Научный журнал «Магистрант», 2013 № 3-4. – Краснодар. С. 17-21

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Берёзкина Елена Николаевна,

Воронежский государственный педагогический университет,

доцент кафедры хорового дирижирования и вокала

Рыжак Наталья Анатольевна

Воронежский государственный педагогический университет,

магистрант кафедры хорового дирижирования и вокала.

Драматизация как необходимый компонент уроков музыки

у детей младшего школьного возраста

В методическом письме о преподавании учебного предмета «Музыка» заявлено, что изучение в школе музыки как вида искусства направлено на решение следующих образовательных задач:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся1.

Как видно из данного документа, драматизация музыкальных произведений, наряду с пением, слушанием и исполнительством, является одним из видов учебной деятельности, в которую должны включатся младшие школьники на уроках музыки. Это связано с тем, что музыкальное развитие ребёнка не может быть полноценным без развития его творческих способностей, которые должны развиваться в комплексе. И драматизация имеет в этом процессе первостепенное значение.

Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа. В педагогической практике такая игра, организованная на сюжет литературного произведения называется драматизацией или инсценировкой.

Ее главным признаком является, во-первых, то, что в отличие от ролевых игр она не отражает обобщенно действий изображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственное подражание, не непосредственное имитирование, а, наоборот, произвольное творческое построение, руководимое тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым главным признаком истинной игры-драматизации является не только то, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он берет на себя, но и то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли.

Отличие драматизации от других видов игровой деятельности определяется необходимостью предварительно уяснить ход событий, образы героев, их поведение, а также представить персонажи именно в таком виде, в каком они даны в произведении со всеми характеризующими их особенностями. Развитая игра-драматизация по своему характеру приближается к театральной деятельности и является своеобразной формой перехода к драматическому искусству.

Близость драматизации и сценического действия определяется наличием в первой тех же элементов, что и в игре актёра. Ещё К.С. Станиславский, который глубоко изучал творческое начало детских игр, находил сходство в состоянии актёра на сцене и ребёнка, исполняющего роль в той или иной игре. Такая аналогия возможно потому, что игра и в том, и в другом случае захватывает, прежде всего, область чувств и эмоций человека2

Драматизация широко применяется в практике дошкольного воспитания. Между тем не перестаёт быть актуальной проблема использования драматизации в школе, особенно в процессе обучения детей младших классов, что связано, в первую очередь, с психофизиологическими особенностями данного возраста. Следует отметить, что возрастные особенности, в свою очередь, вносят изменения в сам процесс драматизации.

Так, в работах В.Г. Ширяевой прослеживается своеобразная эволюция игры-драматизации - от детского сада до общеобразовательной школы и проводится её сравнительный анализ на разных возрастных ступенях. Различие игры-драматизации дошкольников и школьников педагог видит в целеполагании и в отношении к игре: «Младшие школьники более активно и критически, чем дошкольники, относятся к содержанию и развитию игрового действия. Их интересует цель игры, её результат, у них повышаются требования к организации и, следовательно, в большей степени, чем у дошкольников, могут иметь самостоятельные усилия»3. Сравнивая сюжеты ролевых игр школьников с описанными в литературе играми дошкольников можно сделать вывод, что круг сюжетов ролевых игр школьников значительно разнообразнее и выходит далеко за пределы отражения жизни, непосредственно окружающей ребёнка.

Опыты Е.С. Махлах доказывают, что содержание игры-драматизации школьника изменяется с возрастом от разыгрывания ситуаций, в которых проявляются положительные качества изображаемых людей, к отражению через игру собственных качеств личности. При этом содержание игры, её внутренние правила определяют функции игры в психическом развитии ребёнка: драматизация способствует овладению новыми отношениями и формами поведения4.

Обоснованием использования драматизации в процессе обучения детей младшего школьного возраста является её огромное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе драматизации у школьников развиваются воображение и фантазия. Игра способствует и художественному воспитанию: красоте и грации движений, выразительности речи, творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образов. Особое значение имеют положительные эмоции, переживаемые ребёнком в игре и разнообразные чувства: чувство ответственности, настороженность, гордость, радость созидания. При этом дети начинают испытывать эстетические переживания от качества создаваемых ими вещей, от удачного решения поставленных в игре задач, т.е. игра помогает яснее мыслить и глубже чувствовать.

По мнению Ф.Н Блехера, творческие игры могут быть организованы в школе только в их наиболее органичной форме - в форме драматизации по литературным текстам на разных учебных предметах. Драматизация проводится на уроках чтения, и во время внеклассных занятий. Элементы драматизации имеют место на уроках русского языка, арифметики, физкультуры5. Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся во время обязательных занятий и нередко принимают характер сценического выступления.

