Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям

Проблема публичных выступлений и подготовки к ним особенно остро ощущается в детской музыкальной педагогике. С первого же выступления учащийся ДМШ сталкиваются со сложными ис­полнительскими задачами, поскольку на любом этапе обучения исполнение музы­кального произведения - это не просто грамотное воспроизведение текста, а живой процесс воплощение творческого замысла исполнителя ученика.    Глав­ной целью методической работы является комплексное изучение данной проблемы и рассмотрение публичных в...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Петровская детская школа искусств»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

УЧАЩИХСЯ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ



Кривобокова Лидия Викторовна

преподаватель по классу

народных инструментов

МБОУ ДОД «Петровская ДШИ»

с. Петровское Тамбовская обл.








План.

  1. Введение.

  2. Роль выступлений в учебном процессе, значение эмоциональных состояний учащихся.

  3. Мотивы учебно-исполнительской деятельности учащихся

  4. Методы овладения оптимальным концертным состоянием.

  5. Значение характерных особенностей психологического развития детей.

  6. Заключение.

7. Библиографический список.

Введение.

Проблема публичных выступлений и подготовки к ним особенно остро ощущается в детской музыкальной педагогике. С первого же выступления учащийся ДМШ сталкиваются со сложными исполнительскими задачами, поскольку на любом этапе обучения исполнение музыкального произведения - это не просто грамотное воспроизведение текста, а живой процесс воплощение творческого замысла исполнителя ученика.

Главной целью методической работы является комплексное изучение данной проблемы и рассмотрение публичных выступлений учащихся как деятельность, родственную музыкально-исполнительской, поиск путей и способов регуляции предконцертного состояния учащихся школьного возраста, возможности их применению в музыкальной педагогике с целью формирования у детей психологической готовности к выступлению.

Основной задачей работы является изучение мотивов учебно-исполнительской деятельности учащихся, методов овладения оптимальным концертным состоянием, значения характерных особенностей психологического развития детей.

Роль выступлений в учебном процессе, значение эмоционалных

состояний учащихся.

Начиная с первого года обучения, учащийся приобщается к тайнам исполнительского искусства путём непосредственного участия в творческом процессе воплощения авторского замысла, т. е. демонстрируют свои достижения, музыкально-эмоциональные и профессиональные возможности на сцене.

Учебные выступления учащихся (академический концерт, зачёт, экзамен) являются частью учебного процесса и в то же время имеют самостоятельное значение. Они формируют эстрадное поведение, исполнительскую волю ученика, способствуют развитию глубокого интереса к исполнительскому искусству, рождают потребность самовыражения, общения с публикой.

Кроме технических навыков исполнителю необходим ещё и определённой степени эмоциональный накал, требующий оптимально высокой степени активности всего организма, всех его систем (специфическая форма возбуждения, которую можно определить как состояние творческого вдохновения). Именно предконцертное эмоциональное состояние (эстрадное волнение) придаёт исполнителю необходимую уверенность и свободу, а исполнению яркость и выразительность.

Процесс выступления порождает у учащихся специфические переживания и сопровождается состояниями, которые свойственны профессиональной исполнительской деятельностью. Это - предвосхищающие эмоции (переживание результата предстоящего исполнения), непредсказуемость результата (успех, провал, оценка), социально-психологические факторы (наличие публики, нахождение на сцене), уникальность исполнительского процесса (невозможность повтора) и т. д. Они заполняют учебные выступления психологическим смыслом и содержанием, отличным от остальных форм обучения (уроки, репетиции), где педагог непосредственно управляет процессом деятельности учащегося в привычной обстановке.

Частые выступления учащихся (не менее 3-4 раз в год), их обязательность решение исполнительских задач, возникновение особых состояний, отсутствующих в других формах учебного процесса, позволяет выделить их как самостоятельный вид учебной деятельности, родственной профессиональному музыкально-исполнительскому процессу (специфика и уникальность учебных выступлений подчёркивается ещё и тем, что ни процесс исполнения в классе, ни даже тщательная подготовленная инсценировка выступления на репетиции ни дают возможности воспроизвести реально переживаемую ситуацию самого выступления).

В процессе обучения готовность к выступлениям и их результатам определяются не только общим уровнем достижений учащегося, но и в первую очередь особенностями его предконцертного эмоционального состояния, базальными (основными) эстрадными эмоциями, уровнем развития эмоционально-регулятивных способностей, т. е. психологической готовностью к выступлениям.

