Классный Час Образы Природы

1. помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы,                  настроение в художественных  образах.                2. познакомить с  творчеством композиторов, сочинявших музыку о при-                Роде, характерные зарисовки человеческих настроений.                3. показать музыку, как средство, которое учит слышать, чувствовать и                  понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы.                4. воспитывать интерес и любовь к музыке....
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему:

«Образы природы и настроения в творчестве

композиторов».

Цель: формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний на

Основе восприятия природы.

Задачи: 1. помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы,

настроение в художественных образах.

2. познакомить с творчеством композиторов, сочинявших музыку о при-

Роде, характерные зарисовки человеческих настроений.

3. показать музыку, как средство, которое учит слышать, чувствовать и

понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы.

4. воспитывать интерес и любовь к музыке.

Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение,

анализ музыкальных произведений), анализ услышанного музыкального

произведения, побуждение к сопереживанию.

Оборудование: фортепиано, рисунки детей, изображающие картины природы, настроение.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир музыки красок. Природа полна прелести и чистоты, она трогает и волнует душу каждого человека, любящего природу.

Ведь не зря говорят, что природа и музыка могут размягчить даже самые равнодушные сердца. Многие художники, поэты, композиторы часто воспевают в своих произведениях картины природы, настроение своих героев.

Если, вчитываясь в книги, разглядывая картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в музыку!

«Осень, осень, листопад,

Листья желтые летят,

Дни короче, холодней,

Ночи дольше и темней.

В серых тучах небосвод

И все чаще дождь идет»

I. Сейчас для вас исполнит пьесу Майкапара «Дождик», ученица первого класса фортепианного отдела ДМШ № 3 Дудина Лиза.

Скажите, пожалуйста, какой характер у этой пьесы? Как показаны музыкальные капельки дождя? (отрывисто, звонко). Похожа эта пьеса на веселую танцевальную мелодию? Нет, конечно, же, это немножко грустная пьеса.

«Как у нашей ёлочки

Зелены иголочки,

Ёлочка, ёлочка

Праздничная ёлочка».

Ребята, как вы считаете, о каком празднике сейчас пойдет речь?

Конечно же, о любимом детьми празднике Новый год!

С чем у нас ассоциируется Новый год? Это снег, елка, апельсины, детские праздники, подарки, музыка:

«Веселятся все игрушки:

Куклы, клоуны, игрушки.

В Новый год нельзя скучать,

Польку будем танцевать!»

II. Ученица 1 класса фортепианного отделения Кошербаева Жанерке исполнит пьесу композитора Алеаксандрова «Новогодняя полька».

Песня «Полюшко - поле» - одна из первых песен советского периода, ставшая подлинно народной и, вероятно, навсегда вошедшая в золотой фонд песенной музыки. Мелодия была создана композитором Львом Константиновичем Книппером, а слова сочинил поэт Виктор Михайлович Гусев.

Эта военная тематика была главной в творчестве композитора и поэта. Они дружили с воинами - дальневосточниками, принимали участие в военных походах, т. е. жили в таких же условиях, как и солдаты в действующей армии.

«Полюшко - поле,

Полюшко, широко поле,

Едут по полю герои,

Эх, да Красной Армии герои».

В музыке можно услышать определенный ритм, характер. Ребята, давайте послушаем произведение и определим: какая по характеру эта пьеса. Ритм, темп?

III. Таласбекова Асель, ученица 1 класса, исполнит пьесу Л. Книппера «Степная кавалерийская», в основе которой лежит эта песня.

Роберт Шуман - немецкий композитор, лирического направления в музыке, иначе мы говорим композитор - романтик. Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман больше чем любой композитор отразил глубоко личностную природу романтизма. Творчество Шумана, во многом родственна поэзии Г. Гейне, его музыка звала в мир высокой человечности.

Большая часть фортепианных произведений - это небольшие пьесы лирико - драматического, изобразительного и «портретного» жанра, связанные сюжетно - психологической линией.

«Кто нам дарит первой страсти

Незабвенные минуты?

Если б юных лет беспечных

Вновь прожить хотя бы час!

