• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по предмету Сольфеджио

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по предмету Сольфеджио

Предмет «Сольфеджио», направленный на развитие интонационного и гармонического слуха как необходимых компонентов музыкального мышления, способствует музыкально-эстетическому воспитанию детей, расширению их общего музыкального кругозора и формированию хорошего вкуса. Поэтому дополнительная образовательная программа по данному предмету имеет общеразвивающую направленность.Новизна программы в ее содержании. Она охватывает более широкий круг тем, чем это было предусмотрено в программе, утвержденной ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ г. Дубны Московской области

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАПСОДИЯ»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА




ПРОГРАММА

по учебному предмету

СОЛЬФЕДЖИО

















Дубна 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Музыкальная деятельность ребенка создает необходимые условия для его всестороннего и гармоничного развития. С этой целью в детской школе искусств создан комплекс занятий, в который входят следующие предметы: «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература», развивающие у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирующие их творческую активность, воспитывающие любовь к классической и народной музыке.

Предмет «Сольфеджио», направленный на развитие интонационного и гармонического слуха как необходимых компонентов музыкального мышления, способствует музыкально-эстетическому воспитанию детей, расширению их общего музыкального кругозора и формированию хорошего вкуса. Поэтому дополнительная образовательная программа по данному предмету имеет общеразвивающую направленность.

Новизна программы в ее содержании. Она охватывает более широкий круг тем, чем это было предусмотрено в программе, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства Культуры в 1984 году. Такое изменение программы стало актуальным в силу следующих причин:

- дети, обучающиеся по пятилетней программе, должны получить по окончании школы достаточный объем знаний, практических умений и навыков для того, чтобы ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя и активно заниматься любительским музицированием.

-для учащихся, планирующих поступление в средние специальные учебные заведения также необходим более широкий охват тем в курсе «Сольфеджио», так как музыкальные колледжи предъявляют к абитуриентам пятилетнего курса обучения по предмету такие же требования, как и после окончания семилетнего курса обучения.

Таким образом, чтобы развивать ребенка в соответствии с современными тенденциями музыкальной педагогики, педагогически целесообразным стало создание дополнительной программы по сольфеджио на основе типовой программы Л.В.Семченко, адаптированной к условиям обучения детей в школе искусств «Рапсодия». Такая практика стала возможной благодаря концентрированному методу подачи материала - знакомство со многими темами, изучаемыми ранее поэтапно в разных классах, теперь предлагается осуществлять единым блоком, что позволяет освободить учебные часы для изучения других тем и дает возможность формирования целостной системы подачи теоретического материала, более удобной для восприятия учащихся.

Основной целью настоящей программы является:

-раскрытие музыкальных и творческих задатков ребенка;

-развитие у учеников музыкального слуха;

-воспитание у ученика умения осмысленно воспринимать и классифицировать средства музыкальной выразительности, выявлять наиболее характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей, жанров;

-организация деятельности ребенка таким образом, чтобы он имел возможность применять полученные знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.

На практическое достижение данной цели направлены следующие задачи:

1. Развить у учащихся:

- мелодический слух: качественное восприятие звучащей мелодии (узнавание пройденных оборотов, типов движения, скачков, секвенций, повторов и т. д.) и интонационно чистое ее воспроизведение;

- гармонический слух: ощущение фонизма интервалов, аккордов; восприятие функциональных гармонических связей; способность воспринимать много звуков как единое целостное звучание.

- внутренний слух: способность представлять себе звучание интервала, аккорда, мелодического, гармонического оборотов, ритмического рисунка, мелодии или ее фрагмента;

- чувство лада: осознание связей звуков; ощущение устойчивости и неустойчивости, законченности или незаконченности оборота; окраски мажора, минора; тяготения звуков при разрешении;

- музыкальное мышление: способность восприятия музыкальной мысли, музыкальной формы, умение анализировать музыкальный текст, знание и владение элементами музыкальной речи.

-музыкальную память: осознанное запоминание звучания музыкального материала.

2. Воспитать навыки:

- пения мелодии с дирижированием, с аккомпанементом педагога или с собственным аккомпанементом;

- ансамблевого пения;

- самостоятельного разучивания мелодий;

- чтения с листа;

3. Сформировать умения:

- подбора по слуху мелодий, аккомпанемента;

- транcпонирования мелодий по слуху, транспонирования нотного текста;

- записи мелодий по слуху;

- анализа отдельных элементов музыкальной речи; анализа произведений на слух и по нотному тексту.