Поэтому в учебно-воспитательной деятельности учащихся особенное значение имеют эмоции и предконцертные эмоциональные состояния (эстрадное волнение). И качественный знак (отрицательные - от лёгкой не уверенности до панического ужаса, или положительные - от приподнятости до бравурного торжества), а также уровень эмоционального возбуждения (низкий оптимальный высокий), и мотивация выступлений, - всё это оказывает тормозящее или стимулирующее влияние, замедляя или активизируя психологическую и физическую (двигательную) деятельность учащегося. При отрицательных эмоциональных состояниях затрудняется переключение внимания, повышается рассеянность, ухудшается работа мышления и памяти. Снижается острота слуха и зрения. Не редко появляется тремор (дрожание конечностей) и гипергидроз (чрезмерная потливость), скованность и зажатость движений, нарушение их скорости и точности. Мышечно-двигательные ощущения притупляются.

При положительных эмоциональных состояниях, наоборот улучшается концентрирование и целенаправленность внимания, появляются гибкость и активность мышления, его логичность и последовательность, стабильности и ясность процессов памяти. Обостренены слух и зрение. Повышается активность и скорость движений их контроль. Появляется ощущение «растянутости и разыгранности» мышц.

Особую опасность отрицательных предконцертных эмоциональных состояний заключается в том, что, укрепляясь в устойчивой фобии (навязчивые переживания в определённой обстановке, страхи конкретного содержания; социофобия - эстрадо боязнь, страх публичных выступлений), они вызывают у детей появление неуверенности в себе, а в некоторых случаях способствуют появлению неврозов и часто являются причиной нервных расстройств.

Многие исполнители довольно детально раскрывают собственные приёмы и средства достижения необходимого предконцертного самочувствия. К сожалению, эти несомненно, ценные данные чрезвычайно субъективны, что затрудняет их применение в повседневной музыкальной педагогической практике это закономерно и является следствием неповторимости творческой личности. Нередко способные, но чрезмерно волнующиеся ученики оставляют занятия музыкой, а некоторые из них вынуждены выбирать музыкально педагогическую деятельность. В детском возрасте нервная травма, полученная в результате не удачного выступления, может на всю жизнь обусловить невозможность выступления на эстраде.

Каковы же особенности эстрадного волнения детей? Управляемо ли оно в процессе обучения? Какие конкретные приёмы с целью регуляции их состояния более целесообразно применять па начальном этапе обучения?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в специфике переживаний детей, связанных с процессом выступлений, в особенностях их эмоционального состояния, наметить наиболее характерные причины возникновения неблагоприятных, отрицательных состояний.

Наиболее распространённое педагогическое мнение гласит, что сильно волнуются лишь в основном те учащиеся, которые менее способны или мало занимаются, соответственно, они не обладают необходимым уровнем развитием профессиональных навыков (способность техническая обеспеченность). Такое мнение позволяет несколько снижать ответственность педагогов за результаты выступления детей и относить их неудачи за счет «естественных последствий» - волнения.

Можно сказать, что сценическое самочувствие исполнителя (ученика), как и любое психическое состояние, в первую очередь зависит от особенностей его мотива, содержание потребностей и, конечно, от того, в какой мере они удовлетворяются.

Мотивы учебно-исполнительской деятельности учащихся.

Хотя мотивы учебно-исполнительской деятельности учащихся ещё не окончательно сформированы, они чётко проявляются в особенностях их предконцертного состояния и поведения. Мотивация, содержание переживания, состояния детей связанны и с возрастными особенностями их развития,

Так, учащиеся 7-9 лет характеризуются, прежде всего, поверхностью восприятия положительным отношением к обучению их учебно-исполнительской деятельности, потребностью в частных выступлениях, основной мотив которых -стремление к высокой оценки. В тоже время потребность в выступлениях, профессиональная направленность (решение стать исполнителем) никак не связаны с реальными достижениями и результатами обучения носят ситуативный характер. Они, скорее, вызваны внешними атрибутами исполнительской деятельности - нахождение на сцене, в центре внимания - нежели непосредственными исполнительскими задачами.

У большинства детей этого возраста ещё не сформированы такие исполнительские потребности, как воплощение образа, самовыражение. Им достаточно пребывание на сцене и выполнения внешних исполнительских действий. Об этом говорит стихийность, свобода их предконцертного поведения, они могут бегать, затевать игры. Таким образом, предконцертное состояние детей этого возраста ещё нельзя считать подлинно исполнительским, его скорее можно определить как состояние эмоционального возбуждения, обусловленное переживаниями, связанными с предстоящим пребыванием на сцене. Поэтому отрицательные эмоции, связанные с неудачами, низкими оценками, быстро изживаются и не мешают продуктивности занятий и интересу к дальнейшим выступлениям.

