Разработка урока к урок музыки Лермонтов в музыке для 7 класса

Задачи : познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений М.Ю.Лермонтова.Цель: •Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется лермонтовская тематика. • Изучить произведения М.Лермонтова, положенные на музыку, изучить творчество композиторов, писавших на тематику М. Ю. Лермонтова •Изучить жизнь и творчество поэта с точки зрения любви поэта к музыке •Подготовить и провести музыкально-литературную композицию по лирике М.Ю.Лермонтова.Актуальность:Мне показалос...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд.

Год культуры - 2014.

К 200-летию со дня рождения М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.

«Творчество М.Ю. Лермонтова, отраженное в музыке».

Задачи : познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений М.Ю.Лермонтова.

Цель: •Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется лермонтовская тематика.

• Изучить произведения М.Лермонтова, положенные на музыку, изучить творчество композиторов, писавших на тематику М. Ю. Лермонтова

•Изучить жизнь и творчество поэта с точки зрения любви поэта к музыке

•Подготовить и провести музыкально-литературную композицию по лирике М.Ю.Лермонтова.

2 слайд

Мне показалось интересным и важным показать глубокую, внутреннюю, творческую и жизненную связь между классической музыкой и классической литературой; доказать, что эта связь действительно существует , потому что произведения искусства не возникают на пустом месте, только из воображения автора; они рождены жизнью, питающей и композиторов, и поэтов. Поэтому мы находим так много общего между музыкой и литературой, хотя выражается это разными средствами, в разных формах, по-разному воздействуя на нас.

3 слайд

Жизнь , судьба М.Ю.Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов XIX века. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятной личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, подчас полностью противоположных.

Необходимо отметить серьезное влияние Библии на творчество Лермонтова. Она помогает поэту в минуту жизни трудную, к ней он обращается в поисках новых мотивов. Лермонтов в конце своего творческого пути устает от демонического начала в своей душе и приходит к написанию чудных молитв, чистых, светлых, полных веры, надежды и любви.

Этот уникальный поэт, последний романтик 1830-х годов, погибший в расцвете лет, продолжал поэзию пушкинской поры и в то же время противостоял ей.

Первые 14 лет своей жизни он провел в имении бабушки - Тарханах (Пензенская губерния). Мать мальчика рано умерла, и бабушка под угрозой лишения наследства забрала внука у отца и запретила им встречаться. Возможно, с этих событий началось формирование трагического восприятия мира будущего поэта. Само время во многом определило настрой лермонтовского творчества, круг тем, мотивов и образов.

Эпоха Лермонтова - царствование Николая I - период между вольнодумством, тайными обществами декабристов и демократическим подъемом 1850-х годов. Достойный преемник Пушкина, Лермонтов продолжил и развил одну грань его творчества - тему «лишнего человека». Его герои обречены жить в вечном конфликте с обществом, эпохой, миром и, что самое страшное, в разладе с самим собой.

4 слайд

Лермонтов - один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. В заметках 1830 года поэт писал: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее напевала мне покойная мать".

Великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов был разносторонне одарен. Хорошо известно, например, что он обладал талантом живописца. Сохранилось много его картин, акварельных набросков, путевых зарисовок. Но также Лермонтов унаследовал музыкальные способности от своей матери - Марии Михайловны. В раннем детстве он слышал ее песни.

  • С народными песнями познакомился еще в Тарханах - систематически обучаться музыке начал еще в пансионе в Москве при Московском университете (там он играл на скрипке и фортепиано ). • Иногда выступал в близком домашнем кругу, как пианист и певец. • Лермонтов любил оперу Россини (как и Пушкин) "Семирамида" и охотно участвовал в исполнении дуэтов из этой оперы. • По свидетельству современников, Михаил Юрьевич « очень хорошо пел романсы- то есть не пел, а говорил их почти речитативом»

5 слайд

Поэт внимательно следил за музыкальной жизнью страны. Он откликался на все новое, свежее, талантливое. Одним из первых Лермонтов оценил гения Бетховена. Во многих произведениях Лермонтова часто упоминаются имена выдающихся музыкантов - современников. Поэт говорит о Россини, Паганини, о Фильде, о Шуберте, с музыкой которого только начами тогда знакомиться в России ( например, в кабинете Печорина стояли алебастровые карикатурки Паганини, Иванова, Россини - свидетельство музыкального вкуса героя).

