Урок музыки на тему Былины

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Былины и музыка»

Тип урока: урок- проект.

Цель урока: воспитывать духовно- нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой, литературой, кинематографом.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

2. Закрепление полученных знаний


3. Проверка домашнего задания.

4. Введение в тему урока через разгадывание кроссворда.



Звучат «Былинные наигрыши» Локшин.

  • О связи каких видов искусства мы говорили на предыдущем уроке?

  • Какие литературные жанры стали бы беднее, если бы в них не рассказывалось о музыке.

Учитель проверяет домашнее задание творческой групп, которая сочинила сказку о музыке.

На доске кроссворд( смотри в приложении). Ключевое слово- былина.

Просмотр фрагмента художественного фильма «Садко».

  • Как звали героя фильма?

  • А что вы о нем знаете? Чем он был знаменит, что о нем народ сложил былины?


  • Знатоки, что вы знаете об

Дети входят в класс под музыку.

-Литературы и музыки.

-Мифы, легенды, сказки.

Творческая группа зачитывает свою сказку.

Группа знатоков разгадывает кроссворд.

Группа любознательных.

-Садко.

-Герой новгородских былин. Их было несколько.( В фильме использованы 3 былины). Садко великолепно играл на инструменте гусли.

Знатоки отвечают:












5. Знакомство с оперой «Садко».



























6. Просмотр фрагмента художественного фильма «Садко».






7. Проверочная работа по материалу урока.




8. Знакомство и разучивание песни «Наш сосед».


9. Оценка урока с помощью цветных кружков.




10. Выход из класса под песню «Наш сосед».










  • инструменте гусли?


Учитель раздает группам пазлы.


Вы сейчас рассказали о струнных гуслях, а в 20 веке были придуманы клавишные гусли. И те, и другие в оркестре применяются в наше время.

Фрагмент фильма «Садко».

  • Как называются гусли, на которых играл «Садко»?

Да, в народе гусли- это один из самых почитаемых инструментов на Руси. Да и былины о Садко народ очень любил.

Шли годы и вот композитор Н. А. Римский- Корсаков решил озвучить былину и написал на ее сюжет оперу.

Вопрос знатокам:

  • Кто такой Римский- Корсаков? Какой страны композитор? Как его называли в мире музыки?


Композитору хотелось, чтобы люди услышали прекрасное пение и игру на гуслях Садко. Поэтому он написал оперу «Садко».

Вопрос знатокам:

  • Что такое опера?


  • А достаточно ли былины, чтобы написать оперу? Что еще нужно?


  • Что такое либретто?

Группа любознательных нас познакомит с содержанием оперы.











Звучит ария Садко «Заиграйте мои гусельки».

  • Какое настроение выражала музыка? Что могло происходить в подводном царстве с его жителями?

  • Народная песня или композиторская?


Вопрос знатокам:

  • Что такое ария?



  • О ком исполнял свою арию Садко? Почему одна из них краше?

Слушание фрагмента арии:

  • Изменилось ли настроение морской царевны? Почему? Как повлияла музыка Садко на нее?

  • Она стала злее или добрее?

Играл Садко так весело, что даже струны у него полопались. Как не просил Садко морского царя отпустить его на землю, что бы поменять струны, он был непреклонен.

  • Что же сделала морская царевна? Какой она стала после песен Садко?

Звучит «Колыбельная Волхвы».

  • Что же сделала морская царевна? Какой она стала после песен Садко?

  • Какие черты русской народной песни мы слышим? В каком жанре она исполняет свою песню?

  • Что происходит с жителями подводного царства?

  • Почему она поет такую песню?

  • Что произошло с ее душой?

Людские песни Садко сделали ее добрее, нежнее, ласковее.

Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма «Садко».

Обратите внимание на то, как музыка Садко повлияла на морскую царевну и какой поступок она совершает.

Когда вы услышите знакомую вам мелодию, покажите это поднятием руки.

Ведь со времен Древней Греции известно, что музыка способна оказывать влияние на человека: с ее помощью можно лечить, но с ее помощь можно и убить, можно дать возможность расслабиться и отдохнуть.

Вот и мы с вами сядем поудобнее, представим что -то хорошее, каждый свое, прикроем глаза.

