- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки на тему Былины
Урок музыки на тему Былины
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Небольсина Д.Ю. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Былины и музыка»
Тип урока: урок- проект.
Цель урока: воспитывать духовно- нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой, литературой, кинематографом.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент.
2. Закрепление полученных знаний
3. Проверка домашнего задания.
4. Введение в тему урока через разгадывание кроссворда.
Звучат «Былинные наигрыши» Локшин.
-
О связи каких видов искусства мы говорили на предыдущем уроке?
-
Какие литературные жанры стали бы беднее, если бы в них не рассказывалось о музыке.
Учитель проверяет домашнее задание творческой групп, которая сочинила сказку о музыке.
На доске кроссворд( смотри в приложении). Ключевое слово- былина.
Просмотр фрагмента художественного фильма «Садко».
-
Как звали героя фильма?
-
А что вы о нем знаете? Чем он был знаменит, что о нем народ сложил былины?
-
Знатоки, что вы знаете об
Дети входят в класс под музыку.
-Литературы и музыки.
-Мифы, легенды, сказки.
Творческая группа зачитывает свою сказку.
Группа знатоков разгадывает кроссворд.
Группа любознательных.
-Садко.
-Герой новгородских былин. Их было несколько.( В фильме использованы 3 былины). Садко великолепно играл на инструменте гусли.
Знатоки отвечают:
5. Знакомство с оперой «Садко».
6. Просмотр фрагмента художественного фильма «Садко».
7. Проверочная работа по материалу урока.
8. Знакомство и разучивание песни «Наш сосед».
9. Оценка урока с помощью цветных кружков.
10. Выход из класса под песню «Наш сосед».
-
инструменте гусли?
Учитель раздает группам пазлы.
Вы сейчас рассказали о струнных гуслях, а в 20 веке были придуманы клавишные гусли. И те, и другие в оркестре применяются в наше время.
Фрагмент фильма «Садко».
-
Как называются гусли, на которых играл «Садко»?
Да, в народе гусли- это один из самых почитаемых инструментов на Руси. Да и былины о Садко народ очень любил.
Шли годы и вот композитор Н. А. Римский- Корсаков решил озвучить былину и написал на ее сюжет оперу.
Вопрос знатокам:
-
Кто такой Римский- Корсаков? Какой страны композитор? Как его называли в мире музыки?
Композитору хотелось, чтобы люди услышали прекрасное пение и игру на гуслях Садко. Поэтому он написал оперу «Садко».
Вопрос знатокам:
-
Что такое опера?
-
А достаточно ли былины, чтобы написать оперу? Что еще нужно?
-
Что такое либретто?
Группа любознательных нас познакомит с содержанием оперы.
Звучит ария Садко «Заиграйте мои гусельки».
-
Какое настроение выражала музыка? Что могло происходить в подводном царстве с его жителями?
-
Народная песня или композиторская?
Вопрос знатокам:
-
Что такое ария?
-
О ком исполнял свою арию Садко? Почему одна из них краше?
Слушание фрагмента арии:
-
Изменилось ли настроение морской царевны? Почему? Как повлияла музыка Садко на нее?
-
Она стала злее или добрее?
Играл Садко так весело, что даже струны у него полопались. Как не просил Садко морского царя отпустить его на землю, что бы поменять струны, он был непреклонен.
-
Что же сделала морская царевна? Какой она стала после песен Садко?
Звучит «Колыбельная Волхвы».
-
Что же сделала морская царевна? Какой она стала после песен Садко?
-
Какие черты русской народной песни мы слышим? В каком жанре она исполняет свою песню?
-
Что происходит с жителями подводного царства?
-
Почему она поет такую песню?
-
Что произошло с ее душой?
Людские песни Садко сделали ее добрее, нежнее, ласковее.
Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма «Садко».
Обратите внимание на то, как музыка Садко повлияла на морскую царевну и какой поступок она совершает.
Когда вы услышите знакомую вам мелодию, покажите это поднятием руки.
Ведь со времен Древней Греции известно, что музыка способна оказывать влияние на человека: с ее помощью можно лечить, но с ее помощь можно и убить, можно дать возможность расслабиться и отдохнуть.
