• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка на тему Формирование информационно-коммуникативной культуры школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Методическая разработка на тему Формирование информационно-коммуникативной культуры школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического развития и социально-экономического развития мирового сообщества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого граж...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования


Администрация Ярославской области








Тема:

Формирование информационно-коммуникативной культуры школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки


Методическая разработка


учителя музыки МОУ СОШ п. Ярославка

Вендиной Анастасии Владимировны






Ярославль, 2013г.


Введение

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического развития и социально-экономического развития мирового сообщества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культурно-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Специально проведенные исследования К.К. Колина, А.В. Запорожца, А.И.

Ракитова, Э.П. Семенюка показывают, что средства массовой информации значительно больше влияют на складывающуюся у школьников картину мира, чем уроки или внеклассная работа педагога.

Важно не просто использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе воспитания детей. Важно научить школьника критическому восприятию и осмыслению получаемой информации. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь понять скрытый смысл того или иного сообщения.

Актуальность выбранной темы объясняется общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Отвечая запросам общественности, система образования не стоит на месте, она постоянно совершенствуется. В современном мире образовательный стандарт ставит сложные задачи, выполнить которые традиционными методами и формами организации не представляется возможным. Разработка и освоение информационно-коммуникационных технологий составляет одно из основных направления развития образования в стране. Поэтому введение в современный образовательный стандарт таких понятий как коммуникативная культура, информационная культура, информационно-коммуникативная деятельность, коммуникативная компетенция, информационно-коммуникативная компетенция, информационные и коммуникативные умения - акцентирует значимость информационно-коммуникативной составляющей в содержании образования, а также неразрывное единство ее компонентов, информационного и коммуникативного.

Противоречие между необходимостью требованиями государственного образовательного стандарта к использованию информационно-коммуникационных технологий в музыкально-образовательном процессе и слабым использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки.

Проблема методической разработки состоит в нахождении рациональных путей формирования информационно-коммуникативной культуры учащихся средствами информационно-коммуникационных средств на уроках музыки.

Цель: теоретически обосновать и практически доказать эффективность формирования информационно-коммуникативной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки.

Для достижения поставленной цели решались следующие основные задачи:

  1. Определить сущностные характеристики понятия «информационно-коммуникационные технологии» и их роль в образовательном процессе

  2. Определить сущностные характеристики понятия «информационно-коммуникативная культура»

  3. Определить возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

База: МОУ СОШ п. Ярославка















Глава1 Теоретические аспекты формирования информационно-коммуникативной культуры школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их роль в образовательном процессе

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.За словом информация кроется коммуникация, а не знание: более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. В современном обществе информация - это идол[25].

Информация - это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой всё более растёт в современном мире. Исследователь информационного общества С. Московичи утверждает, что на протяжении всего нескольких поколений был совершён переход от культуры слова к культуре наглядных образов. "Не человек создаёт информацию, информация создаёт человека". В современную эпоху информация - это коммуникация, побуждающая к действию.

Коммуникация - путь сообщения, форма связи; акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; массовая к. - процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Технология (от греч. tchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий:

  • презентации

  • обучающие игры

  • развивающие программы

  • дидактические материалы

  • программы - тренажеры

  • системы виртуального эксперимента

  • электронные учебники

  • электронные энциклопедии.

Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Системы виртуального эксперимента - программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

На уроках музыки используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка. Существуют следующие виды наглядности [4,157c.].

  • картинная и картинно-динамическая наглядность - это картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино. Функция - познакомить с фактами, предметами, явлениями через их отображение.

  • Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

  • смешанная наглядность - учебный, звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действия.

  • Учебные кинофильмы и кинофрагменты - они служат для систематизации и обобщения знаний. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работы учащихся.

  • Учебные диафильмы - это статичное изображения на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы. Диафильмы могут быть использованы на всех этапах процесса обучения.

  • Учебные диапозитивы - это фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающаяся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они служат материалом для проверки знаний учащихся и для проведения устных и письменных сочинений.

  • Грамзаписи используются записи отрывков, пластики с музыкальных произведений. Под специальные записи можно проводить утреннюю гимнастику.

