Урок по музыке, МХК Такие похожие судьбы. С. Рахманинов и Ф. Шаляпин

    Конспект урока "Такие похожие судьбы" о творчестве С.Рахманинова     и Ф. Шаляпина расчитан для учащихся  9-11 классов по предмету МХК     или "Музыка". Построен по классическрму варианту с элементами        поиска.Урок делится на блоки, котрые имеют свое название. Тему урока дети определяют в конце сами. Поднимаются проблемы духовно-нравственного воспитания на примере дружбы двух великих музыкантов. Включает достаточно обширный музыкальный материал для слушания и анализа произведений. Испол...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТАKИE ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ: Ф.И. ШАЛЯПИН, С.В. РАХМАНИНОВ (вариации на главную тему)

Мешкова Л.Э.,

учитель МХК и музыки СОШ № 45 г. Уфы

Цель урока: на примере сравнительного анализа жизни двух великих людей показать схожесть судеб русской интеллигенции, покинувшей Россию в начале 20 века.

задачи:

Воспитание идейно-нравственных чувств на примере дружбы двух великих музыкантов.

. Развитие эмоционально-чувственной сферы.

. Развитие культуры художественного восприятия.

. Формирование ценностных ориентации средствами искусства на основе анализа данного материала.

Драматургия урока:

Вариация №1. «Трудное детство»

Вариация №2 «Музыкальный талант»

Вариация №3 «Любовь к музыке»

Вариация № 4 «Разные характеры»

Вариация № 5 «Любовь к женщине»

Вариация №6 «Любовь к Родине»

Вариация №7 « Эмиграция»

Ход урока:

На доске из карточек выложена схема драматургии урока, но вся расшифровка закрыта вторыми карточками. Каждая карточка открыва- ется в течение урока по мере раскрытия каждой вариации.

Эпиграф и тема урока тоже закрыты карточками. Они открываются в конце урока.

Сегодня урок наш пройдет необычно, в форме вариаций. В музыке вариациями называют форму, в которой главная тема видоизменяется, развивается. Каждая вариация представляет собой логически законченную музыкальную мысль, тоже выраженную в любой другой форме музыки.

В течение нашего диалога мы постепенно будем открывать карточки и тему урока вы назовете сами в конце.

На лоске два портрета: Шаляпина и Рахманинова (фамилии и даты их закрыты).

Перед началом нашего урока я хочу прочитать стихи известного русского поэта Якова Полонского:

И плывут, и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна...

Поднялась, подняла и неведомой муки

И блаженства полна...

И божественный лик на мгновенье,

Неуловимой сверкнув красотой,

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной,

И отразился,

И покачнулся,

Не то улыбнулся...

Не то прослезился...

(Звучит музыка Рахманинова - концерт № 2 для фортепиано с opкестром (гл. тема).

- Как называется произведение, фрагмент которого вы сейчас слушали. Кто его автор? Знакомы ли вам эти два портрета? (Открываются фамилии). Это портреты Федора Ивановича Шаляпина и Сергея Васильевича Рахманинова. Кто такой Рахманинов? (композитор). Кто такой Шаляпин? (певец). Взгляните на даты их жизни. О чем они говорят? (родились в один год 1873). Дайте характеристику исторической эпохи России конца 19 и начала 20 века (предреволюционные события, подъем промышленного производства, рост крупного капитала, Столыпинская реформа, революция 1905-1907 годов). Как развивалась культура России в этот период? (Философские взгляды на жизнь Бердяева и Соловьева, различные течения в литературе и изобразительном искусстве, «Серебряный век», золотой век русского меценатства (Третьяков, Щукин, Морозов, Мамонтов, Дягилев.)

Русская интеллигенция - барометр всех событий, происходящих в России. Вот в такую замечательную эпоху родились два русских гения.

Давайте внимательно посмотрим на эти два портрета. «Я помню себя с четырех лет. Странно, но все мои воспоминания хорошие или плохие, печальные и счастливые, так или иначе, обязательно связаны с музыкой. Мама стала давать мне уроки музыки с четырех лет. Приехал дедушка, поса- дил меня за рояль... Дедушка похвалил меня, и я очень обрадовался. Наверное, я делал большие успехи в игре... Если я играл хорошо, то получал щедрое вознаграждение... Я был в восторге. В наказание за скверное поведение меня сажали под рояль... Сидеть под роялем было в высшей степени позорно и унизительно.

