Материалы по музыке на тему Рок-операИисус -Христос-суперзвезда Э. Л. Уэббера

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: РОК-ОПЕРА «ИИСУС ХРИСТОС -СУПЕРЗВЕЗДА» Э. Л. УЭББЕРА

В 2012 году рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» исполнилось 42 года. Тираж её разнообразных изданий давно уже перевалил за 100 000 000. Подобного успеха история музыкального театра не знает.

Можно предложить детям собрать материалы об этом произведении, его постановке и авторах.

Работая над другими операми, кропотливо изучается либретто. Учитывая, что литературная основа такой изученной оперы, как «Борис Годунов», имеет глубоко духовный характер, очень интересно сравнить её с либретто рок-оперы. Для этого надо хорошо представлять себе Новый Завет, пародию на который являет собой замысел Тима Раиса. Кстати, не только в этом произведении можно обратить внимание на беспардонное обращение мистера Раиса с материалом, к которому огромное число людей на планете относятся с поклонением. Раису было лет двадцать, когда они с Уэббером получили предложение сочинить что-нибудь религиозное к семестровому концерту. Тогда молодые люди написали 15-минутную рок-н-ролльную версию истории об Иосифе и его цветном плаще, которую назвали «Иосиф и его клёвый (!) разноцветный наряд» (позднее эта работа была трансформирована в двухчасовой мюзикл).

Сопоставление сюжета рок-оперы с событиями Евангелия разрабатывается на протяжении всего изучения данного сценического произведения.

Рассматривая драматургическую линию оперы, можно увидеть следующие «новинки»:

• Вся музыкальная часть представляет собой цепочку чётко разделённых музыкальных номеров (их назвали зонги).

• Для портретных характеристик действующих лиц использованы различные направления рок-музыки: для Христа - лирический рок, для Иуды - хард-рок.

• Ощущается серьёзная роковая основа, взятая из негритянской музыки: блюз, госпел, соул.

• Кульминационные моменты часто выполняются способом драйва - нагнетания напряжения в звучании посредством усиления громкости звука, увеличения темпа, ритмической сгущённости.

В рок-опере есть и традиционность:

• Есть три лейтмотива как три важнейшие опоры оперы: -лейтмотив зла (мрачная, ползучая, низко звучащая мелодия, переполненная хроматизмами, опирающаяся на уменьшенные септаккорды); она всегда будет звучать при появлении Каи-афы или его помощника Анны;

-лейтмотив добра и света, Он принадлежит Иисусу, напоминает раскрытые для объятий руки, имеет жизнеутверждающий характер, опирается на мажорное трезвучие, мелодия его стремится вверх. Кроме того, мелодия этой темы имеет интересную троичную структуру составляющих её мотивов;

- лейтмотив креста - очень жёстко звучащая моторная тема, идущая от мотивов креста. Её сила удесятерена драйвом и воспринимается слушателем как нечто дьявольское.

• В самые скорбные минуты оперы включаются в исполнение только инструменты симфонического оркестра, где особенно проникновенно и трепетно звучат струнные. На вопрос, зачем они здесь, у детей ответ всегда один: кто же лучше их сумеет передать трагедию? Также от классической оперы идёт использование арии-монолога для характеристики героя, только форма их значительно проще.

Работать над рок-оперой лучше выборочно, так как есть фрагменты совсем не для детских глаз. Некоторые эпизоды можно пропеть (существуют переводы на русский, но возможно петь и вокализом) - имеется в виду Ария Иисуса: «Моление о чаше» (кстати, нужно подчеркнуть, почему в сцене после распятия та же музыка идёт в инструментальном варианте). Ребятам удается и вокализация всех лейтмотивов оперы.

Изучая рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда», надо воспользоваться фильмом, поставленным по этому произведению. Наиболее удачный перевод сделан Ярославом Кеслером.

Заканчивая работу над произведением Уэббера и Раиса, детям дается задание: познакомиться с мультфильмом «Адажио» Гарри Бардина, а затем ответить на вопросы:

- Чем история, рассказанная в рок-опере, отличается от Евангельских событий Священного Писания?

- Напишите, что привнесено нового в оперный жанр, а что не является новым.

- Сравните два произведения на тему Нового Завета: рок-оперу английских авторов и российский мультфильм. Что воздействовало на вас сильнее?

- Изучены две оперы: «Борис Годунов» и «Иисус Христос -суперзвезда». Охарактеризуйте два различных подхода к священным личностям. Что вам ближе?

-Что вы знаете о постановке этой оперы на сцене московского театра?

- Ваше впечатление от оперы.





© 2010-2022