Начальный этап работы над диктантом

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГККП «Детская музыкальная школа № 1»

отдела образования акиматаг.Костаная
















Начальный этап работы над диктантом

Методическое сообщение









Преподаватель ОТД: Летуновская Л.А.









Костанай

2015г

Одна из самых сложных форм работы на уроке сольфеджио - музыкальный диктант. Умение грамотно и быстро написать одноголосный мелодический диктант - это один из важнейших навыков, развиваемых на уроке сольфеджио.

Тема представляется весьма актуальной так как именно музыкальный диктант вызывает у учеников наибольшее количество затруднений, страх и негативное отношение к предмету.

Диктант является также самой «проблемной» формой работы и для педагога, которому нужно выработать навык его записи у всех учащихся без исключения, независимо от их способностей и качества музыкального слуха.

Я не предлагаю вашему вниманию новую методику. Скорее: это методические рекомендации, созданные на основе собственных практических наработок, а также анализа большинства популярных форм и методов работы, применяемых в процессе формирования навыков записи одноголосного музыкального диктанта в детской музыкальной школе.

Диктант, безусловно, является одной из самых сложных форм работы на уроке сольфеджио. Это своеобразный итог всего процесса обучения. С одной стороны, ученик должен показать уровень развития музыкальной памяти, внимания, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой - показать определенные теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанное. Таким образом, диктант представляет собой сложный психологический процесс, поэтому совершенно очевидно, что процесс записи диктанта требует выработки особых, специальных навыков и прежде чем приступить к этой форме работы, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к ней очень хорошо.

В центре диктанта стоит проблема управления памятью. Педагогам известно, что «камнем преткновения» в работе с диктантом оказывается его запоминание. Растерянность учащихся в ходе написания диктанта- явление распространенное и объяснить его можно неумением учащихся организовать свой процесс слушания, а, следовательно, и запоминания. В организации этого процесса ведущая роль принадлежит педагогу, задача которого - направить внимание учеников на восприятие определенных составляющих музыкального текста, придавая слушанию организованный, целенаправленный характер, что будет способствовать продуктивному запоминанию.

Слуховая память, которая должна быть задействована при написании диктанта - наиболее важная, надежная и крепкая для учащегося, но, к сожалению, наименее тренированная. Поэтому требует трудоемкой, кропотливой и систематической работы. Сольфеджио является единственной музыкальной дисциплиной, в которой работа организуется планомерно и направлена на развитие таких свойств слуховой памяти, как быстрота, точность, прочность запоминания, а также долговременность хранения информации. Ведь запоминание диктанта происходит в условиях короткого времени и ограниченного числа прослушиваний.

У детей, только начинающих занятия музыкой, как правило, достаточно бедный запас музыкальных впечатлений и малоразвитая музыкальная память. Они еще не обладают навыками быстрой записи нот, долго вспоминают их местоположение, правильное графическое оформление.

Часто малыши плохо ориентируются в пространстве. Они путают понятия правый-левый, выше-ниже, путают предлоги над-под, перед-за, что, безусловно, тоже мешает грамотной записи услышанного.

И, наконец, маленькие дети еще очень неорганизованные, они много времени тратят на то, чтобы просто достать тетрадь, карандаш, резинку, что может растянуть запись диктанта на большую часть урока в ущерб остальным формам работы.

В силу этих причин целесообразнее приступать к записи полноценных диктантов только после определенной подготовки, длительность которой зависит от возраста, степени развития и восприимчивости группы.

Но это вовсе не значит, что педагог в этот подготовительный период должен забыть о диктантах вообще. Нет, конечно!

Практически все виды деятельности, которые используются на сольфеджио в этот «додиктантный» период, - это и есть та самая подготовительная работа, которая закладывает у учащихся фундаментальную базу музыкально-слухового развития учащихся, обеспечивающую в дальнейшем возможность грамотно и безболезненно записывать музыкальные диктанты.

Одна из наиболее важных задач первого года обучения - это формирование и развитие навыка «быстрой записи» звуков. Именно в этом кроется «секрет» записи диктанта в «реальном времени».

Мир маленького ребенка еще очень тесно связан с игрой и сказкой, поэтому чем больше будет в этот период элементов игры, ярких картинок, веселых стихов, тем крепче и лучше будет усваиваться материал.

