- Преподавателю
- Музыка
- Конспект
Конспект
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Авилова Т.Н. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ по образовательной деятельности
«Художественно-эстетическое развитие».
ТЕМА: «Зимняя ночь» (граттаж) Подготовительная к школе группа.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»:
Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - граттаж.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использование таких средств выразительности, как линия, штрих. Развивать воображение, фантазию, чувство ритма.
Оборудование:
Демонстрационный материал: образцы рисунков с предыдущих занятий, выполненные в разных техниках; фонограмма (П.И. Чайковский «Времена года. Зима. Январь).
Раздаточный материал: лист белого картона, свеча, чёрная гуашь, широкая кисть для тонирования, стека (по количеству детей).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь :
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой ...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята, понравилось вам стихотворение о зимнем лесе? А вы знаете какие-нибудь стихи о зиме?
Дети читают стихи.
- Молодцы, много красивых стихов знаете. Многие поэты посвятили свои произведения зиме, и многие писатели описывают волшебство зимы в своих рассказах. Великие художники отражали всю красоту зимней природы в своих картинах. Сегодня мы с вами тоже нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж.
«Зима, зима! Мороз трещит:
Луна в кольце на небе синем;
Искрится снег; белеет иней
На чёрных деревцах блестит…
- Ребята, как вы думаете, о какой части суток идет речь в стихотворении? (о ночи)
- Как вы узнали?
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования чёрно-белый граттаж.
- Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом по картону, предварительно покрытого слоем воска и гуашью. Другое название техники - воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.
- По белой стороне картона натираем восковую свечку, так, чтобы не осталась проблесков бумаги, затем аккуратно, покрываем чёрной гуашевой краской, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла.
После того, как дети справятся с работой, предложить ребятам отправиться на прогулку в зимний лес.
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
С неба падают снежинки, (дети поднимают
Как на сказочной картинке. руки над головой
Будем их ловить руками и делают движения,
И покажем дома маме. словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы, (потягивание - руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте,
Поднимаем выше ноги. высоко поднимая колени)
А вот зайка проскакал, (прыжки)
От лисы он убежал!
Это серый волк рыщет, (имитировать «волчью» походку)
Он себе добычу ищет!
Ну а мы идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)
Ух, хорошо повеселились! А теперь мы с вами начнём рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками.
- Как называются эти палочки? (стека)
- Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить зимний лес.
- Когда мы будем рисовать стекой, какие приемы мы используем? (штрих, линия, точка, пятно).
- Верно, эти приемы нам сегодня и помогут. Посмотрите, если я буду давить на палочку, какая линия получиться? (яркая, толстая).
- А если слабо? (тонкая линия).
- Продумайте содержание и композицию будущего пейзажа, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того, чтобы некоторые объекты (сугробы, снеговик, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.
Дети выполняют работу под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь, а педагог помогает затрудняющимся детям.
По окончанию рисования выкладываются все работы на стол.
Предложить детям рассказать, что нового они узнали, что получилось красиво.
Подводя итог, поблагодарить детей за работу и предложить сделать в группе выставку работ.