Родители часто ссорились. В спорах они касались будущего дел старшего брата и моего. Отец настаивал, чтобы мы последовали его примеpу и служили в армии.

«Когда мне исполнилось девять лет, из всех великолепных поместий принадлежавших матери, осталось лишь одно. Остальные проиграл в карты и промотал мой отец. Судьба разрешила спор моих родителей».

Это выдержки из рассказа о детстве С. Рахманинова.

А вот выдержки из рассказа о детстве Ф. Шаляпина.

«Я помню себя с пяти лет. Отец до восемнадцати лет работал в деревне, пахал землю, а потом ушел в город. Был водовозом, дворником, paбочим на свечном заводе, служил писцом в уездной земской управе. Приходил

около полуночи, утром, в семь, пил чай и отправлялся в «Присутствие» земскую управу). Однажды двое суток отец не приходил домой. На третьи пришел пьяный. Пропил месячное жалование, как это делали многие из служащих. Он начал выпивать все чаще и, наконец, каждое двадцатое число жалования). Когда мне минуло девять лет, отец пил уже не только по двадцатое, а по все дни. Мать была бита отцом много и жестко. Случилось, что он забил мать до бесчувственного состояния, и я был уверен, что она померла. Трезвый он бил меня не часто, и все-таки трезвый бил ни за что, ни про что. За работой мать всегда пела песни, пела как-то особенно грустно и вместе с тем деловито»

-Давайте выясним разницу в описании детства двух музыкантов? (сословие - дворянин Рахманинов, крестьянин - Шаляпин).

Но и сходство есть. Какое? (оба помнят себя с четырех или пяти лет, получили первое музыкальное впечатление от матери, оба рассказали своей жизни литераторам, те записали воспоминания).

И более достоверных сведений об этой поре больше нигде нельзя получить. А проникнуть в натуру человека и понять его - задача чрезвычайно сложная, особенно когда это касается тайн гения. В этом случае поиски истины становятся почти непосильными. И если ум пытается ухватиться за какую-то малость этих тайн, то искать их следует, начиная событий детства, когда рождаются и проявляются главные черты человеческой натуры. Ведь именно тяжелое, хотя и по-разному, детство обоих гениев втолкнуло их в жизнь закаленными и способными реализовать данный им природой талант.

А еще искать разгадку этих тайн надо искать в кризисных периодах, когда их черты раскрываются непроизвольно. Независимо от желания человека. Как называется наша первая вариация? Карточка « Трудное детство».

Им исполнилось 16 лет. Взгляните на их портреты. Молодые, красивые. Они ваши ровесники. Похоже, что детство и вехи музыкального становления тоже схожи: того и другого впечатлило церковное пение, оба в этот период пережили много тяжелых дней. А что может быть страшнее, смерть близких людей - младших братьев, сестер. Расставания с родным домом. Поздней осенью 1889 г. 16-и летний Рахманинов, после ссоры со своим учителем Зверевым, покинул его дом, а Шаляпин начал работать статистом в Казанском городском театре. А через год он заключил контракт с Семеновым - Самарским петь в хоре Русской комической оперетты в г. Уфе зимний сезон. С конца 1890 года он начал свою артистическую деятельность. Каждый шел своим тернистым путем, но главное их объединяло. Что? ( любовь к музыке) Мало любить музыку. Надо еще иметь природный талант и трудолюбие. Наши 2 и 3 вариации называются? (Дети сами отвечают « Музыкальный талант» и « Любовь к музыке». Карточки №2, №3. Входя в новую жизнь, они не представляли ее без музыки. У каждого человека есть талант, важно, чтобы он вовремя раскрыл его. И ваша задача состоит в том, чтобы задуматься над этим вопросом. Суметь определить ваш талант и вовремя применить его в жизни. Рахманинов был талантливым композитором, дирижером и исполнителем. Сейчас вы послушаете фрагмент 3-го концерта Рахманинова в его исполнении. Я думаю, что зыка этого композитора никого не отставит равнодушным (фрагмент)

Их главная встреча состоялась во время работы над оперой Moдеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» в частной опере Саввы Ивановича Мамонтова - крупного русского промышленника и мецената, искренне и самоотверженно любящего искусство. Рахманинов выступал как дирижер, Шаляпин как исполнитель главной партии. Сейчас мы внимательно смотрим на портреты этих музыкантов. Как вы думаете, какие это были по характеру люди? О характере Шаляпина я говорить не буду. Мы послушаем в исполнении Шаляпина русскую народную песню «Вдоль по Питерской» и вы сами ответите на вопрос: «Какой же был Шаляпин?»

