Рабочая программа по искусству - 9 класс

Рабочая программа по искусству за 9 класс, составленная на основе авторской программы "Музыка. Искусство" под редакцией Критской , Шмагиной, Сергеевой . Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и рекомендована Министерством образования Российской Федерации. Рабочая программа включает следующие составляющие: 1. Государственный стандарт в образовательной области "Искусств...
Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию администрации г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« СОШ № 89 с углублённым изучением отдельных предметов»

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО

Директор МБОУ «СОШ № 89»: Зам. директора по НМР Протокол №

« » августа 2015г. « » августа 2015г. от « » августа 2015 г.

Рабочая программа

общеобразовательная

ступень среднего образования

по предмету «Искусство»

класс: 9 кл.

кол-во часов в неделю: 1ч.

кол- во часов в четверти: 1-я - 9ч ; 2-я- 7ч.; 3-я -10ч.; 4-я - 8ч.

кол-во часов в году: 34ч.

Основание для разработки программы :

Государственный образовательный стандарт по предметной области « Искусство»

Программа « Искусство» , авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашенкова; М.: « Просвещение» 2010г.

Учитель: Сёмина Ольга Юрьевна


Барнаул, 2015

Государственный образовательный стандарт образовательной области «Искусство»

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении искусству должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

• развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

• гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

• формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства;

• развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;

• формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе:

• применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности;

• активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

• умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

• развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;

• формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.


В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:

• в познавательной сфере:

- представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

- наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

- усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

- различать изученные виды и жанры искусств;

-описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

-классифицировать изученные объекты и явления культуры;

-структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

• в ценностно-ориентационной сфере:

- представлять систему общечеловеческих ценностей;

- осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

- использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

• в эстетической сфере:

- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

- воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

- понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

- определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;

• в трудовой сфере:

- применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.

Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).

Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий.

Примерные программы основного общего образования по искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Искусство» рекомендуется изучать в 8 классе в объеме не менее 35 часов.



Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

-развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

-формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

-овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

-воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- тест

- творческая работа

- анализ и оценка произведений искусства

- викторины

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

-оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует не только достижению личностных результатов, но и предметных и метапредметных:

Предметные результаты:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Метапредметные результаты:

-овладение различными способами деятельности : сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры.

-работа с разными источниками информации. Стремление к самостоятельному художественному самообразованию.

-культурно - познавательная, социально - эстетическая компетентность.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач

Учебно - тематический план

по предмету « Искусство» в 9 классе на 34 часов в год


Наименование разделов.

Всего часов

Ожидаемый результат

1

Воздействующая сила искусства.

Сопоставлять образы произведений , символизирующие власть. Высказывать отношение. Приводить примеры исторических эпох. Уметь пользоваться справочной литературой. Участвовать в подготовке докладов с использованием презентаций. Выявлять особенности построения произведений. Сопоставлять особенности композиций. Понимать и объяснять значение терминов искусства. Понимать роль синтеза искусств. Создавать эскизы декораций.

2

Искусство предвосхищает будущее.

Писать эссе о современном искусстве. Приводить примеры научного значения художественного мирового достояния. Участвовать в разработке сценариев. Создавать цветовую палитру музыкального искусства. Создавать собственный прогноз будущего развития искусства.

3

Дар созидания. Практическая функция искусства.

10ч

Разбираться в терминах и понятиях. Прослеживать историческую трансформацию достояний искусства. Определять общее и особенное искусства. Выявлять художественные предпочтения исторических эпох и современности. Аргументировать свои суждения. Анализировать киноискусство, зная его язык. Знать лучшие отечественные фильмы. Проявлять исследовательский интерес.

4

Искусство и открытие мира для себя.

Размышлять о произведениях разных видов искусства. Иметь представления о символах красоты в искусстве и жизни. Знать имена и заслуги выдающихся людей мирового искусства.

34ч.

Рабочая программа по искусству - 9 классСодержание программы 9 класса:

  1. Воздействующая сила искусства.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни. Изменять ценностные ориентиры личности. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусства в усилении эмоционального воздействия на человека.

  1. Искусство предвосхищает будущее.

Порождающая энергия искусства- пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Использование иносказания, метафор в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий в творчестве художников, композиторов писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в искусстве.

  1. Дар созидания. Практическая функция искусства.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура, дизайн и его значение в современном обществе. Произведения

декоративно - прикладного искусства , их дизайнерские решения как отражение практических потребностей человека в эстетическом

усовершенствовании. Эстетизация быта. Функции лёгкой и серьёзной музыки в жизни человека. Расширение возможностей искусства в

фотографии кино, на телевидении. Монтажность и «клиповость» современного мышлениия в искусстве. Общедоступность искусства.


  1. Искусство и открытие мира для себя.

Красота творческого озарения. Совместная работа мышления и воображения в разных видах искусства. Творческое начало на службе науки - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательская деятельность - как совмещение мыслительной, информационной и творческой деятельности человека.

Критерии оценивания текущей успеваемости по музыке и искусству:

Критерии выставления отметок за устные ответы


Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:

  • последовательно, связно, и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

  • показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами;

  • самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;

  • уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;

  • излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:

  • дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;

  • анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;

  • соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:


  • демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;

  • применяет полученные знания при ответе на вопрос;

  • допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;

  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

  • затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:


  • знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;

  • испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы;

  • при наличии нескольких грубых ошибок в ответе, при разборе воспроизведении музыкального материала;

  • несоблюдение основных правил культуры речи.