Например:

Начальный этап работы над диктантом

Начальный этап работы над диктантом

Начальный этап работы над диктантом

В игровых формах заданий привлекательно то, что на них практически не приходится тратить время на уроке. Они настолько доступны детскому восприятию, что отлично выполняются в качестве домашних заданий.

Еще один важный плюс - учащиеся сразу привыкают к тому, что к уроку сольфеджио надо готовится так же тщательно, как и к уроку специальности. Поэтому заданий целесообразно давать много, но они должны быть поданы в такой доступной форме, чтобы ребенок мог их выполнить дома самостоятельно без каких- либо затруднений.

Этот момент важен, как никакой другой, для тех учеников, у которых в семье нет музыкантов, и которым родители совершенно не могут помочь.

Тут возможны любые формы: ребусы, головоломки, раскраски, кроссворды. Но при этом, безусловно, ошибкой было бы свести всю работу в этом направлении только к игре. Необходимо сразу же внушить ребенку, что игра только помогает усвоить нужную запись, а знание ее нужно для серьезных упражнений и заданий.

К таким серьезным заданиям относятся нотные диктанты, в которых педагог проговаривает ноты, а дети фиксируют их на нотоносце в реальном времени. С начала просто называются ноты, а ребенок их записывает. В дальнейшем, когда ноты будут усвоены хорошо, можно проговаривать их в ритме.

Задача состоит в том, чтобы приучить ребенка не стенографировать, а запоминать услышанное, воспроизводить в памяти и только потом записывать. Можно стимулировать внимание ученика тем, что группа нот будет проговариваться только один раз.

Большинство учеников первого года обучения пишут ноты большими белыми кружками. Необходимо сразу их отучить их от такой записи, которая требует очень много времени на закрашивание этих кружков. Очень часто дети записывают ноты очень близко друг к другу. Такая «тесная» запись мешает правильному метроритмическому оформлению мелодии, поэтому необходимо следить, чтобы расстояние между нотами было достаточным, чтобы написать штиль и тактовую черту.

Совершенно неоспоримый факт, что правильное метроритмическое оформление мелодии представляет для ученика еще большую трудность, чем ее непосредственная нотная запись, поэтому нельзя обойти стороной метроритмическую сторону диктанта. Ритм как система временной организации звуков выполняет в музыке важную формообразующую роль, является показателем жанровых особенностей музыки. Ритм обеспечивает целостность, и, вместе с тем, дифференцированность музыкального движения, а следовательно, и восприятия. Организующую основу ритма образует метр, который вносит в музыкальное движение упорядоченность. Недооценка метра как формообразующего фактора отрицательно сказывается на написание диктанта. Без осознания метризации и размера невозможно уяснить синтаксическое строение музыкальной формы, и как следствие этого - трудности при запоминании. Большинству педагогов известна проблема, связанная с определением размера при написании диктанта. Одни учащиеся не считают нужным определять размер при слушании диктанта, другие пытаются определить его с помощью дирижирования по сетке, избранной произвольно! Но размер же не известен!

Доля, метр, размер, такт - эти музыкальные составляющие самые трудные для детского восприятия и осмысления, поэтому на них нужно потрать достаточное количество времени и усилий. И здесь на первый план выступает «постепенность» преподнесения материала. Нужно вводить в практику эти термины понемногу, чтобы последующее понятие плавно вытекало из предыдущего и вводилось толь после того, как это «предыдущее» осмысленно и усвоено очень хорошо.

Я считаю, целесообразным начинать с элементарного - с понятия Доли, пульсацию которых мы сравниваем с нашим пульсом. Музыкальная речь и речь человека очень близки. В речи слова делятся на слоги, а в музыке мы их делим на доли. Для введения понятия сильная и слабая доли помогают упражнения связанные со словом. Сразу дается понятие Метр. Как только дети осознали и усвоили понятия сильной и слабой доли, необходимо на уроке ввести упражнения, направленные на выработку слухового восприятия пульсации долей, на определение метра.

Практика показала, что если ребенок сначала прочувствует пульсацию в слуховых ощущениях и закрепит свое восприятие двигательно, хотя бы в простомпрохлопывании, то осмысление происходит гораздо легче, воспринимаясь просто как подтверждение физиологических ощущений. Тут можно использовать весь достаточно обширный набор упражнений, начиная от простого простукивания сильной доли. Необходимо учесть рекомендации психологов, которые советуют применять естественные для ученика жесты, помогающие ему ощутить пульсацию. Это может быть постукивание карандашом, кивок головой, отбивание долей ногой и другие приемы.

