- Преподавателю
- Музыка
- Исследовательская работа Магия музыки
Исследовательская работа Магия музыки
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Анашкина О.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 48
Научно-исследовательская работа
Магия музыки
Выполнили:Пугачёва Дарья, Муштей Виолетта
ученицы 2-А класса МОУ СОШ №48
Научный руководитель: Анашкина О.В.
учитель начальных классов
Копейский городской округ
2011г.
CОДЕРЖАНИЕ.
I.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.Музыка в жизни человека …………………….. ………………………...3
2.Практическая часть работы.Эксперимент ……………………………..5
III.ВЫВОДЫ………………………………………………………………………7
IV.НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….8
V. БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..9
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….10
Введение
В нашей школе музыку изучают учащиеся с 1-го класса. На уроках мы не раз убеждались, что воздействие музыки может быть различным:
поверхностным и глубоким, положительным и отрицательным. Каждый воспринимает музыку по-своему.
Возраст играет тоже не последнюю роль.
Сегодня стало появляться много научных статей о влиянии музыки на растения, животных и человека. Мы тоже заинтересовались этими вопросами. И у нас возник вопрос: «Всякая ли музыка поднимает настроение?»
Поэтому поставили перед собой цели:
- изучить роль музыки в воспитании и образовании личности;
- изучить особенности психологического воздействия музыки на учащихся;
- изучить влияние музыки на здоровье учащихся школы.
Исходя из целей, были поставлены задачи:
- изучить материалы научно-популярной и периодической литературы по теме: «Магия музыки»;
- выявить музыкальные предпочтения учащихся и учителей школы;
- определить влияние музыки на эмоциональное состояние учащихся;
- провести анализ заболеваний учащихся школы
В работе над проектом были использованы следующие методы:
- изучение и мониторинг научно-популярной литературы;
- прослушивание и подбор музыкальных произведений для проведения
тестирования;
- тестирование, мониторинг.
Приступая к работе над проектом, мы выдвинули несколько гипотез:
- Правда ли, что Музыка оказывает положительное влияние на человека.
- В молодёжной среде отдаётся предпочтение современной популярной музыке.
- Музыка оказывает положительное влияние на физическое здоровье человека.
II. Основная часть
Музыка в жизни человека
Известно, что с древних времен, ещё незнающий речи человек общался звуками. Неразборчивое мычание походило на странную мелодию. В процессе эволюции человек стал разумным: он научился разговаривать, стал сочинять песни, придумал музыкальные инструменты.
Кельтские поэты утверждают, что
"Музыка усиливает любую радость,
успокаивает любую печаль,
изгоняет болезни,
смягчает любую боль.
И поэтому Мудрецы Древности
поклонялись Единой силе Души,
Мелодии и Песни".
Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
- влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
- влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
В Древней Индии музыка применялась для лечения болезней, в Древнем Китае существовала целая система оздоровления с помощью музыки. В Древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам было непременное изучение и знание МУЗЫКИ. В древнегреческой мифологии образы бога Аполлона (покровителя искусств) и его сына - бога Асклепия (покровителя врачевания) - являлись символами родственной связи искусства и медицины. Известные русские ученыеВ.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др. отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание, кровообращение.
Эффект Моцарта.
Воздействие музыки на человека названо Доном Кэмпбеллом (одним из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства в мире) «эффектом Моцарта». «Под влиянием этой музыки младенцы развиваются быстрее, дети лучше учатся и более спокойны, взрослые проявляют чудеса изобретательности и исцеляются от болезней».
В Гарвардском университете психолог Кристофер Шабри, проанализировал 16 исследований "эффекта Моцарта", в которых участвовали 714 человек, пришел к выводу, что улучшение мозговой активности у испытуемых происходило вследствие явления, которое психологи называют "радостным возбуждением". Музыка улучшает настроение, а участники исследования - результаты тестов. Изучив, литературу по влиянии музыки на настроение человека, мы решили провести свой эксперимент.
Практическая часть.
При помощи анкетирования мы провели опрос, среди учащихся и учителей нашей школы. ( Приложение №1)
Результаты по выявлению музыкальных предпочтений учащихся и учителей утверждают, что развлекательная музыка занимает ведущее место у наших учащихся.
Большинство опрошенных учащихся
(82%) привлекает рок-музыка. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней «бьется» пульс нашего времени.
59% школьников нравится популярная, эстрадная музыка. Для учителей наиболее характерно предпочтение классической и духовной музыки
(81%), а также эстрадной и популярной музыки
(54%). О влиянии музыки на поведение человека ведется масса споров. Доказано, что музыка может успокоить, но может и привести в крайнее возбуждение, может способствовать укреплению иммунной системы, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активизирует восстановительные процессы.
