Методические рекомендации Проблемы постановки исполнительского дыхания

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации Проблемы постановки исполнительского дыханияКСКОУ ОО «Кромская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»











Выступление на методическом объединении

«Методические рекомендации «Проблемы постановки исполнительского дыхания при игре на блокфлейте»»











Подготовила:

учитель музыки и пения

Манза Л.Ю.







2015 год

На начальном этапе обучения игре на духовых инструментах, в данном случае блокфлейте, первостепенной задачей является правильная постановка дыхания, исполнительского аппарата, техника языка и пальцев, а также овладение различными штрихами. Желаемый результат может быть достигнут только при длительной, целенаправленной и систематической работе, с использованием специальных упражнений.

Этот период требует самого пристального внимания и контроля со стороны педагога, поэтому в данной работе попытаемся рассмотреть одну из названных задач - постановку исполнительского дыхания.

1. Типы исполнительского дыхания.

Испольнительское дыхание определяется по трем основным признакам: брюшное, грудное, грудобрюшное.

Умелое использование брюшного дыхания (для которого характерна очень большая подвижность брюшных стенок) способствует извлечению насыщенных обертонами и интонационно устойчивых ясных и чистых звуков, дает возможность создать звуку "опору". Это в свою очередь , облегчит ученику осовоение высокого и высшего регистра инструменнта.

Так называемая "опора" звука создается мышцами живота путем образования повышеного давления воздуха в легких и бронхах. В этом случае язык играет роль клапана, призванного регулировать выход необходимого воздуха в определенный промежуток времени. Главное, что после атаки звука не допустить снижения давления воздуха. Это распространенная ошибка у начинающих музыкантов. Она влечет за собой "плавающую" интонацию, неровный по динамике и тусклыйф по тембру звук, его слишком громкое начало и внезапное ослабление.

Основная схема дыхания такова: в начале живот (сначала его низ, а затем верх) выдается, нижние ребра значительно расширяются. При глубоком брюшном дыхании в последней фазе вдоха наблюдается незначительное расширение грудной клетки.

При брюшном дыхании большую нагрузку несет диафрагма , которая, принимает усилия живота, передает их на легкие. Поэтому учащемуся необходимо постараться, как можно раньше устранить скованность диафрагмы.

При применении исполнительского дыхания грудного типа необходимо учитывать, что оно используется только при исполнении музыкального текста, изложенного в среднем регистре в нюансе mf.

При грудном дыхании основную нагрузку в регулировании вдоха и выдоха несет диафрагма. Опора звука при грудном дыхании практически отсутствует. Поэтому им можно пользоваться в случае, если появилась необходимость сменить дыхание, а время для этого ограничено. Также стоит учитывать, что грудное дыхание пригодно только в том случае, если исполнитель уже приобрел устойчивые навыки применения брюшного дыхания.

И третья разновидность - грудобрюшное дыхание - характеризуется наиболее равномерной и полной загрузкой всех мышц, участвующих в работе дыхательного аппарата. Этот тип исполнительского дыхания объединяет два уже названных , и наиболее употребим в исполнительской практике.

Ученик, правильно овладевший исполнительским дыханием, в состоянии освоить весь диапазон музыкального инструмента, различные виды динамики и штрихов.

Особое внимание в первоначальной стадии обучения педагог должен уделять фазам дыхания. Излишне глубокий или неполный выдох сказывается на качестве звука, его тембре и чистоте (а также на здоровье исполнителя, т.к. развивает у него одышку или аритмию дыхания). Характерной ошибкой начинающих музыкантов является мелкий вдох. Это лишает их возможности применения брюшного типа исполнительского дыхания, что приводит к значительной потере в силе, красоте и тембре звука, кроме того, это мешает освоению диапазона инструмента. Поэтому вдох должен быть, по возможности полным, а выдох - в объеме, не превышающем допустимых естественных границ. Такой ритм дыхания обеспечит учащемуся необходимую опору звука.

2. Методика постановки исполнительского дыхания.

Сложность постановки исполнительского дыхания состоит в том, что весь процесс постановки скрыт от взора преподавателя. Контроль за прохождением этого процесса базируется на визуальных наблюдениях работы аппарата и субъективных ощущениях преподавателя. Поэтому на начальном этапе постановки исполнительского дыхания следует определить состояние физиологического дыхания, которое часто имеет отклонения от нормы: признаки одышки, чрезмерная глубина и частота, неравномерность, аритмия. В первую очередь необходимо привести в норму физиологическое дыхание.

Нормальное физиологическое дыхание отличается умеренной глубиной и частотой, плавностью вдоха и выдоха, равномерной загрузкой всех элементов дыхательного аппарата (фаза вдоха в нем несколько короче фазы выдоха).

О качестве постановки исполнительского дыхания можно судить по качеству звучания инструмента во всех его регистрах и нюансах. При этом преподавателю следует учитывать что понятия «нижний», «средний», «высокий», «высший» регистр весьма условны, так как один и тот же звук для одного исполнителя, например, может находиться в высшем регистре, а для другого в среднем. Так же понятие регистр имеет условное значение, характеризующее возможность инструмента. Поэтому преподавателю необходимо самому определять рабочий и учебный диапазон каждого учащегося, соответственно определяя для каждого необходимые упражнения и произведения.

Необходимым требованием для каждого учащегося является полное, насыщенное обертонами, чистое в интонационном отношении и ясное по тембру звучание инструмента во всех регистрах. Если это не наблюдается, то недостатки следует искать в постановке исполнительского дыхания.

При правильно постановленном исполнительском дыхании звук нижнем, среднем, высоком и высшем регистрах должен быть устойчивым по тембру, начинаться четкой и ясной атакой, а в процессе его ведения не должно быть никаких изменений в интонационном и динамическом отношениях. Диафрагма должна иметь возможность участвовать в регулировки подачи воздуха, гортань и полость рта - беспрепятственно пропускать воздушную струю, а язык - быть свободен в движениях, в целях применения различных видов атаки и штрихов.

Очень важную роль в деле постановки исполнительского дыхания играет его смена. От этого зависит ритмичность вдоха и выдоха, работоспособность исполнителя.

При распределении дыхания необходимо, в первую очередь, учитывая строение музыкальной фразы, и ни в коем случае не допускать ее разрыва сменой дыхания, т.к. это отрицательно повлияет на выразительность игры, логичность изложения тематического материала.

В прилагаемых к данной работе музыкальных примерах из «Школы игры» И.Арбана знаком обозначена схема дыхания, которой стоит придерживаться, разучивая и исполняя эти упражнения в медленном и умеренном темпах. При ускорении темпа преподавателю следует распределять дыхание, сообразуясь с принципом построения музыкальных фраз, мотивов, учитывая индивидуальные возможности учащегося.

Предлагаемые упражнения следует рассматривать в качестве образца в подборе ежедневных нотных примеров для каждого учащегося индивидуально.



© 2010-2022