• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс)

Разработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс)

Разработку урока по музыке на тему " Тема материнства в произведениях искусства" можно использовать на уроках музыки в 3 классе в разделе "О России петь, что стремиться в храм" , а так же на уроках " Искусства " в разделе " Красота в искусстве и жизни ". Целью урока является : для более глубокого восприятия жизненных явлений, раскрыть перед учениками важность внутренней связи визуального и музыкального видов искусств. Раскрыть образ матери через живописный образ Мадонны и музыкальный образ " Аве...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная школа I-III ступеней №47




Разработка урока музыкального искусства в 5 классе.


Тема урока:



Разработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс)

Разработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс)













Учитель музыки

первой категори

ош № 47 г.Севастополя

Локота Елена Анатольевна




г. Севастополь 2013

Цель:

  • С целью более глубокого восприятия жизненных явлений

раскрыть перед учениками важность внутренней связи

визуального и музыкального видов искусства.

Задачи :

  • Раскрыть образ матери через живописный образ Мадонны и

музыкальный образ «Ave Maria».

  • Развивать образно-ассоциативное мышление учеников; умение самостоятельно высказывать свои суждения о музыке, делать выводы; вокально-хоровые навыки (цепное дыхание, кантиленное пение, двыхголосие).

  • Познакомить с живописью Рафаэля Санти, картиной

«Сикстинская Мадонна», образами матерей в разных

произведениях искусства; повторение нотной грамоты.

  • Активизировать мышление, воображение, слуховую

наблюдательность, эмоциональность восприятия музыки,

творческие способности учеников.

  • Развивать музыкальный кругозор.

  • Воспитывать эстетичный вкус через один из прекраснейших

образов искусства - образ Богоматери; воспитывать любовь и

уважение к родной матери, общечеловеческие ценности,

добрые чувства.

Тип урока: Урок изложения нового материала.

Наглядные пособия: репродукция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, учебники, портрет Ф.Шуберта, репродукция картины Леонардо да Винчи « Мона Лиза», репродукция картины неизвестного автора «Казанская Богоматерь».

Музыкальный материал: Видеофрагмент Ф.Шуберта «Ave Maria», видеофрагмент из к-ма «Мама» муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского, видеофрагмент «Аve Maria».

Оборудование: Муз.центр, диски, колокольчики, мультимедийное оборудование,фортепиано.

ХОД УРОКА

1. Вход в класс под мелодию «Ave Maria» Ф.Шуберта.

а) музыкальное приветствие

2. Объявление темы урока.

Учитель.

Ребята,посмотрим на картины, репродукциями которыми украшен наш класс… Вы, наверно, еще слышите ту музыку, под которую заходили в класс… Как вы думаете, кто является главным образом этих картин и музыки?

Ученики.

Мать с грудным ребенком… Святая Мария с Иисусом… Мадонна… Богоматерь…

Учитель.

Да. Вы все правы. Это образ матери, который мы можем встретить в произведениях изобразительного искусства под названием Мадонна, Богоматерь, Святая Мария. Наш урок сегодня будет посвящен этому образу, воспетому в искусстве. А композиторы и музыканты, обращаясь к Божьей Матери, величественно проговаривали «Ave Maria ».

Показывается тема урока. (слайд 1)

Сегодня попробуем стать творцами этого образа. И вы увидитесь, что образ наиболее дорогого в мире человека может создать каждый из вас. Не верите? Представьте себе, что вам нужно создать необыкновенный альбом, который будет наполнен образом Матери. Назвать его можно «Ave Maria». Он, наверное, кроме фотографий и рисунков родной мамочки, будет содержать что-то необыкновенное и самое главное - наши признательные слова и самые лучшие чувства.

Я, например, начала бы создание подобного альбома из фотографии моего детства.

Учитель показывает фото.

Вот я и моя мама. Это моя любимая фотография. Я думаю, что во многих из вас есть подобные. Такие фотографии могут занять первые страницы альбома «Ave Maria».

«Ave» латинское слово - радуйся. (слайд 2)

Учитель.

Откуда же появились эти слова «Ave Maria»? «Ave Maria» в переводе из латыни означает «Радуйся, Мария». Этими словами поздравлял Деву Марию архангел Гавриил, который был послан Богом в город Назарет известить Марию о рождении Иисуса Христа. Его приветствие, которое дословно звучало так: «Радуйся, Мария, Господь с Тобой. Благословенная Ты между женщинами и благословенный плод лона твоего - Иисус!», - с приходом христианства стало одним из самых важных разделов католической мессы, где оно, собственно, и звучит как «Ave Maria». В православной литургии обращения к Марии имеет такое содержание: «Богородица Дева, радуйся».