Слушание 1 куплета «Колыбельной Волхвы».

Подведение итога с помощью разноуровневых заданий. В класс 2 уровня обучаемости.

На листочках 5 заданий. Те, кто имеет оценку «5», выполняет все задания. Те, кто «4»- 3 задания. На работу отводится 3 минуты.

На слайде вопросы, после сдачи листочков, опрос устный.( Вопросы в приложении).

Музыка и литература стали намного беднее, если бы не дополняли друг друга.

  • Без какого литературного жанра не могла бы появиться песня?

Слушание песни «Наш сосед».

Разучивание.

Исполнение.

Исполнение по рядам.

Веселый герой нашей песни. Ему просто необходима музыка в жизни. Нам порой кажется, что музыка нам не нужна. А смогли бы вы хоть 1 час в день прожить без музыки?

Она звучит повсюду, окружая нас с вами своим звучанием.

Как вы себя ощущали на уроке? Как вам было? Покажите цветом: красный- отлично. Было интересно, желтый - неплохо. Синий -не интересно, скучно.

Ну что ж, урок прошел плодотворно, вы много нового узнали. Спасибо нашим группам за серьезный подход в подготовке нового материала к уроку.

До свидания.










Гусли это старинный струнный народный инструмент. Гусли-густы, т.е. гудеть. Гудящая струна. Они имели разную форму, а соответственно и название.

Дети собирают пазлы. Получается картинка гуслей.

Знатоки коментируют получившиеся картинки с изображением гуслей.(трапецевидные, шлемовидные, крыловидные), а группы на своих картинках находят те гусли, о которых рассказывают знатоки.


Дети отвечают.



Отвечают знатоки.

Римский- Корсаков-русский композитор, живший в конце 19 века. Он очень любил русский фольклор, поэтому много своих музыкальных произведений он написал на сюжеты сказок, былин. За это его прозвали композитор- сказочник.


Знатоки отвечают:

-Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

-Нет. Нужно еще либретто.

-Либретто-это «маленькая книжечка». В ней дано кратко содержание оперы, текст, перечислены действующие лица.

Любознательные:

Купцы выгнали Садко из славного Новгорода, за то, что он высказывал свое мнение о том, что ему не нравятся их хвалебные речи о власти и богатстве.

Пришел Садко на берег Ильмень- озера, всколыхнул легкий ветерок озеро и увидел Садко группу лебедей. Вышли они на берег и обернулись девушками. Среди них царевна Волхва, дочь морского царя.

Нравились ей чудесные песни Садко и пообещала она ему за это 5 золотых рыбок. Предсказала богатство и счастье.

И тут голос морского царя позвал дочерей и они уплыли.

Дома ждет Садко жена Любава, а он придя домой и не слушает ее.

Околдовала его морская царевна.

Садко берет сеть и идет ловить золотых рыбок.

Поймал он 5 золотых рыбок и стал самым богаты новгородским купцом.

Садко купил товаров. Снарядил корабли в дальние страны.

Долго он плавал по морям. Да океанам. И однажды ветер совсем затих и корабли остановились.

Морской царь требовал дань.

Бросили моряки доску на воду. Только встал на нее Садко, поднялся ветер и корабли поплыли дальше.

Садко отправился к морскому царю. Тот приказал ему играть и петь. Ударил Садко по струнам и запел.

Дети слушают фрагмент оперы.

Дети отвечают на вопросы.

-Веселое. Жители плясали. Веселились.

Песня композиторская в духе народной, в ней есть распевы, как в народной песне. Изображается звук народного инструмента гусли, да и Садко из народа.

Отвечают знатоки:

-Ария- песня главного действующего лица, в которой это лицо рассказывает о своих мыслях, чувствах, переживаниях.

Отвечают дети:

-О морской царевне.

Дети отвечают на вопросы.








Дети просматривают фрагмент фильма. Поднятием руки указывают, что звучит мелодия «Колыбельной Волхвы» из оперы «Садко».




Дети расслабляются, слушая фрагмент.


Дети выполняют задания в течении 3 минут, затем устно отвечают на вопросы, выведенные на экран.


-Стихи.





© 2010-2022