Рахманинов - строгий, аристократичный, сдержанный. Шаляпин наоборот - решительный, открытый, неукротимый, целеустремленный. Шаляпин был великим певцом, драматическим артистом.

Высоко ценил Шаляпин искусство Рахманинова как аккомпаниатора. «Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходиться говорить: «Не я пою, а мы поем». Рахманинов восхищался голосом и драматическим талантом Шаляпина: «Он пел так, как Толстой писал» А вот, что писали современники о совместном выступлении двух музыкантах: «Такие концерты никогда не повторяются. Это был ансамбль, когда пианист сливались воедино, давая такую экспрессию, таким горением увлекали громадную массу публики, и заставляли слушать себя. Затаив дыхание, забыв все окружающее, забыв самих себя. Зато по окончании прорывалась такая стихийная волна аплодисментов, каких никто нигде не заслуживал».

Савва Иванович Мамонтов - крупный промышленник, меценат, талантливый человек, любящий искусство, сплотил вокруг себя целую плеяду замечательных музыкантов, художников, писателей того времени. Среди всей разношерстной и разнохарактерной массы, в раскачку шагал, гремя, бася, хохоча и жестикулируя, беловолосый великан, в куцем не по росту сюртучке. Он всем мешал, но все его любили, хотя он оказался не таким и кротким. Не проходило дня, чтобы у Феди Шаляпина не было стычки с хором, оркестром, парикмахерами, гардеробщиками. Только сам Мамонтов был способен его утихомирить.

Николай Баженов в своей книге из серии ЖЗЛ рассказывает о знакомстве Рахманинова с Шаляпиным: «Вдруг прямо на него из толчеи зашагал с растопыренной пятерней огромный, худой и нескладный парень в кургузом зеленом сюртучке. Весь он был белокурый - волосы, брови, ресницы - размашистый, неукротимый. Ноздри раздувались, белые зубы сверкали улыбкой . «Шаляпин», - он назвал себя, крепко стиснув руку Рахманинова.

Вся присущая Рахманинову сдержанность оказалась против этого великана бессильной. Ему невозможно было противостоять. Он взял Сергея под руку и, продолжая балагурить, повел по кругу знакомить с артистами и хористами. Он-то очевидно, был тут как дома».

Попробуем вернуться к началу урока. Мы давали характеристику по портретам и выяснили, что это совершенно два разных человека. Рахмани- нов держался на сцене с достоинством. Во время игры он строго следил за собой, не позволял себе лишних жестов. Он поражал всех сдержанностью движений во время исполнения, не показывал своих переживаний лицом, ни телом, ни руками, был скромный в привычках, мало тратил на себя деньги. Одну роскошь он позволял себе: он одевался всегда у лучшего портного Англии.. Простота, естественность и искренность отличали его. Он не выносил лести, позерства, фальши. Благородство души. Невольно на ум приходят Пушкинские строки: «Служенье муз не терпит суеты: прекрасное должно быть величаво».

Он очень много трудился, что нельзя было сказать о Шаляпине. Рахманинов был очень остроумным, иногда зло подшучивал над Шаляпиным. Рахманинов высмеивал его как лентяя, не желающего учить уроки, ему заданных. Шаляпин сначала отшучивался, а потом не на шутку рассердился. Но подтрунивая, Рахманинов оказал свое воздействие. Уразумев, как необходимо артисту-художнику знать сведения по теории музыки, Шаляпин готовить уроки, а проходили они весь консерваторский курс теоретических дисциплин. Времени было мало. Он стал вставать пораньше, хотя и очень любил поспать. Разные характеры друзей дополняли их друг друга. Открывается вариация №4)

Ничто не могло нарушить творческое единение двух художников: даже и после принципиального спора, когда кажется, Рахманинов был в обиде на Шаляпина, он посвятил ему романсы: «В душе у каждого из нас», «Воскре- сение Лазаря», «Ты знай его», «Оброчник». Очень любил Федор Иванович прекрасный романс Рахманинова «Вчера мы встретились». Исполняя романс, он рисовал картину встречи трогательно и взволнованно. Последняя фраза «Прощай погибшее, но милое созданье» - звучала особенно выразительно, как бы уходя в беспредельность. А сейчас вы услышите один из замечательных романсов Рахманинова «Сирень». Послушав внимательно, вы должны ответить на вопрос: «Какие чувства вызывают у вас это произведение? (.чувство нежности, романтики, выражено лирическое настроение.) Когда могут возникнуть эти чувства? Когда приходит любовь.

