Разработка урока на тему Соло и тутти (6 кл)

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П. Зиновьева





«Соло и тутти»

(разработка урока по программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко 6 класса)













Автор разработки

Учитель музыки

Гормакова Светлана Викторовна





2015г.

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать умение выбирать тембры музыкальных инструментов для различных образов;

Метапредметные:

  • познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

  • коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

  • регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», видео фрагмент.

Дополнительный материал: презентация к уроку «Соло и тутти», И. Крылов. Басня «Квартет».









ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

У: Здравствуйте, ребята.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

У: Я очень рад нашей встрече, которая дарит нам сегодня прекрасную возможность взаимного общения и надеюсь, что благодаря музыке наше общение станет не только интересным, но и полезным.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

У: Очень часто для того, чтобы интересно и полезно провести время, мы отправляемся в гости или приглашаем гостей к себе. Вот и я сегодня пришел к вам не один.

У: Я пригласил сегодня в гости известных вам героев. Кто они? Откуда?

(Заходят подготовленные, переодетые дети с инструментами: Мартышка, Осел, Козел, Мишка)

У: Они так долго готовились к этой встрече и настолько соскучились по живому общению, что хотят как можно быстрее продемонстрировать вам свои умения. А вы подумайте, чем отличается музыка, которую они сыграют.

(Ребята играют р. н. п. «Во саду ли, в огороде» по одному) .

У: Чем отличаются звучание этих инструментов?

Д: Отличаются тембром.

У: Что такое тембр?

Д: Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.

У: Как исполняли герои музыкальное произведение?

Д: По одному, т.е.

(Прикрепляю на доске табличку: СОЛО)

У: А как еще можно исполнить?

Д: Всем вместе.

(Прикрепляю на доске табличку: ТУТТИ)

(Ребята играют р. н. п. «Во саду ли, в огороде» вместе)

4.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

У: Каждый знает, что в гостях время пролетит интересно и незаметно, если разговор будет вестись вокруг темы, которая интересна всем.

Ребята, а вам интересны эти необычные слова? Так какую же музыкальную тему на правах хозяев предложите вы для взаимной беседы?

Д: соло и тутти.

ТЕМА УРОКА: Соло и тутти.

У: Ребята, а что мы сегодня на уроке с вами узнаем, какие цели перед собой поставим; исходя из темы урока, мы должны узнать, что такое СОЛО и ТУТТИ

У: Мы с вами слушали симфоническую сказку «Петя и волк» С.С. Прокофьева, где композитор охарактеризовал каждый образ именно присущим ему инструментом: птичку - флейта, утку - гобой, кошку - кларнет, Петю - квартет струнных инструментов и т. д. Так что же нам надо понять?

Д; Почему композиторы некоторые произведения пишут для соло, а некоторые - для тутти.

У: Поэты нам передают содержание и образы путём - слов, художники путём - красок и кистей, композиторы - путём звуков. У каждого инструмента своё звучание. И сейчас мы поговорим?

Д: О тембре звука.

У: А ещё, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти.

5. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1. (Дети сидят за столами по вариантам)

У: Работать над новой темой мы будем в группах. У вас лежат на столах иллюстрации инструментов и характеристика к ним. Я буду включать вам фонограмму звучания инструмента, вы должны найти этот инструмент среди иллюстраций и подобрать к нему характеристику.

(Учащиеся работают в группах.)

1 вариант: (виолончель, баян, флейта, рояль )

2 вариант: (контрабас, гусли, скрипка, аккордеон)

У: Представьте, пожалуйста, результат вашей работы. (4 карточки в каждом варианте)

У: Хорошо, молодцы! Вы услышали словесную характеристику звучания, а теперь я думаю, ещё раз прослушать, как звучат представленные инструменты.

(Игра «Звуки музыкальных инструментов»).



У: Оцените свою работу:

Удалось ли правильно назвать инструменты?

Вы выполнили это задание самостоятельно или вам потребовалась помощь?

У: А теперь давайте вспомним о сказке Прокофьева «Петя и волк» и прослушаем, с помощью какого инструмента создается образ героев?

(Прослушивание музыки «Три чуда»)

У: белка

Д: Флейты.

У: Так что же такое соло?

Д; Это когда один музыкант играет на инструменте или поёт.

У: А ещё какое чудо было?

Д; Богатыри выходили из моря.

У: С помощью каких инструментов создаётся образ богатырей? А их много было? Как они шагали? Весь оркестр играл? Значит, как можно назвать этот способ исполнения?

Д: Тутти

У: А что такое тутти?

Д: Когда инструменты играют вместе.

У: Какую роль играют соло и тутти в музыкальном произведении?

Д: Чтобы показать образ одного персонажа композитор выбирает солирующий инструмент, а сразу много образов - тутти.

У: Предлагаю вам, ребята, посмотреть как пытались играть музыканты в басне Крылова «Квартет»?(просмотр мультфильма). Так как же они играли?

Д: Вместе.

У: т.е. тутти. А почему не получилось?

Д: Не было дирижера.

У: Кто такой дирижер?

Д: Руководитель оркестра.

У: Что такое оркестр?

Д: Оркестр - многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

У: Давайте подведём итог работы на уроке.

Что узнали нового, с чем познакомились?

Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытывали затруднения?

Над чем надо ещё поработать?

Что запомнилось, понравилось на уроке?

(На столе у ребят вырезанные нотки)

Если и вам понравилась наша беседа, то прилепите эти нотки с улыбкой к мажору, а кому не понравилось наше общение - нотки с грустью - к минору.

(дети размещают нотки на нотном стане)

У: Я очень рада и мне приятно было поговорить с вами! Спасибо за активную работу!

На этом наша беседа подошла к концу. До новых встреч.



Методические материалы к уроку.

  1. Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2012г.

  2. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, Т.И. Науменко, В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2010.

  3. Портрет и биография Н. А. Римского-Корсакова biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html

  4. Портрет А.С. Пушкина tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg

  5. Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s



© 2010-2022