• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему Просветительская направленность межпредметных связей (музыкальная литература-специальность)

Статья на тему Просветительская направленность межпредметных связей (музыкальная литература-специальность)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Просветительская направленность межпредметных связей (специальность - музыкальная литература) в работе с одаренными детьми.

А.А.Литвиненко, преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин,

высшая квалификационная категория

МБУ ДО «МШ№ 19», г.Анжеро-Судженск

Выполнение Федеральных Государственных требований в области дополнительного образования детей влечет за собой поиск новых форм работы и мотивации к обучению в музыкальной школе. Система дополнительного образования позволяет направить развитие детей в зависимости от их индивидуальных склонностей и интересов в русло, необходимое культурному обществу. В малых городах чувствуется нехватка живых впечатлений от общения с искусством. Многочисленные кружки и объединения на базе дворцов культуры и общеобразовательных школ в основном заняты организацией досуга. Это обусловило их ориентированность на эстетику массовой культуры.

Современный мир обрушивает на человека гигантский поток информации. Задача взрослых - научить ребёнка ориентироваться и критически оценивать с точки зрения нравственных и этических норм информационный продукт и использовать его во благо себе и обществу.

Традиционная система обучения в новых условиях требует пересмотра и значительного обновления. Необходимость модернизации учебного процесса в музыкальной школе в условиях малого города обусловило разработку темы общешкольного проекта «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс»

Его основополагающий вопрос: как повысить мотивацию детей и молодёжи к общению с образцами классической музыки в условиях малого города?

Перед коллективом Музыкальной школы № 19 возник целый

ряд задач, основными из которых являются следующие:

  1. разработать ряд разноуровневых учебных программ, нацеленных на воспитание духовно здоровой личности, учитывающих как основные положения концепции современного образования, так и запросы населения;

  2. способствовать популяризации классической музыки в молодёжной среде через проведение тематических концертов, творческих гостиных среди учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ, учащихся ПТУ и студентов АСФКемГУ.

В рамках реализации данного проекта были разработаны такие программы как «Детская филармония», «Программа работы профильного отряда дневного пребывания детей «Веселые нотки»». В течение пяти лет успешно реализуются проекты «Перед нами гении», «Музыкальное путешествие» и другие. С 2015 года запущен проект «Читаем классику», приуроченный к году литературы и юбилейным датам.

Предлагаем проследить роль просветительской направленности межпредметных связей в повышении мотивации к освоению музыкально-теоретических дисциплин в МШ на примере проекта «Музыкальное путешествие».

Прототипом подобной формы общения артистов и слушателей стали для нас дворянские кружки и салоны XIX века. Сложность в организации общения состоит в недостаточной готовности слушателей к живому общению с предметом искусства и его носителями.

Идея организации гостиной заключается в том, чтобы научить исполнителя самому формировать творческую среду и культурное поле, воспитывать единомышленников.

Подготовка и участие юного музыканта в концертах, творческих конкурсах и олимпиадах дает мощный толчок в его образовательном развитии. Накопленный опыт сценических выступлений и исполнительский репертуар ученика не должен быть утрачен и забыт после одного - двух выступлений на сцене. Собранные вместе, выстроенные в определенном смысловом порядке, произведения, выученные, подготовленные учеником, могут составить сольный концерт и задача «Музыкального путешествия» - сделать эту программу эмоционально и информативно доступной для слушательской аудитории.

В музыкальных школах есть учащиеся, очень активные и эрудированные, которым удается проявлять свои способности в разных видах музыкальной деятельности. Кто-то наиболее ярко проявляет себя как исполнитель-инструменталист, а кому-то ближе лекторские просветительские мероприятия, кому-то очень интересно участие в музыкальных олимпиадах и конкурсах. Это одаренные дети. Они лауреаты городских, областных, зональных и Всероссийских конкурсов и олимпиад.

Подготовка к конкурсам требует больших усилий, нередко отсутствия на уроках в связи с конкурсными поездками. Больше внимания уделяется специальности, нежели музыкально-теоретическим дисциплинам. Более того, просиживая много времени за инструментом, юный исполнитель гораздо меньше уделяет времени живому общению со сверстниками. А после конкурсов чувствуется усталость и большая утомляемость. Привыкая выражать мысли, чувства и эмоции через музыкальные интонации и посредством инструмента (фортепиано, певческий голос и т.п.), оказывается, что для многих является проблемой словесно выразить то же самое. Для одаренных детей возникает ряд коммуникативных проблем. Участие в музыкальной гостиной помогает решать и эту проблему.

В ходе подготовки, репетиций и выступлений возникает потребность в сборе, обработке и анализе большого количества информации, артистичном эмоциональном донесении её до зрителей и слушателей. Задействованность в организации и проведении творческих гостиных «Музыкальное путешествие» - эффективный способ активизировать внимание учащихся к урокам музыкальной литературы. У ребят энергичнее и ярче проявляется интерес к мировой и отечественной культуре и традициям. Они чувствуют нужность и увлекательность этого рода деятельности, требующей высокого уровня эрудиции.

