- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа 1 класс
Рабочая программа 1 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гурина Ю.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Образовательная область: искусство
Предмет: Музыка
Курс: «Музыка».
Класс: 1 А, Б, В, Г
Тип программы: авторская Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
Год обучения: 2015-2016 уч. год
Количество часов в год: 33 часа
Составитель: учитель музыки Гурина Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка» разработана для учащихся 1-го класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №2 и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.
Предмет «Изобразительное искусство» является курсом предметной области «Искусство».
Особенность по отношению к ФГОС.
Рабочая программа направлена на реализацию ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
Концепция программы.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.
Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.к образовательному процессу МБОУ гимназии №2. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах обусловлен следующими причинами:
1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.
2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.
3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».
Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ гимназии №2.
Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.
Основные принципы отбора материала.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие
временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, не более 2х минут.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения курса «Музыка» в I классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- формирование у учащихся 1-х классов умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Система оценки достижений учащихся.
Для демонстрации уровня освоения программы предусматривается словесная оценка учебной и творческой деятельности первоклассников.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011 1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.- М.: Просвещение, 2015. 1-4 классы», рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Методической основой изучения курса «Изобразительное искусство» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.
Цель предмета:
Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Основные принципы программы:
К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).
Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Общепедагогические принципы и подходы:
- принцип воспитательной направленности обучения и обеспечения всестороннего развития;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип доступности и посильности;
- принцип политехнической направленности содержания;
- принцип ведущей роли практической деятельности в обучении;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Типы уроков
Содержание уроков строится по типологии Ю.А.Конаржевскому
-
комбинированный урок.
-
урок усвоения новых знаний учащихся.
-
урок закрепления изучаемого материала.
-
урок повторения.
-
урок систематизации и обобщения нового материала.
-
урок проверки и оценки знаний.
Формы организации учебного процесса
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются классно-урочная, групповая, коллективная работа с учащимися.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные, учебная работа, самостоятельная работа учеников.
Формы и методы контроля за ЗУН учащихся:
Безотметочная;
Викторины.
Карточки с заданиями, кроссворды.
Фестивали детской песни (май).
Тестирование.
Творческие проекты и презентации.
Формы организации работы с текстом:
Работа с учебником:
1. ознакомительное чтение, изучающее содержание учебного материала;
2. рассматривание иллюстрированного материала, анализ содержания и приемов работы с художественными материалами на примере картин выдающихся художников,
3. участие в диалоге и высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном или послушанном тексте, анализе иллюстративного ряда;
4. поиск информации с использованием других источников по творчеству композиторов и т.д.
Логические связи предмета с другими предметами
Программа является интегративным курсом и предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек - общество - природа». Содержание программы курса «Музыка» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, ИЗО, курс «Истоки».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 33 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки первоклассник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
-
организовывать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
-
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
-
представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).
Содержание тем учебного курса
«Музыка» для 1 класса
№
Содержательная линия
1 класс
1
Музыка в жизни человека
14
2
Основные закономерности музыкального искусства
2
3
Музыкальная картина мира
17
Итого:
33 часа
№
Название содержательного блока
Процент учебного времени
1
Музыка в жизни человека
42%
2
Основные закономерности музыкального искусства
6 %
3
Музыкальная картина мира
52%
Итого:
100%
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Тип урока
Вид контроля
УУД (деятельность учащихся)
Дата по плану
(неделя)
Дата по факту
1
«И Муза вечная со мной!»
1
Образная природа музыкального искусства. Композитор как создатель музыки.
Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.
П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
Д.Кабалевский «Песня о школе».
И.Якушенко «Пестрая песенка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
вводный
Знакомство с правилами пения, со смыслом понятий «Композитор - исполнитель - слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение .
1
2
Хоровод муз.
1
Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.Хор, хоровод, танцы разных народов мира
« Во поле береза стояла» р.н.п.; «Береза», р.н.хоровод, обр.Е.Кузнецова; «Хора и сырба» молдавские народные наигрыши; «Сиртаки» М.Теодоракис
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Учиться узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки.
2
3
Повсюду музыка слышна.
1
Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор. Детский фольклор: музыка-льные приговорки, считалки, припевки.. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками.
Урок закрепления знаний / урок - путешествие
текущий
Закрепление и выработка умений и навыков.выражения.
Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
3
4
Душа музыки - мелодия.
