Инструментальная и вокальная музыка

Музицирование              Обозначает всё это исполнение музыки. Но не всегда. Например, музицированием редко обозначают концертное исполнение или звучание парадного марша, танцев. А вот игру на музыкальных инструментах или пение в быту при небольшой аудитории, для самих себя, друг  для  друга  – дома,  в  камерных  залах  или на воздухе, - обычно называют музицированием.  Музицирование – очень важный показатель музыкальной культуры общества, да и культуры вообще, так же как чтение, занятия поэ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка - (инструментальная и вокальная)

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает:

но и любовь - мелодия»…

В этих словах А.С.Пушкина о музыке сказано так много, что можно и книг не писать. Музыка - вид искусства в котором мысли и чувства выражены звуками.

Музицирование

Обозначает всё это исполнение музыки. Но не всегда. Например, музицированием редко обозначают концертное исполнение или звучание парадного марша, танцев. А вот игру на музыкальных инструментах или пение в быту при небольшой аудитории, для самих себя, друг для друга - дома, в камерных залах или на воздухе, - обычно называют музицированием. Музицирование - очень важный показатель музыкальной культуры общества, да и культуры вообще, так же как чтение, занятия поэзией, участие в любительском театре, рисование, рукоделие и т.д., то есть любой вид активного приобщения к искусству в виде собственного творчества, независимо от того, профессиональное оно или любительское.

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка. Объяснения это понятие не требует, а пояснения, наверное не помешают. От древнейшего барабанного боя и дудочек до новейшего симфонического оркестра с органом и синтезатором - всё входит в понятие «инструментальная музыка». Всё, что не поётся, а играется, - музыка инструментальная: старая, новая, народная, профессиональная, серьёзная, развлекательная, программная,

не программная и т.д. По сравнению с вокальной музыкой у инструментальной есть потери и преимущества. Она уступает вокальной в непосредственности и теплоте человеческого голоса, но превосходит её в разнообразии и богатстве тембров, регистров, диапазона, скорости смены звуков, долготе тянущегося звука, комбинациях тембров и т.п., всего не перечислишь. Именно поэтому выразительные возможности инструментальной музыки неисчерпаемы, и ей подвластны самые разнообразные эмоции и образы. Недаром древние греки считали инструментальную музыку высшим, божественным искусством.

Вокальная музыка

Нет ничего прекраснее человеческого голоса. Говорят, что каждый инструмент хорош настолько, насколько он приближается к голосу, А голос - это инструмент музыканта-вокалиста.

Большинство из нас, не задумываясь, назовёт Фёдора Ивановича Шаляпина как эталон певца. Но далеко не каждый знает, что дело не только в его замечательном голосе, но и в выдающемся артистизме, который воздействует на нас даже с дисков старинных пластинок.

Голос, конечно, главный предмет заботы вокалиста. Для того, чтобы этот инструмент служил долго, был выносливым, - требуется основательная тренировка, постановка голоса (бывает, впрочем, природная), ведь человеческий голос - инструмент тончайший и хрупкий. Тренировка заключается во владении дыханием, мышцами горла, рта и лица.

Но для музыканта, как известно, инструмент - это ещё не всё. Душа, музыкальность, интеллект - словом, личность - вот важнейшее условие для рождения настоящего певца. Но и актёрские данные необходимы. Иначе, кто же поверит тому образу, который заключён в исполняемом произведении?

Голос человека, его тембр, тон, вибрация говорят о человеке гораздо больше, чем он подчас хотел бы. И как бы ни был красив от природы тембр, как бы ни была высока вокальная техника, - слава и популярность певца обеспечивается только комплексом, сочетанием профессиональных и человеческих качеств. Это счастливое сочетание характерно для выдающихся певиц XIX века Дж.Гризи и А.Патти, для наших современников И.С.Козловского и Н.А.Обуховой, М.Кабалье и Д.Фишера-Дискау.

Владение вокалом, обеспечивающее чистое и выразительное пение, даёт возможность с наибольшей точностью донести до слушателя замысел автора и доставить ему подлинное наслаждение. Существуют десятки методик обучения пению. Это тонкое и кропотливое искусство, первенство в котором уже на протяжении трёх-четырёх столетий удерживают итальянские мастера. Под влиянием итальянской школы сложились и другие национальные школы, в том числе и русская. Однако манеру пения обычно определяет репертуар. Так, Владимир Атлантов, например, поёт русскую музыку в русской манере, а итальянскую - в итальянской, которой он владеет в совершенстве.

