Внеклассное мероприятие «Музыкальная шкатулка»

Это мероприятие было разработано как внеклассное для учащихся первых классов. Некоторые элементы можно использовать для обобщающих уроков по творчеству Э. Грига, П. И. Чайковского. Огромный интерес вызывает у ребят изготовление своими руками различных шумовых инструментов из подручных материалов, а также исполнение на них простых музыкальных произведений. Ребятам также очень понравились фонопедические упражнения и игры, используемые в этой разработке. Все дети остались очень довольны предста...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



СЦЕНАРИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

















«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»










Составила: учитель музыки 1 категории

МОУ СОШ №4








Миллерово 2012 г.



Звучит грамзапись пьесы Ю. Некрасова " Музыкальная шкатулка".

Учитель: На сегодняшнем празднике мы откроем музыкальные шкатулки, которые
принес гномик Погуляй-ка и совершим путешествие в волшебный мир
природы, услышим, что расскажет музыка зимы, весны, лета и осени. Многое вы узнаете о композиторах, посвящавших свои произведения любимым временам года.

(входит ученик в костюме гномика, здоровается, садится на пенек.)

Учитель предлагает исполнить песню-инсценировку "Пестрый колпачок" ( муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

Гномик: Я очень люблю гулять по музыкальным тропинкам, послушать журчание веселого ручейка, поиграть в прятки с солнечными зайчиками, пошептаться с озорным ветерком. Однажды музыкальная тропинка завела меня в царство троллей, в пещеру Горного короля. Я увидел, что молодой человек по имени Пер Гюнт убегает от короля, который хочет выдать замуж свою некрасивую дочь за Пера. (иллюстрация).

(звучит пьеса Э. Грига " В пещере Горного короля" из сюиты " Пер Гюнт").

Гномик: Вы слышали удары колокола? Это рушилось сказочное царство, из которого Пер Гюнту удалось выбраться.

Учитель: Написал эту пьесу известный норвежский композитор Э. Григ, (показывает портрет, пейзажи Норвегии, дом-музей композитора).

Учитель: Норвегия - страна сильных и отважных людей, страна с сильной национальной культурой! Она много веков находилась под иноземным гнетом и только с середины XIX века, после получения независимости, пышным цветом расцвела мировая норвежская культура. Мировую известность получили имена драматурга Генрика Ибсена, скрипача Уля Буля, композитора Эдварда Грига. Эдвард Григ родился в 1843 году в Бергене -крупном приморском городе. В семье Грига царило горячее увлечение музыкой, благодаря матери Эдварда, хорошей пианистке, часто выступавшей с концертами в городе. С детских лет мальчик страстно полюбил музыку и прекрасную норвежскую природу, которую впоследствии так образно и поэтично воспел в своем творчестве.

Гномик: Однажды я нашел на музыкальной тропинке четыре шкатулки. (Гномик показывает 4 шкатулки. В первой лежит "снежок" (из ваты), во второй -"сосулька", в третьей - гномики, лица которых выражали разные чувства, в четвертой - венки из осенних листьев.)

Учитель: Шкатулки эти волшебные! Узнаете знакомое музыкальное произведение - возьмете в шкатулке предмет, с которым можно будет отправляться на полянки.

(звучит в записи " Вальс" Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина

" Метель".)

Дети узнают знакомое музыкальное произведение - находят в первой шкатулке "снежок", который указывает им путь на " зимнюю поляну".

Учитель предлагает вспомнить стихи, загадки о зиме.

Исполняется инсценировка русской народной песни " Как на тоненький ледок".

Гномик: А теперь, ребята, не хотите ли узнать, музыка какого времени года спряталась во второй шкатулке? Тогда отгадайте загадку!

Звенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

Дети подходят к шкатулкам, звучит аудиозапись " Голоса весеннего леса". Ребята узнают звуки весны, берут во второй шкатулке "сосульку", которая помогает найти "весеннюю поляну". Учитель читает стихотворение "Март" Н. Ашукина с фонопедическими упражнениями.

Теплый ветер вихревой Дети, сложив губы трубочкой, слегка дуют.