1
Песня, танец, марш как три составные области музыкального искусства, непрерывно связанные с жизнью человека. Средства музыкальной выразительности: специфические - мелодия.
Мелодия - главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа
«Детский альбом», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского
«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского,
«Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Опираясь на простые жанры - песню, танец, марш выявляют их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение.
В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- "солдатики" маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Слушание музыки
П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс»,
«Марш деревянных солдатиков».
4
5
Музыка осени.
1
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других видов искусств. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Г.Свиридов «Осень»
В.Павленко
«Капельки»
Т.Потапенко «Скворушка прощается»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок путешествие
текущий
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Отметить звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
5
6
Сочини мелодию.
1
Развитие темы природы в музыке.
Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре
Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому.
Урок закрепления знаний
текущий
Выявить общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе..
Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Тема природы в музыке. Ролевая игра
«Играем в композитора». Слушание народных ненецких песен.
6
7
«Азбука, азбука каждому нужна…»
1
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Д.Кабалевский «Песня о школе»
А. Островский «Азбука»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра
текущий
Исполнение песенного репертуара.
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произве-дения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
7
8
Музыкальная азбука.
1
Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
В. Дроцевич «Семь подружек»
«Нотный хоровод»
текущий
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Знакомство с элементами музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
8
9
Обобщающий урок 1 четверти. Музыка вокруг нас.
1
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
9
10
Музыкальные инструменты.
1
Знакомство с народной музыкой и инструментами. «Полянка» р.н. наигрыш ( свирель);
«Во кузнице» р.н.наигрыш (рожок);
«Как под яблонькой» импровизация на тему р.н.п. (гусли ) «Музыкальный корабль» Г.Струве, В. Семернина
Урок закрепления знаний
текущий
Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах.
Определять на слух звучание народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
«Полянка» (свирель),
«Во кузнице» (рожок),
«Как под яблонькой» (гусли)
«Пастушья песенка» (французская народная песня)
10
11
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах.
Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
11
12
Музыкальные инструменты.
1
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности
Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами
Тема птички из сим.сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева (флейта);
«Фрески Софии Киевской», ч.1.»Орнамент» В.Кикты (арфа)
Урок закрепления знаний/ урок-игра
текущий
Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано.
И.С.Бах «Шутка»
Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
12
13
Звучащие картины
1
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами
К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
Л.Дакен «Кукушка»
И.С.Бах «Шутка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох.
Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
13
14
Разыграй песню.
1
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни
«Почему медведь зимой спит?» Л. Книппер, А.Коваленкова;
«Мелодия» из оперы « Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта)
«Фрески Софии Киевской», ч.1.»Орнамент» В.Кикты (арфа) -
«Кукушка» Л.К.Дакена (арфа)
Урок закрепления знаний
текущий
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки
14
15
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
1
Введение детей в мир духовной жизни людей. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
«Тихая ночь» - международный рождественский гимн
«Щедрик»- украинская народная колядка
«Все идут, спешат на праздник» - колядка
С.Крылов - «Зимняя сказка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / урок-сказка
текущий
Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
15
16
Добрый праздник среди зимы.
1
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
«Марш»
«Вальс снежных хлопьев»
«Па- де-де»
«Зимняя песенка»А.Бердыщев
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
16
2 полугодие 17 часов МУЗЫКА И ТЫ
17
Край, в котором ты живешь.
1
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
«Моя Россия» Г.Струве, Н, Соловьева; -«Что мы Родиной зовем?» Струве Ю.В. Степанова; «Добрый день!» Я.Дубравин, .Суслова;
-«Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Высказывание, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине.
Определение выразительных возможностей - скрипки.
Исполнение песен
17
18
Художник, поэт, композитор.
1
Образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: специфические и неспецифические, присущие и другим видам искусства.
Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Песня - жанр, в котором едины музыка и слова.
И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»
И.Никитин «Вот и солнце встает»
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Определение общего в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже
Образный анализ картины.
Интонационно-образный анализ музыки.
Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение
Исполнение песен
18
19
Музыка утра.
1
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Выразительность и изобразительность в музыке.
Э.Григ «Утро»
П.Чайковский «Зимнее утро»
В.Симонов «Утро в лесу»; «Добрый день!» Я.Дубравина, С.Суслова;
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Исполнение песен
19
20
Музыка вечера.