Эти общие положения обосновывают использование драматизации в преподавании искусства. По мнению Н.А. Терентьевой, через сюжетно-ролевую ситуацию происходит своеобразное вживание ребёнка в художественный мир произведения. Главной целью художественного развития детей в сфере творчества является стимулирование художественного воображения, понимаемого как способность находить чувственно воспринимаемый образ (живописный, пластический, звукоритмический), адекватно выражающий отношение автора и характер изображаемого персонажа6. По мнению Т.В. Надолинской, игра-драматизация может основываться не только на основе литературного, но и музыкального произведения: сюжет игры, поступки героев, их речь могут определяться и текстом и музыкой.

Все свойства музыкальности особенно активизируются при творческой деятельности, которая входит составной частью в занятия, включающие и музыкально-творческие игры, и драматизации.

Т.В. Надолинская выделят следующие основные функции драматизации в процессе обучения музыки в школе:

  • содействие эстетическому освоению действительности;

  • формирование ценностных ориентаций к искусству;

  • обогащение эмоциональной сферы учащихся;

  • активизация творческих процессов;

  • развитее художественно-творческих способностей;

  • создание особой «игровой атмосферы» урока или внеклассного мероприятия7.

Драматизация на основе музыкального произведения отличается от драматизации на основе литературного произведения. Главным отличием является обязательное воспроизведение музыкального образа. Музыка не просто сопровождает литературный текст, например в песнях, но создаёт определённый эмоциональный образ, уточняя, а, порой существенно дополняя и раскрывая все нюансы человеческих переживаний, заложенных в произведении.

Драматизироваться могут как инструментальные, так и вокально-хоровые произведения. Однако, учитывая возрастные особенности младших школьников, педагогу целесообразнее использовать для драматизации песенный репертуар. Песни содержат множество ярких контрастных образов, сюжетов, разнообразны по содержанию и тематике, на этой основе можно создавать художественный замысел и находить сценические средства его воплощения.

Рассматривая драматизацию как комплексную составную единицу деятельностного компонента обучения музыки, Т.В. Надолинская выделяет следующие обязательные этапы работы при драматизации произведений:

  1. Восприятие-слушание музыкального произведения, которое предстоит драматизировать (произведения, в которых есть наличие сюжета, роли и игровая воображаемая ситуация).

  2. Анализ содержания и музыкально-речевых элементов произведения:

  1. воссоздание обстановки действия (частичный пересказ сюжета после восприятия произведения);

  2. разбор состава действующих лиц для определения количества ролей и их исполнителей;

  3. словесное описание внешности персонажей;

  4. характеристика каждого персонажа и особенностей его музыкальной речи (анализ средств музыкальной выразительности);

  5. разработка мизансцен с целью инсценировки выбранного художественного произведения.

    1. Определение исполнительских задач, обусловленных идеей реализации композиторского замысла.

    2. Художественная интерпретация произведения и выбор средств выразительности музыкального и вербального языка для осуществления намеченных задач.

    3. Инсценировка музыкального произведения.

    4. Анализ качества исполнения с точки зрения воплощения художественной идеи произведения.

    5. Обобщение и подведение итогов работы и оценка результатов8.

Таким образом, драматизация на уроках музыки у детей младшего школьного возраста позволяет решать многие задачи обучающего и развивающего характера. А именно, использование драматизации способствует более глубокому пониманию музыкального материала, позволяет учителю объяснять особенности музыкального языка: мелодии, ритма, темпа, гармонии, формы и значение каждого из них в создании определённого музыкального образа; принципы музыкальной драматургии; принципы художественного воздействия средств музыкальной выразительности; раскрывать взаимосвязь музыки и текста.

В процессе драматизации у младших школьников вырабатываются умения и навыки, необходимые для поиска вариантов сценического воплощения музыкального образа, вокальной линии и инструментального сопровождения.

Список литературы:

  1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1964.

  2. Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника: Сб. статей / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

  3. Методическое письмо: О преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования www businesspravo.ru/DocumIsPrint

  4. Надолинская Т.В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в начальной школе / Т.В. Надолинская. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.

  5. О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных школах в 2006/2007 учебном году / Автор-составитель: методист по музыке ЯИРО Томчук С.А. // window.edu. ru/window

  6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1, 2 / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1951.

  7. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: Прометей, 1990.

  8. Ширяева В.Г. Игры-драматизации и театральные постановки учащихся первого и второго классов // Эстетическое воспитание в школе / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

1 Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1, 2 / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1951. - 666 с.

3Ширяева В.Г. Игры-драматизации и театральные постановки учащихся первого и второго классов // Эстетическое воспитание в школе / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 187.

4Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника: Сб. статей / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 257.

5Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1964. - С.79.

6Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: Прометей, 1990. - С 132.

7 Надолинская Т.В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в начальной школе / Т.В. Надолинская. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. -С. 105

8Надолинская Т.В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в начальной школе / Т.В. Надолинская. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. -С. 107


© 2010-2022