4. Дать начальные знания в области музыкальной грамоты.

Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы по сольфеджио преподавателя ДМШ №45 г. Москвы Л.В.Семченко (2006 г.).

Ее отличительные особенности:

  1. Из раздела «Вокально-интонационные навыки. Сольфеджирование. Чтение с листа» удалена такая форма работы, как разучивание и пение с аккомпанементом преподавателя песен композиторов, потому что у учащихся хорошая интонационная подготовка на уроках хора. Вместе с этим, в работу включены каноны и вокализы, предназначенные для разучивания и пения с листа.

  2. Более детализировано выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами.

  3. Из раздела «Воспитание чувства метроритма» взяты те виды упражнений, которые удается полностью реализовать на уроках в нашей школе.

  4. Списки рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены. В них включены учебники и пособия, изданные в период после 2000 года.

  5. Для качественной и детальной подготовки к контрольному уроку введен новый тип урока - практикум.

  6. Значительно сокращена работа над разделами «Музыкальный диктант» и «Воспитание творческих навыков», особенно в старших классах.

Обучение по данной программе осуществляется с учащимися от восьми лет и старше, ранее обучавшимися в течение года по программе «Подготовка к обучению в ДШИ».

Срок реализации обучения - 5 лет. Образовательный процесс делится на 2 этапа: 1-2 класс - младшее звено, 3-5 классы - старшее звено. В соответствии с этим ранжированием подобраны формы и методы обучения.

Основной формой обучения является урок, который проводится в форме группового занятия. Режим проведения занятий -1 раз в неделю.

Курс изучения предмета рассчитан в первом полугодии на 16 занятий,

и 18 -во втором полугодии. Продолжительность занятий в 1 классе - 40 минут - 1 академический час, во 2-5 классах - 60 минут, что соответствует 1,5 академическим часам. Курс изучения предмета сольфеджио в 1 классе составляет 34 часа, что соответствует 34 занятиям, а во 2-5 классах - 51 час, что соответствует 34 занятиям.

В результате занятий по предмету «Сольфеджио» дети должны уметь:

- интонационно точно петь выученную мелодию;

- один из голосов несложного двухголосного произведения;

- подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент;

- анализировать на слух и по нотному тексту, как отдельные элементы музыкальной речи, так и небольшие музыкальные произведения (в том числе из репертуара по инструменту).

Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.

Итоги обучения подводятся в конце каждой четверти в форме контрольного урока, а также в конце обучения в форме экзамена. В 1-4 классах в конце I, II и III четверти контрольный урок проводится в форме устного опроса по пройденным темам, включающего сдачу выученных одно и 2-голосных номеров. В конце года контрольный урок проводится в соответствии со следующими требованиями:

1.Повторение теоретических понятий.

2.Интонационные упражнения в мажорной тональности.

3.Интонационные упражнения в минорной тональности.

4.Упражнения со слуха.

5.Упражнения на освоение интервалов и аккордов.

6.Исполнение пройденных 1 и 2-голосных номеров.

7.Чтение с листа.

Итоговый контрольный урок является открытым для взаимопосещения.

Аттестация знаний учащихся 5 класса осуществляется в форме экзамена, проводимого в 2 этапа - в письменной и устной формах.

Задания письменной работы:

1. Определить на слух и записать 5 интервалов, исполненных гармонически.

2. Определить на слух и записать 5 аккордов вне лада.

3. Определить на слух и записать 5 аккордов лада.

Задания устного ответа:

1.Сыграть и спеть тональность натурального и гармонического вида, в ней подготовленный одноголосный номер.

2. Сыграть последовательность из 5 интервалов, а потом спеть нижний голос, а верхний сыграть. Пропеть партию одного из голосов в подготовленном двухголосном номере.

3.Сыграть последовательность аккордов в тональности.

4. Простучать на клавиатуре ритм подготовленного номера.

Критерии оценки заданий и оценка результата: за каждое задание присваивается количество баллов по 5-бальной системе. Оценка за экзамен выводится как среднеарифметический вариант.

Учебно-тематический план

1 класс

Первое полугодие


Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1

Метр. Ритм

2

2

Тема 2

Размер. Такт. Гамма. Половинная нота

1

1

Тема 3

Фраза. Мотив. Лад. Тональность

4

4

Тема 4

Дирижирование на 2/4. Паузы

1

1

Тема 5

Строение мажорного лада. Знаки альтерации

1

1

Тема 6

Тональность Ре мажор. Транспонирование

2

2

Тема 7

Дирижирование на 3\4. Половинная нота с точкой

1

1

Тема 8

Затакт

1

1

Тема 9

Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре

2

2

Контрольный урок

1

1

Всего:

16

16

Второе полугодие.

