- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки на тему: СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ И КРАСОТЫ 6 КЛ
Урок музыки на тему: СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ И КРАСОТЫ 6 КЛ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрова Е.А. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОБУ СОШ№3 БЕЛОРЕЦК
Тема:
Подготовила и провела
учитель музыки
АЛЕКСАНДРОВА Е.А.
Тема: Сила нравственной красоты человека в музыке
Цель: показать, что сила музыки Н.А.Римского - Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора
Задачи: 1. Познакомить с биографическими сведениями из жизни композитора, не знакомыми обучающимся; дать представление о произведении Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка»;
2. Способствовать развитию музыкального слуха, памяти, мышления, воображения, интереса к урокам музыки;
3. Воспитывать нравственные качества, красоту окружающего мира, красоту песен и человеческих чувств, любовь к природе и музыке.
Музыкальный материал, оборудование:
-
Магнитофон
-
Проигрыватель
-
Папка «Кое-что о музыке». Знакомство с симфоническим оркестром (группа медные духовые инструменты)
-
Пластинка № 14 в 6 классе о симфоническом оркестре
-
Аудиокассеты с песней «Крейсер «Аврора» (союзмультфильму - 60 лет),
5 класс - №1- Сцена таяния Снегурочки - сторона В.
-
Портреты композиторов на разминку.
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Музыкальная разминка
-
Введение в тему урока
-
Работа по теме урока
-
Знакомство с симфоническим оркестром
-
Разучивание песни
-
Итог урока
Ход урока:
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие учителя и обучающихся. Рапорт дежурного по классу (готовность класса к уроку, отсутствующие)
2. Музыкальная разминка
1) Назовите композитора по портрету, скажите, что вам о нём известно (фамилия композитора должна быть прикрыта)
- Людвиг ван Бетховен,
- Иоганн Себастьян Бах,
- Пётр Ильич Чайковский,
- Михаил Иванович Глинка.
2) Решите кроссворд
Впишите по горизонтали названия музыкальных произведений. Воспользуйтесь подсказкой - имена композиторов.
(Задание выполнено на доске)
В
О
К
А
Л
И
З
С
А
Д
К
О
Щ
Е
Л
К
У
Н
Ч
И
К
П
Е
Т
Р
У
Ш
К
А
Ж
А
В
О
Р
О
Н
О
К
-
С.В.Рахманинов
-
Н.А. Римский - Корсаков
-
П.И.Чайковский
-
И.Ф.Стравинский
-
М.И.Глинка
3. Введение в тему урока:
1) - Посмотрите внимательно на кроссворд и фамилии и ответьте, какого композитора называют сказочником и за что ему дали такое прозвище?
(Н.А.Римский - Корсаков)
- Что вы помните о творчестве этого композитора?
- Какие сказочные оперы мы с вами слушали? (Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, сказка о царе Салтане (полёт шмеля), Садко)
2) Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством этого композитора подробнее и обратимся к известной его опере «Снегурочка». Попытаемся дать ответ на главный вопрос: в чём красота, сила и правда оперы?
4. Работа по теме урока
1) знакомство с биографией композитора. Рассказ учителя.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал не чувствовал её, никто так не умел изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.
«В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». На борту его находился девятнадцатилетний Н.А. Римский - Корсаков», - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И.Глинки - М.А.Балакиревым и вошёл в кружок под названием «Могучая кучка». Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А.Римский - Корсаков начал работать над Первой симфонией. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.
Вслед за Первой симфонией он пишет одну за одной оперы, в том числе в 1880 году весеннюю сказку «Снегурочка».
Сам автор оперы вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью, как «Снегурочка».
Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.
2) краткая характеристика оперы
Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передаёт старинные обычаи и обряды, картины народного быта. Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, мороз и другие - наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с её шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В песнях слышен отголосок русских народных песен.
3) беседа с обучающимися:
- знакома ли вам русская народная сказка «Снегурочка»?
-какими качествами обладала данная героиня? (доброта, отзывчивость, порядочность, забота, справедливость)
-все эти качества объединяются в одно понятие - нравственность. (Нравственность - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу).
4) запись темы урока в тетрадь - знакома ли вам русская народная сказка «Снегурочка»?
-какими качествами обладала данная героиня? (доброта, отзывчивость, порядочность, забота, справедливость)
-все эти качества объединяются в одно понятие - нравственность. (Нравственность - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу).
Записать тему и композитора, его произведение.
- что же произошло со Снегурочкой в конце сказки?
Вот как описывается данная сцена в опере Римского - Корсакова «… с приходом весны в царстве берендеев царят радость и веселие. Только Снегурочке чего-то не хватает, что-то её мучает, не даёт быть счастливой. Ей грустно, она идёт к матери Весне, просит сердечной теплоты, человеческих чувств. Мать Весна надевает ей венок, и перед снегурочкой открывается чудесный, не известный ей до этого мир. Она, холодное дитя природы, вдруг счастлива. Она полюбила Мизгиря.
Царь Берендей благословляет молодые брачные пары, среди которых снегурочка и Мизгирь. Всходит Ярило - солнце. Его луч падает на Снегурочку. Она начинает таять. Но, даже чувствуя близкую смерть, Снегурочка благодарит Мать за дар любви… »
Сцена расставания Снегурочки - один из трогательнейших эпизодов в мировой оперной литературе.
Сейчас вы её услышите. Обратите внимание на то, как звучит голос Снегурочки в сцене таяния. Как звучит оркестр?
5) слушание «Сцена таяния Снегурочки» (на кассете)
Напомнить правила слушания.
6) беседа после прослушивания
-как звучит голос Снегурочки?
-какие чувства Снегурочки выражены в её прощании с жизнью?
-в чём сила нравственной красоты её?
-чему учит нас опера?
ВЫВОД: опера «Снегурочка» учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.
5. Знакомство с симфоническим оркестром, продолжение
1) Беседа
-Какие группы музыкальных инструментов вы знаете?
- Какие инструменты входят в каждую группу?
2) Знакомство с новой группой - Медные духовые
1. Слушание на пластинке об этой группе и инструментах, входящих в эту группу.
2. Запись в тетрадь о валторне.
-
Разучивание песни Крейсер «Аврора»
-
Прослушивание и исполнение первого куплета
-
Слушание второго куплета
-
Запись в тетрадь и исполнение
7. Итог урока. Выставление оценок.
- в чём сила музыки Н. А. Римского - Корсакова? (в единстве жизненной красоты и мастерства композитора)
- в чём красота, сила и правда оперы?
8. Домашнее задание.
Нарисовать героев оперы «Снегурочка».
Всем спасибо за урок. Можете быть свободны.