Сценарий мероприятия Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сценарий мероприятия с участием родителей по теме:

«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье!» (далее - мероприятие)

Выполнил:

Шаньшина Лилия Григорьевна

(ФИО)

Преподаватель по классу фортепиано

(должность)


МОБУДОД Кузьмоловская ДШИ

Содержание

1.Технологическая карта мероприятия.

2. Пояснительная записка.

3. Основная часть. Содержание мероприятия.

4. Заключение.

5. Список использованных информационных источников.

Технологическая карта мероприятия

Правовая основа организации мероприятия

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Фортепиано»

3.План учебно-воспитательной работы преподавателя на 2012-2013 учебный год (приказ от 16.09.2012 № 175)

Место и роль мероприятия в образовательном процессе

Проводится в рамках внеурочной деятельности.

Роль: поиск новых, современных форм и методов взаимодействия педагога с родителями, направленных на повышение активности родителей, как участников образовательного процесса

Жанр

Концертно - просветительское мероприятие

Цель

Формирование у родителей адекватного уровня восприятия критериев оценивания концертного выступления их детей через непосредственное участие в мероприятии в роли учащихся, выступающих на сцене

Задачи

Задачи, которые будут решаться для достижения поставленной цели:1.Создание условий творческой развивающей среды, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие участников. 2.Расширение музыкальных знаний, умений участников, потребности в общении с музыкальным искусством посредством музыкально-исполнительской и творческой деятельности. 3.Создание методического продукта мероприятия. Распространение опыта деятельности. 4. Количественная и качественная оценка результатов мероприятия.

Задачи для преподавателя по организации работы над мероприятием, педагогические задачи:1.Изучить нормативные правовые документы и методические рекомендации. 2.Изучить и подобрать формы, методы, средства, позволяющие развивать художественно - эстетические качества личности. 3.Разработать сценарий и циклограмму реализации мероприятия. 4.Реализовать и оценить мероприятие.

Обучающие задачи: вовлечь родителей в образовательный процесс, повысить педагогическую культуру, расширить психолого - педагогические знания родителей на основе совместной деятельности.

Развивающие задачи: расширить музыкальные знания, умения участников мероприятия.

Воспитательные задачи: обеспечить взаимодействие между преподавателем и родителями в воспитании детей для решения общих проблем обучения.

Методы, методические приемы

1.Методы организации и осуществления деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

2.Методы стимулирования и мотивации учения: познавательная деятельность участников, создание ситуаций успеха, предъявление педагогических требований.

3.Методы диагностики, самодиагностики по итогам мероприятия. Квалиметрический метод

Средства

Музыкальные инструменты, мультимедийное оборудование, видеоматериал, диагностический инструментарий

Психолого-педагогические основы коммуникации с родителями

Познавательная активность, оптимальный темп, гибкость, умение композиционно перестроить сценарный ход с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат

Продолжительность

60 мин

Механизм (алгоритм) включения родителей в мероприятие

1. Организационная и содержательная установка.

2. Подбор репертуара произведений, консультации, репетиции в концертном зале.

3. Включение в концертную программу.

4. Анализ эффективности мероприятия, обратная связь

Инструментарий включения родителей в образовательный процесс

Включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность. Подготовка папок программного материала для родителей. Приглашение родителей на мероприятие в качестве участников концерта

Инструментарий обратной связи

Анкетирование, рефлексия

1. Пояснительная записка

Образовательная ситуация, для решения которой строится взаимодействие с родителями учащихся: обучение искусству игры на музыкальном инструменте всегда было (и остается) делом трудным и требующим специфических способностей. Ведь для того, чтобы хорошо играть на инструменте, недостаточно выучить нотную грамоту, овладеть комплексом игровых приемов, получить общие сведения о композиторах и их творчестве, ну и, наконец, выучить пьесу. Самое трудное - «вынести» выученное произведение на сцену, на суд педагогов, родителей, друзей. Волнение на сцене, которое у некоторых доходит до паники - вот бич большинства учащихся музыкальной школы. Одно дело, волнуясь, отвечать урок и совершенно другое дело - в волнении играть на музыкальном инструменте! И каждому преподавателю известна аксиома: чтобы ученик «вынес» произведение на сцене на сто процентов, пьесу нужно выучить в классе на двести…

Преподавателям эта аксиома известна, но родители зачастую недовольны: почему их ребенок, который дома более или менее усердно занимается, получает неплохие оценки на уроках, за выступление на академическом концерте получает довольно низкий балл?