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 10

Тональность Соль мажор

2

2

Тема 11

Размер 4/4. Целая нота. Главные ступени лада

1

1

Тема 12

Тональность Фа мажор

2

2

Тема 13

Шестнадцатые длительности

2

2

Тема 14

Интервалы

6

6

Тема 15

Тональность Си- бемоль мажор

2

2

Тема 16

Одноименные тональности

2

2

Контрольный урок

1

1

Всего:

18

182 класс

Первое полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1

Повторение пройденного: тональности мажорные до 2 знаков,

размеры, ритмы, интервалы

3

2

Тема 2

Куплетная форма. Одноименные тональности

3

2

Тема 3

Параллельные тональности. Переменный лад

3

2

Тема 4.

Натуральный минор

3

2

Тема 5

Ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая

3

2

Тема 6

Гармонический минор

3

2

Тема 7

Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента.

Понятие «Предложение»

1,5

1

Тема 8

Мелодический минор

3

2

Контрольный урок

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 9

Интервалы в мажорном ладу

3

2

Тема 10

Ритмические рисунки - восьмая и 2 шестнадцатых и

2 шестнадцатых и восьмая

3

2

Тема 11

Тональности с тремя знаками при ключе

9

6

Тема 12

Сексты большие и малые

3

2

Тема 13

Понятие обращения интервалов и аккордов

6

4

Тема 14

Размер 3/8

1,5

1

Контрольный урок

1,5

1

Всего:

27

18

3 класс

Первое полугодие


Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1

Повторение пройденного: тональности с 3 знаками.

Обращение интервалов, трезвучий. Перемещение

4,5

3

Тема 2

Обращение трезвучий главных ступеней

4,5

3

Тема 3

Период. Каденция

3

2

Тема 4

Вспомогательные, проходящие звуки и аккорды

7,5

5

Тема 5

Пунктирный ритм

3

2

Контрольный урок

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 6

Септимы

3

2

Тема 7

Доминантсептаккорд

3

2

Тема 8

Гармонический мажор

3

2

Тема 9

Тритоны

6

4

Тема 10

Тональности с четырьмя знаками при ключе

10,5

7

Контрольный урок

1,5

1

Всего:

27

18


4 класс

Первое полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1

Повторение пройденного

4,5

3

Тема 2

Разрешение S, D и их обращений в ладу

3

2

Тема 3

Ритмическая группа четверть с точкой и 2 шестнадцатых

3

2

Тема 4

Обращения доминантсептаккорда

6

4

Тема 5

Внутритактовая синкопа

3

2

Тема 6

Уменьшенное трезвучие

3

2

Контрольный урок

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 7

Характерные интервалы

3

2

Тема 8

Септаккорды VII ступени

3

2

Тема 9

Размер 6/8

4,5

3

Тема 10

Триоль

3

2

Тема 11

Тональности с пятью знаками при ключе

9

6

Тема 12

Простые двух- и трехчастные формы

3

2

Контрольный урок

1,5

1

Всего:

27

18


5 класс

Первое полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1

Квинтовый круг тональностей. Буквенные обозначения

тональностей

3

2

Тема 2

Энгармонизм

6

4

Тема 3

Увеличенное трезвучие

3

2

Тема 4

Ритмические рисунки с залигованными нотами.

Между тактовые синкопы.

3

2

Тема 5

Виды септаккордов

4,5

3

Тема 6

Модуляция. Отклонение. Сопоставление

3

2

Контрольный урок

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 7

Родственные тональности

3

2

Тема 8

Хроматическая гамма

3

2

Тема 9

Особые лады

3

2

Тема 10

Виды размеров

4,5

3

Контрольный урок

1,5

1

Практикум (подготовка к экзамену)

9

6

Практикум (подготовка к экзамену)

1,5

1

Письменная работа. Устный экзамен

1,5

1

Всего:

27

18


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

I класс

1 четверть

Пение 2-3 ступенных песен-попевок: устои, тоника, полутоны.

Пение и игра этих попевок от разных звуков.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом преподавателя.

Сольмизация и пение 2-3 ступенных песенок-попевок.

2 четверть

Пение песенок-попевок, включающих пocтyпенное движение вверх и вниз от I ступени к IV, от I к V, от V к I - по всему звукоряду.