В Питере бывал у Виельгорских, Одоевского, где часто выступали выдающиеся музыканты ,они пели балладу Шуберта "Лесной царь".

В доме Виельгорских Лермонтова привлекали не только литературные интересы, но и вошедшие в историю русской культуры музыкальные собрания, которыми славился этот дом.

И в последние годы, когда поэт был снова сослан на Кавказ, он, наряду с вдохновленными поэтическими трудами, не забывал о музыке. В Пятигорске, в доме Верзилиных, он, по свидетельству их старшей дочери, « часами заслушивался музыкой». Слуга Лермонтова, бывший с ним до последних дней, сохранил в своей памяти еще одну черточку, дополняющую портрет поэта- музыканта: «Михаил Юрьевич умел играть на флейте и забавлялся этой игрой изредка...»

6 слайд

Музыка для поэта- это выражение глубинных чувств и переживаний. Язык души. По убеждению поэта, слово закреплено на бумаге, мертво , и лишь музыка (ноты) могут передать живое течение речи, неповторимую интонацию. В поэзии Лермонтова часто возникает образ мелодии, властно овладевающей сознанием лирического героя. Слова песни могут забыться, но мелодия навсегда сохраняется в памяти. Мелодия передает движение души.

7 слайд

Сравнение звуков со слезами - устойчивый образ в поэзии Лермонтова. В " Демоне" описываются «звуки песни» Тамары и впечатление, произведенное ею на Демона.

-Поэт одушевляет природу, наделяет ее языком чувств. Бесхитростная мелодия, пропетая на тростниковой дудочке становится печальной исповедью погибшей девушки ("Тростник»).

-Но звуки песни связываются в сознании поэта не только со скорбью. Иногда они воплощают живое и страстное чувство, реализуясь в емких метафорах и сравнениях. Герои Лермонтова ищут в музыке утешения, разрешения тревог, но не всегда его обретают, ведь окружающая действительность чаще всего дисгармонична.

Воспоминания о Лермонтове и письма к нему свидетельствуют о том, что он любил музицировать, напевать. В автобиографических заметках он пишет: "Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха".

Поэт нередко уподобляет звуки к голосу сердца. Оборвавшаяся струна или оборвавшийся звук - это улетающая жизнь. Устойчивость этих метафор говорит о том, что Лермонтов вкладывал в свое сравнение глубокий философский смысл. Образ порванной струны часто встречается в его лирике.

8 слайд

У Лермонтова часто встречается образ " Золотой арфы", который близок к народному представлению о золотых гуслях. Арфа в лирике Лермонтова навеяна балладой В.Жуковского. Гусли напоминают об утраченной вольности. В стихотворении "Песнь Барда" певец, возвращаясь на родину, застает ее порабощенной. Он пытается песней пробудить в душах соотечественников воспоминания о свободе.

Используя мотивы Пушкина "Бахчисарайского фонтана", Лермонтов вводит в свою поэму "Две невольницы" элементы испанского колорита. В руках красавицы Гюльнары - «звенит испанская гитара».

Героиня- итальянка в поэме "Джюлио" играет на лютне: "И Лора, лютню взяв, певала мне". С этим же инструментом связанны воспоминания о былом счастье и надежды на свободу литвинки Клары( поэма"Литвинка"). Насильственно разлученная с Отчизной, томящаяся в плену,Клара слышит голос пробравшегося в замок соотечественника.

"Демон " Лермонтова, когда поэт перенес действие на Кавказ, заменяет лютню на чонгури- грузинский музыкальный инструмент , о котором сообщает в особом примечании: Чингар - род гитары. В "Демоне" упоминается и зурна с пояснением, что этот инструмент "в роде волынки".

Поэма "Хаджи Арбек" при описании пляски Лиелы "звенящий бубен" в ее руках - это конечно дайри.

9 слайд

Важную роль выполняет национальный музыкальный инструмент в сказке " Ашик -Кериб ", главный герой -бедный музыкант , играющий на саазе- это турецкая балалайка грушевидной формы, широко распространенная в Грузии. Песни Ашик -Кериба и звуки его сааза покоряют душу прекрасной Магуль-Мегери.

Семиструнный сааз соответствует 7 годам скитаний Ашик -Кериба. Сааз становится символом любви и верности.

Существенную роль в произведениях Лермонтова выполняет песня. Неотделимая в сознании поэта от самой жизни поэта, она возникает от самые напряженные и решающие моменты действия, смягчает или усиливает страдания героев. Песня у Лермонтова не только фон действия, но и духовная атмосфера в которой они живут.