Для ребенка, который и так получил стресс во время выступления, такая реакция со стороны родителей способна усугубить его психологические проблемы и негативно сказаться на отношении к учебе. И не только! Ведь от условий, которые складываются в семье, зависит его личностное становление, формирование индивидуальности. А это значит, что каждый взрослый человек в ответе за то, в каких условиях будет происходить рост и развитие ребенка.

Ничто более не укрепляет доверие ребенка к себе, чем испытание того, что он МОЖЕТ. К ощущению собственного умения также относится то, что взрослый воспримет достигнутое, подтвердит, порадуется этому. Не обратить внимание на то, к чему ребенок приложил много усилий, не посмотреть, как было обещано, на работу, выполненную ребенком, недовольно отнестись к достигнутому - всё это формы поведения, которые могут привести к тяжелым обидам и, позднее, к вызванному ими неправильному поведению.

Таким образом, основная проблема заключается в недостаточном понимании родителями разницы исполнения музыкального произведения в классе (дома) и на сцене.

Решение обозначенной проблемы возможно через проведение практико-ориентированного мероприятия - концертно-просветительского мероприятия с участием родителей по теме: «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье!» (в названии использованы слова из басни И. А. Крылова - «Квартет»).

Участники мероприятия: родители и их дети - учащиеся класса.

Этапы проведения мероприятия:

1.Подготовительный (организационный): разработка сценария, программы концерта. Оказание помощи учащимся в подборе репертуара для родителей. Организация репетиционных мероприятий. Изучение психолого-педагогических основ коммуникации со взрослыми людьми. Разработка

диагностического инструментария (показатели эффективности, анкеты).

2. Практический (реализационный): проведение мероприятия.

3. Заключительный: определение эффективности мероприятия.

Планируемый результат мероприятия:

1) Приобретение родителями опыта выступления на сцене и понимания, осознания всех трудностей, которые с таким выступлением связаны.

2) Улучшение психо - эмоционального состояния в семье через взаимосвязь между родителями и детьми на основе совместного творчества.

3) Повышение заинтересованности учащихся и родителей в обучении в музыкальной школе, выступлении на сцене; повышении качества обучения обучающихся по учебному предмету «Специальность. Фортепиано».

Для определения эффективности мероприятия используется диагностический инструментарий: анкеты; мониторинг по показателям эффективности мероприятия (таблицы 1-4).

Практическая значимость: полученные положительные результаты позволят использовать их на практике другими преподавателями.

2. Основная часть. Развернутый план мероприятия.

Место проведения: концертный зал школы.

Оформление зала и сцены: портреты известных пианистов, фотографии концертных выступлений учащихся класса. Мультимедийный экран. Учебная доска.

Открытие мероприятия. Экран (видеозапись): фрагмент из д/ф Ирен Лангеманн «Пианисты-вундеркинды».

Ведущий (преподаватель): Здравствуйте, уважаемые родители! Добрый вечер, дорогие учащиеся! Музыка… Мы так привыкли сегодня к этому слову, порой даже не подозревая о том, что возникло оно свыше 25 тысяч веков назад, в Элладе. И уже тогда обучение пению, пантомиме, танцам и игре на музыкальных инструментах было составной частью воспитания юношества. Соревнования в искусстве музыкального исполнения включались в программы Олимпийских игр. И уже тогда Пифагор для своих опытов создал монохорд - однострунный музыкальный инструмент, который стал одним из первых, хотя и крошечных шагов на пути к рождению фортепиано…

Дорогие дети! Благодаря сегодняшнему концерту, вы не только узнаете много интересных фактов из истории рождения фортепиано - инструмента, на котором вы обучаетесь, но и станете свидетелями первых шагов ваших родителей на этой сцене, в качестве исполнителей на данном инструменте.

Уважаемые родители! Благодаря сегодняшнему мероприятию вы сможете убедиться в сложности выступления на сцене.

Первый родитель: «Маленькая елочка» М. Красев.

Ведущий:(экран, слайдовая презентация, слайд №1). Монохорд, представьте себе, не исчез бесследно, напротив - его начинают совершенствовать. Сначала к его единственной струне добавили еще одну, потом еще две, а дальше - больше… Появлялись у него и другие названия. Появился подобный инструмент и на Руси. Это были столь любимые в русском народе гусли.