Пение гамм До мажор и Ре мажор.

Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, тонических трезвучий, вводных звуков.

Пение отдельных ступеней с показом на «столбице» или рукой.

Пение мелодий в тональностях До мажор, Ре мажор с поcтyпенным движением вверх и вниз, с повтором звуков, с движением по устойчивым ступеням, по трезвучию с дирижированием на 2/4.

3 четверть

Пение попевок с опеванием устойчивых ступеней.

Пение секвенций (в звене 2-3 звука).

Разучивание и пение вокализа с аккомпанементом преподавателя из сборника Ладухина

Пение гамм Соль и Фа мажор, разрешений неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, тонических трезвучий.

Пение мелодий в пройденных тональностях с дирижированием на 2/4 и 3/4.

4 четверть

Пение попевок со скачком от Т к D и от D к Т.

Пение гаммы Си-бемоль мажор, разрешения неустойчивых звуков, опевание устойчивых, тонического трезвучия.

Пение и игра ступеней: Т - S - D - Т.

Пение секвенций в пройденных тональностях, включающих интервалы, трезвучия.

Пение интервалов: 6.3 как I- III ступени в мажоре, м.3 как I-III в одноименном миноре; ч.4 как V - I, ч.5 как I- V; м. 2 как VII -I, 6.2 как V - VI или I-II.

Разучивание и пение вокализов и канонов (сборник В.П.Середы).

Пение мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 в пройденных тональностях по учебнику «Одноголосие» Калмыкова и Фридкина.

Пение 2-голосных примеров (фрагментарное двухголосие) из сборника «Двухголосие» Б. Калмыкова и Г. Фридкина.

II класс

1 четверть

Пение и игра на инструменте попевок в одноименных мажоре и миноре, подчеркивающих разницу звучания или интонирования III ступени, VI и VII ступеней.

Пение интервалов в мажоре: м.2 на III и VII; б.З на I, IV, V.

Пение секвенций в пройденных тональностях.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.

Пение мелодий с названием нот и дирижированием.

Пение двухголосных примеров (фрагментарное двухголосие, каноны).

2 четверть

Пение переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога.

Пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно.

Пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу.

Пение песен в переменном ладу.

Пение одноголосных примеров из учебника «Сольфеджио» (сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин) с названием нот и дирижированием.

3 четверть

Пение гармонических и мелодических гамм, верхних тетрахордов З-х видов минора.

Разучивание и пение вокализов из сборника Ладухина.

Пение небольших интервальных последовательностей в мажоре и миноре (одноголосно и двyxголосно, разделившись на две группы):

3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 1

III II I VII# I I II III IV III I I VII# I

Пение интервалов от звука и в ладу (1, 2, 3,4, 5, 8 и 6).

Пение секвенций с секстой

Пение мелодий с дирижированием в пройденных тональностях и размерах.

4 четверть

Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

Пение в этих тональностях пройденных оборотов, интервалов, трезвучий главных ступеней.

Пение секвенций с пройденными ритмическими рисунками.

Пение и игра на инструменте обращений интервалов, обращений мажорных и минорных трезвучий от звука.

Разучивание и пение вокализов с аккомпанементом педагога.

Пение одноголосных и не трудных двухголосных примеров с дирижированием.



III класс

1 четверть

Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

Пение простых интервалов (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в мажорной тональности и от звука.

Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой другого голоса.

Разучивание и пение с аккомпанементом преподавателя более сложных песен.

2 четверть

Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

Пение интервалов и их обращений (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в минорной тональности и от звука.

Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой другого голоса.

Разучивание и пение с аккомпанементом преподавателя более сложных песен.

3 четверть

Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

Пение интервалов (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в тональности и от звука.

Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой другого голоса.

4 четверть

Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

Пение интервалов (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в тональности и от звука.

Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой другого голоса.

Разучивание и пение с аккомпанементом преподавателя более сложных песен.

IV класс

Пение гамм в тональностях до 5-ти знаков включительно (три вида минора, два вида мажора).

Пение отдельных ступеней, мелодических оборотов, тетрахордов.

Пение в тональностях с разрешением:

-неустойчивых интервалов (терций, секунд, септим),

-тритонов, характерных интервалов (ув.2 , ум.7);

-обращений аккордов главных ступеней:

-обращений доминантсептаккорда;

-уменьшенных трезвучий;

-уменьшенного септаккорда.