Непутевый, вестовой,

Про весну смутьянит шалый,

Топит, топчет снег отталый, Топ-шлеп.

Куролесит, колесит, Ф-р-р-р, ф-р-р-р. (в разных голосовых регистрах)

Запевалой голосит. Ля-ля-ля, ля-ля-ля. (в высоком регистре.)

Кто-то с полночи нагреб Ох-ОХ-Ох! (На глиссандо поднимаются с нижнего регистра в средний.)

На проталинку сугроб.

Над землею разомлелой Вжи-и-и-к! (На глиссандо поднимаются со среднего в верхний регистр.)

Пронесясь зимою белой.

Старый дед на убыль шел. Топ-топ-топ.

Внук за дедушкой пришел. Тепи-тепи-тепи-теп.

Солнце весело печет, Кап-кап-кап! (в высоком голосовом регистре.)

С крыш завеянных течет.

С вешней песней ветер пляшет, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля.

Черными ветвями машет. Прш! (в низком регистре.)

Понагнал издалека Эй! Эй! Эй! (в среднем регистре.)

Золотые облака.

Учитель: Весной дни становятся длиннее, греет солнышко, появляются проталинки, пробивается первая травка, а потом вырастают цветы.

(учитель предлагает вспомнить названия первоцветов).

Гномик: На нашем празднике тоже есть цветы: колокольчики и одуванчики, (входят дети в костюмах "Одуванчика" и "Колокольчика", читают стихи).

Одуванчик: До чего же смелый

Одуванчик белый

Только дунет ветерок -

К облакам взлетит цветок.

Колокольчик: Колокольчик - колокольчик

На заре открыл бутончик.

Но не стал с утра звонить

Чтоб цветы не разбудить.

(учитель предлагает исполнить песню " Одуванчик" слова 3. Александровой, музыка А. Александрова и " Колокольчик" (слова И. Лешкевич, музыка Т. Назаровой)

Учитель: Многие композиторы любовались природой и воспевали ее красоту в музыке. П.И. Чайковский написал цикл пьес для фортепьяно и назвал их " Времена года ". Как вы думаете, какому времени года посвящено это произведение?

Звучит запись "Апрель. Подснежник" из цикла " Времена года" П.И. Чайковского, ученики высказывают свои предположения, учитель проводит беседу о музыке по схеме (приложение), демонстрирует иллюстрации с изображением подснежника, обращает внимание на хрупкость, нежность этого цветка, передаваемые музыкой.

Учитель: Ай-да гномик, Погуляй-ка! Третью шкатулку он взял с собой!

Звучит запись "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" .И.Чайковского. В шкатулке дети находят гномиков и вместе с ними идут на "летнюю поляну".

Учитель: Но что это? Посмотрите на их лица! У всех разное настроение.

Детям предлагается поиграть в игру "Ай, дили..." с "озорными колпачками". Речевая игра на русскую народную мелодию "Ах вы, сени" и стихотворение И. Михайловой. Дети стоят в кругу, положив на пол перед собой два "озорных колпачка".

Ай, дили, дили, дили, Идут дробным шагом по кругу, держа руки на поясе.
А мы кого-то видели! С окончанием музыкальной фразы разворачиваются

лицом в круг.

Глазастого, Подносят руки к лицу, изображая " большие глаза".

Ушастого, Поднимают руки вверх, изображая уши.

Вихрастого, Трясут головой.

Зубастого,

Он сидел под кустом, Присаживаются на корточки.

Громко щелкал языком. Сжимают и разжимают кисти рук. Берут с пола

"озорные колпачки", встают. (Говорком.)

Может, это был козел? В круг выскакивает "козел", бежит внутри круга по

скоками. Дети отстукивают ритм "озорными колпачками".

Может, из лесу пришел Выбегает "волк".

Серый волк?

Или медведь? Выходит "медведь".

Не смогли мы разглядеть, Дети бегут, садятся на стульчики.

Потому что испугались "Козел", "волк", "медведь" ловят бегущих,

И с испугу разбежались!" танцуют с ними, передают им свои шапочки-маски.

Игра повторяется.