Внеклассная форма подготовки «Музыкальных путешествий» обусловлена нехваткой урочного времени. Она осуществляется в рамках работы лекторской просветительской группы «Лира» и имеет ряд преимуществ: учитывает индивидуальные особенности учащихся, снимает напряжение и позволяет в менее официальной обстановке почувствовать атмосферу живого общения. Это влияет на тон речи, характер поведения, форму адресной подачи найденного и отобранного интересного материала. Преподаватели и сами ребята заметили, что коммуникативные способности у юных просветителей развиваются активнее, ведь ребята сами участвуют в создании атмосферы доверительного общения, сотворчества, сотрудничества, сопереживания.

В ходе работы ребята учатся пользоваться такими методами как:

  • обучение в сотрудничестве;

  • личностно-ориентированное обучение;

  • метод художественного контекста;

  • эмоциональная драматургия;

  • диалог со зрителем и др.

К учащимся приходит понимание того, что мало уметь качественно, эмоционально и стилистически точно сыграть весь тот богатый репертуар, что накоплен за годы учебы. Важно увлечь слушателя: в каких-то случаях нужно поговорить об особенностях эпохи, когда-то пояснить малопонятный термин, заинтересовать рассказом о каком-нибудь необычном эпизоде из жизни композитора или исполнителя.

Открытием для юных лекторов является и принцип отбора исполняемых произведений: соответствие общей идее - путешествие по эпохам, стилям, жанрам; соответствие программным требованиям; это должны быть обязательно полюбившиеся пьесы, сбалансированные по степени сложности и эмоциональной насыщенности. В этом, конечно, главный помощник - преподаватель по специальности.

Задача теоретика помочь выстроить довольно пестрый репертуар по принципу историзма, учесть линию эмоциональной драматургии. Как правило, в ходе работы ребята сами приходят к выводу, что нужно чередовать содержательно насыщенные жанры, такие как соната, токката, фуга, с инструментальными миниатюрами. А произведения эстрадного жанра приберечь к финалу или что-то оставить «на бис».

Таким образом, педагоги по специальности направляют ученика в русло репетиционно - концертной практики. А теоретик учит совмещать игру на инструменте или пение с краткими комментариями, а так же не бояться выражать своё отношение к музыке и композиторам.

Практика проведения «Музыкальных путешествий» закрепила парную работу на сцене: на плечи одного участника ложится ответственность за музыкально-иллюстративную часть - она требует постоянной репетиционной работы, другой же выступает на сцене в роли помощника, беря на себя большую часть текста и общения с гостями.

Задача педагога-теоретика научить «хозяев гостиной» создавать баланс между историческими, биографическими, справочными сведениями, грамотно вести подготовку слушательского восприятия. Ребята учатся азам актерской работы для эмоционального окрашивания информации и удержания внимания публики.

Детальная проработка словесного текста по типу проработки нотного материала, фразировка, расстановка цезур, верно найденное интонирование, акцентуация смысловых узлов, отработка всех этих элементов с мимикой, жестикуляцией и позами - всё это и ново, и в то же время знакомо. У ребят возникает догадка, что эти методы и способы достижения выразительности могут быть применимы и в других жизненных ситуациях. Пометки в тексте каждый делает для себя сам, придумывая символы или применяя знакомые знаки штрихов и музыкальной пунктуации. Подача текста обязательно отрабатывается в зеркало.

В обязательном порядке юные лекторы знакомятся с методикой Р.Гандапаса [3] - психолога с мировым именем, автора книг по лидерству и уникальной методики публичных выступлений, ведущего эксперта Федеральных каналов и деловых изданий. Внимательно на несколько раз просматриваются его видео-уроки «Учимся выступать публично» [2], проводим тренинги, применяем в жизни, практикуемся. Так же берут на вооружение способы общения с публикой выдающегося музыковеда и лектора Ираклия Андронникова. Мы внимательно смотрим и анализируем фильм «Первый раз на эстраде» [1].

Одним из эффективных и эффектных способов воздействия на публику является наглядность. Для этого создаются слайдовые презентации. Основная нагрузка по их подготовке ложится на второго, неиграющего ведущего гостиной. Иллюстрации могут не только содержать портреты композиторов, но и давать представление об аромате эпохи, акцентировать внимание на образе, настроении пьес, даже на внешнем виде нотного текста. Это тоже может вызвать удивление, восхищение. Ребята не только осваивают принцип работы в поисковых системах, но и художественно оформляют слайды, выбрав из множества вариантов наиболее выразительные. Для того чтобы акцентировать внимание зрителей на том или ином слайде, прибегаем к возможностям анимации. Работаем по принципу обучения в сотрудничестве: иногда сами от учеников узнаем об интересных и выразительных эффектах. Это позволяет показать в самом выгодном свете не только произведение, но и пианиста или вокалиста. Исполнитель не только говорит со зрителем, но и успевает сосредоточиться и подготовиться к исполнению произведения, пока внимание зрителя обращено на экран. Исполнитель усваивает, что, сыграв, мало «убрать руки с рояля» или, спев, опустить микрофон, он должен включить в качестве «коды» начало новой словесно выражаемой мысли и помнить хотя бы первую фразу, вместе с мимикой и направлением взгляда.