Как мы назовем следующую вариацию? «Любовь к женщине» (Открываетсяя карточка №5).

Дочь Лидия писала в воспоминаниях о своем отце: «Отец пользовался громадным успехом у женщин. Влюблялись в него и старые, и малые, и знатные дамы, и незнатные, да и он платил им взаимностью - не деньгами. Впрочем, сомневаюсь, что его поклонницы этого от него ждали. Отец не принадлежал к разряду мужчин, покупающему любовь за деньги. Этого не надо было, ибо отец был статен, элегантен, красив, умен, умел он очаровывать слабый пол... Отец не раз говорил: «Я люблю Женщину (именно с большой буквы). Для меня Она - большая вдохновительница, стимул моего творчества. Это самое прекрасное, что сотворил создатель на земле И я думаю, что мир - во всяком случае, сильный пол - обязан своими достижениями существованию столь прекрасного создания как женщина - Недаром у меня шестеро дочерей!»

Так и Рахманинов говорил почти в точности, как Шаляпин ( об источ- никах вдохновения). Только Сергей Васильевич был очень осторожен и к этим словам добавил: «Но вы должны бежать прочь от нее, и искать уединения, иначе вы ничего не сочините, ничего не доведете до конца. Носите вдохновение в вашем сердце и сознании, думайте о вдохновительнице, но для творческой работы оставайтесь всегда наедине с самим собой. В отличие от Сергея Васильевича Федор Иванович прочь не бежал. Но, используя слова Гете, можно сказать, что обоих гениев «вечно женское звало ввысь». Как вы думаете: «Какое замечательное слово скрыто под этой карточкой (любовь).

40 лет длилась их дружба. Конечно, не все протекало так гладко. Были размолвки. Например: когда Рахманинов написал оперу «Скупой рыцарь», музыка которой почему-то не совсем понравилась Шаляпину. По прямодушному характеру, Шаляпин высказал свое мнение: «Слова Пушкина здесь сильнее того, что ты написал». Рахманинов обиделся. Но все это продолжалось недолго. Ибо они были истинными художниками, и вопросы искусства ставили выше личных обид. Дружба их вновь загорелась и согревала их до конца жизни. А впереди их ждали большие испытание (Звучит музыкальный фрагмент из концерта Рахманинова №2.) Из какого крупного музыкального произведения прозвучал музыкальный фрагмент? Что вы чувствовали, слушая эту музыку [тревогу, волнение).

Большие события и испытания предстояли России.

Оба музыканта не представляли своей жизни без России. Все их творчество пронизано великой любовью к родному краю.

Стихотворение, которое сейчас я вам прочитаю, посвящено Шаляпину. Но его в полной мере можно отнести и к Рахманинову. Написал его поэт Виктор Боков.

Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля.

Я говорю: «О как талантами

Богата русская земля!»

(Звучит «Дубинушка» в исполнении Шаляпина).

Открываем карточку с вариациями №6. Конечно. Этих двух людей прежде всего, объединяла большая любовь к своей родине, к России

споминает: «Под окном флигелька до вечера свистели иволги- «подружки» Федора Ивановича. Он знал их едва ли не наперечет и с каждой по разному разговаривал, безошибочно имитируя свистом самый нежный и затейливый «флажолет». Получив ответ от своей любимицы, весь сиял и радовался, как дитя. А Рахманинов под теплым дождичком уходил в лес по грибы.

Зучит музыка Г.Свиридова «Зорю бьют» из хорового цикла «Пушкинский венок».