Первый учащийся: русская народная песня «Я на горку шла»

Ведущий: А дальше произошло следующее: первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту, которому предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов и который будет в продолжении нескольких веков волновать сердца музыкантов и слушателей - клавикорду (слайд № 2)

Второй родитель: Ф. Шуберт «Утренняя серенада».

Ведущий: Напомню, что, изобретая музыкальные инструменты, а затем совершенствуя их, люди стремились к тому, чтобы их звучание напоминало и пение птиц, и интонацию речи, и даже было похоже на красивый поющий человеческий голос.

Второй учащийся: Л. Бетховен «Прощание с фортепиано»

Ведущий:(слайд №3) В Италии его называли чембало, в Германии - флюгель, а во Франции - клавесин, и это последнее название стало наиболее общим для всех инструментов подобного типа.

Клавесин появился немногим позже клавикорда. Первое отличие клавесина от клавикорда заключалось в том, что струны в нем были разной длины и каждая настраивалась в определенном тоне. Второе важнейшее отличие состояло в механизме звукоизвлечения. Звук извлекался с помощью … перышка! Для музыкантов тех времен импровизация считалась самым распространенным видом музыкального турнира. Музыкантам предлагалась тема и соревнующийся должен был в присутствии публики сочинить на эту тему собственное произведение.

Третий учащийся: играет собственное произведение «Прелюдия».

Ведущий: (слайд №4). Десятки веков насчитывает биография органа и более двухсот лет отделяет нас от тех времен, когда творил Бах. Но всё, созданное для органа скромным кантором церкви св. Фомы - это лучшее, что написано для этого инструмента за всю его многовековую историю.

Совместное выступление в четыре руки: «Маленькая прелюдия» И.С. Баха (третий родитель и четвертый учащийся).

Ведущий: (слайд №5) Коллекция клавесинов принца Фердинандо ди Медичи, старшего сына герцога Тосканского, была известна далеко за пределами Италии. Хранителем этой коллекции был мастер Бартоломео Кристофори, всю жизнь занимающийся конструированием клавесинов. Его новое изобретение - «гравичембало коль пиано е форте», именно так забавно назвал падуанец свою новинку. Он изобрел молоточки, обтянутые кожей и поставил их в чембало вместо язычков с перышками. Поначалу новинку не оценили и никто не понял, что это принципиально новый тип клавишного инструмента. Но Кристофори был уверен, что чембало с молоточками ждет большое будущее …и он не ошибся!

Четвертый родитель: Э.Градески «Счастливые буги».

Пятый учащийся: М. Дворжак «Босса нова».

Ведуший: (слайд №6) Итак, власть в музыкальном мире снова переменилась. Если раньше королем музыкальных инструментов называли орган, а затем продолжительное время царствовал клавесин, то отныне фортепиано, а точнее, крыловидное фортепиано получило название «рояль», что значит «королевский». Главная особенность фортепиано заключалась в том, что, в отличие от органа и клавесина, на фортепиано можно было добиться певучего звучания.

Пятый родитель: Нино Рота «Мелодия из к/ф Ромео и Джульетта».

Шестой учащийся: Л. Бетховен «К Элизе».

Ведущий: Фортепианный звук… В чем его прелесть и в чем заключается трудность в овладении им, над которой пианисты работают, бьются всю жизнь? Помимо этого у пианистов есть и особые трудности, связанные со спецификой инструмента. Одна из них - необходимость приспосабливаться к незнакомым инструментам. Обычно пианист перед выступлением получает одну-две репетиции, в течение которых должен привыкнуть к новому роялю. Этого времени едва хватает, чтобы проверить, выровнена ли клавиатура, каково звучание в каждом регистре… Каким же мастерством надо обладать исполнителю, чтобы во время считанных репетиций приспособиться к инструменту и играть на нем так, чтобы каждая фраза доставляла слушателю наслаждение?! И не только мастерством. Пианист должен, как говорил Артур Рубинштейн, «в каждом своем выступлении пролить несколько капель свежей крови. Тогда он - истинный артист»!

Ведущий: Уважаемые родители, как вы теперь считаете, трудно выступать на сцене?

Ответы родителей: «Очень трудно!»; «Я очень волновалась!»