В это время ученик должен получать примерно такие задания: прочитай слова, подумай, какие из них соответствуют 2-х дольным тактам, какие - 3-х дольным. Соедини стрелочками слова с нужными тактами.

Начальный этап работы над диктантом

Начальный этап работы над диктантом

С самого начала слушания музыки диктанта, учащиеся должны войти в «метрический аккомпанемент». Первоначально необходимо выбирать музыкальные примеры с максимальным подчеркиванием сильной доли и с четким аккордовым аккомпанементом. В дальнейшем эта метрическая четкость может становиться все более и более размытой. В окончательном варианте нужно убрать аккомпанемент вообще и определять пульсацию долей непосредственно в самой мелодии, объяснив при этом ученикам, что принцип определения остается тем же самым. Практика показала, что одного этого упражнения достаточно для выработки быстрого и уверенного навыка определения метра и музыкального размера мелодии. Очень важным для этого этапа является осознание значений каждой его цифры.

Как только дети осознали и усвоили понятие Метр, необходимо вводить практику тактирования. С этого момента буквально на каждом уроке нужно предлагать детям следующее задание: посчитать, сколько тактов сыграл педагог? Посчитать сколько нот педагог сыграет, к примеру, на вторую долю второго такта мелодии.

Это упражнение полезно тем, что заключает в себе сразу три задачи:

1.Посчитать, когда начнется этот такт.

2.Осознать, где, в момент какого движения руки будет эта вторая доля.

3.Посчитать, сколько нот будет сыграно непосредственно на этот жест.

Это умение вычленить на слух определенную долю и подсчитать количество нот в ней впоследствии окажет неоценимую помощь в освоении ритмических группировок и отдельных ритмических трудностей.

Точно также необходимо научить малыша осознавать местонахождение отдельных долей внутри такта и фиксировать их графически. В выработке этого навыка крайне полезны такие упражнения.

Начальный этап работы над диктантом

Одновременно очень полезны всевозможные задания подготовительного характера, связанные с определением метра.

Например.

Послушай мелодию. Определи и отметь знаком акцента сильные доли.

Начальный этап работы над диктантом

В освоении длительности снова могут помочь разнообразные упражнения.

Например

Начальный этап работы над диктантом

Параллельно с усвоением графического изображения длительностей и их названий нужно работать и над осознанием длинного и короткого звука. Для лучшего осмысления этого правила, можно использовать «веселую музыкальную арифметику».

На первом этапе полезной представляется работа по записыванию ритмического рисунка отдельных слов или небольших фраз. Такие задания равносильны записи ритмического диктанта. Особенно привлекает то, что такой ритмический диктант можно задавать на дом, приучая учащегося к самостоятельному его осмыслению и записи.

Начальный этап работы над диктантом

В первом классе представляется очень полезным переписывание нот. Все упражнения, связанные с правильной записью нотных текстов, можно перенести на домашние задания.Сначала ребенок просто переписывает песенку, которую должен выучить к уроку, потом можно предложить переписать ее нотами другой октавы. Тут необходимо строго следить за точным соблюдением правописания штилей, точным соблюдением вертикалей. При такой работе ребенок привыкает к правильному оформлению текста зрительно, нарабатывает навык записи нот и впоследствии не боится записывать мелодию, так как эта форма работы ему уже привычна.

Очень важным на первом этапе представляется и слуховое усвоение порядка нот. Четкое понимание нотной последовательности вверх и вниз, осознание отдельной ноты во взаимосвязи с другими, умение четко и быстро, практически не задумываясь, просчитать ноты по порядку, через одну или через две - это, в дальнейшем, залог успешной и грамотной записи полноценного диктанта.

Практика показывает, что одного простого заучивания нот недостаточно. Необходимо довести этот навык до уровня автоматизма, чтобы ребенок воспринимал и воспроизводил ноты, практически не задумываясь. Это требует постоянной и кропотливой проработки. Неоценимую помощь в этой работе оказывают секвенции. Они должны выполнять две функции. Первая - это простое заучивание различных оборотов, чтобы они запомнились до подсознательного уровня. Вторая - они должны помочь осмыслить мелодический рисунок, связанный с изменением направления движения звуков, и выработать мгновенную реакцию на такое изменение.