Пение интервальных последовательностей двyxгoлосно (разделившись на две группы):

3 6 7 6 8 5 6 ум.7 6 ум.5 3 5 ум.5 3 3 ув.4 6

I III II II I I I VII# I VII# I I II III IV IV III

Игра этих последовательностей на фортепиано с одновременным пением нижнего голоса.

Пение аккордовых последовательностей:

-мелодически - снизу вверх,

-гармонически, разделившись на голоса:

T6- D43- T53- S64- T53 T53- S64 - VII7 - D65 - T53

T53 - S6 - T64 - D2 - T6

Чтение с листа мелодий, содержащих пройденные ритмические и интонационные трудности.

Пение одноголосных и двухголосных примеров.

Пение выученных мелодий с исполнением аккомпанемента по данной цифровке.

V класс

Пение гамм в тональностях с 6-ю и 7-ю знаками при ключе.

Пение мелодических оборотов с хроматизмами.

Пение секвенций, содержащих изучаемые ритмические рисунки.

Пение в пройденных тональностях с разрешением:

-4-х тритонов;

-4-х характерных интервалов (2-я пара - для продвинутых групп);

-уменьшенных трезвучий и увеличенного трезвучий;

-обращений доминантсептаккорда;

-уменьшенного cептaккopдa и cептaккopдa II ступени.

Пение интервальных и аккордовых последовательностей:

в миноре: 5 2 3 ув.5 6 5 ум.7 6 ум.5 ум.4 3

I IV III III III I VII# I VII# III III

в мажоре: 3 ум.5 3 3 ум.5 3 ум.4 3 6 6 ув.5 6

I VII# I III II III III III V VIь VIь v

T6 - II7 - D43 - T53; T - II7 - II7(г) - D43 - T53 ;

T53 - VII7 - VII7 (г) - D65 - T53.

Пение мелодий с элементами хроматизма, модуляциями наизусть и по нотам.

Пение двухголосных примеров дуэтами.

Пение с листа мелодий в тональности с 2-З знаками при ключе.


ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА


I класс

1 четверть

Показ посредством движения пульсации метрических долей.

Показ 2-х дольности и З-х дольности метра.

Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми.

Повторение ритмических рисунков на ритмослоги.

Простукивание ритмического рисунка разучиваемой песенки.

Простукивание ритмических рисунков, написанных на доске, таблицах или в учебниках с чтением их ритмослогами.

Подбор и запись ритмических рисунков к стихам.

Чтение нотного текста песенок-попевок (из 2-3 ступеней) с показом длительностей или с тактированием.

2 четверть

Проработка размера 2/4, в нем длительностей:

Паузы:

Простукивание ритмических рисунков мелодий, разучиваемых в классе с тактированием.

Чтение ритмических таблиц (карточек) ритмослогами с тактированием.

Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.

Запись небольших ритмических диктантов.

Одновременный показ ритмического рисунка диктанта правой рукой и пульса (тактирование) левой рукой.

Иcпoлнение ритмического аккомпанемента к разучиваемым мелодиям, в том числе в виде остинатного ритмического движения.

Сольмизация примеров с тактированием.

Сольфеджирование примеров с дирижированием.


3 четверть

Проработка размера 3/4, пауз и длительностей в нем:

Проработка затактов в размерах 2/4, 3/4.

Чтение ритмослогами ритмических рисунков по карточкам, таблицам, учебнику с одновременным тактированием левой рукой.

Простукивание ритмических рисунков с тактированием под аккомпанемент, исполняемый педагогом.

Исполнение ритмических канонов, ритмических аккомпанементов.

Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.

Запись диктантов на 3/4.

Сольмизация примеров с тактированием в размере 3/4.

Сольфеджирование примеров с дирижированием.

4 четверть

Знакомство с размером 4/4, знакомство с дирижерским жестом.

Длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четверть, восьмые, шестнадцатые.

Продолжение работы над всеми видами ритмических упражнений.

Исполнение несложных ритмических партитур.

II класс

Все упражнения, которые были в 1 классе.

1 четверть

Продолжение работы в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с пройденными длительностями:

2 четверть.

Проработка рисунка четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах.

3 четверть

Проработка ритмических рисунков восьмая и 2шестнадцатых + 2- шестнадцатых и восьмая в пройденных размерах.

4 четверть

Размер 3/8, ритмические группы в размере 3/8:


III класс

Продолжение работы в пройденных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

Пройденные ритмические группы в размерах 2/4,3/4, 4/4.3/8.

Затакты: из 3 восьмых

Исполнение группами учащихся 3-4-голосных ритмических партитур.

Исполнение учащимися ритмического двухголосия двумя руками.