Вокальная музыка самая древняя и вечная. Она неотделима от текста, от слов. Её образный диапазон - от древнейших обрядовых заклинаний до филосовских откровений. Колыбельные песни и литургии, любовная лирика и гимны, опера и джаз, оратория и рок, старинный романс и песня протеста - всё это вокальная музыка.

Любое соединение певческих голосов представляет собой вокальный ансамбль. Строго говоря, даже хор. В музыкальной практике сложились как типичные небольшие вокальные ансамбли: дуэты, трио, квартеты, октеты. Эти ансамбли бывают смешанные, а бывают однородные: женские или мужские. Надо добавить, что вокально-ансамблевое музицирование имеет свойство доставлять людям особое удовольствие. В эпоху Ренессанса это было одним из любимейших занятий, да и позже, в XVIII - XIX веках, домашнее и салонное музицирование, как правило, включало в себя и ансамблевое пение, Много поют и народные умельцы и любители пения. Городские жители сейчас, к сожалению, поют совсем мало, всё больше слушают. Петь, слушая свой голос вместе с остальными, подстраиваться, вместе переживать музыку - одно из самых радостных занятий. Если вы никогда не пробовали, попробуйте, не пожалеете!

Не менее распространены в жизни и вокально-инструментальные ансамбли. Это не обязательно когда мы слышим абревиатуру ВИА подразумевается «поющие гитаристы»,исполняющих эстрадную, поп - и рок-музыку. Вовсе не отрицая этой великой реальности, заметим, однако, что само понятие вокально-инструментального ансамбля неизмеримо шире и древней, чем наши ВИА, и означает всякое камерное пение с сопровождением инструментов.

Что касается хоровой музыки, которая тоже относится к вокальной, то о ней нужно говорить отдельно, поскольку это явление особое.

Ансамбль

Над значением этого слова люди обычно специально не задумываются, но чувствуют его верно, Если говорят: «вокально-инструментальный ансамбль»,ансамбль песни и пляски, ансамбль солистов, архитектурный ансамбль, садово-парковый ансамбль» и даже «пляжный ансамбль» -понятно, что кто-то или что-то, собранное вместе образует красивое и стройное целое. Родственное слово «ассамблея» означает дружественное собрание людей, объединённых общими целями.

Поскольку музыка исполняется не только одним человеком - солистом, но гораздо чаще - несколькими, а то и многими музыкантами, то всякий коллектив исполнителей, от двух человек до тысячных масс,- это ансамбль. Но употребляется это слово в музыке обычно в двух значениях.

Первое: ансамблем, как правило, называют небольшой коллектив музыкантов, от двух до десяти - пятнадцати человек.

Второе: под ансамблем часто подразумевают слаженность исполнения.

Как вы расцените такую фразу: «Этот ансамбль неважный, у них нет настоящего ансамбля?» Посторонний человек, удивясь, подумает, что за чушь! Но музыканты в разговоре между собой могут даже заметить, как смешно звучит эта фраза. Им понятно: эти музыканты неслаженно играют. А какая же это музыка, если «кто в лес, кто по дрова»? Казалось бы, идут в одном направлении, но по разному понимают свою цель. Ну а знаменитая басня И.А.Крылова К в а р т е т напоминает о том, что качество ансамбля зависит не от того, настоящие ли это музыканты. Умение играть или петь в ансамбле - это особое искусство, которому нужно специально обучаться. А чувство ансамбля доставляет особую радость при совместном музицировании.

Гитара

Когда трогают струны гитары, кажется, что трогают струны твоей души. В этой тайне нашего родства с этим инструментом, наверное, и заключается разгадка его необыкновенной истории. Из всех инструментов нового времени гитара самая старая: в XIII веке она была уже широко известна в Испании. И несмотря на это, популярность гитары продолжает расти. По мере того, как сменяются эпохи и музыкальные стили, в ней раскрываются новые возможности и новые качества. Но самое поразительное заключается в том, что гитара не имеет социальных и жанровых границ. Она доступна и простолюдину и аристократу, равно любима ими. На гитаре одинаково хорошо звучит аккомпанемент к старинному или цыганскому романсу и уникальные джазовые импровизации Александра Дольского, сюиты И.С.Баха и рок-музыка.

