Рабочая программа по музыке 3 класс система «Начальная школа 21 века»

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009г.) Программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка.»Рабочая программа построена в соответствии с программой «Музыка»:                  1- 4 классы (Усачева В.О.,Школяр Л.В.,Школяр В.А.- М.:Вентана-Граф,2012), система «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф....
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009г.) Программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка.»Рабочая программа построена в соответствии с программой «Музыка»: 1- 4 классы (Усачева В.О.,Школяр Л.В.,Школяр В.А.- М.:Вентана-Граф,2012), система «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

  2. Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

  5. Овладение интонационно - образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства

  6. Воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

  8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, Это позволяет реализовывать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Место учебного предмета в учебном плане:

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МБОУ СОШ № 26. Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа - во 2-4 классах).

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МУЗЫКА»

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к муз. искусству и муз.деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями).

Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества.

С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  1. Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  2. Возвышение ребенка до философско - эстетической сущности искусства ( проблематизация содержания музыкального образования);

  3. Деятельное освоение искусства;

  4. Проникновение в природу искусства и его закономерностей;

  5. Моделирование художественно - творческого процесса.

В данной программе вокально - хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности в непрерывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально - художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с « досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску « мелодических штампов». Под детским творчеством понимаются прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

УУД (универсальные учебные действия) - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Личностные ууд:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

  • Действие смыслообразования,

  • Нравственно-этическое оценивание

С точки зрения предмета "Музыки" это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

Коммуникативные ууд:

  • Умение выражать свои мысли,

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция

На уроках "Музыки" коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

Регулятивные ууд:

  • Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,

  • волевая саморегуляция,

  • коррекция,

  • оценка качества и уровня усвоения.

На предмете "Музыка" учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета "Музыка", которую учащиеся должны ясно представлять.

Познавательные ууд:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,

  • Смысловое чтение,

  • Знаково - символическое моделирование,

  • Выделение и формулирование учебной цели.


Логические:

  • Анализ объектов;

  • Синтез, как составление целого из частей

  • Классификация объектов.

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование

  • Построение логической цепи рассуждения

Формирование познавательных УУД на уроках "Музыки" осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Знаково-символические учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. А именно: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Предмет "Музыка" наиболее полно способствует формированию таких УУД, как познавательные и знаково-символические.

Мелодия - это мысль, выраженная в знаково - символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения. Следовательно, можно сделать вывод, что знаково-символические УУД являются ключевыми для предмета "Музыка".

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

КУРСА «МУЗЫКА»

В основе учебников лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются:

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.

Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах. выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Тема

Проблемный контекст уроков

Кол-во часов

1.

Характерные черты русской музыки

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни

8 часов

2.

Народное музыкальное творчество - энциклопе-дия русской интонацион-ности

Род, родник, Родина - духовно-нравственные основы устного народного творчества. Исторически сложившиеся фольклорные жанры. как сущность русского народного творчества.

Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.

Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Свадебный обряд - ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

12часов

3.

Истоки русского классическо-го романса

Многообразная интонационная сфера городского музицирования. От крестьянской песни к городскому салонному романсу. Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

6 часов

4.

Композитор-ская музыка для церкви

Хоровая муз. на религиозные текст(Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) - значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

2часа

5.

Народная и профессио-нально-композитор-ская музыка в русской культуре

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

8 часов

34 часа


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 КЛАСС

Основная идея содержания третьего года обучения - отражение истории и души народа в музыке России. Занятия начинаются с музыки, бытующей в в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей. Раскрытие этой идеи начинается с уроков - монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?». Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии. Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера. Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность ( в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создаёт народ, а мы, композиторы её только аранжируем» (М,И. Глинка) Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мир


УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;

- понимать синкретику народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

- выделять интонационно - стилевые особенности народной музыкальной культуры;

- сравнивать народную и профессиональную музыку;

- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец; узнавать произведения;

- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);

- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;

- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

3 КЛАСС

34 ЧАСА

п/п

Разделы и темы

Кол-во

часов

В том числе:

Проверочные

работы

Характерные черты русской музыки.

8

1

Интонационно - образный язык русской музыки.