Вокально-хоровое упражнение № 1

Музыкальной страницей альбома будут святые слова «Ave Maria», но каждый из вас должен спеть так, как подсказывает ему сердце. Я вас лишь попрошу передать настроение в характере и тональности нашей молитвы. Послушайте тонику. Спойте.

Учитель играет тоническое трезвучие в мажоре и поет на одном звуке «Ave Maria». Ученики повторяют.

Учитель.

А теперь один из вас попробует спеть свою мелодию «Ave Maria», а мы все повторим ее.

Ученики импровизируют разные мелодии с повторением, а учитель дает разные настройки ( двигаясь вверх малыми секундами к Ми мажору).

Учитель.

Скажите, чья мелодия «Ave Maria» вам понравилась больше всего? Почему? Исполним ее еще раз.

Вокально-хоровое упражнение № 2

Учитель.

А теперь снова более простой вариант «Ave Maria». Споем его на тонике Ми:

Давайте украсим эту мелодию-упражнение вторым голосом, который будет петь выше на большую терцию ту же самую мелодию.

Класс делится на 2 партии и выполняет упражнение:

Учитель.

А теперь изменим музыкальную краску - споем эту же самую молодию в миноре.

Ученики вместе с учителем выполняют упражнение в миноре.

3. Звучат картины.

Учитель.

А «звучат» ли произведения изобразительного искусства? Безусловно, легче «услышать» картины, на которых изображены музыканты во время исполнения музыки. Вглядываясь в такие произведения, мы точно можем «оживить» ловкие движения исполнителей, которые создают прекрасную музыку. А дальше наша фантазия расцветает звучанием музыкального произведения.

Музыка, созданная воображением каждого из нас во время просмотра картины, скульптуры или архитектурного сооружения, поможет углубиться в изображенный сюжет, обогатить его в нашем восприятии. А определенные произведения музыкального искусства могут повести нас звуковой тропинкой от души художника к нашей душе.

Такое единение искусств обогащает наше познание окружающего мира, делает его удивительно гармоническим и целостным.

Современники называли Рафаэля Санти «божественным Санти». (слад 3) Знаменитый мастер, итальянский художник и архитектор эпохи Возрождения, Рафаэль прожил лишь тридцать семь лет. Однако его короткая жизнь, наполненная вдохновениями и творческими поисками, была счастливой. Образ Мадонны, женщины-матери, воплощенный художником в разных его произведениях, является объединением нежности, доброты с величием, которое перерастает в гимн материнству. На картине «Сикстинская мадонна», (слайд 4) совершенном шедевре Рафаэля, перед нами возникает прекрасная молодая женщина с ребенком - Богом на руках. Их окружают фигуры святых Сикста, Варвары и ангелочков. Мадонна идет по облакам навстречу своей судьбе. В глазах ее чрезвычайная доброта, нежность. Но и грусть, и тревога, потому что самой высокой ценой жизни - своего сына - она должна отдать ради счастья людей. Чувство материнской любви выражено на картине мастера пронзительно остро и гармонично, с огромной художественной силой.

Учитель.

А звучит ли «Ave Maria» вот на этих картинах?

Учитель обращается к репродукциям на доске.

Учитель.

А не видите ли вы здесь мелодии?

Ученики.

Возможно, это линии, которые очерчивают фигуры…

Учитель.

Ощутима ли в живописи музыкальная динамика?

Ученики.

Да, оттенки цветов создают ощущение динамики.

Учитель.

А гармоничны ли объединенные цвета в этих картинах?

Ученики.

Да, гармонично.

Учитель.

А разве не ощущается в гармонии цветов гармония

музыкальных звуков. Какую же музыку играют все линии, цвета и оттенки, о чем поет гармония их объединяя?

Ученики.

Гимн матери, Марии.

Учитель.

А может это - мелодия материнского сердца? Кто помог нам ее создать? Кто автор этих музыкально-живописных полотен? (слайд 5)

Ученики.

РРазработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс)афаэль Санти - автор Сикстинской мадонны, Леонардо да Винчи - автор «Моны Лизы» (слайд 6), автор Казанской Богоматери остался неизвестным. (слайд 7)

Разработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс)



Учитель.

