Статья: Формы и методы работы с одарёнными детьми

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в условиях школы – интерната 3, 4 видов» Немного истории: Почти две с половиной тысячи лет назад, с 551 по 479 год до нашей эры, жил в Китае философ Конфуций. Сопровождаемый свитой своих учеников, он путешествовал от одного китайского царства к другому, занимался литературными трудами и стал мастером обучения. Конфуций определил правила поведения человека в обществе и был основоположником древнекитайской философской школы. Один из первых философов в ист...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в условиях школы - интерната 3, 4 видов»

Немного истории:

Почти две с половиной тысячи лет назад, с 551 по 479 год до нашей эры, жил в Китае философ Конфуций. Сопровождаемый свитой своих учеников, он путешествовал от одного китайского царства к другому, занимался литературными трудами и стал мастером обучения. Конфуций определил правила поведения человека в обществе и был основоположником древнекитайской философской школы.

Один из первых философов в истории человечества, Конфуций размышлял и об одарённых детях и предлагал интенсивно их развивать. Особо одарённые дети получали образование при дворе правителя. В этих детях высоко ценились все формы творческой фантазии, и, прежде всего способность к написанию стихов, романов, игре на музыкальных инструментах и пению. Рассказывают, что у них была безошибочная память и чрезвычайно логическое мышление. В этих детях видели гарантов будущего национального богатства и высоко чтили их.

Грек Платон, который требовал полностью передать воспитание в руки государства и выступал за власть духовной аристократии, при которой интеллектуально одарённые люди после интенсивных занятий математикой и философией принимались бы в среду правящих. Полагал, что надо специально отбирать и развивать наиболее способных детей. По его мнению, общество должно «заставить лучшие натуры» изучить всё то, что наиболее полезно государству.

В ХVI веке, т.е. почто 2000 лет спустя, Сулейман Великолепный рассылал по Турецкой империи искателей талантов, которые планомерно обследовали население с тем, чтобы отыскать среди детей и подростков особые дарования. Этих детей помещали в специальные заведения, где преподавали не только мусульманскую религию, но и естественные науки, философию, военное, музыкальное искусство.

Одарённые дети. Кого считать одарённым?

Ответ на этом вопрос должна давать теория одарённости. Но в жизни и в педагогической практике оказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одарённости у разных педагогов различны, и, во-вторых, существуют культурно - образовательные традиции, которые меняются, не так быстро, как разрабатывается теория.

«Одарённый ребёнок- это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»

Таким образом, одарёнными чаще всего называют:

  • детей с высоким уровнем творческих способностей;

  • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

  • детей, достигших успехов в каких - либо областях деятельности;

  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одарённость).

Одни исследователи выделяют как признак одарённости высокие интеллектуальные способности, другие - раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи - выраженную критичность мышления. Но их объединяет одно - одарённый ребёнок не такой, как все.

Отклонение от нормы - главный признак одарённости. Отклонения от нормы могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В первом случае мы говорим об одарённых детях, во втором - об учениках вспомогательных и коррекционных классов. И в каждом из случаев есть свои особенности.

Для детей с минусовыми отклонениями имеются педагогические наработки, методики, специальные программы и учебники.

Всем известно, что различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, по психомоторным характеристикам.

Встречаются дети с так называемым абсолютным слухом и те, кому «медведь на ухо наступил», с выдающимися вокальными данными и безголосые, обладающие способностью к тонкому цветоразличению и не видящие значительной части цветового спектра. В одном случае нас нас поражают удивительные спортивные достижения или танцевальные способности детей, в другом - огорчает неповоротливость, неуклюжесть. Ребёнок может иметь абсолютный слух и хорошо понимать музыку, но психомоторные способности его могут находиться на низком уровне. ( В нашей щколе многие ребята с хорошими музыкальными данными испытывают затруднения в движениях, им трудно совместить пение с движениями и жестами).

В урочной деятельности большое внимание уделяется развитию музыкального слуха у незрячих детей, так как на первый план, в процессе восприятия окружающего мира выходит слух, а не зрение. С утратой или частичной потерей зрения усиливается деятельность слухового аппарата. Дети, незрячие или слабовидящие очень обострённо воспринимают музыкальные произведения при слушании, внимательно вслушиваются в звучание симфонического оркестра, очень хорошо различают звучание инструментов одной оркестровой группы.

Передо мной, как педагогом при обучении таких детей встают следующие цели:

1. Развитие общих способностей слабовидящих и незрячих детей, как основы всех специальных способностей.

2. Развитие интеллекта слабовидящего и слепого учащегося (мышления, памяти, речи, других интеллектуальных функций)

3. Удовлетворение познавательных интересов.

Задачи:

  1. Выявление одаренных детей путем анализа результативности

  2. Формирование и поддержание умения учиться как базисной способности саморазвития

  3. Обеспечение здоровья и эмоционального благополучия слабовидящих и незрячих детей, как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьной

  4. Забота о сохранении здоровья, соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности

  5. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность учащегося

  6. Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде психологической диагностики, итогового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких учащихся самоценным.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. Одаренный ученик должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления. Программы по отдельным предметам должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний и на развитие умственных операций. Мною разработаны и опробированы программы по дополнительного обучению слепых и слабовидящих детей. (Программы по дополнительному обучению)

МЕТОДЫ И ФОРМЫ работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться определенным своеобразием. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это создает условия для социальной адаптации одаренных учеников, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

Методы и формы работы можно разделить на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса является урок, но в силу сложившихся обстоятельств большое внимание, огромную работу со слабовидящими и незрячими детьми я проделываю именно во внеурочное время, во время внеклассной работы.

Это индивидуальные занятия, занятия в группах. Так же большой вклад в развитие, социализацию одарённых слабовидящих учащихся вносит наше множественное участие в фестивалях, конкурсах, выездных концертах разного значения и уровня.

Работая с детьми могу выделить несколько видов деятельности, это:

  • групповые формы работы;

  • самостоятельная познавательная деятельность учащегося;

  • дискуссии, диалоги;

  • творческие задания;

  • исследовательская работа;

Как я уже сказала внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Главным результатом этой деятельности являются итоги.

© 2010-2022