Запись ритмических диктантов.

Сольмизация примеров с дирижированием.

Задания на группировку длительностей в заданных размерах.

IV класс

Закрепление пройденных ранее размеров.

Проработка размера 6/8 и новых ритмических рисунков: внутритактовых синкоп, триолей.

В ритмических упражнениях, диктантах прорабатываются самые простые виды синкоп и триолей.

Анализируя музыкальные примеры, учащиеся знакомятся с разнообразием этих фигур.

Работа над дирижерским жестом схемы 6/8.

Дирижирование примеров в размере 6/8 в подвижном темпе на «два».

V класс

Работа над более сложными ритмическими рисунками в пройденных размерах:

Знакомство с классификацией размеров:

- простые : 2/4, 3/4, 3/2, 3/8, 2/2.

- сложные: 6/4, 9/8, 12/8

- смешанные: 5/4, 7/4

- переменные.


ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ


I класс

Определение на слух:

- 2-х, 3-х-дольности метра;

- характера звучащего произведения;

- жанров (марш, танец, песня);

- лада: мажор или минор;

- элементов формы (мотив, фраза, количество фраз в мелодии, повторность фраз);

- устойчивости и неустойчивости ступеней, окончаний фраз;

- динамических оттенков, темпа.

Узнавание на слух мелодических движений:

- поступенного вверх, вниз;

- повторности звука;

- опевание звуков;

- скачков с V на I;

- движение по трезвучию.

Определение на слух:

- мажорного, минорного трезвучий;

- кoнcoнaнсов, диссонансов;

- интервалов: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8, м.2, 6.2, м.3, 6.3.

Узнавание пройденных ритмических рисунков в размерах 2/4,3/4, 4/4.




II класс

Определение на слух и осознание:

- характера и жанра звучащего произведения;

- лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);

- элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, реприза, секвенция, песня-запев, припев);

-размера, темпа, динамических оттенков.

Узнавание на слух:

- мелодических оборотов;

- ступеней лада;

- пройденных ритмических рисунков в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;

- интервалов (мелодических и гармонических);

- обращений интервалов;

- обращений мажорного и минорного трезвучий;

- трезвучий главных ступеней;

- определение на слух интервальных цепочек.

III класс

Определение и осознание на слух в прослушанном произведении:

- характера и жанровых особенностей;

- лада (три вида минорного лада, два вида мажорного лада, переменный лад);

- элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, период, реприза);

- размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей.

Узнавание в мелодии:

- вспомогательных, проходящих звуков (в том числе альтерированных);

- опеваний;

- скачков (с V ступени вверх на III, с III ступени вверх на I, с I ступени вверх на VI, с V ступени вверх на IV);

- секвенций;

- движения по трезвучиям и их обращениям, по доминантсептаккорду.

Определение на слух:

- отдельно взятых интервалов (простые интервалы, тритоны);

- интервальных последовательностей в ладу;

-отдельно взятых аккордов (мажорное, минорное трезвучия, их обращения, доминантсептаккорд);

- гармонических оборотов (вспомогательные, проходящие, каденционные).

Узнавание пройденных ритмических рисунков.

IV класс

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:

- характера, жанра;

- размера, темпа;

- формы (период, двухчастная, трехчacтная, двухчастная репризная);

- лада;

- интервалов;

- аккордов;

- гармонических оборотов.

Определение на слух интервалов и аккордов в ладу и взятых от звука:

- тритонов;

- характерных интервалов ;

- уменьшенных трезвучий;

- ceптaккopдoв VII ступени;

- доминантсептаккорда и его обращений.

Определение и осознание на слух интервальных и аккордовых последовательностей.

Узнавание пройденных ритмических рисунков в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

Определение осознание на слух интервальных и аккордовых последовательностей.

Узнавание пройденных ритмических рисунков:

в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

V класс

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:

- характера, жанра;

- лада;

- формы;

- отклонений, модуляций;

- пройденных гармонических и мелодических оборотов.

Определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов:

- тритоны;

- характерные интервалы;

- аккорды (уменьшенное и увеличенное трезвучия, малый с уменьшенной квинтой септаккорд, малый минорный ceптaккopд, уменьшенный ceптаккоpд, доминантсептаккорд и его обращения).

Определение на слух интервальных и аккордовых последовательностей.