  • Телевидение - это телепередача, которая используется в учебном процессе. Они составляют учебные процессы, созданные с учетом учебных программ; они используются на уроках, применяются во внеурочной работе [5,49с.].

Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать ведущей в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен преодолевать психический барьер болезни компьютера. Для решения этой задачи возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий. Используемые программы должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом. Компьютер не только затронет все сферы личностного развития ребенка, когда у него будет заложена программа, соответствующая методам и приемам каждого конкретного педагога. Следовательно, учитель сам должен принимать участие в разработке необходимых ему программных средств.

Самое эффективное и наиболее эмоционально действующее средство наглядности - кино. Учебное кино и видеофильмы служат систематизации и обобщению знаний, освещают отдельные вопросы темы, содержат фактический материал для формирования представлений. Учебное кино - видеофильмы не следует рассматривать как способ наглядной иллюстрации, он несет учебную информацию.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютер - это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку «путешествовать» по миру и т. п

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

  1. в функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;

  • наглядное пособие;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

  1. в функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, их хранение;

  • графический редактор;

  • средство подготовки выступлений;

  • вычислительная машина больших возможностей.

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течении второй половины XIX, получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Мультимедиа - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации.

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.

В информационных технологиях видят возможное средство, которое позволяет осуществить наибольшую доступность к образовательным ресурсам. Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков, в том числе и на уроках музыки.

Использование информационных технологий обеспечивает поддержку образовательного процесса, позволяет реализовать образовательную, развивающую и воспитательную цели образования с учетом условий обучения и специфики предметной области, позволяет наполнить содержательную и оценочно - контролирующую сторону процесса обучения.

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-познавательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения. В-третьих, формирование информационной культуры учащихся, ознакомление их для самообразования. И, в-четвертых, развитие познавательных интересов учащихся к урокам музыки и музыки в целом.

Существуют различные формы организации обучения при использовании информационных технологий.

Применение ИКТ позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. ИКТ технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы нашей школы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы. Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими навыками работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Таким образом, использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

1.2. Понятие «информационно-коммуникативная культура»


Понятие «информационно-коммуникационная культура» вбирает в себя два вида культур: информационную и коммуникативную, поэтому в данном параграфе мы рассмотрим каждую из этих культур отдельно.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего.

Но для того чтобы ответить на главный вопрос параграфа что же такое информационно-коммуникативная культура, нам прежде всего нужно узнать что же такое понятие «культура» в целом.

Когда-то Горький определил: "Культура - это наука и искусство, цивилизация - это техника и экономика". По мнению Мэтью Арнольда, культура - это «всё лучшее в мире, что было создано и сказано», а всё что не попадает в это определение - хаос и анархия.

В связи с большим ростом новых технологий в последние годы появилось новое понятии. В данном случае речь идет об одном и наиболее важном элементе культуры эпохи информатизации, которую называют информационной культурой.

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках.

В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

По мнению Н.В. Макаровой, "информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы".

С точки зрения А.П. Суханова, "информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д.

Показатели информационной культуры человека:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

  • адекватно отбирать и оценивать информацию;

  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

  • Критерии реализации информационной культуры:

  • 1. когнитивный - знания и умения;

  • 2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;

  • 3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение.

  • Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную. Если раньше мы были озадачены вопросом "Что почитать?", то теперь все чаще возникает вопрос "Что не читать?". Если стремиться читать все по той или иной проблеме, то не останется времени для того, чтобы в решение этой проблемы внести свой вклад. "На первый план сегодня выдвигается не сбор информации, - пишет Э. Тоффлер, - а умение отыскать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать отсеянные сведения и своевременно доставить их нужному заказчику" (105, 358). Боле того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем само содержание информации. "В информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее, - пишет Э. Дайсон. - Сложности нашего общества - и возможности "цифрового века" - накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения" (13, 121).

В эпоху глобальной информационной революции знаменитое высказывание Р. Декарта "Cognito, ergosum" следует, наверное, перефразировать как "Comunico, ergosum" («Общаюсь, значит существую»). В полном соответствии с первородным значением латинского «communico» (делаю общим, общаюсь) коммуникация является необходимым способом и целью процессов социального конструирования. В центре этих процессов находится учитель, так как общение между учителем и учеником - одна из основных форм взаимодействия, посредством которой из поколения в поколение передается тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.