10 слайд

Высокого драматического смысла исполнен романс Нины в "Маскараде" , в нем звучит предчувствие несчастия.

  • С песней связана недолгая жизнь Мцыри. Он сохранил с детства воспоминания о родине, в которой зрительные и слуховые впечатления слиты воедино. Все явления окружающего мира поэт воспринимает в богатстве звуков и голосов. Он слышит "волн прибрежных стон" , "соловья таинственные звуки" , "вой зимних бурь и рев грозы".

  • В "Бородине" сложится зловещая симфония битвы , создаваемая звоном булата, визгом картечи , треском барабанов и протяжным воем орудий.

  • Звук монастырского колокола чаще всего связан с предвестием беды, с утратой надежды вырваться на свободу. В "Мцыри", в " Боярине Орше" и некоторых других поэмах звон колоколов предвещает осуждение и гибель героя. Перед казнью купца Калашникова "Заунывный гудит, воет колокол, разглашает всюду весть недобрую..."

11 слайд

Список романсов, созданных на стихи М.Ю.Лермонтова, включает более сотни русских романсов, музыку к которым писали разные композиторы и продолжают создавать музыкальные композиторы следующих поколений. Данный список неполный.

То, что бытовой романс сохраняет популярность в течение почти уже 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

12 слайд

Александр Егорович Варламов (1801-1848)

В романсах, вероятно, наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. Основателями жанра русского романса принято считать Н.Титова, А. Алябьева, М.Яковлева, А.Варламова, чье творчество приходится на I половину 19 века. Они писали романсы на стихи Дельвига, Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Наибольшей популярностью пользуется "Зимний вечер" (Буря мглою...) в исполнении Яковлева, на встречах лицеистов.

Среди алябьевских шедевров- "Соловей" Дельвига, "Вечерний звон" И.Козлова. Пушкинские - "Зимняя дорога" (Сквозь волнистые туманы...), "Узник" (Сижу за решеткой...)

Варламов Алексей Егорович родился 27 ноября 1801 года в Москве . Происходил из «волошских» , т.е.молдавских дворян. с 10 лет обучался в Петербургской придворной певческой капелле( мальчик обладал отличным голосом). В 1819 году был назначен регентом в придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Алексея I, Анна Павловна. Он создал 200 романсов, концертные обработки русских народных песен, «школу для пения».

Стихотворение "Парус" было сочинено Лермонтовым в 1832г. (есть даже более точные сведения: в августе 1832г.) Но не Лермонтов автор первой строчки, вошедшей в русскую литературу , а А.А.Бестужев-Марлинский(1797-1837). Лермонтов, вернувшись в Петербург после морских впечатлений, приступая к своему стихотворению, взял 1 строчку оттуда. Бестужев-Марлинский к этому времени уже умер. "Парус" Лермонтова был опубликован впервые через 9 лет, в 1841г., вот тогда, уже в лермонтовском варианте, строчка приобрела известность. Стала романтическим символом душевного разлада-одиночества и несбыточной мечты.

А.Варламов написал музыку к стихотворению уже после смерти поэта, в 1848г. Получившийся романс приобрёл популярность. Однако, существуют и другие сочинения к этому стихотворению, появившиеся позже музыки Варламова. На это коротенькое, в 8 строк, стихотворение писали музыку свыше 40 композиторов. Это один из самых привлекательных пейзажных романсов.

13 слайд

Пожалуй, наибольшую дань творчеству Лермонтова отдал Антон Рубинштейн. Кроме трёх опер: "Хаджи-Арбек", "Демон", "Купец Калашников", он сочинил несколько романсов, дуэтов ("Ангел", "Горные вершины", "Еврейская мелодия", "Кинжал", "Парус","Русалка","Тучи"). Большой популярностью пользуется романс Рубинштейна "Желание", быть может, несколько поверхностный, но красивый и удачно передающий стремительный ритм лермонтовского стихотворения.

"Горные вершины"- романс, сочиненный на стихи русского поэта Лермонтова, является вольным изложением строк из стихотворения выдающегося немецкого поэта Гете.

Стихотворение было создано Лермонтовым в 1840г. Состоит из двух четверостиший. Сам поэт не дал названия своему творению, а озаглавил "Из Гете". Это, действительно, вольный перевод из стихотворения немецкого поэта Гете, существующего под названием "песнь странника". Стихотворение Лермонтова было напечатано в июле 1840г.

