• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение по теме: «Роль домашних заданий в развитии творчески способностей учащихся»

Методическое сообщение по теме: «Роль домашних заданий в развитии творчески способностей учащихся»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»

Методическое сообщение по теме:

«Роль домашних заданий в развитии творчески способностей учащихся».

Когда ребенок приходит к нам в класс трудно составить полное представление об уровне его способностей. Зачастую только в процессе занятий выясняется ряд важных моментов: степень приспособляемости к инструменту, способность к развитию, восприимчивость, заинтересованность и т.п. И хотя многое зависит от индивидуальных данных ребенка, процесс обучения в определенной мер можно сделать более эффективным, если использовать имеющиеся резервы, такие, как например, стимулирование заинтересованности ученика в занятиях. Уметь заинтересовать трудной и кропотливой работой ребенка пяти-шести лет - большое искусство педагога. На первом этапе обучения поддерживать интерес к занятиям очень трудно, это знают педагоги-инструменталисты. Каждый по-своему решает эту проблему. Поэтому давать какие-то универсальные рекомендации на все случаи жизни - пустая затея, а вот поделиться опытом своей работы вполне возможно. Мой опыт работы подсказывает, что деловые профессиональные контакты педагога с родителями начинающих учеников архиважная необходимость. Родители могут и должны помогать дома своему ребенку в занятиях как на инструменте, так и в освоении музыкальной грамоты.

Одним из сложных вопросов является привитие навыков самостоятельной работы и организация домашних занятий учащихся. Без правильной организации домашних занятий эффективность работы с учеником минимальна. Необходимы планирование и контроль за домашними занятиями учащихся. Какими бы ни были задатки ученика, профессионально надо учить всех. Немаловажную роль играет правильный подбор репертуара. Известно, что для полноценного развития ученика каждое следующее произведение малой и крупной формы должно быть в чем-то сложнее предыдущего, а инструктивный материал по трудности - опережать художественный. Но в свою очередь менее способных учеников целесообразнее не торопить с программой, лучше выучить с ними несколько этюдов и пьес одной трудности, чтобы приобретенные навыки прочно усвоились и не мешали освобождению от лишнего напряжения в аппарате, работа над приспособлением к инструменту. Курс фортепиано по своему содержанию многогранен. Его задачей является воспитание художественного вкуса, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки, образного мышления и воображения. Такая разносторонняя направленность предполагает тесную взаимосвязь со всеми дисциплинами, изучаемыми в музыкальной школе.

Генрих Густавович Нейгауз считал, что «и…одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику…» Задача учебного заведения заключается в том, чтобы научить ученика учиться, привить желание и умение самостоятельно работать. Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса. При выполнении самостоятельной работы происходит формирование навыков, которые в дальнейшем обеспечивают освоение учениками приемов познавательного интереса к творческой работе.

К вопросу воспитания самостоятельности ученика обращались выдающиеся педагоги-музыканты 19-20 столетий. Все они отмечали, что это качество обучения выражается в умении самостоятельно мыслить и без посторонней помощи работать за инструментом, находить способы работы над музыкальным произведением, самоконтроля и самооценки процесса исполнения, уверенности в своих силах и много другого. Воспитанию самостоятельности способствуют дисциплинированность, организованность и сосредоточенность. Выполнение самостоятельной работы имеет целью закрепление знаний и приемов игры.

Таким образом мы, педагоги, должны понимать, что домашнее задание должно иметь четкое, ясное представление в сознании ученика, границы задания должны быть определены четко. Ребенок ясно должен понимать чем он будет заниматься, чего он будет добиваться в работе над произведением.

Заканчивая сообщение хочу сказать словами советского пианиста Григория Романовича Ринзбурга.

Боже упаси вас вообразить,

что существуют некие

методические рецепты…

Чужая мысль и чужой опыт

только тогда приносят пользу,

когда они освоены критически,

творчески переработаны в сознании и практике педагога. -

так сказал Григорий Ринзбург



Кто хочет сделать - ищет способ,

Кто не хочет сделать - ищет причину!

Поистине, единственный способ что-то начать - это начать!

Помните: мышление с позиции действия «сейчас» - результативно и успешно. Мышление с позиции ожидания «потом, когда-нибудь» обычно означает неудачу.

(Дэвид Шварц «Чудо масштабного мышления»)

Упорно тренируйтесь, и результат превзойдет все ожидания.

Все любят побеждать, но многие ли любят трудиться?

Мне хотелось бы, чтобы все запомнили: для непрерывного роста совершенно необходима постоянная практика. Пропустив один день занятий, вы потом потратите три или четыре дня, чтобы наверстать упущенное, во всяком случае, на начальных стадиях роста. Лучше ежедневно уделять работе пять минут, чем один день заниматься полчаса утомить себя занятиями, а потом вообще пропустить несколько дней.

Долгополова Людмила Николаевна,

преподаватель фортепиано, концертмейстер



© 2010-2022