Ведущий: А можете себе представить, каково вашим детям, чьи выступления проводятся в присутствии комиссии (заведующего и преподавателей отделения), с обязательным методическим обсуждением рекомендательного характера и оцениванием выступления? Я думаю, вам будет интересно узнать, по каким критериям оценивает выступления детей данная комиссия:

1) Музыкальность.

2) Виртуозные возможности.

3) Культура звука.

4) Понимание стиля.

5) Художественная трактовка и правильно выбранные средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки, артикуляция, интонация, аппликатура).

6) Ансамблевый строй.

7) Культура исполнения.

8) Артистичность.

9) Сценический вид.

Стоит ли теперь удивляться тому, что так непросто получить на академическом концерте высший балл - оценку отлично?

Да, очень трудно учиться игре на музыкальном инструменте, очень сложно показывать свое умение на сцене. И все-таки, есть, по крайней мере, несколько причин, почему стоит это делать.

На экране: «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу», автор Д.К. Кирнарская, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, профессор, доктор психологических наук.

Ведущий: Уважаемые родители, дорогие учащиеся! Пожалуйста, не забывайте о том, что все трудности, встречающиеся на нашем жизненном пути, переносятся гораздо легче, если преодолевать их с юмором. Именно там, где мы имеем дело с великими идеалами может сойти улыбка с лица. Если же удастся сделать так, чтобы идеалы светили, как звезды на небе и мы ежедневно радовались каждому маленькому шагу на своем пути, то в нашу повседневную жизнь придет новый вид легкости и радости. Именно с этой целью, а так же для рефлексии впечатлений от только что состоявшегося мероприятия, в заключении нашего концерта я предлагаю посмотреть шуточный мультфильм о занятиях пианиста канадского режиссера Ричарда Конди (экран, фильм)

Далее проводится рефлексия «состояние моей души»: на доске нарисована лесенка. У каждой ступеньки свое название: 1) крайне скверно 2) плохо 3) хорошо 4) уверен в своих силах 5) комфортно. Дети рисуют изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию их души.

3. Заключение

Я считаю, что данное мероприятие помогло спроектировать и создать ситуацию, развивающую эмоционально-ценностную сферу детей и их родителей, а также обеспечить обратную связь с родителями и учащимися.

Совокупность форм и методов, использованных при подготовке и проведении мероприятия, позволила осуществить решение поставленных задач.

Стать человеком означает умение учиться на протяжении всей жизни и всерьез относиться к развитию. Поэтому, на мой взгляд, неоценимым богатством является то, когда дети в своих родителях видят, что они сами еще на пути признания своих ошибок и учатся на своих ошибках.

Таким образом, поставленная цель была достигнута, использованные методы и формы были оптимальными и эффективными. Был получен планируемый результат мероприятия.

В ходе подготовки и проведения концерта я пришла к выводу, что мероприятия подобного характера имеют достаточный воспитательный потенциал, позволяют учитывать характер формирующего влияния семьи и возможности его корректировки: устанавливать правильные (педагогически целесообразные, тактичные, основанные на общих интересах) взаимоотношения с семьей; обеспечивать конструктивное взаимодействие с родителями и другими старшими членами семейного сообщества; использовать их социально-нравственный и культурный потенциал в решении педагогических задач; оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры и в решении практических проблем, связанных с воспитанием детей в семье.

Полученные положительные результаты позволяют рекомендовать данное мероприятие к применению на практике другими преподавателями.

Подтверждением полученных выводов являются результаты диагностики и мониторинга эффективности мероприятия.

3.1. Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей).

Анкета для родителей

Таблица 1

п/п

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Как вы считаете: учиться в музыкальной школе трудно?

2.

Как вы считаете: достаточно ли для концертного выступления только выучить произведение наизусть?

3.

Как вы считаете: испытывает ли ваш ребенок волнение во время концертного выступления?

4.

Как вы считаете: в день концертного выступления ребенку нужно соблюдать какой-то особый режим?

5.

Как вы считаете: должны ли родители принимать участие в подготовке к концертному выступлению?

6.

Как вы считаете: оценки концертных выступлений ваших детей справедливы?

7.

Как вы считаете: нужны ли концертные выступления ?