Так, по мнению К.Д.Ушинского, "искренние и откровенные взаимоотношения с воспитанниками, высокое мастерство общения - главные черты педагога в тонком и сложном процессе воспитания". Он придерживался мысли, что для эффективного обучения необходимо взаимопонимание между учеником и учителем ибо «…влияние личности воспитателя на молодую душу оказывает ту воспитательную силу, которую ничем нельзя заменить» [162, c.41].

Коммуникативная культура - качество личности, характеризующее ее способность ориентироваться в социокультурной среде и строить общение на основе непосредственного (переживание) и опосредствованного отношения к ней;

Проблема коммуникации нашла свое отражение в работах В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной. С их точки зрения, коммуникация есть процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту и носит деятельный диалогический характер [126, 127, 130].

И теперь, рассмотрев все понятия, мы можем дать определение информационно-коммуникативной культуре.

Информационно-коммуникативная культура- это способность получения конкретной информации благодаря умению общаться.

Таким образом, мы выяснили, что культура -исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни, в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные независимо от места их нахождения.

Коммуникативная культура- это качество личности, характеризующее ее способность ориентироваться в социальной среде и строить общение на основе непосредственного и опосредственного отношения к ней. Теперь, разобрав все ключевые термины, мы дали определение понятию «Информационно-коммуникативная культура».

Информационно-коммуникативная культура - качество личности, представляющее собой единство умений, способов деятельности в информационной среде, опыта эмоционально-ценностного отношения к ней, способности рефлексивного анализа семиотического отражения мира и навыков творческого использования информации во взаимосодействующем общении субъектов жизнедеятельности по поводу обособления социокультурной среды их обитания.


  1. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Итак, что же нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки?

Ребенка окружает в быту множество звуко- и видео воспроизводящих устройств (телевизоры, DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, КПК и т.д.). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Особенно важно заинтересовать музыкальными занятиями младших школьников, в том возрасте, когда эстетические вкусы и музыкальный кругозор только формируется. У преподавателя, владеющего инновационными методиками обучения, есть масса возможностей - это и демонстрация мультфильмов, где в качестве сопровождения использована классическая музыка, и разучивание детских песен по системе караоке, и прослушивание медиафайлов с доступными восприятию детей музыкальными шедеврами, и, самое главное, - большое количество обучающих музыкальных компьютерных игр.

Диапазон музыкальных игр достаточно велик и рассчитан на разную степень подготовленности и возрастную категорию: это собирание картинки с изображением музыкального инструмента по принципу пазла, группировка инструментов по категориям, знакомство со звучанием каждого инструмента, освоение нотной грамоты и нотной записи, звуковысотное ориентирование, определение инструмента на слух, самостоятельное составление целого ансамбля и многое другое. При этом детям в ненавязчивой форме рассказываются интересные факты из жизни композиторов, истории создания шедевров, звучит замечательная музыка.

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов, в том числе и на уроках музыки.

Современные цифровые образовательные ресурсы, используемые на уроках музыки условно можно разделить на следующие группы:

  • музыкальные проигрыватели;

  • программы для пения караоке;

  • музыкальные конструкторы;

  • музыкальные энциклопедии;

  • обучающие программы;

  • программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

  • Обучающие программы, предназначенные для детей школьного возраста по предмету «Музыка», дают возможность знакомить с творчеством композиторов в занимательной форме с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, а также проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин. Рассмотрим возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки на примере программ «Музыкальные энциклопедии». К сожалению, они пока не многочисленны. Наиболее интересными являются «Энциклопедия классической музыки» (Коминфо), «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Музыкальные инструменты». Материал этих энциклопедий может использоваться совместно, дополняя друг друга.

С точки зрения создания, редактирования и записи музыки интересна программа «Электронный ди-джей 7», которая представляет собой виртуальную музыкальную студию. Работу со звуком при домашней подготовке к урокам можно осуществлять с помощью программ: «AdobeAuditionv 3.0», «AdobeSoundboothCS 3», «CarewalkMusikCreatorv 4.0».

