- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока по музыке на тему Традиции в музыке. (8 класс)
Разработка урока по музыке на тему Традиции в музыке. (8 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрявцева Т.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Традиции в музыке. (Настоящая музыка не бывает старой).
| На экране
|
На свете не существует вещей, которые берутся ниоткуда. Как люди имеют предков, как реки имеют истоки, так и музыка, какой бы новомодной и современной она ни была, произрастает из музыки прошлых времен. Это неоспоримый закон: так всегда было, так есть и так будет. | Эпиграф: «И сокровенный изначальный миг, Времен исток, Открылся предо мной. И я постигнул, что мое рожденье Нанизано на нить рождений прежних; Так зрелище в одном себе хранит Поток других, невидимых творений». Рабиндранат Тагор. |
Удивительным остается следующее: музыкальные произведения обретают свою подлинную силу только тогда, когда они связаны с традициями, с памятью культуры. Музыкальные произведения властвуют над временем: как и многие другие явления жизни, они переживают своих создателей, наделяют бессмертием их имена, переживают и поколения, и эпохи, они не подвержены старению. Выходит так, будто это далекое, отшумевшее прошлое обладает непостижимой, какой-то странной силой, которая заставляет нас вновь и вновь обращаться к давнему опыту и с его помощью искать ответы на вопросы, поставленные перед нами современностью. Так что же это такое? Что представляет собой это таинственное прошлое, которое дает живую силу всему тому, что с ним соприкасается? Связано ли это прошлое с конкретным временем, великой эпохой, веком? Вероятно, если мы обратимся к изучению определенной части традиции - например, темы или жанра, - нам удастся установить время ее происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несет в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный теоретический анализ, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовется тайной искусства. | Звучит музыка: «Коробейники», русская народная песня.
|
Эта тайна постигается не умом, но какой-то иной частью нашего существа - той, что в равной степени открыта радости, восхищению, любви; той, что дается каждому из нас при рождении и с самого рождения отзывается на тихое слово, нежную мелодию, ласковую улыбку... Незаметными, скрытыми путями идет рост человеческой души: растет она от каждой новой радости и каждой скорби, от любви и благодарности к тем людям, что окружают нас в детстве, от восхищения прелестью мира и от собственных добрых дел. | Картины: Борис Михайлович Кустодиев «Масленица»; Солодченко Максим Александрович «Рассвет»; Пабло Пикассо «Мать и дитя».
|
И в этом постепенно обнаруживается одно из удивительных человеческих свойств: умение помнить прошлое, ценить и любить его. Ведь каждая человеческая жизнь состоит не только из приобретений, но и из потерь. Уходят люди, меняются улицы и города, когда-то дорогие сердцу, и нередко бывает так, что с течением жизни человек оказывается среди совершенно других мест и людей - совсем не тех, которые окружали его в ранние годы. Однако это не означает, что прошлое умерло для него и все прежнее он воспринимает как устаревший и ненужный хлам, который нужно поскорее забыть. | Звучит музыка: Вариации на тему русской народной песни «Коробейники». Оркестр русских народных инструментов им. Н. Осипова. Дирижёр Николай Калинин.
|
Совсем наоборот: только с годами становится все более и более очевидна непреходящая ценность прошлого с его неповторимыми впечатлениями, радостями и волнениями, с дорогими людьми, чью мудрость начинаешь прозревать сквозь долгие годы. И оказывается, что прожитое нами как будто тихо и незаметно сеяло свои зерна, которые затем прорастают и прорастают всю нашу жизнь. Стоит ли тогда удивляться, что прошлое дорого не только отдельному человеку, но и всему человечеству? Ведь как бы ни увлекала нас современная жизнь с ее ритмами, постоянной изменчивостью и непредсказуемостью, она не в силах ответить на все вопросы. Как существует опыт жизни одного человека, делающий его умнее и мудрее, так существует и опыт жизни человечества, несущий мудрость и глубину. | Картина: «Вологда. Закат». Пантюхин Юрий Петрович. Звучит музыка: Маршал. «Колыбельная России» («Матушка»).
|
Жить не только сегодняшним днем, но всей памятью прошлого - памятью истории, культуры, национальных традиций - это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности. | Картина: Соколов Иван Иванович "Ночь на Ивана-Купалу".
|
Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого - либо человека, о нем говорили: «старинный человек». Такие «старинные» люди встречались не только среди убеленных сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности - они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно что-то неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и большие поэты, прозревавшие самые глубокие тайны. | Картина: Анна Виноградова. "Гусляр".
|
Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы - все это создавалось такими «старинными» людьми, хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства, во все века противостоявшего разрушительной силе времени. | Картина: Мнемозина. Текст: « О, Мнемозина, супруга могучего Зевса! Матерь священных умов и ликующих Муз! К знаниям тягу ты всем прививаешь и вкус К памяти кладу, сгоняя безумности беса». |
Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало свое время, всегда говорит нам о большем - и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам не подвластны. | Звучит музыка: И. С. Бах. Прелюдия и фуга до-мажор.
|