Очень хорошо об этом стихотворении написал Белинский:

"Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом".

Рубинштейн Антон Григорьевич родился в Херсонской губернии, в селе Выхватинец, в бедной еврейской купеческой семье и ребёнком был вывезен в Москву. Его отец , Григорий Абрамович Рубинштейн, имел карандашную фабрику. Мать- Калерия Христофоровна до старости жила в Одессе. В 1840 году, десятилетним мальчиком, со своим предподавателем по фортепиано поехал в Париж. Среди музыкантов особое внимание оказали ему Ф. Лист и Ф. Шопен . Со своим учеником они объехали всю Европу. Заграничное путешествие продолжалось 3 года. В 1862 году великая княгиня Елена Павловна пригласила содействовать в основании Русского Музыкального Общества и Петербургской консерватории.

Почти каждый год А.Г. Рубинштейн давал концерты за границей . Все они сопровождались колоссальным успехом. В особенности, знаменита его поездка в США в 1872-1873 годах. Там он служил предметом удивления и восторга. Как педагог он был замечателен. Руководя консерваторией, он служит примером идеального отношения к искусству, он умел вдохнуть в учеников энергию к работе, жажде знаний.

14 слайд

"Тучки небесные" созданы Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта . Написанные во время второй Кавказской ссылки, автор был в разладе с окружающим миром и самим собой. Он считал себя изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов. Поэт отождествляет себя с тучками, которые как и эти эфемерные небесные странники, «вынуждены по чьей-то злой прихоти мчаться "С милого севера в сторону южную".

15 слайд

Очень глубоко из русских композиторов проникся духом поэзии Лермонтова выдающийся русский композитор М.А. Балакирев. Вождь и идеолог " могучей кучки" Балакирев поднял знамя борьбы за реализм, за народность в музыкальном искусстве. В своих взглядах на искусство он, вместе со Стасовым, Мусоргским и другими музыкальными деятелями , отразил прогрессивные течения русской общественной мысли. Балакирев любил и знал русскую литературу. Из русских поэтов ближе всех был ему Лермонтов."Дышу Лермонтовым, -писал композитор из Пятигорска В.В.Стасову. -Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует..." Имя Лермонтова было популярно среди членов "Могучей кучки».

Милий Алексеевич Балакирев родился 21 декабря 1837 года в Нижнем - Новгороде в обедневшей дворянской семье.На каникулах ездил в Москву, с 10-ти лет брал уроки у Фильда. В 1855 году встретился в Петербурге с Глинкой ,который убедил посвятить себя композиции в национальном духе. В 1853-1855 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета.Дебютировал в Петербурге в 1856 году как пианист и дирижер . Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В.В.Стасовым.

В начале 60-х годов под руководством М.Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Балакиревский кружок» или «Могучая кучка». В 1862 году он совместно с хоровым дирижером Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а так же центром пропаганды русской музыки. Одновременно возглавлял бесплатную музыкальную школу и был директором Придворной певческой капеллы(1883-1894)

В песне Селима из поэмы " Измаил-Бей " поется о деве, которая напутствует своего друга, молодого горца, отправляющегося на битву с врагами. В ней выражена идея верности, любви к своему народу, Родине, она носит вольный характер. Мужественный характер мелодии свидетельствует о глубоком проникновении композитора в стихотворение " Измаил-Бей " написанная Лермонтовым в 1832 году, это восточная повесть. Сюжет "Измаил-Бея" связан с реальными историческими событиями, происходившими на Кавказе в конце 18- начала 19 века. Некоторые факты, нашедшие от отображения в поэме, совпадают с биографией кабардинского князя Измаил-Бея Атажукина , посланного отцом в Россию для получения военного образования. Молодой князь служил в Русской армии, участвовал в войне с турками и был награжден за штурм Измаила.

16 слайд

Романсы на стихи Лермонтова занимают заметное место в творчестве Н.А. Римского - Корсакова, которые привлекали элегическими мотивами, проникнутыми лирической созерцательностью и умиротворенностью.