И в тоске отныне вечной,

Я оплакиваю счастье,

Ускользнувшее от нас.

Если б лет далекой страсти

Вновь прожить хотя бы час!».

IV. Отрывок из стихотворения Гете «Ester Verlust» - «Первая утрата» полностью соответствует характеру пьесы Роберта Шумана «Первая утрата», которую исполнит ученица 2 класса Серикова Деянира.

Какой характер этого произведения? Конечно - грустно - повествовательный, который сменяется кратковременным просветлением. Но чувствуется, что композитор передал желание героя преодолеть чувство грусти.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровала душу лунная ночь - все эти образы вызывали сложные чувства, переживания, настроения, которые поэты, художники, музыканты запечатлевали в своих произведениях.

Итак: есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства, мысли, связанные с его внутренним миром. И есть музыка, которая передает настроение, связанное с отображением природы.

Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве поэтов:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…!»

Вспомните, какое время года воспевается в стихах Александра Сергеевича Пушкина? Это осень.

Осень, осень: «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она кажется многим тоскливой, унылой и скучной. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно увидеть осень во всем ее разнообразии. Она величава, воздух чист и прозрачен, виднее широкий горизонт. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полям белесые облака туманов, ветер покрывает поляны и дороги пестрым ковром сорванных листьев.

«Снова осень и нет спасения

От нахлынувшей красоты

И вернулись ко мне мгновенья

Осень, музыка, я и ты».

V. сейчас прозвучит пьеса уйгрского композитора Саньят Кибировой «Осень», которую исполнит ученица 3 класса Рымбаева Диана.

Эта удивительная пьеса наполнена очаровательными лирическими звуками, изображающими красоту осенней природы.

Арам Ильич Хачатурян - весьма интересный армянский композитор. Его произведения настолько колоритны и эмоциональны, что остаться к ним равнодушным просто невозможно! Его музыка - это яркая картина природы, показ характеров, настроений. Для музыки Хачатуряна характерны темпераментность, оптимизм, красочность.

В ней композитор широко использовал армянский мелос, в ней нашли отражение картины армянской народной жизни.

Очень внимательно послушайте произведение, попробуйте понять смысл его. Для этого вам потребуются ваши наблюдательность, чуткость, внимание и художественное воображение. Как можно представить двух смешных тетушек, которые ругаются друг с другом, но весело? В этом произведении композитор, как художник, только музыкальными звуками, изобразил

яркую картинку двух характеров своих персонажей.

VI. Ученица 6 класса Зиновьева Алина исполнит произведение Арама Ильича Хачатуряна, которое так и называется «Две смешные тетеньки поссорились»

Абай Кунанбаев - казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель. В истории казахской культуры, науки Абай занял почетное место.

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и наши дни. Некоторые стихи Абай переложил на музыку, а песня «Айтым салем, каламкас!» ( «Привет тебе, чернобровая») стала одной из любимых народных песен о любви.

«Айттым сәлем, Қаламқас

Саған құрбан мал мен бас

Сағынғаннан сені ойлап

Келер көзден ыстық жас

Сенен артық жан тумас

Туса туар артылмас

Бір өзіңнен басқаға

Ынтықтығым айтылмас».

На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова и многие другие и современные композиторы.

Сейчас вы послушаете эту песню Абая в переложении для фортепиано Евгением Григорьевичем Брусиловским.

VII. Песню Абая «Айтым салем, каламкас» сполняет ученица 7 класса Суенова Алина.

Ансамбль - единство, стройность. Музыкальный ансамбль - это группа артистов, составляющих единый художественный коллектив, которые исполняют согласованно и стройно произведения композиторов.

Сегодня вы увидите и послушаете два ансамбля. Ансамбли называют по количеству музыкантов, участвующих в исполнении - дуэт (2 муз), трио (3 муз), квартеты, квинтет и т.д. Сегодня вы послушаете два ансамбля.

Имя профессора Московской консерватории Юрия Должикова принадлежит к числу имен, составляющих славу российской музыкальной педагогики. Благодаря его деятельности флейтовое исполнительство вышло на качественно новый уровень. У композитора очень была развита фантазия. Тонкие чувства и переживания переполняли этого человека - композитора, музыканта. В наследие от Юрия Должикова осталисть сочинения для флейты. Один из известнейших ансамблей, посвященный матери композитора - это романс «Ностальгия».