В нашей работе мы использовали материалы городской конференции «Цифровые ресурсы в образовании»: «Цифровые образовательные ресурсы разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений юными исполнителями для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников;

  • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства;

  • дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

  • литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); цитаты и высказывания композиторов.

  • творческие (интерактивные) задания для обучающихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников».

Караоке - современная информационная технология нашего времени. В конце 70-х гг. XX века в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность.(переводится как «пустой оркестр») Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразных фонограмм, но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

Еще одной формой использования информационно - коммуникационных технологий на уроках музыки является выполнение докладов, тестов, проектов с презентацией. Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиапрезентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.На уроках используется презентация, подготовленная как мною, так и учениками.

Такой вид заданий очень полезен, потому что, для подготовки презентации ученик должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, ученик проявляет свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Также очень эффективен способ создания и представления учащимися творческих проектов с использованием ИКТ.

Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию. Конечно, можно приготовить все заранее самому учителю, раздать готовые материалы, но вот останется ли это в памяти ребенка?

Думаю, что главное в работе современного учителя - это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Если учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Главное в нашей работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны привить детям любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и её ни чем не заменить!

Эффективность урока музыки зависит от того, насколько точно подобраны учителем сочинения разных стилей, эпох, композиторов, народного музыкального искусства. От их образно-эмоционального содержания, воспитательной направленности, педагогической целесообразности зависит и выбор методов обучения.

Таким образом, сегодняшний урок музыки уже не мыслим без использования современных средств обучения: музыкальных проигрывателей, программ для пения караоке, музыкальных конструкторов, музыкальных энциклопедий всевозможных обучающих музыкальных программ, программ для импровизации, группового музицирования и сочинения музыки. Они дают не только учителю, но и ученикам возможность творить и фантазировать, моделировать взаимное общение на уроке, делая его активным и интересным. Но не стоит, конечно же, забывать о том, что, во-первых, всего должно быть в меру, во - вторых, что никакие новые технологии никогда не заменят учителя.










Глава 2. Опытная работа по формированию информационно-коммуникативной культуры школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки


2.1. Диагностика уровня информационно-коммуникативной культуры школьников

В первой теоретической главе мы рассмотрели понятие «информационно-коммуникационные технологии» и их роль в образовательном процессе, а также раскрыли понятие «информационно-коммуникативная культура».

Цель опытной работы: разработать педагогические условия формирования информационно-коммуникативной культуры школьников на уроке музыки и проверить их эффективность.

В ходе опытной работы прослеживаются следующие этапы:

  • выбор базы исследования;

  • выбор методической базы;

  • проведение первичной диагностики по выявлению уровня развитости информационно-коммуникативной культуры;

  • работа по развитию информационно-коммуникативной культуры;

  • вторичное проведение диагностики.

Базой нашего исследования стала МОУ СОШ п. Ярославка. Исследование проходило в 5 классе в количестве 16 учащихся.

Для диагностики уровня информационно-коммуникативной культуры школьников в 5 классе мы использовали следующие методы:

  • анализ;

  • наблюдение;

  • прогнозирование;

  • обобщение;

Для определения эффективности диагностики были определены три уровня развитости информационно-коммуникативной культуры,взяв за основу критерии и показатели информационной культуры, разработанные лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО, г. Самара.

  • Высокий;

  • Средний уровень;

  • Низкий уровень;(приложение,таблица № 3)

Для определения эффективности работы нами были разработаны критерии и показатели уровня развитости информационно-коммуникативной культуры школьников. Взяв за основу материалы из таблицы «Критерии и показатели информационно-коммуникативной культуры школьников», мы остановились на следующих критериях:

  • Когнитивный

  • Эмоционально-ценностный

  • Поведенческий

К каждому критерию были разработаны показатели и уровни их развитости.(приложение,таблица № 4).

Для того чтобы определить состояние информационно-коммуникативной культуры школьников мы подобрали диагностический инструментарий: анкету, тестовые задания, включенное наблюдение за активностью школьников, их эмоциональной включенностью и ответственностью при выполнении заданий. В исследовании принимало участие 16 человек. Обучащимся были предложены тестовые задания и анкета (см. Приложения №1, №2), с помощью которых мы выявили уровень развитости информационно-коммуникативной культуры у школьников.Представим данные первого диагностического этапа (приложение, таблица № 5).