"Когда волнуется желтеющая нива" - стихотворение было создано в 1837 году, поэт написал его ,находясь под арестом за стихотворение "Смерть поэта", посвященного гибели Пушкина. Лермонтов был арестован и несколько недель провел в Петербургской тюрьме, пока шло разбирательство. Ни чернил, не бумаги не было. В качестве пера он использовал обугленные спички, а бумагой служила обертка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга. Так было создано это коротенькое стихотворение. Природа подана автором без всякой конкретики , лермонтовские стихотворные образы не составляют целостной и какой- то определенной картины природы . " Желтеющая нива " и " Малиновая слива "- начало осени; ландыш- поздняя весна. Понятно, что поэт не живописал реалистичную картину , а создавал объемный образ природы, связанный с божеским замыслом и далекий от социальных преобразований человечества . " Когда волнуется желтеющая нива" - редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой, с миром и связанная с ним внутренней просветленности. Однако, такое состояние лишь подчеркивает обычную душевную тревогу поэта о сомнениях в возможности "счастья на земле".

Н.А. Римский-Корсаков родился в городе Тихвине - Новгородской губернии (1844-1908). Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Успенского монастыря. Отец служил некоторое время вице- губернатором г. Новгорода, а мать была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Сильное влияние оказал на будущего композитора старший брат Воин Андреевич, он был морским офицером - будущий контр - адмирал (он был старше на 22 года). Римский-Корсаков был знаком с М. Балакиревым , А.Даргомыжским, А.Бородиным. После окончания Морского кадетского корпуса, он отправляется в трехгодичное морское путешествие. Автор15 разных самобытных опер, симфонических произведений камерной и хоровой( в том числе и духовной музыки).

17 слайд

Жизненные пути Лермонтова и Глинки несколько раз совсем близко сходились. Поэт и композитор вращались в одном и том же кругу в Москве. В Петербурге, когда Лермонтов учился в юнкерской школе, он иногда посещал преподавателя школы А.С. Стунеева, у которого, по свидетельству биографа Лермонтова П.А.Висковатова, часто бывал Глинка. Позднее Глинка и Лермонтов были нередкими посетителями дома Виельгорских... .

Молитва - есть словесное выражение живого богообщения. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня («Отче наш ...») заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия.

Различные состояния души, различные грани познания отражались в молитве. Потребность «говорить к Богу», открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует у нас давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики. В ней также есть переложения известных молитв, прежде всего «Отче наш...», что можно найти у Сумарокова , позже - у Кюхельбекера.

«В минуту жизни трудную» было написано в 1839 году. С таким же названием у поэта было 2 предшествующих ему стихотворения в 1829 и 1837 годах. «Молитва»- 1839 год посвящена М.Щербатовой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомнений и Лермонтов обещал ей. Это лирический монолог, стиль романтический. Стихотворение относится к философской лирике. Герой обращается к Богу.

Михаил Иванович Глинка родился в 1804 году в селе Новоспасское Смоленской губернии. Создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной школы. Он принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое начало из Польши. Любознательный и способный от природы, пристрастился к географии, путешествиям, рисованию, музыке. Он заслушивался исполнением крепостного оркестра , сам подлаживался к нему и уже в детстве сроднился с серьезной музыкой и с небольшими, модными в то время аранжировками народных песен. А однажды своему учителю рисования признался: "Музыка- душа моя".

В 1817 году он поступает в Царскосельский лицей, учился на курсе с Львом Пушкиным (младшим братом поэта). Таким образом, вошел в круг наиболее интеллигентной тогдашней столичной молодежи, в котором и музыка культивировалась как благородное развлечение. Мысль о русской опере не покидала Глинку никогда. В его творчестве нашли начало основные эстетические принципы, ставшие впоследствии великими демократическими традициями русской музыки: высокая идейность, оптимизм, народность. Глинка совершил поразительный прорыв , революцию, ее последствия неисчислимы для музыкального искусства страны.

18 слайд

Поэзия Лермонтова нашла талантливое воплощение в музыке выдающегося русского композитора А.С.Даргомыжского. Весь его творческий путь отмечен неутомимым исканием художественной правды в звуках. Композитор сам ясно выразил свои устремления в известных словах: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

Интересно сопоставить творческие приемы Даргомыжского и Лермонтова. Если композитор часто исходил от слова и искал для него правдивого выражения в звуках, то поэт нередко шел к поэтическому образу от звукового, музыкального восприятия. Для Лермонтова Звуки то «принимают образ», то «видимую форму». В одном из своих писем поэт высказал даже такую интересную мысль: «право, следовало бы ставить ноты над словами».