Первый ансамбль это союз двух инструментов - флейты и фортепиано.

VIII. Исполнят романс «Ностальгия» ученики 4 класса Бетхер Артур (флейта) и Баженова Ира (фортепиано).

Иоханес Брамс - немецкий композитор, пианист, дирижер, живший в XIX веке. (1833 - 1897). Он не только сочинял музыку во всех жанрах. Кроме оперы, но и был прекрасным концертирующим пианистом и дирижером. Его музыка воспевает свободу личности, мужество, она проникнута порывистостью, мятежностью и в то же время трепетным лиризмом. Брамс писал для фортепиано главным образом миниатюры. В его «Венгерских танцах» выразилось увлечение венгерским фольклором (сказалась дружба с венгерским скрипачом Э. Ременьи и Ференцом Листом). Венгерские танцы подразделяются на женские и мужские и смешанные, т. е. парные. Наиболее популярны венгерские танцы такие, как чардаш и вербункош. Несмотря на темпераментность ритмов, быстроту темпов, венгры исполняли свои танцы подтянуто и собранно. Всему облику танцоров свойственна горделивость.

Сейчас вы послушаете еще один ансамбль в четыре руки на фортепиано.

IX. Ученицы 7 класса Ускенова Аида и 4 класса Баженова Ира исполнят «Венгерский танец» И. Брамса.

Евгений Григорьевич Брусиловский - композитор советского периода, народный артист Казахстана. Его роль в развитии казахской музыки, несомненно, была огромна. Он является автором первых казахских, оркестровых произведений, балетов, симфоний. Замечательный музыкант, вошедший в историю нашей культуры как создатель казахстанской композиторской школы.

Делом его жизни было собирание и запись казахских народных песен и кюев (записал более 250). «Эту музыку я взял взаймы у народа» - так говорил Е. Г. Брусиловский об использовании народных песен и кюев в своем творчестве.

«Казахская народная песня - это прежде всего царство мелодии, совершенно свободной от оков метроритма. Это - свободная песенная стихия, где ритмический рисунок песни целиком зависит от таланта и возможностей певца; именно эта свобода порождает большое количество песенных вариантов».

X. Сейчас вы прослушаете казахскую лирическую песню «Екi жирен» в обработке для фортепиано Е. Г. Брусиловским, которую исполнит для вас ученица 7 класса Кастасонова Аня. Сколько в ней грусти, лирического настроения, эмоционального всплеска!

Газизу Жубанову по праву можно назвать лидером композиторской школы Казахстана. Основы музыкального воспитания заложил отец букдущего композитора - академик Ахмет Куанович Жубанов, один из основоположников казахской советской музыки. Газизой жубановой созданы оперы, первые балеты, симфонии, концерты, оратории, кантаты, инструментальные произведения. Она писала музыку классического жанра.

XI. Суенова Алина ученица 7 класса исполнит «Прелюдию» Г.

Жубановой.

А теперь подведем итоги. Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. Давайте вспомним о чем мы слушали сегодня музыку?. (о кавалеристах, о детском празднике, о дождике). Какое время года было изображено в музыке? (осень, зима, лето). Какое настроение изобразили композиторы в своих произведениях? ( грусть, веселье, ностальгию). Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Слушая эту музыку, легко представить определенную картину, потому что это - живая музыка.

От вашего имени и своего я приношу большую благодарность преподавателю фортепианного отделения Плехановой Ольге Вадимовне, подготовившей с ученицами, исполнившими все произведения нашего концерта, а также Цай Ольгу Ивановну преподавателя класса флейты и ее ученика Бетхера Артура. Спасибо вам за то, что вы пришли на наш концерт!








1. помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы,

настроение в художественных образах.

2. познакомить с творчеством композиторов, сочинявших музыку о при-

Роде, характерные зарисовки человеческих настроений.

3. показать музыку, как средство, которое учит слышать, чувствовать и

понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы.

4. воспитывать интерес и любовь к музыке.








9

© 2010-2022