Рекомендуемые произведения для слухового анализа

I класс

Латышская народная песня

Васильев П. «В классическом роде»

Рамо Ж. Менуэт

Шуберт Ф. «Немецкий танец»

Тюрк Д. «Песенка»

Хачатурян А. «Андантино»

Орф К. «Пьеса»

Стоянов А. «Снежинки»

Гретри А. «Спор»

Моцарт В. «Немецкий танец»

Гаврилин В. «Марш»

II класс

Чайковский П. «Болезнь куклы»

Шуман Р. «Дед Мороз»

Майкапар С. «Мимолетное видение»

Райчев А. «В путь»

Гречанинов А. «В разлуке»

Латышский народный танец

Селиванов В. «Шуточка»

Эстонский танец

Леви Н. «Маленький вальс»

Дуссек Я. «Сонатина» II ч.

Бах Ф.Э. «Полонез»

Глинка М. «Контрданс»

Александров А. «Новогодняя полька»

Телеман Г. «Аллегро»

Шостакович Д. «Полька»

Моцарт В. «Контрданс»


III класс

Сигмейcтер Э. «Ковбойская песня»

Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков»

Шуман Р. «Веселый крестьянин»

Фогель М. «Всегда везло»

Штраус И. «Полька»

Шопен Ф. «Мазурка»

Гендель Г. «Пассакалья»

Гайдн Й. Соната №5 I ч.

Джоплин С. «Концертный вальс»

Гречанинов «Маленький попрошайка»

Дебюсси К. «Маленький негритенок»

Чайковский П. «Неаполитанская песенка»

Моцарт В. Ария Фигаро

Шуберт «Экспромт»

Рамо Ж. «Тамбурин»

Тюрк Д. «Ариозо»

IV класс

Гайдн Й. «Менуэт»

Бетховен Л. «Весело-грустно»

Американская народная песня

Глинка М. «Вальс»

Мендельсон Ф. «Песня венецианского гондольера»

Шуман Р. «Смелый наездник»

Бах И.С. «Ария»

Спендиаров А. «Колыбельная»

Моцарт В. Соната № 14 Финал

Моцарт В. Соната № 15 II ч.

Прокофьев «Прогулка»

Шуберт Ф. «Вальс»

Гайдн Й. «Менуэт»

Бородин А. «Хор половецких девушек»

Шуман Р. «Отзвуки театра»

Мелартин Э. Менуэт

Грибоедов А. «Вальс»

Моцарт В. Соната № 11 I ч.

Гедике А. «Сарабанда»

V класс.

Чайковский П. «Утренняя молитва»

Толкачев Г. «В лесу»

Шопен Ф. «Прелюдия»

Шуберт Ф. «Экосез», «Менуэт», «Первый вальс»

Мендельсон Ф. «Песня без слов» Es dur

Глиэр Р. «Из моря смотрит островок»

Глинка М. «Я помню чудное мгновенье»

Рубинштейн А. «Горные вершины»

Шостакович Д. «Гавот»

Глиэр Р. «Вальс».Бетховен Л. «романс»

Листов Н. «Старинный вальс»

Рахманинов С. «Итальянская полька»

Венявский Г. «Мазурка»

Алябьев А. «Пьеса»

Прокофьев «Гавот»

Гречанинов А. «На лужайке»

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Чайковский П. Симфония №4 II ч.

Шуман Р. «Вальс»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


I класс

Подготовительные упражнения к диктанту включают:

- запоминание и воспроизведение на нейтральный слог небольшой фразы;

- разучивание наизусть попевок (со словами и с названием нот);

- письменные упражнения, воспитывающие навыки нотной записи.

Запись:

- ритмического рисунка мелодии;

- коротких мелодий, выученных наизусть;

- мелодий, предварительно пропетых с названием нот;

- мелодий на 2-4 такта в пройденных тональностях, размерах, с использованием повторности звуков, пocтyпенного движения, опевания и по звукам трезвучия.


II класс

Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений к диктанту.

Запись мелодий, подобранных по слуху на фортепиано.

Диктант с предварительным анализом.

Диктант в объеме 4 - 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические фигуры: в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

Движение по звукам обращений тонического трезвучия.


III класс

Запись выученных наизусть мелодий или подобранных на инструменте.

Устные диктанты, ритмические диктанты.

Фрагментарные диктанты - заполнение пропущенных тактов.

Письменные диктанты в объеме 4 - 8 тактов в пройденных тональностях, размерах, включающие знакомые мелодические обороты (опевание, вспомогательные и проходящие звуки,

скачки с V ступени на I , с V на III ),

движение по звукам аккордов, пройденных на уроках;

проработанные ритмические рисунки.

IV класс

Устные диктанты.