Критерии при оценивании творческих работ

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:



  • Свободно оперирует творческими навыками;

  • применяет творческий подход к решению задач и целей работы;

  • владеет информацией , используемой в творческой работе;

  • показывает самостоятельность и целеустремлённость в решении творческих задач

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:


  • выполняет работу по ранее отработанному алгоритму;

  • недостаточное владение навыками для переноса знаний в практическую творческую деятельность;

  • наличие неточностей в определении этапов выполнении творческой работы;

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:


  • выполняет работу с существенными ошибками;

  • испытывает затруднения применения навыков и умений;

  • неполное воспроизведение поставленных в работе целей.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:


  • не справляется с поставленными целями задачами творческой работы;

  • не раскрывает заданную тему работы, допуская грубые нарушения в подаче информации;

  • не выполняет работу в сроки , установленные учебной программой.



Календарно - тематическое планирование по предмету « Искусство» в 9-ом классе в 2015-16 уч.г.

дата

№№

Разделы и подтемы

чРабочая программа по искусству - 9 классасы

Содержание урока

Методы приёмы работы

Домашнее задание

1 чет

верть

Воздействующая сила искусства.

9




1.1

Искусство и власть

1

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

Междисциплинарных связей

1.2

Искусство и власть

1

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

Междисциплинарных связей,

творческо- поисковый

Искусство демократических нас роений.

1.3

Искусство и власть

1

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, творческо- поисковый

Стр, 107

Худ- тв задание

1.4

Какими средствами воздействует искусство.

1

Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, эмоционального погружения

Создать композицию

1.5

Какими средствами воздействует искусство

1

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, эмоционального погружения

Стр .115

Вопр. 3, термины

1.6

Храмовый синтез искусств.

1

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей

Стр .119

Вопр. 1

1.7

Храмовый синтез искусств.

1

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

Междисциплинарных связей,

творческо - поисковый

«Древний буддийский храм»

1.8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, эмоционального погружения и осознания


1.9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Индивидуально - групповая

Методы: наглядно- слуховой ,междисциплинарных связей, эмоционального осознания

Отзыв о просмотренных фрагментах

2 чет

верть

Искусство предвосхищает будущее.

7




2.1

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?

1

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, проблемно- поисковый

«Воздушные потоки Ван Гога»

2.2

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?

1

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, творческо- поисковый

«Бах - музыка Вселенной»

2.3

Предсказания в искусстве.

1

Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

междисциплинарных связей, метод переноса знаний

Худ -тв. задание

2.4

Художественное мышление в авангарде науки.

1

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, проблемно- поисковый, переноса зннаний

Модель о будущем мира

2.5

Художественное мышление в авангарде науки.

1

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, творческо - поисковый



____

2.6

Художник и учёный.

1

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, проблемно -поисковый

Стр. 133

Вопр. 1;3

2.7

Художник и учёный.

1

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

междисциплинарных связей,

творческая работа



____

3 четверть

Дар созидания. Практическая функция.

11




3.1

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,междисциплинарных связей, метод сравнения и контраста

Стр. 137

Вопр.3

3.2

Архитектура исторического города.

1

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др

Индивидуальная Творческий проект

Стр. 141

Худ - тв. задание

3.3

Архитектура современного города

1

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура

Индивидуальная

Творческий проект

«Современный Барнаул»

3.4

Специфика изображений в полиграфии.

1

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе - по выбору учителя).

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - наглядно -слуховой, междисциплинарных связей, творческо- поисковый



___

3.5

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры - это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

Междисциплинарных связей,

Творческо - поисковый

Дизайнерское решение обложки школьного учебника

3.6

Декоративно - прикладное искусство.

1

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

Творческо- поисковый

«Виды д/п искусства»

3.7

Музыка в быту. Массовые , общедоступные искусства.

1

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.



Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - наглядно - слуховой, междисциплинарных связей, эмоционального погружения


3.8

Музыка в быту. Массовые , общедоступные искусства

1

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.



Творческий проект


3.9

Изобразительная природа кино. Музыка и кино.

1

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - наглядно -слуховой,

междисциплинарных связей





Сообщение «Музыка в кино»

3.10

Изобразительная природа кино. Музыка и кино.

1

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.



Творческая работа



____

4 четверть





4.1

Тайные замыслы образов искусства, или Загадка музыкальных хитов.

1

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

Индивидуально -Методы: наглядно - слуховой,

Междисциплинарных связей, творческо - эмоционального погружения

Вопросы к диспуту


Искусство и открытие мира для себя.

8




4.2

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

Индивидуально - групповая

Методы: диалогическо- словесный, наглядный междисциплинарных связей

Стр. 183

вопросы

4.3

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

1

Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события.

Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Индивидуально - групповая

Методы: проблемно- поисковый, междисциплинарных связей



___

4.4

Литературные страницы.

1

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма

Индивидуально - групповая

Методы: творческо- поисковый, наглядно - слуховой

Смысл выражений на стр .185

4.5

Исследовательский проект «Пушкин - наше всё»

1

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..

• Образ А.С. Пушкина в искусстве .

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты егопроизведений.

• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

• Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

Индивидуально - групповая

Методы: лекционно - иллюстративный,

Междисциплинарных связей

Структура тв. проекта

4.6

Исследовательский проект «Пушкин - наше всё»

1

Защита проектов

Индивидуальная

Творческий проект

Осмысление сод. линий тв. проекта

4.7

Исследовательский проект «Пушкин - наше всё»

1

Защита проектов

Индивидуальная

Творческий проект

Защита тв. проектов

4.8

Исследовательский проект «Пушкин - наше всё»

1

Защита проектов

Индивидуальная

Творческий проект

Защита тв. проектов


34





Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Искусство. 8-9 классы» Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашенковой, Е.Д. Критской. 34 часа планирования объясняется окончанием учебного года на неделю раньше, в всязи с ОГЭ.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

«Хрестоматия музыкального материала»

Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;

Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

20



© 2010-2022