А.С. Даргомыжский вел вперед вокальную романсовую и оперную музыку до высокой степени правды и совершенства выражения. Композитор родился 2 февраля 1813 года в Тульском имении своих родителей, где прожил до 5-летнего возраста. Физическое развитие Даргомыжского шло медленно, говорить он начал только на пятом году жизни и родители полагали, что он останется немым. В 1817 году семья переезжает в Санкт - Петербург где им упорно занимались педагоги. Его мать , Мария Борисовна Даргомыжская, была писательницей. Склонность к творчеству особенно сильно стало проявляться лет с 18-ти. В 1833 году он сблизился с Глинкой (разница в 9 лет). Мастер питал к молодому человеку искреннее уважение и пользовался его артистическими идеями. Работал с Глинкой для благотворительных концертов . Его знаменитая опера "Русалка" (его рукопись в единственном экземпляре сгорела при пожаре в Мариинском театре 1859 году). Если бы не певица Семенова, которая похлопотала размножить партитуру для своего бенифиса, опера была бы потеряна для слушателей. Вскоре "Русалка" сделалась излюбленнейшей оперой петербургской публики. Здоровье опять вызывало опасения, у него был аневризм сердца. Он похоронен вместе с другом - М.И. Глинкой в Александро -Невской лавре в Петербурге.

Стихотворение "И скучно и грустно, и некому руку подать" написано за год до смерти Лермонтова. Автор в этом произведении как бы подводит итог своей жизни. Он рассуждает об одиночестве и смысле жизни, что и является темой стиха. Лирический герой предстает в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горе. Он ощущает как быстро течет время, что проходят лучшие годы и он не в силах противиться судьбе. Лирический герой ни в чем не видит счастья жизни. Человеку трудно смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

19 слайд

"Мне грустно, потому что я тебя люблю" ("Отчего") - своеобразный дневник, в котором поражает прежде всего бесконечное одиночество. Написанная в 1840 году лирическая миниатюра "Отчего" не имеет конкретного адресата, но есть предположение, что эти строки поэт посвятил своей последней музе Марии Щербатовой. Именно защищая честь этой женщины Лермонтов дрался на второй дуэли, за участие в которой был выслан на Кавказ. Ответные чувства тоже поражали самоотверженностью. Мария поехала к месту ссылки, чтобы встретиться с опальным поэтом. Это продуманный про себя монолог , тональность грусти, скользящая во всем произведении, сопряжена почти со всем творческим наследием поэта. Стихотворение "Отчего" выглядит ,как прощание. Трагизм этой любви в ее неразрешенности и в невозможности. Белинский писал об этом стихотворении: "Это вздох музыки, это мелодия грусти". Даргомыжский пытался воплотить в музыке философские темы поэта.

20 слайд

Среди советских композиторов старшего поколения раньше всех других пытался музыкально воплотить поэзию Лермонтова - Ипполитов-Иванов. Композитор специально побывал на Кавказе.

Михаил Михайлович Ипполитов -Иванов родился в Гатчине, близ Питера 7 ноября 1859 году. Первоначальное музыкальное образование получал в музыкальных классах для малолетних певчих в Исаакиевском соборе в Петербурге (1872-1875), затем в Санкт- Петербургской консерватории. С 1893 года по приглашению П.Чайковского, Ипполитов -Иванов- профессор Московской консерватории, а с 1906- 1922 года - директор. Он сочинял хоровую , церковную музыку.

« СОСНА». Немецкий поэт Гейне написал стихотворение о своей несчастной любви, он был влюблён в свою кузину Амалию и воплотил образы любящих людей в кедре и пальме. Многие переводчики не меняли смысла стихотворения Гейне. Творчество немецкого поэта созвучно и близко с творчеством Лермонтова. В 1841 году перед отъездом на Кавказ было написано стихотворение "Сосна". Лермонтов сделал перевод , который придал стихотворению абсолютно другую смысловую нагрузку. Из «любовного» стихотворение превратилось в философское. В немецком варианте кедр и пальма символизируют мужчину и женщину, а в русском- сосна и пальма- воплощение двух одиноких существ. В стихотворении "На севере диком" Лермонтов раскрывает тему одиночества. Сосна, которая стоит одна в холоде, под снегом. Ей холодно, но не физически, у неё замёрзла душа. Дереву не хватает общения, чьей-то поддержки, сочувствия. В небольшом стихотворении Лермонтов сумел поместить 2 мира, реальный мир и мир грёз. Сосна каждый день мечтает об общении с пальмой. Но пальма далеко от дикого севера, на жарком юге. Сосна не ищет веселья, её интересует весёлая пальма, которая составила бы ей компанию, если бы оказалась рядом. Сосна осознаёт, что где-то далеко стоит пальма в пустыне и ей так же плохо одной. Не интересует сосну благополучие окружающего мира. Ей не важен холод и пустыня, которые вокруг. Она живет мечтой о другом, таком же одиноком существе.