Вот и мы с вами сядем поудобнее, представим что -то хорошее, каждый свое, прикроем глаза.
Слушание 1 куплета «Колыбельной Волхвы».
Подведение итога с помощью разноуровневых заданий. В класс 2 уровня обучаемости.
На листочках 5 заданий. Те, кто имеет оценку «5», выполняет все задания. Те, кто «4»- 3 задания. На работу отводится 3 минуты.
На слайде вопросы, после сдачи листочков, опрос устный.( Вопросы в приложении).
Музыка и литература стали намного беднее, если бы не дополняли друг друга.
-
Без какого литературного жанра не могла бы появиться песня?
Слушание песни «Наш сосед».
Разучивание.
Исполнение.
Исполнение по рядам.
Веселый герой нашей песни. Ему просто необходима музыка в жизни. Нам порой кажется, что музыка нам не нужна. А смогли бы вы хоть 1 час в день прожить без музыки?
Она звучит повсюду, окружая нас с вами своим звучанием.
Как вы себя ощущали на уроке? Как вам было? Покажите цветом: красный- отлично. Было интересно, желтый - неплохо. Синий -не интересно, скучно.
Ну что ж, урок прошел плодотворно, вы много нового узнали. Спасибо нашим группам за серьезный подход в подготовке нового материала к уроку.
До свидания.
Гусли это старинный струнный народный инструмент. Гусли-густы, т.е. гудеть. Гудящая струна. Они имели разную форму, а соответственно и название.
Дети собирают пазлы. Получается картинка гуслей.
Знатоки коментируют получившиеся картинки с изображением гуслей.(трапецевидные, шлемовидные, крыловидные), а группы на своих картинках находят те гусли, о которых рассказывают знатоки.
Дети отвечают.
Отвечают знатоки.
Римский- Корсаков-русский композитор, живший в конце 19 века. Он очень любил русский фольклор, поэтому много своих музыкальных произведений он написал на сюжеты сказок, былин. За это его прозвали композитор- сказочник.
Знатоки отвечают:
-Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
-Нет. Нужно еще либретто.
-Либретто-это «маленькая книжечка». В ней дано кратко содержание оперы, текст, перечислены действующие лица.
Любознательные:
Купцы выгнали Садко из славного Новгорода, за то, что он высказывал свое мнение о том, что ему не нравятся их хвалебные речи о власти и богатстве.
Пришел Садко на берег Ильмень- озера, всколыхнул легкий ветерок озеро и увидел Садко группу лебедей. Вышли они на берег и обернулись девушками. Среди них царевна Волхва, дочь морского царя.
Нравились ей чудесные песни Садко и пообещала она ему за это 5 золотых рыбок. Предсказала богатство и счастье.
И тут голос морского царя позвал дочерей и они уплыли.
Дома ждет Садко жена Любава, а он придя домой и не слушает ее.
Околдовала его морская царевна.
Садко берет сеть и идет ловить золотых рыбок.
Поймал он 5 золотых рыбок и стал самым богаты новгородским купцом.
Садко купил товаров. Снарядил корабли в дальние страны.
Долго он плавал по морям. Да океанам. И однажды ветер совсем затих и корабли остановились.
Морской царь требовал дань.
Бросили моряки доску на воду. Только встал на нее Садко, поднялся ветер и корабли поплыли дальше.
Садко отправился к морскому царю. Тот приказал ему играть и петь. Ударил Садко по струнам и запел.
Дети слушают фрагмент оперы.
Дети отвечают на вопросы.
-Веселое. Жители плясали. Веселились.
Песня композиторская в духе народной, в ней есть распевы, как в народной песне. Изображается звук народного инструмента гусли, да и Садко из народа.
Отвечают знатоки:
-Ария- песня главного действующего лица, в которой это лицо рассказывает о своих мыслях, чувствах, переживаниях.
Отвечают дети:
-О морской царевне.
Дети отвечают на вопросы.
Дети просматривают фрагмент фильма. Поднятием руки указывают, что звучит мелодия «Колыбельной Волхвы» из оперы «Садко».
Дети расслабляются, слушая фрагмент.
Дети выполняют задания в течении 3 минут, затем устно отвечают на вопросы, выведенные на экран.
-Стихи.