Этот образ пришелся по душе художникам многих эпох. Каждый из них искал для себя свой идеал - идеал жены-матери.

Разработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс)И, вглядываясь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», попробуем представить чувство, которые охватывали ее автора во время создания образа Богоматери, а также представить музыку, которая могла бы так же вдохновенно воссоздать этот образ. Какой возникает в нашем воображении эта музыка? Может ли она быть яркой, бодрой, танцевальной, или решительным маршем?

5. Слушание музыки

(Портрет Ф.Шуберта) (слайд 8)

Франц Шуберт - выдающийся австрийский композитор, современник Людвига Ван Бетховена. За 31 год своей жизни он очень много испытал . Основные черты характера композитора - жизнерадостность, доброта и скромность воссоздались в его музыке простыми, светлыми чувствами. Среди его произведений - свыше 600 песен.

Песня «Ave Maria», преисполненная большой внутренней силы, также является восхвалением материнской доброты и любви. Обратим внимание на нежное и вместе с тем взволнованное-торжественное звучание мелодии. (Слушаем музыку).

Учитель.

Почему эта музыка так подходит к страницам нашего альбома?

Какими средствами музыкальной выразительности отображен образ Марии?

Какая роль сопровождения в этом произведении?

Может ли он быть другим, например, сложным, аккордовым?

Учитель.

Напоминает ли вам эта мелодия маму? Чем именно?

Ученики.

Напевностью… Светлым и печальным характером - словно мамины глаза. Нежной мелодией, похожей на мамину колыбельную.

Учитель.

Посмотрите, как хорошо мы вписали в альбом музыку Ф.Шуберта.

Учитель.

Смогли бы вы подобрать слово-символ к этой музыке, которое бы олицетворяло образ нашей мамы и вообще образ молитвы? Я скажу так: «Ave Maria» - Милосердие.

Ученики.

«Ave Maria» - любовь, вечность, жизнь…

Учитель.

У каждого свое слово-символ, но все они правильные, ведь и музыка и слово «Ave Maria» говорили нам о маме! Поэтому каждый в свой альбом впишет то слово, которое ему более всего пришлось по душе.

Теперь в альбоме есть фотографии, музыка и слово, наполненные нашими наилучшими чувствами.

Учитель.

АРазработка урока по музыке на тему Тема материнства в произведениях искусства (3 класс) давайте попробуем позовем маму песней и колокольчиками, пусть каждый из вас вспомнит свою мамочку.

Ученики открывают учебники «Музыкальное искусство» О.В.Лобова, песня «Мама».

Раздаю колокольчики.

Учитель.

Сейчас мы попробуем осуществить сказочную мечту многих детей в мире - позвать маму песней, колокольчиками. Можете мне помочь…

Учитель исполняет песню «Мама» музыка Юрия Чичкова на слова Михаила Пляцковського. Ученики поют и импровизируют сопровождение колокольчиками.

Вывод урока :

Учитель.

О чем бы не сочиняли люди сказки - литературные, поэтические, музыкальные, живописные - но наилучшим образом в них остается образ Матери, Мадонны, Марии! Этому образу мы сегодня посвятили целый альбом. Давайте взглянем, что из этого вышло. Но в нем еще столько пустых страниц, поэтому дома я предлагаю вам дополнить его картинами других художников, музыкальными мотивами «Ave Maria» разных композиторов. Я думаю, что этот альбом вы сможете подарить своим мамам, ведь во второе воскресенье мая - будет отмечаться всемирный День Матери. А вот эти слова подойдут для последней страницы альбома. Давайте все вместе прочитаем их. (слайд 9)

Ученики вместе с учителем читают эпиграф, записанный на доске: Мадонна - Мама, я тебе

Кланяюсь с любовью до земли,

Твою улыбку и имя

В сердце сохраню на всю жизнь!

СПАСИБО ВСЕМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО НА УРОКЕ!

Выход из классе под мелодию «Ave Maria» Ф.Шуберта.





Литература:


  1. Барская Н.А.Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.»Просвещение» 1993г.

  2. Лисовой Н.Н.Русская иконопись от истоков до начала XVI века.М.,Искусство,2000г.

  3. Лисовой Н.Н.Чудотворные иконы.М. «ОЛМА - Пресс», 2002г.

  4. Интернет ресурсы: rustrana.ru.





© 2010-2022