Активная фаза подготовки гостиной занимает 3 месяца:

-подготовительный этап - утверждение репертуара, определение цели и задач мероприятия, обсуждение сроков и этапов подготовки, распределение обязанностей - полмесяца;

- основной этап - сбор теоретического, иллюстративного материала и подготовка презентации - 1,5 месяца;

-заключительный этап - индивидуальные и совместные репетиции - 1 месяц.

В зависимости от возраста и уровня слушательской подготовки аудитории содержание материала и объёмы произведений варьируются.

Важную роль в создании атмосферы гостиной играет внешний вид помещения. Зал оформляется в стиле домашней гостиной: мы используем журнальный столик и кресла, свечи и цветы. Акцентируем внимание зрителей на достижениях участников гостиной: на обозрение гостей выставляются памятные награды, медали и призы, грамоты и дипломы заработанные ребятами в конкурсах и олимпиадах.

Техническое обеспечение:

  • Музыкальные инструменты;

  • ноутбук;

  • ЖК-телевизор.

Успешность мероприятия мы оцениваем по обратной связи с публикой, по степени её активности, непосредственности реакции, заинтересованности, адекватности восприятия материала. Гости мероприятия уносят с собой живые впечатления от музыки, от общения со сверстниками на качественно новом уровне, получают информацию, которую могут использовать на школьных уроках гуманитарного цикла.

Осуществление данного проекта становится новым этапом в развитии музыкально-творческих способностей одаренных детей. Появилась возможность продемонстрировать перед сверстниками способность не только играть на инструменте, но и интересно преподнести произведения, показать свою эрудицию и умение заинтересовать слушателей. Это повышает самооценку учеников, влияет на их авторитет среди одноклассников и учителей общеобразовательной школы, а также положительно повлияло на отношение ко всей системе обучения в МШ у зрителей. Учащиеся совершенствуют навыки репетиционно - концертной работы, совмещают игру на инструменте с комментариями к произведениям, выражают своё отношение к музыке и композиторам. В ходе этой работы ребята научились слышать друг друга, доносить единую мысль, дополнять и выручать друг друга, выработалась общая интонация говорения. Юные лекторы усвоили важность создания и удержания единого настроения, включения слушателей в единое художественно-творческое пространство. Можно утверждать об успешном развитии коммуникативных способностей учащихся, позитивного отношения к занятиям по специальности, музыкальной литературе и уверенности в своих силах. Музыкальная гостиная становится их «звездным часом».

Новая для ребят форма совместной работы побудила их к самостоятельным исследованиям и на качественно новом уровне подходить к подготовке уроков по музыкальной литературе и специальности, выступая перед классом не только в роли докладчиков, но и консультантов.

Так, один из участников проекта проявил инициативу и самостоятельно приготовил свою музыкальную гостиную, посвященную творчеству Э.Грига. Отрадно, что он смог не только подобрать интересный материал, выстроить его по принципу эмоциональной драматургии, но и сохранил стилистику говорения, создав снова атмосферу доброго творческого общения единомышленников.

А его партнер с большим удовольствием поучаствовал в городской олимпиаде по музыкальной литературе, посвященной юбилею Г.В.Свиридова. Хотя раньше не только слыл «не оратором», но даже избегал подобного рода занятия, считая, что специальность важнее. Он нашел такие интересные факты, на которые другие участники просто не обратили внимания, и стал победителем в номинации «Самые интересные факты».

Посещение данных мероприятий позволило остальным ученикам, их родителям оценить профессиональный, творческий потенциал преподавателей, в классе которых обучаются их дети. У родителей была возможность понять перспективы творческого роста учащихся и выпускников музыкальной школы, сравнить, оценить творческие способности и возможности своих детей.

Музыкальный, теоретический материал и презентации могут служить дидактическим пособием как на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ, так и на уроках МХК, музыки, литературы и истории в общеобразовательной школе.

Список литературы


  1. Андронников, И. В первый раз на эстраде [Электронный ресурс] - Режим доступа: youtube.com/watch?v=dm8wdFKag94

  2. Гандапас, Р. Учимся выступать публично [Электронный ресурс] - Режим доступа: youtube.com/watch?v - Видео-уроки

  3. Радислав Иванович Гандапас [Электронный ресурс] - Режим доступа: cyclowiki.org/wiki/



© 2010-2022