Причины отрицательных состояний в этом возрасте (тревожность, подавленность, страх) связаны с предвосхищением ошибки, не желательной оценки.

Относительно низкий уровень отрицательных эмоций обусловлен не тем, что малышам не свойственно волнение, а отсутствием в структуре личности учащихся этого возраста собственно исполнительских потребностей, свойств, качеств и навыков, связанных с внутренней эмоционально-выразительной, качественной стороной процесса исполнения.

У детей 9-11 лет при наличии общих свойств, характерных и для младшего школьного возраста, появляются новые личностные качества, их исполнительская деятельность приобретает качественно новый смысл. Так у многих из них появляются увлечение задачами, связанными с содержанием произведений, их оформлением. В их предконцертном поведении наблюдаются попытки самонастройки на предстоящее выступление. Так некоторые «играют» на коленях или пробуют «на-ощупь» Повторить произведение на инструменте в репетиционной. Они уже лучше разбираются в своём состоянии и нередко правильно отмечают его физиологические признаки (сильно стучит сердце; все внутри).

Все эти явления тесно связаны с уровнем сформированости собственно исполнительских свойств, качеств и навыков (сценический самоконтроль, волевое начало и г. д.). Поэтому возраст 9-11 лет можно считать наиболее благоприятным периодом для целенаправленного педагогического воздействия на ученика с целью развития и формирования необходимых форм и его организации.

Особенности эмоционального состояния детей среднего школьного возраста характеризуются, прежде всего, значительно возросшим уровнем их предконцертного волнения, его разрушительным (для большинства) воздействием на процесс исполнения. У многих подростков наблюдаются отрицательные эмоции и состояния - их причины и содержание связаны с резко возросшим значением таких личностных свойств, как отношение к учебно-музыкальной деятельности и её направленность.

К концу этого возрастного периода у учащихся возникают различия в интересах и мотивах учебной деятельности. Отрицательные эмоциональные состояния v детей общемузыкальной направленности обучения часто порождаются несоответствием между их способностью глубоко и эмоционально пережить и воплотить образное содержание исполняемых произведений в классе (в привычной обстановке), и в тоже время, отсутствием необходимых навыков и соответствующей технической подготовке для свободного воплощения художественного замысла на сцене.

Вследствие этого в содержании предконцертного эмоционального состояния у большинства подростков общемузыкальной направленности обучения преобладает предвосхищение не удачного исполнения на сцене (страх, боязнь срывов, провалы в памяти, неудачного исполнения).

Концертное выступление для учащихся подростков имеет и другой психологический смысл. Для них выступление является способом самоутверждения, самовыражения. Исполнение на сцене, учебно-исполнительская деятельность становится для подростков одной из форм общения, ведущим типам деятельности, поэтому её отрицательные результаты тормозят и подавляют развитие их личности.

У старшеклассников (как и у подростков) заметна связь высокого уровня предконцертных отрицательных эмоций и завышенного (неадекватного) уровня притязаний и самооценки. Отрицательные результаты исполнения под воздействием эстрадного волнения (страх и паника), чаще связаны с такими индивидуальными особенностями как слабость нервной системы.

Преобладающий мотив выступлений - воплощение образа, а содержания переживаний - сохранность качества выступления это связано с такими психологическими особенностями, как становление профессиональной исполнительской направленности интереса к процессу обучения, отношения к выступлениям как к возможности профессионального самоопределения.

Методы овладения оптимальным концертным состоянием.

Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачёте, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметром соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное боевое состояние. И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трём важнейшим параметрам - физическому, эмоциональному и умственному.

При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всём организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуется упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, которые могут повлечь мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах и другим травмам.

Не секрет, что многие известные исполнители могли выходить на сцену и при плохом физическом самочувствии и, тем не менее, выступать очень хорошо. Современники отмечали такие силы и возможности у Рахманинова, Гилельса, Корояна. Концертный стресс активизировал защитные силы организма и музыканта отпускали его недуги.

При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические отпущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры. Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед выступлением.

Методы овладения оптимальным концертным состоянием.

Слагаемыми оптимального концертного состояния являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Здесь можно наметить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления. За несколько дней до выступления учащемуся рекомендуется представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своём воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводятся своего рода погружение исполнителя в аутогенное состояние, па втором - прорабатывается образная картина концертного выступления.