Таким образом, 9 человек имеют низкий уровень по первому критерию (когнитивный) - они очень медленно воспринимают и перерабатывают полученную информацию, не могут привести ее в систему, с трудом обобщают, не знают, как представить ее в новом качестве. Средний уровень - 4 человека, которые не всегда могут отобрать нужное из обилия информации, с ошибками ее систематизируют, не точно делают выводы. Высокий уровень - 3 человека, которые активны в работе, свободно и легко работают с новой информацией, без труда ее систематизируют, делают обобщающие выводы, могут подать ее в качественно новом виде окружающим.

Низкий уровень по второму критерию (эмоционально-ценностному) показывали 7 человек. Они не умеют объективно оценивать свои потребности в получении новой информации, соответствующей характеру работы, проявляют низкий уровень любознательности, не могут оценить успешность собственной деятельности. Средний уровень - 5 человек, которые не всегда умеют определить, какая информация им необходима для решения конкретной задачи, только с направлениями учителя могут ее найти и обработать, неуверенно оценивают собственные успехи. Высокий уровень показали - 4 человека, которые, самостоятельно справляются с поиском необходимой информации, проявляют в работе активность, любознательность, уверены в успешном результате работы, полноценно показывают свои знания.

Низкий уровень по третьему критерию (поведенческому) показали 8 человек. Они не умеют применять полученную информацию в различных сферах своей деятельности. Средний уровень - 6 человек с затруднениями применяют новые знания в различных сферах своей деятельности. Высокий уровень - 3 человека, которые уверенно показывают приобретенные знания, умеют применить их в различных ситуациях, например: при создании мультимедийных презентаций, работе над творческими проектами и т. д.

Каждый из уровней оценивался по 3-х бальной шкале: высокий уровень - 3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень - 1 балл.

Проанализировав данные, мы сделали вывод, что низкий уровень развития информационной культуры имеют в среднем - 8 учащихся, 4 учащихся - средний уровень и 3 школьника показали высокий уровень. Это говорит о том, что есть необходимость пересмотреть приемы и методы в развитии информационно-коммуникативной культуры школьников.

2.2 Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной культуры школьников с включением информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

В данном параграфе мы рассмотрим фрагмент урока с применением информационно-коммуникационных технологий, а также покажем урок по формированию информационно-коммуникативной культуры школьников средствами ИКТ.

В начале нашей работы мы разработали педагогические условия:

  • организовывать проектно-исследовательскую деятельность школьников через самостоятельный поиск и сбор информации с применением ИКТ;

  • информационно-коммуникационные технологии обеспечат видео показ сценических видов искусств (опер, балетов, мюзиклов, кинематографа);

При этих условиях будет выполнена наша гипотеза. И сейчас мы их продемонстрируем на фрагментах уроков по музыке.

Фрагмент урока с применением ИКТ.

Цель урока: Сформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: урок-представление.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, метод пластического интонирования, метод эмоционально-образного и интонационно-образного анализа.

Музыкальный материал:

  • Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  • Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

  • Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

  • Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;

  • Видеофрагменты балетов;

  • Карточки с эмблемами профессий;

  • Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;

  • Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;

  • Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;

  • Листы для рефлексии.

Ход урока:

1.Организационный момент. Вход в класс под «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети останавливаются возле своих мест.

Здравствуйте, ребята! (Дети садятся на свои места под музыку звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского).

2.Актуализация темы урока.

У: Как вы думаете, почему мы начали урок с движения под музыку? О чём мы сегодня будем говорить?

Д: «О движении под музыку», «О музыкальном театре»)

У: Да, мы продолжаем виртуальное путешествие в музыкальный театр . С помощью волшебной музыки великого русского композитора П.И.Чайковского мы можем выбрать любой из музыкальных театров мира. В какой из них мы пойдём? (звучит «Вальс из балета «Спящая красавица» П. И.Чайковского).

(На экране видеоряд фотографий музыкальных театров. Дети выбирают театр для посещения).

У: Где мы были на прошлом уроке?

Д: «В опере»

У: А что мы увидим сегодня? (Показ фрагмента из балета)

Д: Балет.

3.Новая тема.

У: Интересно, когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)

Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И.Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу. После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».

Это-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?

Работа в группах.

