Выступление на методическом объединении Развитие чувства ритма

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методическом объединении Развитие чувства ритма



Выступление на методическом объединении

Педагогов дополнительного образования





Выполнила:

Тельнова Людмила Михайловна

педагог высшей категории

дополнительного образования



2015 год

«В то время, как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию». Л.Баренбойм. Положение: «развитие чувства ритма ограничено в своих пределах», необходимо заменить другим: «развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу». В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Пение в хоре или ансамбле, прежде всего, требует синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга. Развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии.

В музыке ритм - это распределение мелодии во времени. Последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. И эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Важно и воспитание чувства темпа, тесно связанного с равномерностью метрической пульсации. Традиционно первоначальное освоение ритма предлагалось осуществлять зрительно или, точнее, умозрительно - через деление на части: целая - две половинные - четыре четверти и т. д.

Эффективным является освоение метроритма через движение, ходьбу, простукивание. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. Профессор Л.А. Боренбойм и педагог Н.Н. Перунова в книге «Путь к музыке» разработали музыкальный материал в котором даются советы для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей младшего школьного возраста.

Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым, поэтому особое значение приобретают речевые упражнения. Речевой слух помогает использовать выразительные средства общие для речи и музыки: темп, ритм, регистр, тембр, мелодический рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика. Слушаю - двигаюсь - пою - понимаю - говорю - такова логика постижения ребенком музыкального языка.

В настоящее время существует много методов и приёмов для развития ритмического слуха у детей.

Для усвоения ритмов через звучащее слово используется метод «вербального эквивалента». Материалом могут служить цвета, имена, животные, птицы, насекомые и другие близкие детям слова для использования природных «инструментов» - рук и ног. Использование так называемых «звучащих жестов» - хлопков, притопов, шлепков, щелчков. С их помощью можно исполнять ритмическое (метрическое) сопровождение к звучащим песням и стихам. Составлять ритмические рондо, а также исполнять ритмические каноны. Для развития чувства ритма включать игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. Для развития творческого начала и чувства формы - игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.

Вокально-речевые игры - развивают ладовое чувство, динамический и тембровый слух и чувство ритма в процессе музыкально-речевого интонирования. Речевые упражнения - это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Развития чувства метроритма в речевых упражнениях достигается через ровное и чёткое проговаривание текста, ритмизованное произнесение отдельных слов, цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы. Многие речевые упражнения построены на исполнение детского фольклора: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные возможности для различных интерпретаций.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с «ансамблем ударных инструментов». Звучащие жесты - это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Ритм - это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности.

Прием «эхо» дает возможность повторять то, что слышишь, с последующим появлением своего варианта. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения задания. Устанавливается метрическая пульсация самыми простыми способами, используя звуки своего тела - «звучащие жесты», вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и.т.д. На этом фоне выразительно и ритмично декламировать текст. Каждую паузу в тексте отмечайте разведением кистей рук в стороны. При повторении речевой игры предложите детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т.д. Каждое повторение - разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.

Приём «Ритм в образных картинках». Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов (Великаны и Карлики). Категория длинны и тем более деления длительности - для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».

Чтение слов в ритме. Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых. На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.) Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.

Чтение ритма через «Ритмические слоги». «Эме Пари - известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха - привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей». Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты - «дон - ди-ли», «так - ти-ки», «шаг - бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее - это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Ценность ритмических слогов состоит в том, что: любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро, ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее, с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм. Ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять. Ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции - это всегда радость и удовольствие для детей.



© 2010-2022