Музыкально - творческая деятельность на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Музыкально - творческая деятельность на уроках музыки»

Цель:

представить опыт работы учителя музыки по теме: «Музыкально-

творческая деятельность на уроках музыки». Задачи:

-познакомить с музыкально - творческими приёмами;

-показать возможности применения музыкально - творческих

приёмов на других предметах.

(Звучит музыка из «В гостях у сказки»)

(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в увлекательный мир музыки.

Как ваше настроение? Я желаю вам, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня. И так начнём.

С древности и до наших дней, каждый решает проблему построения урока по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности 21 века, недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации? Процесс образования - это как приготовление хлеба. Существует множество рецептов, каждый учитель выбирает свой, тот самый вкусный на его счёт и пытается именно его разрекламировать и дать попробовать другим, но при этом, неизменно что-то добавляет самобытное, пикантное.

-Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки?

( слайд 2) Все основные разделы урока музыки: слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность. И я сегодня хочу остановиться подробнее на развитии творческих способностей детей(слайд 3)

Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного из вас, прошу Вас выйти ко мне. Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню, к примеру, 1 куплет песни «От улыбки хмурый день светлей» (поёт)…

Попрошу рассказать о своих ощущениях. Вы сейчас волновались? По-моему Вы эмоционально немного скованны, это так?

От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике). Спасибо, можете вернуться на своё место.

Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима - психологическая.

Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных , но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. (слайд 5) Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении

«Первое выступление».

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.

Сегодня на свой мастер-класс я принесла волшебный мешочек. В нем находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского художественного творчества. Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? (игрушка)… театральная кукла… пальчиковая…(достаю куклу) (слайд 6)

В помощь учителю множество разновидностей театральных кукол, разновидностей кукольного театра - от самого простого настольного до сложного театра марионеток и кукол в полный рост.

Опять приглашаю этого же участника на импровизированную сцену. Возьмите эту куклу в руки, как вы её назовёте?… какое у тебя (имя куклы) красивое платьице, причёска…

А теперь ту же песню нам исполнит кукла (имя куклы)… (поёт)…

Вопрос конкурсанту: Что изменилось по сравнению с первой ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (появилась уверенность, так как внимание публики было сконцентрировано на кукле)

Приём переноса внимания публики на куклу ребенку позволяет «спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.

Вопрос в зал: Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение от первого? Каким оно стало? (Более выразительным)

А теперь, прошу выйти ещё два человека…Вы возьмите детский шумовой инструмент треугольник и стучите на сильную долю песни, а Вы маракасы и играйте вот так (показываю). У нас получится ансамбль! Исполните песню вместе, втроём. (слайд7) (исполняют). Спасибо! Аплодисменты!!!

Я применяю кукольный театр и игру на шумовых инструментах при работе над отдельными песнями, а также вместе с детьми мы ставим небольшие музыкальные спектакли, исполняем песни с танцевальными движениями.

Танцевальные движения, это гимнастика которая очень хорошо позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. Дети очень любят петь и делать движения которые просит музыка. ( слайд 8) Я думаю, будет не плохо, если мы с вами тоже проэксперементируем. Приглашаю 4 человека на сцену (танцуем «Шёл козёл по лесу»).

Так же, детям очень нравится отгадывать на слух, какой музыкальный инструмент играет и после импровизированно на нём исполнить. ( Включаю оркестр музыкальных инструментов, повторяем).

При работе над движением я сталкиваюсь с двумя проблемами: либо ребенок очень вялый и здесь требуется комплекс упражнений на напряжение мышц, либо он чрезмерно напряжен, и здесь требуется комплекс упражнений на расслабление мышц. Напомню, что данные проблемы (зажатость всего организма) могут отрицательно сказаться и на пении. Все упражнения очень просты, выполним некоторые из них, мы с детьми выполняем их всегда под музыку:

  • Красит забор (кисточка - это ваша кисть руки)

  • Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)

  • Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)

  • Гребет на веслах

  • Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)

На уроках Музыки мы обязательно слушаем музыку, музыку разных эпох, стилей. Особенно детям запоминаются занятия, на которых они сами рисуют красками во время слушания музыкальных произведений. Нужно изобразить на бумаге движение звучащей музыки, её настроение, характер. Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность.

Я не прошу детей нарисовать что-то конкретное, главное подумать, для изображения мелодии линия должна быть тонкая или толстая, ровная, изогнутая или волнообразная… а, может, нужна не линия, а только цветовой фон? Цвета подходят теплых тонов или холодных? Посмотрите на экран, это некоторые рисунки учащихся начальных классов… (слайды 9,10,11,12 )

Ещё нам нравится игра, которую я назвала «Музыкальный диктант», здесь дети раскрывают свой талант в игре на фортепиано, и развивают музыкальный слух. Один ребёнок садится за инструмент, играет фрагменты движения мелодии, ученик должен на доске изобразить её. После учитель проверяет диктант и ставит соответствующую отметку. (раздаю диктант, пишем, сравниваем (слайд 13))

Так же на уроках есть система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства. К примеру:

-Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер.

- «Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?» (зачитать фрагменты творческих работ…)

- Оживите картину средствами музыки... т.е. представьте и расскажите какая музыка звучит в данной картине?

(слайд14) Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами и историками.

С помощью металлофона или фортепиано мы сочиняем сказку на ходу,

озвучивая её на инструменте. Например

Попробуем?( Раздаю инструменты, импровизируем сказку)

Творческие задания на моих уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично развитую личность, развивает умение взаимодействовать с разными видами искусств и наук. Одним словом, музыка расширяет широкий спектр познания.

Я сегодня рассказала о положительном влиянии Музыкально- творческой деятельность на уроках музыки.

-Скажите, представляется ли вам возможным использование кукольного театра или основ театральной педагогики на своих уроках? (Ответы участников мастер-класса)

И конечно же не могу закончить свой мастер-класс, не пригласив вас поучаствовать в увлекательном действе - хоровом пении.

Исполнение песни «учат в школе» всеми участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, я желаю вам идти по жизни с песней. Большое спасибо за внимание и помощь.


© 2010-2022