Хорошо известно, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние.
Это также было использовано в нашем исследовании. В приложении №2 представлена эмоциональная характеристика основных цветов и дополнительных цветов.
Представляем свои исследования, которые были проведены во 2 - «А» классе
Учащиеся прослушали 3 музыкальных фрагмента: Моцарта (фрагмент два щ.)
Бетховена (фрагмент)
группы «Раммштайн» (фрагмент)
После прослушивания музыки: Концерт для ф-но с оркестром В.А.Моцарта, Симфония-№5-Л.Бетховена,
композиция-рок-группы,«RAMMSTEIN»
ученики сделали зарисовки (Приложение №4)
Были выявлены определенные закономерности:
-
Музыка В.А.Моцарта окрашена в цвета спокойствия, уверенности, успешности, активности;
-
Музыка Л.Бетховена способствует увеличению импульсивности и эмоциональной напряженности;
-
Так, после прослушивания рок - композиции отмечено преобладание фиолетового, черного, и серого цветов. Кроме того, характерным для рисунков является - увеличения нажима, интенсивность штриховки, рваные, хаотичные линии, зигзаги. Все это можно интерпретировать как состояние беспокойства, настороженности, чувство неудовлетворенности собой, у кого-то чувство беспомощности, стрессовое состояние.
Также, мы провели анализ по количеству болеющих детей в общеобразовательной школе (в 1-А классе) и в музыкальной школе №1 ( во 2 классе духовых инструментов). Приложение №5
III. Выводы
Проведенный анализ динамики роста заболеваемости среди учащихся показал, что по мере реализации программы «Здоровье», наблюдается постепенный спад заболеваемости простудными заболеваниями и заболеваний органов дыхательной системы. Этот процесс наиболее заметен среди учащихся, занимающихся игрой на духовых музыкальных инструментах. И наглядно подтверждает позитивную роль дыхательной гимнастики в ходе занятий музыкой;
-
Данные выводы говорят о том, что музыка оказывает положительное воздействие на укрепление здоровья учащихся, а также указывают на необходимость продолжать работу по данному направлению.
Работая над проектом «Магия музыки», мы:
-
Получили представление о роли музыки в жизни человека;
-
Познакомились с историей изучения влияния музыки на человека, начиная с древнейших времен и современными научными исследованиями;
-
Провели экспериментальное исследование, в ходе которого выявили музыкальные предпочтения учащихся и учителей, а также выделили пакет музыкальных произведений, которые снижают тревогу, настраивают на спокойную плодотворную работу и активизируют мыслительную деятельность;
-
Провели анализ роста динамики простудных заболеваний среди учащихся
-
В результате:
-
наша первая гипотеза - «Музыка оказывает положительное влияние на человека» - полностью подтвердилась;
-
вторая гипотеза - «В молодежной среде отдается предпочтение современной популярной музыке» - подтвердилась частично
IV. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Мы думаем продолжить работу над проектом «Магия музыки». Планируем увеличить количество испытуемых разного возраста. Подобрать для каждого учащегося, с учетом его настроения, возраста, пола ту музыку, которая будет целенаправленно и положительно воздействовать на психику ребенка.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии. (см.Приложения 6,7).
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Музыка открыта всем. Она нужна всем как воздух, как солнечный свет, любовь близких, улыбка друзей. Музыка способствует гармоничному развитию и формированию личности. Нужно лишь сделать шаг и войти в мир музыки, в этот огромный, бесконечно разнообразный мир красоты.
V.БИБЛИОГРАФИЯ
1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 - Ростов-на Дону, 2004.
2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.
3.Лобанова Е.А. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»(Образование в современной школе. 2005г. №9).
4.Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)
5.Фролова Т.А. «Влияние музыки на здоровье человека» (Музыка в школе 2008г., №1)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Влияние музыки на эмоциональное состояние
Синий
Спокойствие
удовлетворенность
Зеленый
уверенность
настойчивость
упрямство
Красный
волевое усилие
агрессивность
возбуждение
активность
достижение
успеха
Желтый
Активность
веселость
надежды
мечты.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Наименование заболеванийё
2 класс муз.школы
1 «А» класс
ОРВИ
9 %
24 %
Грипп
0 %
2 %
О. бронхит
3 %
8 %
Лакунарная ангина
1 %
1 %
Трахеит
1 %
2 %
Фарингит
-
2 %
14 % (от всех детей)
39 % (от всех детей)
15