Игра перед воображаемой аудиторией. Когда вещь уже готова, она проигрывается целиком с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев и на них посажены куклы и игрушки. Музыкальное произведение может быть записано па магнитофон. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече сними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте.

Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения па качество исполнения, заранее выявить слабые места которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливаются. Повторные проигрывания произведения с применением этого приёма уменьшают влияние на исполнение.

Медитативное погружение. Предельная концентрация внимания па настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение как неповторимая частица бытия, которая никогда уже не повторится.

Погружение в звуковую материю происходит при выполнении упражнений следующих видов:

  • пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;

  • пропевание вместе с инструментом, причём голос идёт как бы впереди

реального звучания;

  • пропевание про себя (мысленно):

  • пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

Обыгрывание. В этом приёме исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей.

Ролевая подготовка. Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлениям, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Ученику можно посоветовать представить себе уверенного и смелого концертанта (артиста), на которого ему хотелось быть похожим. Надо скопировать манеру держаться этого человека, разговаривать смеяться, манеру сидеть за инструментом. При этом внутри будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроение уверенности и мажорного мироощущения. Ученик должен сказать себе: «я первоклассный исполнитель, я играю легко и свободно, мне нравится играть при большом стечении публики», «Я играю как Рахманинов» и т. д.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психологического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет нечего более нелепого и более психотравмирующего для ученика, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в тоже время призывающего к спокойствию и уверенность в своих силах.

Выявление потенциальных ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нём всегда может быть не выявленная ошибка, которая, как правило, и вылезает во время публичного ответственного выступления. Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем.

  1. Завязать на глазах повязку и предложить учащемуся в медленном или среднем темпе сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы ни где не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и не напряжённым.

  2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радиоприёмник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.

В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», учащийся при этом должен уметь не ошибиться.

3. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления лёгкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу с максимальным подъемом.

Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния. Складывается из ощущений эмоционального подъёма, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей и приносить им своим искусством радость.

Мыслительный компонент оптимального концертного состояния. Складывается из ясности и быстроты мышления, способности чётко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие 2 неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия.

В первом случае нарастающее волнение престаёт уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Это происходит от сил того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы сильнее силы торможения. Сильное волнение проявляется в напряжённых и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции.

Понятно, что долго прибывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии - полного безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. В таком состоянии человек делается вялым, замыкается в себе, может появиться сонливость.

При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек научается справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев, то адаптации не происходит.

Значение характерных особенностей психологического развития детей.

Как, где и когда должны формироваться любовь и интерес к музыке, искреннее стремление к откровению на сцене, общение с публикой?

Конечно, только в творческой обстановке всего процесса обучения, начиная с первого урока. И здесь значение возрастных особенностей психологического развития детей трудно оценить.

Важным условием формирования учебно-исполнительских потребностей и мотивов, достижения художественного удовлетворения исполнительским процессом являются частые выступления учащихся, а также соответствие решаемых задач наличным возможностям и уровню развития их способности.

Аксиома о том, что у каждого ученика свой личный темп развития, а индивидуальные особенности накладывают большой отпечаток на своеобразие его способностей нередко приходит в противоречие с программными требованиями и становиться одной из причин редких выступлений учащихся.

Вся работа должна строиться так, чтобы выявить лучшие качества ученика дать ему возможность получить удовлетворение, удовлетворение от исполнительского процесса независимо от его конкретного вклада «количество исполняемых произведений, степень их сложности» в концертную программу.

Основной принцип подбора репертуара для каждого «артиста» - найти произведения, максимально доступные (а для неуверенных в себе, тревожных учеников - на много ниже их возможностей). Главной задачей каждого выступления было максимально выразительное, цельное, проникновенное исполнение, а «сверхзадачей» - выработка активного, творческого отношения к произведению.

Такой подход создавал условия для обеспечения благоприятного, положительного предконцертного эмоционального состояния детей, давало время на параллельную подготовку к выполнению обязательных программных требований (сдачу технических зачётов, экзаменов и т. д.).

В зависимости от силы нервной системы каждый учащийся в пределах своего собственного темперамента будет тяготеть к соответствующей манере поведения перед выходом па сцену. У сангвиника, нервный процессы которого характеризуются сильными, подвижными и уравновешенными процессами возбуждения и торможения, предконцертное состояние будет переживаться, скорее всего, как оптимальное, т. е. как «боевое возбуждение». У холерика, у которого процессы возбуждения сильнее процессов торможения, момент перед выходом на сцену может характеризоваться как «эстрадная лихорадка». Меланхолики и флегматики с их преобладанием тормозных процессов над процессами возбуждения будут тяготеть к состоянию апатии.