Учитель: Смотрите, ребята, гномику не терпится заглянуть в четвертую шкатулку. А вам?

Учитель исполняет фрагмент песни-инсценировки "Огородная-хороводная" музыка Б.Можжевелова (дети угадывают.),

Звучит в записи "Осенняя песнь" (фрагмент) из цикла "Времена года" П.И.Чайковского. Дети идут на "осеннюю поляну", импровизируют танец с самодельными инструментами, выбранными по желанию ("шуршики", "тепики", "пуговки и ключики"), инсценируют и исполняют песню "Огородная-хороводная".

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие с гномиком Погуляй-ка и его волшебными шкатулками.

Учитель предлагает детям вспомнить произведения, звучавшие на празднике, вспомнить имена композиторов. Праздник заканчивается исполнением народной песни "Времена года".

Оборудование:

Фонограммы;

  1. Э.Григ сюита "Пер Понт" пьесы " В пещере Горного короля"," Утро".

  1. Г. Свиридов " Вальс" к повести А.С.Пушкина " Метель".

  2. П.И. Чайковский цикл " Времена года" пьесы: "Апрель"," Подснежник".

  3. П.И.Чайковский. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".

Портреты композиторов:

П.И.Чайковского, Э. Грига.

Оборудование четырех зон полянок:

1-я зона - "Зимняя полянка". На журнальном столе установлена искусственная елка, разложены музыкальные инструменты (треугольники, дудочки, деревянные ложки, дощечки-трещотки). Перед столом полукругом стоят стульчики по количеству детей.

2-я зона - "Весенняя полянка". На ковре (по периметру) для каждого ребенка лежат "буль-бульки", "камушки" и маленькое зеркальце.

3-я зона - "летняя полянка". На кубе 50x50см стоит "ромашка" (белый пластмассовый бидон из-под майонеза с желтой крышкой, на которую наклеены белые лепестки из картона). В "ромашке" лежат "озорные колпачки".

4-я зона - "осенняя полянка". Обозначена осенними листьями, расположенными по кругу на полу. На пенечке лежат "шуршики", "тепики", "пуговки и ключики".

Самодельные инструменты:

Буль-бульки. Стаканчики из-под сметаны наполненные на 1/3 водой. Через сделанное в крышке отверстие вставить соломинку. Чтобы извлечь звук, надо подуть через соломинку в стакан.

Чудо-кастаньеты. Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны наклеены металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони.

Музыкальные гвоздики. В дощечку размером 10x20см вбиты полукругом или по диагонали на расстоянии 1см друг от друга среднего размера гвозди. Звук извлекается путем проведения по ножкам гвоздей металлической палочкой или постучать по шляпкам.

Шуршики. В пластмассовые бутылки из-под шампуня любой формы и цвета насыпать крупу.

Тепики. В крышке и дне металлической банки из-под сока сделаны отверстия, прикреплена бельевая резинка. Звук извлекается, надев "тепик" резинкой вниз на ногу и притопывая.

Озорные колпачки. Колпачками из-под дезодоранта отстукивать ритм песни.

Хрустальный колокольчик. Подвешенные и перевернутые вверх ножками хрустальные рюмки. Звук извлекается осторожными постукиваниями деревянными палочками по хрустальным колокольчикам.

Пуговки и ключики. Пуговицы и ключи нанизаны на тесьму в любом количестве, получаются браслетики.

Иллюстрации с изображением времен года, подснежника.

4 шкатулки с "сосулькой", "снежком", "гномиками" и венком из сухих листьев

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Ригина Г.С. Музыка 2класс. Часть "А", 1996г., корпорация "Федоров".


  1. Ригина Г.С. Музыка 1класс. Часть "А", 1996г., корпорация "Федоров".


  1. Ригина Г.С. Музыка 1класс. Часть "В", 1996г., корпорация "Федоров".


  1. Журнал "Начальная школа" №4, 2001год.


  1. Алексеева Л.Н. Голубева Е.Н. "Музыкальная азбука" Москва 1998год.


  1. Хацкевич Ю.Г. "Утренники в начальной школе". Справочное. Москва 2002год.

© 2010-2022