1
Музыкальная интонация. Выразительность и изобразительность в музыке.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
В.Салманов « Вечер»
-«Спят усталые игрушки» .Островского, З.Петровой
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Выявление особенностей вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение).
Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке.
Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. Исполнение песен
20
21
Музыкальные портреты
1
Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
В.Моцарт « Менуэт»
С.Прокофьев «Болтунья»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Выяснение в чем заключается сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто.
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.
Исполнение песен
21
22
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
П.Чайковский «Баба Яга»
« Баба - Яга» - детская песенка
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.
Выделение характерных интонационных музыкальных особенностей музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.
Исполнение песен
22
23
Музы не молчали.
1
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторовМузыкальные памятники защитникам Отечества.
А.Бородин «Богатырская симфония»
«Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
«Учил Суворов»
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Определение характера музыки и передача ее настроение.
Описывание образа русских воинов.
Сопереживание музыкальному образу, внимательное слушание музыкальных произведений.
Исполнение песен
23
24
Мамин праздник.
1
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. В.Моцарт «Колыбельная»
И.Дунаевский «Колыбельная»
М.Славкин « Праздник бабушек и мам»
И.Арсеев «Спасибо»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
Исполнение песен
24
25
Обобщающий урок
1
Обобщение музыкальных впечатлений, исполнение любимых песен, выученных на уроках четверти.
Урок закрепления знаний/ урок-путешествие
текущий
Исполнение песен
25
26
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
1
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народные музыкальные игры.
И.Бах «Волынка»
П.Чайковский « Сладкая греза»
Л.Дакен «Кукушка»
«У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Знакомство звучание народных музыкальных инструментов.
Исполнение песен
26
27
Музыкальные инструменты.
1
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического и народного.
«Тонкая рябина» - гитара
Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин
И.Конради - «Менуэт» - лютня
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
Исполнение песен
27
28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
1
Музыка как средство общения между людьми.
Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Художественный образ. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку "Чудесная лютня". Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях.
Исполнение песен
28
29
Музыка в цирке
1
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение.
А.Журбин « Добрые слоны»
И.Дунаевский « Выходной марш»
Д.Кабалевский «Клоуны»; О.Юдахина « Слон и скрипочка»
Урок закрепления знаний
текущий
Исполнение песен
29
30
Дом, который звучит.
1
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и др. Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству.
В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
( фрагменты)
Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
( «Золотые рыбки»)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать «путешествие» в музыкальные страны - оперу и балет. Прийти к выводу, что: герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка.
Исполнение песен
30
31
Опера-сказка.
1
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
М.Коваль «Волк и семеро козлят»
М.Красев «Муха - цокотуха»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Детальное знакомство с хорами из детских опер, персонажами опер. Описывание музыкальных характеристик - мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе - хором в сопровождении фортепиано или оркестра.
31
32
«Ничего на свете лучше нету».
1
Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Г.Гладков «Бременские музыканты»
Урок закрепления знаний
текущий
Поделиться впечатлением о любимых мультфильмах и музыке, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
32
33
Афиша. Программа
1
Закрепление понятий и впечатлений, полученных в 1 классе.
Урок обобщения и систематизации знаний
итоговый
Слушание полюбившихся произведений,
заполнение афиши, исполнение любимых песен
33
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В соответствии с программой авторами разработаны учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Класс
Учебная программа
Учебники
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
«Музыка»
Учебник для общеобразовательных учреждений, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка. 1 класс. Рабочая тетрадь, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка 1-4кл. Методика работы с учениками, Критская Е.Д., М.:Просвещение, 2011
-
Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.
Презентации по урокам.
Раздаточный материал
-
Информационно-коммуникативные средства
-
Критская Е.Д. Музыка, 1 класс - Электронный ресурс: методическое пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
-
Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
-
Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
-
Подборка аудио- и mp3-дисков с песенным репертуаром.
-
Наглядные пособия
-
Портреты композиторов.
-
Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
-
Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
-
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (мтериалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
-
Технические средства обучения
-
Музыкальные инструменты.
-
Электронные музыкальные инструменты.
-
Персональный компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран.
-
DVD-проигрыватель.
-
Микрофоны и звукоусиливающая техника.
-
Плазменный телевизор.
-
Учебно-практическое оборудование.
-
Укладка для аудиовизуальных средств.
-
Шкафы для хранения таблиц и репродукций.
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.