Анкетирование родителей проводилось «до» и «после» мероприятия

Ответы родителей на анкету «до»

  1. «Да» - 5 человек, «нет» - 4 человека

  2. «Да» -3 человека, «нет» - 6 человек

  3. «Да» - 5 человек, «нет» - 0 человек, «затрудняюсь ответить» - 4 человека

  4. «Да» - 1 человек, «нет» - 5 человек, «затрудняюсь ответить» - 3 человека

  5. «Да» - 0 человек, «нет» - 6 человек, «затрудняюсь ответить» - 3 человека

  6. «Да» - 2 человека, «нет» - 7 человек

  7. «Да» - 7 человек, «нет» - 0 человек, «затрудняюсь ответить» - 2 человека.

Ответы родителей на анкету «после»

  1. «Да» - 9 человек

  2. «Да» - 9 человек

  3. «Да» - 9 человек

  4. «Да» - 9 человек

  5. «Да» - 9 человек

  6. «Да» - 9 человек

  7. «Да» - 9 человек

Таким образом, анкетирование родителей выявило следующее: концертно-просветительское мероприятие «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье» сформировало у родителей адекватный уровень восприятия критериев оценивания концертного выступления их детей, повысило заинтересованность родителей в качестве обучения их детей, помогло осознать важность и ответственность предконцертного периода.

3.2. Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности детей)

Экспресс - анкета для учащихся

Таблица 2

п/п

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Понравилось ли тебе мероприятие?

2.

Доволен ли ты своим выступлением?

3.

А выступлением своих родителей?

4.

Легко ли было разучивать пьесу со своими родителями ?

5.

Теперь тебе легче будет выступать на сцене?


Ответы учащихся:

  1. «Да» - 9 человек

  2. «Да» - 8 человек, «нет» - 0 человек, «затрудняюсь ответить» - 1 человек

  3. «Да» - 9 человек

  4. «Да» - 2 человека, «нет» - 7 человек

  5. «Да» - 9 человек

Таким образом, анкетирование показало следующее: всем учащимся мероприятие понравилось, в процессе совместного творчества с родителями они приобрели определенный наставнический опыт. Мероприятие помогло снять психо-эмоциональное напряжение (страх), связанный с концертным выступлением.

3.3. Самодиагностика преподавателя по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия.

Таблица 3

Направление деятельности

да

нет

отчасти

Осуществление разнообразной развивающей деятельности участников образовательного процесса в области дополнительного образования.

да

Использование различных форм организации внеурочной деятельности

да

Использование педагогически обоснованных форм, средств, методов работы для проведения данного мероприятия

да

Организация мероприятия совместной деятельности участников образовательного процесса

да

Обеспечение обоснованного выбора диагностического инструментария в соответствии с поставленной педагогической целью

да

Оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) в пределах своей компетенции

да

Обеспечение при проведении мероприятия соблюдения правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм

да

Мониторинг по показателям эффективности мероприятия,

оценка с использованием квалиметрического подхода


Таблица 4

Показатель

Методика расчета

Планируемый

показатель

по итогам реализации

мероприятия

Фактический

показатель

по итогам реализации

мероприятия

Непосредственные результаты

1. Доля родителей, принявших участие в мероприятии

К1/ К2 Х 100%

К1 - фактическое количество

К2 - плановое количество

100%

100 %

2. Доля положительных отзывов о мероприятии

Собеседование

100%

100 %

Конечные результаты

3. Повышение заинтересованности учащихся и родителей в обучении

К1/ К2 Х 100%

К1 - фактическое количество пропущенных учебных занятий (без ув. причин)

К2 - плановое количество учебных занятий

100%

100 %

4. Повышение заинтересованности учащихся и родителей в выступлении на сцене

Анкета для родителей


100 %

100 %

5. Повышение качества обучения учащихся

Мониторинг качества успеваемости

Не менее 95%

100 %

Таким образом, проведенное мероприятие доказало его эффективность, считаю необходимым продолжить работу по взаимодействию с родителями для решения проблем в обучении учащихся.

4. Список использованных информационных источников

Документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Программа по учебному предмету «Специальность. Фортепиано» дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Фортепиано».

Литература

1. Воронцов А.В. Основы психолого-педагогический знаний. Самара. 2009.

2.Зильберквит М.А. Рождение фортепиано. Москва «Детская литература». 1984.

3.Медушевский В.В. Сущностные силы человека и музыка. Свердловское издательство Уральского университета. 1988.

4. Яковлев Е. В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография: - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1998. - 136 с.

Интернет - ресурсы

фильм «Пианисты -вундеркинды» и мультфильм «Занятия пианиста»


______________________ ____________________________

© 2010-2022