Ритмические диктанты.

Запись знакомых мелодий по памяти.

Запись выученных наизусть мелодий.

Фрагментарные диктанты.

Письменный диктант в объеме 8 - 10 тактов в пройденных тональностях

(до 5-ти знаков включительно) и размерах (2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8)

с использованием интонаций:

- тритона, ум.7, ув.2 (в гармоническом мажоре и миноре);

- с движением по звукам обращений аккордов: Т, S, D, D7;

- с ритмическими рисунками:

V класс

Продолжение работы над всеми видами диктантов:

ритмическими, устными, фрагментарными, с предварительным анализом.

Письменный диктант в объеме 8-12 тактов с использованием всех пройденных трудностей.




ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ.


I класс

Допевание мелодии до тоники на нейтральный слог, с названием звуков, со словами.

Сочинение «пропущенных» в тексте фраз.

Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок.

Пение мелодий с одновременным исполнением басовой линии в аккомпанементе. (Т, S, D), указанном в тексте или подобранном самостоятельно.

II класс

Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.

Сочинение:

- мелодических вариантов фразы;

- мелодий на данный ритмический рисунок;

- второго предложения;

- подголоска к мелодии.

Подбор баса к выученным мелодиям.

III класс

Сочинение мелодий:

- на данный ритмический рисунок;

- второго голоса к данной мелодии.

Подбор и исполнение аккомпанемента с использованием пройденных аккордов.

IV класс

Сочинение:

- мелодических и ритмических вариантов фразы;

- мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах, с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

- мелодий к данному аккомпанементу;

- второго голоса к мелодии.

Подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов.

V класс

Сочинение:

- мелодий разных жанров в З-х и 2-х частных формах;

- мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

- второго голоса к мелодии.

Подбор аккомпанемента к мелодии в различных фактурах.

Исполнение аккомпанемента по цифровке.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

- открытые уроки,

- методические работы, рекомендации, доклады, рефераты педагогов школы и педагогов других музыкальных учебных заведений;

- посещение курсов повышения квалификации;

- дидактический материал: таблицы по основным музыкально - теоретическим понятиям, раздаточный материал с упражнениями, специальные тематические папки.

- методическая работа на тему: «Методика текущего контроля усвоения учебного материала в первом классе по предмету «Сольфеджио» (преп. Степкина С.В.).

- компьютерные тестовые задания по темам программы 1 класса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Учебники и учебно-методические пособия


  1. Е. Быканова, Т. Стоклицкая. Музыкальные диктанты - М., 1993 г.

  2. И. Журавленко. Хрестоматия. Элементарное сольфеджио. I ч. Одноголосие. - М., 2004 г.

  3. Т. Зебряк. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио - М., 2003 г.

  4. Г.Ф. Калинина. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов - М., 2002 г.

  5. Г.Ф. Калинина. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов - М., 2001 г.

  6. Г.Ф Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1-5 класс - М., 2013 г.

  7. сост. Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие. Ч.1 - М., 2013 г.

  8. сост. Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио. Двухголосие. Ч.2 - М., 2013 г.

  9. Калугина, П. Халабузарь. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио - М., 1989 г.

  10. Н.М. Ладухин. Вокализы - М., 2008 г.

  11. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Двухголосные диктанты для III - VIII классов - Л., 1988 г.

  12. сост. М. Рейник. Мелодии для пения - М., 2004 г.

  13. сост. А.Ф. Романюк. Хрестоматия по слуховому анализу - М., 2003 г.

  14. И. Руслева. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио - М., 1993 г.

  15. В.П. Середа. Каноны - М., 1997 г.

  16. В.П. Середа. Каноны. Младшие классы - М., 2009 г.

  17. Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио - М., 1999 г.

Методическая литература:


  1. А. Агажанов. Воспитание музыкального слуха - М., 1977 г.

  2. Т. Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио - М., 2005 г.

  3. Е.В. Давыдова. Методика преподавания сольфеджио - М., 1986 г.

  4. Т. Калужская. Сольфеджио. 6 класс ДМШ - М., 1988 г.

  5. А. Островский. Методика теории музыки и сольфеджио - Л., 1970 г.

  6. Н.В. Панова. Элементарная теория музыки - М., 1999 г.

  7. Л. Синяева. Развитие гармонического слуха - М., 1995 г.

  8. Б. Теплов. Психология музыкальных способностей - М., 1961 г.

  9. Филатова. Пособие по теории музыки - М., 1995 г.


© 2010-2022