Рабочая программа по искусству 9 класс

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с. Исянгулово

основная общеобразовательная школа д.Новопетровское муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан


Рассмотрено и принято

на заседании МО

Протокол № ____

от «___» _______ 2015 г.

Руководитель МО

_________Т.Ю. Ерофеева

Согласовано

Заместитель директора по НМР

_____________Е.Н.Алопина

«____»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МОАУ СОШ №2 с.Исянгулово

________ Р.Ч.Кинзябулатов

Приказ № _____

от «___»______2015г.




Рабочая программа по искусству для 9 класса

учителя первой квалификационной категории

Кошкиной Натальи Витальевны


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету искусство для 9 класса разработана и составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Просвещение,2009;

  2. Примерные рабочие программы основного общего образования по музыке разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2009год.

  3. 3. Учебно - методического комплекса (учебники);

    1. Учебного плана МОАУ СОШ№2 с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год . Приказ №74 от 29.08.2015 год.

    2. «Положение о рабочей программе педагога» Приказ №77/3 от 28.08.2014год.

Общая характеристика учебного предмета

Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из четырёх разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

-развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

-воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

-формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

-овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

-воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Разделы программы 9 класса.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Массовая культура, ее функции. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Коммерциализация искус­ства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эст­радная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Синтез искусств в усилении эмоционально­го воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональ­ной выразительности разных искусств.

Примерный художественный материал

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Изобразительное искусство. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях (триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.). Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х годов XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино и др.). Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Внушающая сила рекламы (рекламные плакаты, листовки, кли­пы) и настенной живописи (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи, спосо­бы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народ­ные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов (Литургия, Всенощное бде­ние, Месса и др.). Использование музыки в тоталитарных режи­мах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массо­вые песни). Значение песен военных лет и песен на военную те­му. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Мака-ревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджералд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Основные библейские сюжеты и их трактов­ка в произведениях поэтов и писателей XIX-XXI вв. (Л. Тол­стой, Б. Пастернак, И. Шмелев и др.). Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х годов XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Показ возможностей манипуляции ' сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадров­ки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу опреде­ленных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоцио­нально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Ис­пользование иносказания, метафоры в различных видах искус­ства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мыш­ление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Пред­сказание сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве худож­ников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их художественного языка. Оценка этих про­изведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. Предсказание грядущих со­бытий в произведениях «Купание красного коня» К. Петро-ва-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Предсказание научных открытий в произведениях Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Использование иносказаний в живописи символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Поиск новых выразитель­ных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкаль­ные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциа­тивные возможности.

Литература. Образы фантастики в литературных произве­дениях Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефре­мова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Образы фантастики в фильмах X. Райнла («Воспоминания о будущем»), К. Коламбу-са («Гарри Поттер»), Л. Бессона («Пятый элемент»), А. Тарков­ского («Солярис»), В. Левина («Капитан Немо») и др. (по вы­бору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкаль­ных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства (11 ч)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие ди­зайна и его значение в жизни современного общества. Произве­дения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отра­жение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Арттерапевтическое воздействие музыки. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Клип, монтаж в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Специфика изобра­жений в полиграфии. Единство'стиля в материальной и духовной культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам).

Примерный художественный материал

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций.

Изобразительное искусство. Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи (примеры зданий и архитектурных ансамблей, формирующих вид города или пло­щади: Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейст­ва в Петербурге и др.; примеры монументальной скульптуры («Гатамеллата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной клас­сики (на материале знакомых учащимся музыкальных произве­дений - по выбору учителя).

Поиск и описание предметов и явлений окружающей жиз­ни, в которых явно прослеживается синтез науки и искусства. Обобщение собранного материала в форме альбома, доклада или компьютерной презентации.

Выполнение творческой работы на выбранную тему, поль­зуясь принципами бионики или методами фрактальных по­строений, средствами любого вида изобразительного искусства.

Подбор музыкального ряда к фрагменту документального или мультипликационного фильма, с использованием принципа кон­траста в передаче характера изображаемых явлений или героев.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. (7 часов)

Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Мышление научное и художественное. временные и пространственные искусства и специфика их восприятия. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Искусство в жизни выдающихся людей. Психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физиологического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе человека.

Примерный художественный материал.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в различных видах искусства, «Рисунок человека» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А. Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М.Эшера. Фотографии и примеры компьютерной графики с простыми и сложными фрактальными формами.

Музыка. Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений, - примеры знакомой учащимся вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки разных стилей и направлений (по выбору учителя).

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин - химик и композитор; М. Чюрлёнис - композитор, художник, писатель; С. Рихтер - пианист и художник; В. Наумов - режиссер и художник; С. Юдин - хирург, ценитель музыки, А. Энштейн - физик - теоретик, скрипач и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспира, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, С. Есенина, И. Бунина, И. Шмелёва - из программы по литературе.

Экранные искусства, театр. Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма ( «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова - Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся.
Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, литература, кино, театр). Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, и др.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Межпредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа,тест.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Место учебного предмета в учебном плане


Программа расчитана на 17 часов ( 0,5 ч. в неделю) что соответствует программе по искусству основного общего образования и Феделальному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ

Содержание предмета учебного плана ОУ «Искусство 9 класс»


Ведущей содержательной линией курса IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно - содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально - ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения.

Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре»

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско - эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».

