Урок музыки на тему: СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ И КРАСОТЫ 6 КЛ

УРОК ДЛЯ ШЕСТОГО КЛАССА. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. РАЗМЫШЛЕНИЕ О КРАСРТЕ И НРАВСТВЕННОСТИ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НОВЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ОБСУДИТЬ И СДЕЛАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. ВЫСЛУШАТЬ СРАВНЕНИЯ, ОПИСАНИЯ, МНЕНИЯ ДЕТЕЙ. ЧТО ВЫРАЖАЕТ МУЗЫКА? ЧТО УСЛЫШАЛИ? С ЧЕМ МОГУТ СРАВНИТЬ?                                   Записать тему и композитора, его произведение.   - что же произошло со Снегурочкой в конце сказки?   Вот как описывается данная сцена в опере Римского – ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок музыки на тему : СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ И КРАСОТЫ 6 КЛ.Урок музыки на тему : СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ И КРАСОТЫ 6 КЛ.



МОБУ СОШ№3 БЕЛОРЕЦК

Тема:



Подготовила и провела

учитель музыки

АЛЕКСАНДРОВА Е.А.

Тема: Сила нравственной красоты человека в музыке

Цель: показать, что сила музыки Н.А.Римского - Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора

Задачи: 1. Познакомить с биографическими сведениями из жизни композитора, не знакомыми обучающимся; дать представление о произведении Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка»;

2. Способствовать развитию музыкального слуха, памяти, мышления, воображения, интереса к урокам музыки;

3. Воспитывать нравственные качества, красоту окружающего мира, красоту песен и человеческих чувств, любовь к природе и музыке.

Музыкальный материал, оборудование:

  1. Магнитофон

  2. Проигрыватель

  3. Папка «Кое-что о музыке». Знакомство с симфоническим оркестром (группа медные духовые инструменты)

  4. Пластинка № 14 в 6 классе о симфоническом оркестре

  5. Аудиокассеты с песней «Крейсер «Аврора» (союзмультфильму - 60 лет),

5 класс - №1- Сцена таяния Снегурочки - сторона В.

  1. Портреты композиторов на разминку.

Структура урока:



  1. Организационный момент

  2. Музыкальная разминка

  3. Введение в тему урока

  4. Работа по теме урока

  5. Знакомство с симфоническим оркестром

  6. Разучивание песни

  7. Итог урока













Ход урока:

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие учителя и обучающихся. Рапорт дежурного по классу (готовность класса к уроку, отсутствующие)

2. Музыкальная разминка

1) Назовите композитора по портрету, скажите, что вам о нём известно (фамилия композитора должна быть прикрыта)

- Людвиг ван Бетховен,

- Иоганн Себастьян Бах,

- Пётр Ильич Чайковский,

- Михаил Иванович Глинка.

2) Решите кроссворд

Впишите по горизонтали названия музыкальных произведений. Воспользуйтесь подсказкой - имена композиторов.

(Задание выполнено на доске)

В

О

К

А

Л

И

З

С

А

Д

К

О

Щ

Е

Л

К

У

Н

Ч

И

К

П

Е

Т

Р

У

Ш

К

А

Ж

А

В

О

Р

О

Н

О

К

  1. С.В.Рахманинов

  2. Н.А. Римский - Корсаков

  3. П.И.Чайковский

  4. И.Ф.Стравинский

  5. М.И.Глинка

3. Введение в тему урока:

1) - Посмотрите внимательно на кроссворд и фамилии и ответьте, какого композитора называют сказочником и за что ему дали такое прозвище?

(Н.А.Римский - Корсаков)

- Что вы помните о творчестве этого композитора?

- Какие сказочные оперы мы с вами слушали? (Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, сказка о царе Салтане (полёт шмеля), Садко)

2) Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством этого композитора подробнее и обратимся к известной его опере «Снегурочка». Попытаемся дать ответ на главный вопрос: в чём красота, сила и правда оперы?

4. Работа по теме урока

1) знакомство с биографией композитора. Рассказ учителя.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал не чувствовал её, никто так не умел изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.

«В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». На борту его находился девятнадцатилетний Н.А. Римский - Корсаков», - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И.Глинки - М.А.Балакиревым и вошёл в кружок под названием «Могучая кучка». Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А.Римский - Корсаков начал работать над Первой симфонией. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.

Вслед за Первой симфонией он пишет одну за одной оперы, в том числе в 1880 году весеннюю сказку «Снегурочка».

Сам автор оперы вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью, как «Снегурочка».

Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

2) краткая характеристика оперы

Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передаёт старинные обычаи и обряды, картины народного быта. Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, мороз и другие - наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с её шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В песнях слышен отголосок русских народных песен.

3) беседа с обучающимися:

- знакома ли вам русская народная сказка «Снегурочка»?

-какими качествами обладала данная героиня? (доброта, отзывчивость, порядочность, забота, справедливость)

-все эти качества объединяются в одно понятие - нравственность. (Нравственность - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу).

4) запись темы урока в тетрадь - знакома ли вам русская народная сказка «Снегурочка»?

-какими качествами обладала данная героиня? (доброта, отзывчивость, порядочность, забота, справедливость)

-все эти качества объединяются в одно понятие - нравственность. (Нравственность - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу).

Записать тему и композитора, его произведение.

- что же произошло со Снегурочкой в конце сказки?

Вот как описывается данная сцена в опере Римского - Корсакова «… с приходом весны в царстве берендеев царят радость и веселие. Только Снегурочке чего-то не хватает, что-то её мучает, не даёт быть счастливой. Ей грустно, она идёт к матери Весне, просит сердечной теплоты, человеческих чувств. Мать Весна надевает ей венок, и перед снегурочкой открывается чудесный, не известный ей до этого мир. Она, холодное дитя природы, вдруг счастлива. Она полюбила Мизгиря.

Царь Берендей благословляет молодые брачные пары, среди которых снегурочка и Мизгирь. Всходит Ярило - солнце. Его луч падает на Снегурочку. Она начинает таять. Но, даже чувствуя близкую смерть, Снегурочка благодарит Мать за дар любви… »

Сцена расставания Снегурочки - один из трогательнейших эпизодов в мировой оперной литературе.

Сейчас вы её услышите. Обратите внимание на то, как звучит голос Снегурочки в сцене таяния. Как звучит оркестр?

5) слушание «Сцена таяния Снегурочки» (на кассете)

Напомнить правила слушания.

6) беседа после прослушивания

-как звучит голос Снегурочки?

-какие чувства Снегурочки выражены в её прощании с жизнью?

-в чём сила нравственной красоты её?

-чему учит нас опера?

ВЫВОД: опера «Снегурочка» учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.

5. Знакомство с симфоническим оркестром, продолжение

1) Беседа

-Какие группы музыкальных инструментов вы знаете?

- Какие инструменты входят в каждую группу?

2) Знакомство с новой группой - Медные духовые

1. Слушание на пластинке об этой группе и инструментах, входящих в эту группу.

2. Запись в тетрадь о валторне.



  1. Разучивание песни Крейсер «Аврора»

  1. Прослушивание и исполнение первого куплета

  2. Слушание второго куплета

  3. Запись в тетрадь и исполнение

7. Итог урока. Выставление оценок.

- в чём сила музыки Н. А. Римского - Корсакова? (в единстве жизненной красоты и мастерства композитора)

- в чём красота, сила и правда оперы?

8. Домашнее задание.

Нарисовать героев оперы «Снегурочка».

Всем спасибо за урок. Можете быть свободны.









© 2010-2022