1

2-3

Музыкальный портрет.

2

4

Интонационно - образный язык музыки русских композиторов.

1

5-6

Музыкальная культура России.

2

7

Итоговый урок по теме «Характерный черты русской музыки.

1

8

Урок-концерт.

1

Народное музыкальное творчество - энциклопедия русской

интонационности.

12

9

Обрядовость - ведущее начало русского фольклора.

1

10

Героика в народном былинном эпосе.

1

11

Знаменный распев.

1

12

Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки.

1

13

Частушки и страдания.

1

14

Танцевальные жанры.

1

15

Урок - викторина.

1

1

16

Урок - концерт.

1

17

Инструментальные плясовые наигрыши.

1

18

Обрядовые песни.

1

19

Путешествие по страницам русской музыки.

1

20

Урок - тест.

1

Истоки русского классического романса.

6

21

Интонационная сфера городского музицирования.

1

22

Крестьянская песня и городской салонный романс.

1

23

Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс.

1

24

Урок - исследование: взаимодействие музыки городского музицирования.

1

25

Тест по теме «Истоки русского классического романса».

1

26

Урок - концерт.

1

Композиторская музыка для церкви.

2

27

Музыка для церкви как часть культуры России

1

28

Композиторская музыка для церкви.

1

Народная и профессионально - композиторская музыка в

русской культуре.

6

29

Обработки народных песен.

1

30

Композиторская музыка в русском стиле.

1

31

Творческие работы по теме: «Народная музыка».

1

32

Защита творческих работ.

1

33

Итоговый тест по теме: «Народная и профессионально - композиторская музыка русской музыкальной культуре»

1

1

34

Урок - концерт.

1


ИТОГО:

34

2

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

М.И.Глинка «Патриотическая песнь», опера «Иван Сусанин», «Камаринская», «Вальс - фантазия», «Я помню чудное мгновенье», «Ноченька».

П.И.Чайковский финал 4-й симфонии, «Средь шумного бала», «У камелька», «На тройке», «Соловей».

М.П.Мусоргский «С няней», «В углу», «Жук», сцены из оперы «Борис Годунов».

Песни и романсы в исполнении Ф.И.Шаляпина.

С.В.Рахманинов фортепианный концерт ре минор, «Вокализ», «Ныне отпущаеши».

Н.А.Римский - Корсаков опера «Снегурочка», фрагменты из оперы «Садко».

А.П.Бородин «Богатырская симфония», опера «Князь Игорь».

С.С.Прокофьев фрагменты кантаты «Александр Невский».

Рекрутские песни.

Знаменные распевы.

Русские народные песни, частушки, страдания.

Былины: «Алеша Попович и Тугарин», «Садко и морской царь».

Р.К.Щедрин «Озорные частушки».

Плясовые: «Камаринская», «Калинка», казачья плясовая «Каланка».

Русские народные обрядовые песни; свадебный обряд.

Обзорно - классический, старинный романс и песня:А.Е.Варламова, А.А.Алябьева А.Л.Гурилева и др.

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная».

А.А.Аренский «Помышляю день страшный», «Фантазии на темы Рябинина».

Инструментальные плясовые наигрыши, старинные наигрыши.

А.К.Лядов «Восемь русских народных песен», «Коляда - Маледа».

Г.В.Свиридов «Курские песни».

В.О.Усачева «Вокализ», «Небывальщина».



МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования (2011г.)

2. Музыка : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:

В. О. Усачева, Л. В. Школяр,- 2-е изд., М. : Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа

XXI века).

3. Музыка.Рабочая тетрадь - 3 класс « Вентана - Граф», 2013.

4. Программа «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр.

« Вентана - Граф», 2012.

5. Музыка : 3 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр,

В. О. Усачева. - 2- е изд., дораб. И доп. - М. : Вентана-Граф, 2012. ( Начальная школа

XXI века).

MULTIMEDIA - поддержка предмета


1. Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: vgf.ru

2. Федеральное агентство по образованию ed.gov.ru

3. Российский общеобразовательный Портал school.edu.ru

4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов som.fio.ru

5. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения standart.edu.ru





© 2010-2022