У: Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере. Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

Д: ответы детей

Тем, кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей учеников.

У: В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется?

Д: либретто

У: На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица». (ученики читают либретто «Спящей красавицы).

А теперь приступаем к постановке спектакля. Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт. (Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем - музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления. Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

И вновь - работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).

Наконец-то на нашей сцене появились артисты балета!

Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

1.Фея Сирени и Фея Карабос(Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты»).

У: Знакома ли нам эта музыка?

Д: Да

У: В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали?

Д: во вступлении

Музыкально-пластическая импровизация: принцесса Аврора и принц Дезире.

У: Знакома ли нам эта музыка?

Д: Да

У: Как называется этот танец?

Д: Вальс

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!

5.Обобщение: Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.

Таблица № 6

Характеристика сценических жанров

Компоненты

Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

второстепенная

главная

Оркестр

симфонический

симфонический

либретто

6.Рефлексия: Синквейн к Балету (составляется учителем совместно с учениками):фея драже, фея кофе и фея чая.

Синквейны, созданные детьми для уроков музыки:

1.Фея Драже

Таинственная, застенчивая.

Плачет, грустит, волнуется.

Мне она понравилась.

Сказка

2.Фея Кофе

Добрая, ленивая.

Лежит на подушках, угощает кофе, отдыхает.

Фея Кофе - задумчивая.

Восток.

3. Фея Чай

Стремительная, смешная.

Забавляет, смешит, веселит.

Фея Чай похожа на китайскую улыбку!

Китай.

В конце урока с применением информационно-коммуникационных технологий школьникам была поставлена цель разработать и защитить проект по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик», основным продуктом которого является презентация. Для того чтобы выполнить это задание школьники были разбиты на группы, каждая из которых выполняла свою поставленную задачу:

  • 1 группа занималась поиском информации о биографии П.И Чайковского;

  • 2 группа занималась историческим аспектом создания балета ;

  • 3 группа школьников отвечала за теоретическую основу презентации;

  • 4 группа занималась подбором музыкальной оставляющей презентации;

  • 5 группа занималась художественным оформлением презентации;

  • 6 группа отвечала за видеофрагменты презентации;

Этот проект мы вместе со школьниками выполняли в течении трех недель. Перед ними была поставлены цель, задачи, а также срок выполнения- две недели. После каждой недели школьники приходили с проработанным материалом и докладывали сведения о проделанной работе.

Цель работы: научить школьников умело и грамотно находить ценную информацию в большом потоке информационных технологий на уроках музыки, а также научить их слаженно и умело работать в коллективе.

Сейчас мы фрагментарно опишем все этапы нашей проектной работы.

Этапы работы.

Первым этапом в нашей работе стал поиск биографической информации о русском композиторе П.И Чайковском:

Петр Ильич Чайковский- русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель. Петр Ильич родился в 1840 году в Воткинске.С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского. Тем не менее его отдали учиться в Училище правоведения. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища.После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах при Русском музыкальном Обществе. Через год Петр поступил в первую в России консерваторию…(это отрывок школьников 1 группы) Он совместно был исправлен и доработан.

Вторым этапом работы был подбор информации о творческом портрете П.И Чайковского.

Творческий портрет композитора(отрывок из работ одного из школьников):П.И Чайковский- русский композитор, который сочинял музыку в самых различных ее жанрах. К его самым выдающимся произведениям относятся:

  • Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта»;

  • Балеты: « Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»;

  • Симфонии: «Зимние грезы», «Патетическая»;

  • Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;

  • Симфоническая фантазия «Франческа да Рими»;

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром № 3;

  • Кантаты: «К радости», «Москва»;

Этот материал был дополнен и проработан.

Третим этапом был поиск и изучения исторического аспекта создания балета «Щелкунчик».

«Щелку́нчик» - балет Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом.Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища.В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мари, а Клара - это её любимая кукла.В России с началом Первой мировой войны (1914 год) и ростом ура-патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц остался непереименованным, поскольку он - отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор….

Четвертым этапом был подбор музыкальной основы проекта. Школьниками были предложены следующие музыкальные номера из балета «Щелкунчик»:

  • Вальс цветов

  • Марш из балета

  • Па-де-де

  • Дворец сладостей

  • Увертюра

5 группой школьников была разработана художественная сторона презентации- это портрет П.И Чайковского, репродукции картин к балету «Щелкунчик».