Более того, гитара не знает национальных границ. В каждой стране, где она приживается, гитара становится народным инструментом, обогащая новую культуру. Песни итальянские и русские, английские и негритянские, испанские и французские звучат под гитару так, словно родина гитары каждая из этих стран.

Гитара прекрасно звучит с голосом и с органом, с хором и духовыми инструментами. Неповторима и ни с чем несравнима гитара соло или дуэт гитар. Испанский стиль сольной игры на гитаре (фламенко) обладает предельной экспрессией, романтической взрывчатостью, требует от исполнителя сочетания феноменальной техники игры с огромной внутренней эмоциональностью. Всеми этими качествами обладает выдающийся исполнитель в стиле фламенко Пако де Лусия.

Крупнейшим гитаристом современности был Андре Сеговия. Для него писали музыку многие композиторы Западной Европы и Латинской Америки. Выдающиеся советские гитаристы А.М.Иванов-Крамской и Л.Ф.Андронов унаследовали традиции русской гитарной школы, у истоков которой были прославленные гитаристы А.О.Сихра (1773 - 1850) и М.Т.Высоцкий (около 1791 - 1837).

Классическая гитара шестиструнная. Известная нам семиструнная гитара представляет собой национальный русский вариант, привившийся частично и в Польше. Сегодня в век техники появились модернизированные разновидности инструмента: гавайская гитара ( с металлическими струнами), оркестровая (или джазовая) и конечно-же электрогитара.

Барабан

Древнейший, интернациональный, универсальный и, по-видимому, вечный инструмент, он необходим многим, начиная от маленьких детей, обожающих игрушечные барабанчики (гроза взрослых, страдающих от шума),-кончая всеми разновидностями оркестров и всеми жанрами серьёзной музыки. О роли барабанов в эстраде, рок-музыке и джазе много можно и не говорить. Их без него просто не было бы.

Воспроизведение ударных звуков так же необходимо человеку, как и пение. Оно выражает естественную потребность в ритме и движении и связано прежде всего с ходьбой, маршем и танцем, а также с обрядами. У многих народов ритм и звуки барабана имеют ритуально-магический смысл. Особенно распространён барабан в Африке. Не потому ли, что её солнечные народы обладают такой природной двигательной активностью, какую европейцам трудно даже представить? Любопытно, что барабан каждый народ, видимо, изобретал сам. Ведь это всего лишь кусок кожи животного, натянутый на полый корпус или раму, да палочки, которые всегда найдутся, хотя и ладони рук прекрасно годятся для игры на барабане.

Из всех разновидностей барабана в нашу эпоху в Европе используются две: большой и малый барабан. Большой барабан, на котором играют деревянной колотушкой с мягким наконечником, имеет звуки от приглушенно-мрачных - до мощных и грозных. На малом барабане играют с помощью двух деревянных палочек. Его звук сухой и резкий, на нём великолепно получаются дробь и сложные ритмические фигуры.

Поскольку звук барабана не имеет высоты, ноты записывают на одной строчке.

Ударные инструменты

Младенец, играющий с погремушкой, уже приобщается таким образом к ударным инструментам. А если вспомните, какое удовольствие вам в раннем детстве доставляло позвенеть крышками и сковородками, побарабанить по деревяшкам и т.д., вы поймёте, какое место в жизни человека занимает эта столь примитивная форма музицирования. Первыми ударными были деревянные инструменты. Следующими - те, что делались из кожи животных, натянутой на полый корпус. Наконец, последние появились металлические.

Большинство ударных инструментов не имеют точной высоты звука (барабаны, кастаньеты, трещотки, бубны, тамтам и др.). Поэтому их роль прежде всего ритмическая, хотя очень важен и тембр, богато окрашивающий оркестр или ансамбль. Но немало инструментов, имеющих определённую высоту. Это колокола и колокольчики, литавры, ксилофон, гонг, челеста и др. Они используются как мелодические и гармонические. Их тембр также чрезвычайно важен.

Ударные инструменты имеют столь же большое значение в оркестре и ансамбле, сколь струнные и духовые. Очень велика их роль в джазе (в который они пришли вместе с африканским фольклором) и конечно, в рок-музыке, где они являются одним из главных инструментов.



© 2010-2022