"На севере диком" - стихотворение создано великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841, незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это стихотворение об одиночестве, о боле, о страдании, о неразделённой любви, о несбывшихся мечтах. Это стихотворение -тоска. Навеяно лирикой Гейне. Через 4 месяца после создания этого стихотворения в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.

До Лермонтова свой перевод этого стихотворения делал А.Фет. Но наибольшую известность получил перевод Лермонтова. К 50-летию смерти Лермонтова (1891) Шишкин И.И. создал иллюстрацию к этому стихотворению - картину "На севере диком".

21 слайд

Поэзию Лермонтова очень любил и ценил П.И.Чайковский. Замечательный русский композитор, профессор Московской консерватории. Пел в училище Правоведения, дирижировал хором и оркестром, был членом наблюдательного совета Синодального училища. Работал в разных музыкальных жанрах.

Жизнь Лермонтова была короткой и яркой, как вспышка молнии не дожил до 27 лет. Годы его жизни были наполнены взлетами и разочарованиями. Чувство мучительного одиночества нашло воплощение в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихотворении "Утес" маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана...

Но любознательной тучке хочется чего-то нового, неизвестного, она не могла спокойно усидеть на одном месте и поэтому:

Утром в путь она умчалась рано

По лазури весело играя.

Была нарушена прежняя гармония, утес не может забыть того замечательного времени общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование. Утес в огромном море чувствует себя словно в пустыне. Так Лермонтов воплощает чувства заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Лермонтов, словно тучка, жаждет борьбы и страстного порыва к свободе (" умчалась рано").

Утес- старость , одиночество .

Тучка- молодость, беззаботность.

"Утес" («Ночевала тучка золотая»). В 1967 году была опубликована автобиографическая повесть советского писателя Анатолия Приставкина с названием "Ночевала тучка золотая", к стихотворению Лермонтова отношения не имеет - использовано только название. В 1989 году создана экранизация этого романа.

Хор "Ночевала тучка" написан в жанре хоровой миниатюры. Динамика в хоре очень незначительная. Написана для хора ,так как только с помощью такой хоровой массы можно создать этот философский смысл, замкнутый образ. Тесситура удобная.

22 слайд

С.В.Рахманинов. " Утес " Фантазия для оркестра

В 1893 году С.В.Рахманинов написал фантазию для симфонического оркестра. Эпиграфом к фантазии Рахманинова послужили начальные строки стихотворения Лермонтова " Утес " :

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

" Утес " - очень ранее произведение Рахманинова. Это определяет и недостатки его, и достоинства. Симфоническая фантазия 20-летнего юноши, только что покинувшего консерваторские стены, еще лишена творческой самостоятельности. Она носит явную печать влияния кучкистов, в особенности, Римского-Корсакова. Местами (в финале) темы рахманиновского "Утеса" напоминают темы симфонических поэм Чайковского ("Франческа да Римини").

И все же, эта юношеская фантазия вызывает симпатии. Ее свежесть, увлекательная непосредственность, большая внутренняя теплота и поэтичность замысла подкупают слушателя.

С.В. Рахманинов - ученик П.И. Чайковского, родился 20 марта 1873 года в дворянской семье имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которым не раз обращался в своем творчестве . В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые любил всю свою жизнь. Посещая с бабушкой новгородские монастыри, он слушал православные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы. Рахманинов рос в музыкальной семье. Его дед ,Аркадий Александрович, учился у Дж. Фильда, был пианистом- любителем и композитором. С 4 лет играл в 4 руки со своим знаменитым дедом. А. Зилоти (его двоюродный брат) увозит Сергея в Москву в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева , а дальше среди преподавателей у Рахманинова -Танеев, Аренский, Чайковский. Вместе с ним учился на курсе А.Н.Скрябин. Рахманинов получил большую золотую медаль, а Скрябин - малую золотую. На выпускном экзамене московской консерватории Рахманинов представляет одноактную оперу "Алеко" (по поэме Пушкина"Цыганы"). Написал всего за 17 дней!