Музыкальная форма - как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно - тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.

Драматические, лирические, характерно - бытовые и народно - эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно - симфонической, кантатно - ораториальной музыки).

Раздел 2. « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее»

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно - жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.

Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов

Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- понимать роль музыки в жизни человека;

- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

- сопоставлять стилевые, интонационно - жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- совершенствовать умения и навыки самообразования

- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,

- понимать роль музыки в жизни человека;

- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

Тематический план


№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Образ человека в мировой музыкальной культуре (8ч)

1

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего

1ч.

2

Музыкальная форма как процесс

3


Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений



4

Народно -эпические, характерно - бытовые образы

5


Лирические, драматические образы

6

Функции музыки в современном мире

7

Вкус и мода

8


Образ человека в мировом

искусстве


Традиции и новаторство в музыкальном искусстве:

прошлое, настоящее, будущее

9

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства (колокольность в музыке)

10

Симфония венских классиков

11

Новаторство в симфонической музыке

Д.Д.Шостаковича


12

Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание

13

Оценка явлений музыкальной культуры.

(Swinging Bach)

14

Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация)

15

Рок - опера

16

Современное музыкальное пространство

17

Мировое значение музыкального искусства

Итого

17ч.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирую­щая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушаю­щая, предвосхищающая будущее и др.);

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классиче­ского искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • понимать особенности художественного языка разных ви­дов искусства;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку" ин­формации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведе­ниях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
    при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.


Приоритетные формы и методы работы с обучающимися


Виды организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа

  • творческая работа

  • конкурс

  • викторина

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии:

  • уровневую дифференциацию,

  • коллективные способы обучения,

  • театральную деятельность,

  • развивающие и проектные технологии и др.

Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Приоритетные виды и формы контроля

Основные виды контроля

  • вводный

  • текущий

  • итоговый

  • индивидуальный

  • письменный

  • контроль учителя

Формы контроля:

  • наблюдение

  • самостоятельная работа

  • тест

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 классов:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, инте­рес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетиче­ских представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятель­ности, сформированность практических умений и навы­ков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культу­ры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в про­цессе эстетического воспитания и художественного обра­зования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Критерии и нормы оценивания результатов

По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

  • Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

  • Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

  • Тесты

  • Кроссворды.

  • Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

  • Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

  • «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

  • Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

  • Ведение творческой тетради по музыке.

  • Проектная деятельность.

Баллы


Уровни усвоения учебного материала

Слушание музыки

Хоровое пение

Контр работа

"5" - отлично

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

"4" - хорошо

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

"3" - удовлетворительно

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритми-ческие неточности;

-пение невыразительное.

"2"-неудов-летвори-тельно

Ответ неправильный, непонимание сути вопроса, отсутствие записей в рабочей тетради

-полное незнание текста

(не рекомендуется снижать оценку за фальшивое пение, следует учитывать физиологические особенности строения голосового аппарата



Тематическое планирование

№ п\п

Планируемая дата

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные,

Метапредметные,

Личностные

Домашнее задание


I

05.09


Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего


Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско - эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».

Музыкальная форма - как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно - тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.

Драматические, лирические, характерно - бытовые и народно - эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно - симфонической, кантатно - ораториальной музыки).


понимать роль музыки в жизни человека;

- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

- сопоставлять стилевые, интонационно - жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- совершенствовать умения и навыки самообразования

- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.


Эссе

«Искусство

музыкальных

звуков»

2

12.09


Музыкальная форма как процесс


Музыкальные формы

3


19.09


Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений







Сонатно -

симфонический

цикл


4

26.09


Народно -эпические, характерно - бытовые образы


Подобрать иллюстрации к музыке

5


03.10


Лирические, драматические образы

Анализ любимого музыкального образа

6

10.10


Функции музыки в современном мире


Индивидуальные сообщения

7

17.10


Вкус и мода

Сост. презентацию

«Современное течение музыки»

8


24.10


Образ человека в мировом

искусстве



Сопоставить с картинами художников

9

31.10


Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства (колокольность в музыке)

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно - жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.

Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.


Выявить традиции и новаторство в музыкальных

произведениях

(колокольные звоны храмов России, концерт № 2 Рахманинова,

Кикта «Фрески

Софии Киевской»)

10

07.11


Симфония венских классиков

Анализ симфонического развития


11

14.11


Новаторство в симфонической музыке

Д.Д.Шостаковича






Подобрать иллюстрации к музыке Шостаковича

12

21.11


Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание

Анализ любимого музыкального произведения

13

28.11


Оценка явлений музыкальной культуры.

(Swinging Bach)

Индивидуальные сообщения

14

05.12


Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация)

Объяснить значение традиций и новаторства в жизни человека

15

12.12


Рок - опера

Объяснить значение традиций и новаторства в Рок- опере

16

19.12


Современное музыкальное пространство


Индивидуальные

сообщения

17

26.12


Мировое значение музыкального искусства



































Список научно-методического обеспечения.


Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»


  • Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.

  • Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала»

  • Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.


MULTIMEDIA - поддержка предмета



1.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

3.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов). М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  24. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

Рекомендуемая литература

  1. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

  2. Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.

  3. Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

  4. Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М, СПб.; Киев, 2005.

  5. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

  6. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.

  7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.

  8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.

  9. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.



© 2010-2022