушным, слушая «Светит месяц» или «Березку». Песенное богатство народа - это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера народа, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные - при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом - народные.

В старших классах мы говорим о том, что великие композиторы черпают свои силы именно в народной музыки, поэтому их музыка так близка и понятна нам.

Взять, к примеру, кантату С. Прокофьева, музыка которой написана в народном духе. Мы говорим о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Эмоционально-нравственной вершиной уроков в 4 классе должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, своей Родиной.

Библиографические страницы жизни композиторов как отечественных, так и зарубежных тоже несут свой вклад в воспитание подрастающего поколения. Это примеры нелегкой судьбы Рахманинова и Стравинского, Шопена и Бетховена. Этим людям хочется подражать, их поступки вызывают восхищение.

П.И.Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях.

Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической. Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощавший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного народа за свободу.

Знакомя ребят с творчеством Рахманинова, всегда рассказываю о том, что ему пришлось покинуть Россию навсегда, но образ Родины навеки остался в его произведениях.

Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка - одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников.



© 2010-2022