23 слайд

"Выхожу один я на дорогу" Лермонтов практически не знал семейного счастья, ведь бабушка была уверена, что юноше просто необходимо стать военным. Скитаясь по казармам, юноша часто испытывал чувства одиночества , может быть поэтому тема одиночества становится ведущим в его творчестве. Стихотворение написано в 1841 году за несколько дней до дуэли и смерти. Здесь соединены основные темы всей лермонтовской лирики (одиночества, смысла жизни) . Поэт подводит итог всему своему творчеству. Он (герой) выходит в распахнутый мир .

Перед ним - устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним- открытое небо. Полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние поэта. Ему больно и трудно, он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое ,ни будущее не радует его. Это философски сложное произведение. Многие образы о нем были навеяны стихотворением Гейне "Смерть - это ночь, прохладный сон". Из его "Книги песен".Но Лермонтов тему сна трактует по- другому. Его сон не смерть, а жизнь. И все же стихотворение Лермонтова совершенно минорное, и хотя, внешне уходит от смерти, все пронизано ее предчувствием . Если в ранней лирике свобода была равнозначна бунту, борьбе и противоположна покою ("Парус"), то теперь герой ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует бунта, протеста, а подразумевает полноту жизни , гармонию с природой.

Петр Петрович Булахов (1822 - 1885 ) он имел щедрый мелодический талант. Является ярким представителем русского бытового романса второй половины 19 века. Его романсы исполняют с огромным удовольствием певцы различной вокальной школы и различной подготовки. Булахов "В чудовищных условиях рос в действительности, среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни... Нужна была музыка непосредственно искреннего чувство".
20 ноября 1885 года в селе Кусково графа Шереметева , близ Москвы скончался автор многих романсов и бывший учитель пения. вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегии "Гори, гори моя звезда", " Не пробуждай воспоминаний ", "Тройка"," И нет в мире очей", "Выхожу один я на дорогу". Булахов был композитором и учителем вокала, принадлежал к славной артистической династии, которую составляли отец Петр Александрович и его сыновья, названные , возможно, в честь святых апостолов - Петра и Павла. Отец и его младший сын Павел были известными оперными певцами. Сын выступал в Петербургской опере. Отец был одним из лучших певцов России на момент 1820-ого года. Итальянцы заслушивались им. Петр Петрович родился в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Семейная жизнь первого сына была сложная. Разбитый параличом , прикованный к креслу, молчаливый, ушедший в себя.
Итак, больной, В 1870 году его постигает еще один удар- пожар уничтожил все нажитое имущество, не пощадив рукописи. Из Кускова Булахова хоронила московская консерватория( Н.Г.Рубинштейн).

24 слайд "Тамара" - симфоническая поэма Милия Алексеевича Балакирева по одноименному стихотворению Лермонтова. В основе лежит грузинская легенда: "Когда ещё в Грузии царила великая царица Тамара, у неё была распутная сестра Дарья. Наконец, боясь срама, заперла её Тамара в Дарьяльскую башню. Кто бы ни приходил по ущелью, все тут стали зазываться неугодницей в крепость, а потом этих несчастных убивали, и поныне их души носятся вереницей по ущелью Дарьяла, а когда воет ветер в Девдоракском ущелье, - это стонут и плачут о своих грехах замученные бедняки Кавказа." На самом деле в Грузии не было царевны Дарьи. По-видимому, это имя возникло в легенде от названия ущелья Дарьял. Возможно, что народная молва, сначала назвав героиню легенды именем Дарья, потом заменила на Тамару, про которую существует множество народных сказаний.

Лермонтов, отправленный на Кавказ, наверняка, слышал эту легенду и написал на её основе поэтическую балладу - о царице Тамаре - 1841г. Стихотворение "Тамара" было сочинено незадолго до трагической смерти выдающегося поэта, а впервые опубликовано уже после смерти в 1843г.

В 1862-63гг. М. Балакирев побывал на Кавказе. Увиденная им природа проассоциировалась в его душе с кавказским поэтическим циклом Лермонтова. Очевидно, именно тогда возник замысел музыкального произведения. Работа по сочинению оказалась долгой. С 1866-1882гг. он работал над музыкальным произведением. Партитуру М .Балакирев посвятил Ф. Листу, который считался основоположником жанра симфонической поэмы.

"Тамара" прозвучала в марте 1882г. в Санкт-Петербурге, под управлением автора. Однако, русская публика не сразу оценила достоинства произведения. В 1912году на эту музыку балетмейстер Михаил Фокин поставил балет "Тамара" для дягилевской труппы (для выступления в Париже.).

25 слайд Спасибо за внимание!























































© 2010-2022