Достижение творческой свободы на эстраде требует от учащихся максимально активного отношения к учебно-исполнительской деятельности, выступлениям. Педагогическая стимуляция мотива выступления должна дозироваться с учётом индивидуальных особенностей учащегося.

Так на тревожных учащихся низкая мотивация может влиять положительно, помогать достижению наилучшего результата исполнения и. на оборот высокая мотивация - способствует усилению стресса. В зависимости от индивидуальных особенностей, одних учеников следует удерживать в предконцертный период (за 1-2 недели до выступления) от чрезмерной траты энергии, дозируя активность мотивации и снижая чрезмерную ответственность за конкретное выступление, акцентировать внимание на красоте звучания, выразительности и эмоциональной направленности художественного образа. Других, уверенных в себе, желательно дополнительно стимулировать, повышая интерес к выступлению.

Вот как может выглядеть общая программа педагогического воздействия па учащихся с сильным типом нервной системы:

  1. Вызывать активность мотивации к репетициям и к концертному выступлению.

  2. Повышать чувство ответственности за каждое исполнение.

  3. Предупреждать излишнюю самоуверенность, корригировать уровень притязаний до адэкватного.

  4. Избегать частой положительной оценки при удачных выступлениях.

  5. Постепенно требовать анализа качественных аспектов исполнения, его операционального состава (конкретного действия, движения, их цель).

  6. Ставить сложные, но конкретные задачи. При подготовке программы и проведении репетиций требовать точного выполнения поставленных задач.

Для учащихся со слабым типом нервной системы программа педагогического воздействия состоит в следующем:

  1. Снижать чувство ответственности, акцентировать внимание учащегося и создать у него установку на оригинальность цельность и культуру исполнения.

  2. Вселять уверенность в свои силы; повышать уровень притязаний, завышая оценку положительных свойств ученика.

  3. Акцентировать внимание на малейшем успехе.

  4. Ставить перед учеником на занятиях и репетициях сложные, но выполнимые (носильные) задачи.

  5. Не заострять внимание на возможных ошибках и неудачах.

  6. Относиться к ученику предельно бережно, тактично, и предупредительно, особенно перед выступлением.

  7. Для эффективности применения выше указанных приёмов необходимо учитывать, помимо индивидуальных особенностей учащихся и его возрастные свойства.

Следует также отметить значение педагогического внушения, а также правильно организованного предконпертного режима, соответствующего индивидуальности ученика, личного предконцертного поведения и «разыгрывания» (его интенсивности, длительности).

Артистизм педагога, умение сдерживать себя играют особенно важную роль перед выходом ученика на сцену, так как общее поведение педагога, его переживания могут передаваться и «заражать» ученика, вызывать и усиливать уровень стресса.

Совершенно недопустимы многократные, бесцельные проигрывания «сначала до конца». Не всегда и не для всех целесообразны длительные многочасовые занятия за инструментом в этот период. Они необходимы только не уверенным в себе и чрезмерно возбудимым ученикам.

Основной задачей подготовки детей к выступлениям должно стать воспитание у них исполнительских потребностей и мотивов, развитие творческого воображения, активного отношения и переживания художественных целей и ценностей учебно-исполнительской деятельности.

Заключение.

Чем значительнее масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он может оказать на рост личности своего воспитанника. Учитель, как правило, передаёт учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Позиция педагога, его понимание природы и сущности учебно-исполнительской деятельности, специфике эстрадного волнения, осознании всех аспектов музыкального обучения и воспитания, глубокие знания и творческий подход помогут преодолеть и ряд других трудностей, не затронутых в рамках данной работы, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика. Ибо, как говорил К.Д. Ушинский «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».






Библиографический список.

  1. В. И. Петрушин «Музыкальная психология» Москва 1997 г.

  2. «Подготовка учащихся к публичному выступлению» Сборник « Методические рекомендации» Москва 1987 г.

  3. А. А. Базикова «Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя». Сборник «Методические рекомендации». - Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2002. 312 с.

4. Григорьев «Исполнитель и эстрада».

5. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. М.: ACT; МЫ.: Харвест, 2005. - 720 с.

6. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. Кирнарская, Н. Киященко, К. Тарасова и др.: Под ред. Г. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.






© 2010-2022