Урок музыки Масленица 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс

«Гори, гори, ясно, что бы не погасло»

Масленица.

Цель урока:

Знакомство с традициями и обрядами русского народа через изучение, слушание и исполнение русской народной музыки.

Задачи:

- Воспитание чувства причастности к культуре своего народа;

- Знакомство с русским народным праздником Масленица. Ярославль - столица Масленицы.

- Развитие звуковысотности на простейших народных попевках, песенках, играх.

Оборудование:

Русские народные инструменты (ложки, колокольчики, металлофоны, трещотки), плакат с высказыванием: «Масленица - самый …., …….., …….., …… народный праздник», видеоролик «Прощай масленица».

Ход урока:

Какие музыкальные инструменты лежат у вас на партах?

(Ученики перечисляют русские народные инструменты)

Значит, о какой музыке пойдёт сегодня на уроке речь?

- О народной музыке.

- Народная музыка - это мудрость народа, прошедшая через века.

Благодаря которой, мы узнаём об истории родного края, его обычаях и традициях.

И уже совсем скоро нас ожидает самый весёлый праздник русского народа. И расскажет нам о нём народная музыка и народные забавы, пришедшие из глубины веков.

Подскажет нам название праздника русская народная закличка.

Приём повторения. «Едет масленица».

(Повторяя определить название праздника).

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков.

Оставайся масленица семь годков.

А что вы знаете об этом празднике?

В какое время года он проходит?

Сколько дней длится?

В конце урока мы с вами продолжим высказывание:

«Масленица - самый …., …….., …….., …… народный праздник».

Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас - обычная рабочая неделя. Но всё же давайте вспомним великий русский обычай.

В масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все масленичные традиции.

Понедельник - «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки. Давайте и мы с вами покатаемся на звуковых горках.

Игра «Построй горку и скатись»(с начало со словами «мы построим горку» поём, поднимая интонацию, вверх; по слову «покатились» - интонационно спускаемся вниз на слог «у-у-у-у-х»; используя ритм повторяем игру с инструментами - ровный долгий ритм и быстрый короткий ритм).

Вторник - «заигрыш». В этот день начинаются весёлые игры. Поиграть нам поможет хоровод «Выходили, красны девицы».(Распределить по ролям: красны девицы, добры молодцы, стары бабушки, стары дедушки. Выход в соответствии с образом).

Выходили, красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ай, ли ай, люли, ай, люли.

Из ворот гулять на улицу.

Выходили, красны молодцы

Из ворот гулять на улицу.

Ай, ли ай, люли.

Из ворот гулять на улицу.

Выходили, стары бабушки

Из ворот гулять на улицу.

Ай, ли ай, люли, ай, люли.

Из ворот гулять на улицу.

Выходили, стары дедушки

Из ворот гулять на улицу.

Ай, ли ай, люли, ай, люли.

Из ворот гулять на улицу.

Среда - «лакомка». «Что есть в печи - всё на стол мечи» - говорили хозяйки. И главным угощением были блины.

Исполнение песни «Блины».

1. Как на масленой недели

Мы блиночков захотели

Ой блины, блины, блины

Вы блиночки мои

2. Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица

Ой…

3. В квашне новой замесили

Три часа блины ходили.

Ой…

4. Напекла она поесть

Сотен пять наверно есть

Ой…

5. На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой..

6. Гости будьте же здоровы

Вот блины мои готовы

Ой…

7. Вот летит, летит блинок

Не в тарелку, а в роток.

Ой..

8. Со сметаной и медком

Проглотили первый ком.

Ой…

9. Будем песни петь плясать,

Всех блинами угощать.

Ой…

Четверг - «разгуляй». Чтобы прогнать зиму устраивают различные забавы: катание на лошадях по часовой стрелке, снежные состязания, взятие зимнего городка.

Игра «Гори, гори, ясно».( Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.)

Гори, гори ясно,

Что бы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Пятница - «тёщины вечера». Суббота - «золовкины посиделки». В эти дни ходили в гости к друг-другу, угощали блинами и веселились.

Исполнение песни «Посмотрите как у нас-то в мастерской» (песню сопровождают игрою на музыкальных инструментах в соответствии в инструментами столярной мастерской)

Посмотрите ,как у нас-то в мастерской,

Там работнички трудятся день-деньской.

Ай, люли……

Как начнут они топориком рубить,

Молоточком по гвоздочкам колотить.

Ай, люли…..

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать:

Ай, люли….

Воскресенье - «прощённое воскресенье». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу.

(Взяв в руки инструменты, поют, играют и смотрят видеоролик о масленице в Ярославле) «Прощай, масленица».

Прощай, прощай, прощай, Масленица

Маслену мы провожали,

Тяжко по ней воздыхали

Прости, Маслена, прощай,

К нам на долго приезжай поскорее.

Масленица воротися,

До велика дня протянися,

Говорила семь недель,

А остался один день,

День последний.

Прощай, прощай, прощай, Масленица

Приди, Весна с великой радостью,

С великой милостью и благодатью.

Маслену мы привечали,

За дворами пели, играли.

Но сегодня воскресенье,

Наше кончится веселье.

Давайте же продолжим наше высказывание

«Масленица - самый …., …….., …….., …… народный праздник» (Учащиеся записывают свои впечатления, полученные на уроке).

© 2010-2022