Теперь мало кто помнит это сердитое произведение Владимира Маяковского под названием «Господин народный артист». Маяковский убежденно негодовал по поводу того, что Шаляпин первым удостоился в 1918 году звания народного артиста республики, вот уже пять лет поет за границей и не желает хотя бы ненадолго приехать на родину, чтобы спеть для народа. Негодование поэта вполне законное, особенно если учесть дыхание времени. Однако поводом для этого стихотворения было не только это общее настроение. Проживающий в Париже эмигрант-священник Спасский написал во французскую газету письмо, в котором благодарил Федора Шаляпина за пожертвования 5000 франков русским безработным, дети которых голодали. Никто не пожелал разобраться, в чем действительно было дело, а, может быть, и, разобравшись, люди, заинтересованные в дискредитации Шаляпина, нарочно использовали это письмо и истолковали благотворительный акт, как помощь белогвардейским эмигрантам во Франции. И ведь, в самом деле, повод был для этого, ибо отец Спасский раздал деньги разным лицам для распределения их среди нуждающихся, а по несчастью одним из этих лиц оказался капитан 1 ранга Дмитриев, служивший еще при царском правительстве военным атташе в Париже. Как на грех в своем благодарственном письме Спасский упомянул, кому он отдал деньги для распределения, назвав и Дмитриева. Можно себе представить, как это было воспринято в СССР: деньги - бывшему царскому офицеру! От народного артиста СССР Шаляпина.

А Шаляпин и знать не знал этого Дмитриева. Но, узнав, что деньги действительно ушли по назначению - бедным, он успокоился, а в Москве успокоиться не могли.

Так на это отреагировал В.В.Маяковский:

Или жить Вам,

Как живет Шаляпин,

Раздушенными аплодисментами оляпан?

Вернись

Теперь

Такой артист

Назад

На русские рублики -

Я первому крикну:

« Обратно катись,

народный артист Республики!

Железная лесенка стихов Маяковского, безусловно, подлила масла в огонь, но и без того уже пламя горело. В июне 1927 года Всероссийский союз работников искусств принял решение о лишении Шаляпина звания народного артиста.

В октябре 1927 года, будучи в Австрии, Федор Иванович сказал по этому поводу: «Есть только одно звание, которым я горжусь. Это звание «Артиста». Оно дано мне Богом, и только Бог может лишить меня этого звания». Да, какой бы ни был великий талант, даже гений, но если из Советского Союза уехал, не пожелал служить народу, - это в глазах нового поколения было большим грехом. Ну, а уж если, не дай Бог, этот сбежавший гений высказал что-нибудь недоброе в адрес советского правительства или вождей партии, то никак не избежать ему хулы. Также случилось и с Рахманиновым.

Что касается Маяковского, то Сергея Васильевича он задел слегка, вспомнив в автобиографических заметках «Я сам» о концерте, который по- сетил, будучи двенадцатилетнем юношей. Тогда звучала симфоническая поэма «Остров мертвых». И убежал он от «скуки рахманиновской, заметив: «У меня пафос социализма, знающего неизбежность крушения- старья». Старье, надо полагать, относилось к музыке Рахманинова. И позднее он не изменил своего мнения, правда, он признался честно: «Между мной и му- зыкой - древние корни». Рахманинов покинул Россию 23 декабря 1917года. Шаляпин - 29 июня 1922 года. Как мы назовем следующую вариацию? Открывается карточка с вариациями №7 (эмиграция).

Трудно жилось музыкантам вдали от Родины. Рахманинов занимал концертной деятельностью и почти ничего больше не сочинял. Шаляпин выступал с концертами. Но все их помыслы были связаны с Россией. Забыв про все обиды, они как могли, помогали ей в трудные минуты, выделяя средства от благотворительных концертов. Они всегда следили за событиями, развивающимися в России, переживали за нее всей русской душой (Звучит «Элегия» Массне в исполнении Шаляпина.)

Печален был его конец.

Скитаясь за границей.

Менял стареющий певец Столицу за столицей.

И все ж ему в предсмертный час

Мерещилось, что снова

В последний раз, в Москве у нас

Поет он Годунова.

Что умирает царь Борис

И перед ним холсты кулис,

А не чужие стены.

И по крутым ступенькам вниз Уходит он со сцены

(С. Я. Маршак)

И так мы подводим итог нашего урока.

Мы раскрыли все вариации. Может, кто-нибудь скажет, о чем шла сегодня речь на уроке? У нас осталась нераскрытой главная карточка - тема урока. Открывается карточка со словом «Такие похожие судьбы».) Мы все убедились, постепенно раскрывая тему урока, в том, действительно двух великих гениев объединяла схожесть судеб, обусловленная объективными и субъективными причинами. Очень много похожих судеб промелькнуло на небе, как яркие звезды. Но каждая из них может служить нам ярким примером творческого таланта, бескорыстной любви к своей Родине, к людям.

(Звучит 1 часть Второго концерта С. Рахманинова)

115


© 2010-2022