Последним и самым трудным этапом был поиск видеофрагментов по данному балету. После этих этапов каждая группа доработала информацию и получился готовый продукт в виде презентации.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что педагогические условия, разработанные нами в начале работы, эффективно способствуют развитию информационно-коммуникативной культуры школьников на уроках музыки.

2.3 Результаты опытной работы по формированию информационно-коммуникативной культуры школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Подведя итоги проделанной работы, мы предложили учащимся выполнить тестовое задание и заполнить анкету (Приложение №1, №2), с помощью которых мы выявили уровень развитости информационной культуры детей в 5 классе. Представим данные второго диагностического этапа, которое проводилось в марте 2011г. в 5 классе (приложение, таблица № 7).

Таким образом, 3 человека имеют низкий уровень по первому критерию (когнитивный) - они очень медленно воспринимают и перерабатывают полученную информацию, не могут привести ее в систему, с трудом обобщают, не знают, как представить ее в новом качестве. Средний уровень - 5 человек, которые не всегда могут отобрать нужное из обилия информации, с ошибками ее систематизируют, не точно делают выводы. Высокий уровень - 8 человек, которые активны в работе, свободно и легко работают с новой информацией, без труда ее систематизируют, делают обобщающие выводы, могут подать ее в качественно новом виде окружающим.

Низкий уровень по второму критерию (эмоционально-ценностному) показывали 3 человека. Они не умеют объективно оценивать свои потребности в получении новой информации, соответствующей характеру работы, проявляют низкий уровень любознательности, не могут оценить успешность собственной деятельности. Средний уровень - 4 человека, которые не всегда умеют определить, какая информация им необходима для решения конкретной задачи, только с направлениями учителя могут ее найти и обработать, неуверенно оценивают собственные успехи. Высокий уровень показали - 9 человек, которые, самостоятельно справляются с поиском необходимой информации, проявляют в работе активность, любознательность, уверены в успешном результате работы, полноценно показывают свои знания.

Низкий уровень по третьему критерию (поведенческому) показали 2. Они не умеют применять полученную информацию в различных сферах своей деятельности. Средний уровень - 6 человек с затруднениями применяют новые знания в различных сферах своей деятельности. Высокий уровень - 8 человек, которые уверенно показывают приобретенные знания, умеют применить их в различных ситуациях, например: при создании мультимедийных презентаций, работе над творческими проектами и т. д.

Каждый из уровней оценивался по 3-х бальной шкале: высокий уровень - 3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень - 1 балл. Проанализировав данные, мы сделали вывод, что низкий уровень развития информационной культуры в среднем показали - 3 учащихся (3 балла), 5 учащихся (10 баллов) - средний уровень и 8 школьников (24 балла) показали высокий уровень.

Проделанная нами работа показывает высокий рост информационной культуры школьников, что позволяет сделать выводы об эффективности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки.

Заключение

Современное общество все чаще называют информационным. Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. В информационном обществе человеку придется учиться всю жизнь, а информационные объекты в работе любого профессионала станут гипермедийными (то есть, будут объединять текст, наглядно-графические объекты, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных), передаваемыми устно, телекоммуникационно, размещаемыми в Интернете. Следовательно, необходимо подготовить детей к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. ИКТ-компетентность - умения и навыки использования информационно-коммуникационных технологий - выступает компонентом информационной культуры личности.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационно-коммуникативной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование. Все это и определяет актуальность выбранной нами темы «Формирование информационно-коммуникативной культуры школьников средствами информационно-коммуникационных технологий»(на уроках музыки).

Цель, поставленная перед началом работы, по нашему мнению достигнута.В нашей работе мы раскрыли и изучили следующие понятия: «информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе», «информационно-коммуникативная культура», а также показали практическую значимость применения ИКТ на уроках музыки.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). КИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока

  • повышение мотивации учащихся,

  • мониторинг их достижений

Информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс). Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой часть современного образовательного процесса. Разработка и освоение информационно-коммуникационных технологий составляет одно из основных направлений развития образования в стране. В связи с этим в современном образовательном стандарте появилось такое понятие как «информационно-коммуникативная» культура». Информационно-коммуникативная культура-это способность получения конкретной информации благодаря умению общаться.