Начальный этап работы над диктантом Работа над осмыслением и слуховым восприятием ступени представляется одной из самых важных в выработке навыка записи музыкального диктанта.

Способность хорошо слышать и интонировать ступени приобретает первостепенное значение. Изучение новых элементов идет успешно только в том случае, если учащиеся хорошо ориентируются в их ладовых соотношениях. Крайне важно выработать у детей определенные «ступеневые представления» - понимание их вида и качественного звучания, взаимосвязи, разрешения, функциональности и т.д.

Работа над ступенями должна проводиться постоянно, на каждом уроке, и вестись по разным направлениям.

Например:

Песенка «Снегопад» состоит из трех ступеней, определи их и подпиши:

Начальный этап работы над диктантом

В качестве домашних заданий можно предлагать ребенку заучивать упражнение наизусть в двух-трех тональностях.

Не менее важным для написания диктантов является и ощущение устойчивости и неустойчивости ступени. Ученикам предлагается группировать эти ступени в различных вариантах.

Начальный этап работы над диктантом

Эти блоки можно вставлять в упражнения по чтению с листа, что очень полезно не только для их осмысления, но и для воспитания их внутренних представлений:

Начальный этап работы над диктантом

Начальный этап работы над диктантом

Конечно, перед непосредственным пением таких упражнений они должны быть предварительно очень хорошо разобраны и осмысленны.

Самым трудным, но и самым действенным представляется свободная импровизация в пределах заданного блока. Задание можно сформулировать примерно так: Пой устойчивые ступени в любом порядке в любом ритме. Условие только одно - что называешь, то и поешь.

При такой постановке задачи ребенок поневоле вынужден будет «вспомнить» звук, то есть услышать его внутренним слухом, чтобы воспроизвести голосом точно.

После всей этой подготовительной работы можно приступать к записи музыкального диктанта. Возникает вопрос: как сделать этот вид работы на уроке более эффективным, увлекательным и психологически комфортным. Рекомендуются следующие формы диктантов, используемые в первый год обучения:

1.Записывание по памяти раннее выученной песенки.

2.Диктант с ошибкой.

3.Диктант с пропусками.

4.На доске выписана мелодия в виде ступеневой дорожки дети, слушая мелодию, записывают ее нотами, правильно ритмически оформляя.

5.Запись ритмических диктантов.

6.На доске выписаны овалы нот. Дети должны правильно оформить мелодию ритмически.

Итак, подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать вывод, что в первом классе закладываются главные, базовые навыки записи музыкального диктанта.

Это умение правильно слушать, запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст, умение осмыслить его графически и правильно записать, умение правильно определить и осознать метроритмическую составляющую мелодии, четко продирижировать ее, ощущая пульсацию долей и осознавая каждую долю. Слух должен научиться узнавать знакомые элементы в любом окружении. Память должна стать очень «цепкой» и объемной, потому что надо научить ученика удерживать всю мелодию в памяти и воспроизводить ее мысленно, «внутренним слухом».

Должно быть натренировано умение ориентироваться в любой тональности. Конечно такое сложное умение надо тщательно вырабатывать.

Во-первых, методом «натаскивания». Чтобы научить мгновенно узнавать какую-то трудность, ее надо вводить много раз подряд, заранее предупредив ученика, что он ее встретит. В дальнейшем ученик начнет узнавать его без предупреждения.

Во-вторых, материал должен быть подробно распределен по темам и по сложности. Поэтому последовательность диктантов должна быть строго продумана и обоснована педагогом. Ученик должен каждый раз знать, чего ожидать в диктанте, чтобы подготовиться заранее. Поэтому все интонационно-слуховые формы упражнений данного урока должны содержать отдельные элементы или ритмические трудности диктанта.

В третьих, диктанты не должны быть слишком трудными. Предпочтительнее, чтобы диктанты были проще, но их должно быть много. Тогда узнавание знакомых элементов будет доводиться до автоматизма, появится уверенность, что это «легко». Усложнение диктантов должно быть постепенным, незаметным для учеников.

Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых умений и усложнению теоретического материала.

Литература:

  1. Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в ΧΧІ веке. - М., Издательский дом «Классика - ΧΧІ », 2006 г.

  2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М.: Музыка, 1975 г.

  3. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. - Ростов на Дону,

«Феникс» 2013 г.


© 2010-2022