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов, в том числе и на уроках музыки. На уроках музыки мы можем использовать такие ИКТ как- музыкальные проигрыватели; программы для пения караоке, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки. Но не стоит конечно же забывать о том, что, во-первых, всего должно быть в меру, а, во - вторых ,что никакие новые технологии никогда не заменят учителя.

Выполненное исследование подтвердило выбранную нами гипотезу о том,что формирование информационно-коммуникативной культуры школьников на уроках музыки будет проходить эффективней если будут выполнены следующие педагогические условия:

  • организовывать проектно-исследовательскую деятельность школьников через самостоятельный поиск и сбор информации с применением ИКТ;

  • информационно-коммуникационные технологии обеспечат видео показ сценических видов искусств (опер, балетов, кинематографа);

Опытная работа по формированию информационно-коммуникативной культуры школьников на уроках музыки доказала эффективность применением ИКТ на уроках музыки при выполнении педагогических условий.

Данное исследование показало, что в настоящее время в образовании происходит смена приоритетов, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал - человека образованного, в виде "человека культуры", человека, обладающего умственной, этической и общественно-духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится формирование информационно- коммуникативной культуры личности школьников средствами ИКТ.




Приложение № 1

Таблица № 3

Критерии и показатели информационно-коммуникативной культуры

Когнитивные критерии и его показатели (знания, умения)

Эмоционально-ценностный критерий и показатели (установки, оценки, отношения)

Поведенческий критерий и показатели (реальное поведение)

1.Интернет-граммотность

2.Навыки обращения с информацией:

  • Умение организовать поиск необходимой информации;

  • Умение работать с отобранной информацией:

структурировать,

систематизировать,

обобщать;

  • Умение общаться

1.Содержание информационных потребностей и интересов.

2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

3. Предпочтительность каналов получения необходимой информации.

4. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

1. Способы поиска и каналы получения необходимой информации.

2. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.

3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.

4. Способы распространения новой информации.

5. Степень включенности в Интернет-сообщество.

6. Формы деятельности в Интернет.

Таблица № 4

Критерии, показатели и уровни развитости информационно-коммуникативной культуры школьников

Критерий

Показатель

Уровни развитости

Когнитивный (знания, умения)

Умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям

Низкий: не умеют работать с отобранной информацией, не умеют ее структурировать, систематизировать, с трудом обобщают новую информацию, не могут представить ее другим людям;

Средний: с небольшими неточностями обрабатывают новую информацию, с небольшими ошибками ее структурируют, систематизируют, не всегда правильно могут представить ее в другом виде;

Высокий: свободно и легко работают с новой информацией, правильно ее структурируют, приводят в систему, без труда могут представить ее в новом качестве окружающим;

Эмоционально-ценностный(установки, оценки, отношения)

Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности

Низкий: не умеют объективно оценивать свои знания, не умеют систематизировать полученные знания, выявляя при этом «слабые места»;

Средний: не достаточно точно оценивают свои знания, имеют тенденцию к завышению или занижению их, не всегда полноценно ими пользуются;

Высокий: объективно оценивают свои знания, анализируют способы их получения

Поведенческий(реальное и потенциальное поведение)

Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности

Низкий: не умеют применять новые знания в различных сферах своей деятельности;

Средний: не всегда уверенно пользуются полученными знаниями в других образовательных областях;

Высокий: свободно используют новую информацию, проявляют творческий характер при ее применении

Таблица № 5

Первичная диагностика уровня развитости информационно-коммуникативной культуры школьников

Критерий

Показатели

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1.Когнитивный

Умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям

3ч.

4ч.

9ч.

2.Эмоционально- ценностный

Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности

4ч.

5ч.

7ч.

3. Поведенческий

Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности

3ч.

6ч.

8ч.

Таблица № 7

Уровень развитости информационной культуры обучающихся в конце исследования


Критерий

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

1.Когнитивный

Умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям

8ч.

5ч.

3ч.

2. Эмоционально- ценностный

Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности

9ч.

4ч.

3ч.

3. Поведенческий

Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности

8ч.

6ч.

2ч.


© 2010-2022