Влияние музыкального искусства на формирование гармоничной личности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние музыкального искусства на формирование гармоничной личности.

Учитель музыки Мозгалева Т.Н.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души;

и раз музыка обладает такими свойствами,

то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель.



Искусство - это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека. Все виды искусства способны благотворно влиять на развитие личности, её творческое становление, формирование её духовных качеств и мировоззрения при определённых условиях и способах воздействия. В неразрушимой целостности как раз и заключается социальная необходимость и уникальное общественное значение искусства. Благодаря художественному творчеству человек воспринимает ситуацию, воссозданную в произведении, вступает в сотворческое переживание, содействие, воссоздает в своей душе мир настроений, чувств и мыслей автора, будь то роман, картина или музыкальное произведение.

Искусство предлагает обстоятельства, в которых можно четко обнаружить обязательное, закономерное в явлении. Существует непосредственное детское восприятие искусства и объективное, осмысленное начало, когда мы в реальной жизни стараемся обнаружить то, что увидели на сцене или услышали в музыке. Мы сравниваем одно произведение с другими того же автора, стараемся определить его место в искусстве. В содержании искусства субъективное, оценочное, идейно-выразительное начало играет существенную роль. Потребность выразить свое отношение к миру, осмыслить и оценить его с эстетической, нравственной, а иногда и с политической и религиозной точек зрения является общей для всех видов искусства особенностью художественного освоения мира.

Мы начинаем думать, переживать, сочувствовать в том случае, когда предмет искусства задел нас за живое, вызвал интенсивные переживания. Если этого нет, если наше художественное сознание не оказалось втянутым в процесс восприятия, мы относимся к произведению как ко всякой внешней информации, не имеющей особой ценности.

Л.С.Выготский в своей монографии "Психология искусства" утверждал, что произведение искусства не самоцель, а скорее средство реализации другой цели, а именно психологического воздействия на личность. И в этом смысле произведение музыкального искусства ничем не отличается от романа или повести, живописного полотна или скульптуры и т.д.

Пережитое в общении с высокими произведениями искусства становится фактом биографии. Поэтому правомерно считать, что искусство ненавязчиво и исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир, внутреннюю культуру ученика. Отличительной чертой художественного познания является то, что оно осуществляется на основе и при сохранении конкретно чувственной, индивидуально своеобразной формы предмета искусства. Если формула науки - это раскрытие единичного явления через общее, то формула художественного познания составляет раскрытие общего, закономерного через единичное.

Но следует заметить, что единичное в искусстве не равно единичному в жизни. Единичное в искусстве объемно и концентрированно выражает общее, характерное. Это наглядно происходит в музыке. Считается, что звучащая действительность хаотична, беспорядочна. В музыке отражение действительности получает желаемую упорядоченность и красоту. Важное место занимает вопрос о взаимодействии личности с искусством, музыкой.

Музыка постигает внутренний смысл, абстрактное самосозерцание, приводя тем в движение средоточие внутренних изменений - сердце и душу как простой концентрированный центр всего человека. В.А.Сухомлинский писал: "В музыке, как и в слове, выражается подлинное человеческое. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств... Душа ребенка - это душа чуткого музыканта. В ней - туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним - зазвенит чарующая музыка".

Особое внимание уделяется процессу обретения "истинного" суждения о музыке. Основой такого суждения является переживание музыки, которое протекает в уникальной, индивидуально-личностной по силе и по способам "драматургии". Такое переживание - это не просто эмоционально-чувственный отклик на музыку, но при этом ещё и глубокое вживание в ее художественную реальность, в мир другого композитора. Ведь недаром А.Ф.Лосев - а до него практически все философы от древности до наших дней - ставил звуковую реальность, а потом и музыку на первое место в процессе развития человечества. Сама музыка представлялась Лосеву как "чистое становление" и "философское откровение", а музыкальное переживание для любого человека "становится как бы... самим бытием во всей жизненности его проявлений". Из истории культуры мы узнаем, что во всех самых древних культурах опора на музыку и другие искусства в вопросах становления, формирования, воспитания и развития новых поколений людей являлась фундаментальным основанием для создания социально управляемых систем обучения, воспитания и образования во всех без исключения обществах.

Сказанное о музыке во многом относится ко всем сферам искусства. В них исследуется и обобщается субъективированное бытие - единственное в своем роде и не имеющее аналогов ни в природе, ни в обществе.

Подведем некоторые итоги. Развитие гармоничной личности средствами музыкального искусства отвечает целям личностно ориентированного обучения. Итак, искусство - это рожденный обществом способ обобщения, ценностного переживания и конкретно чувственного воплощения явлений действительности. В образовательной практике это обобщение совершается с целью приобретения учащимися общественно значимого опыта, ценного в эстетическом и нравственном содержании индивидуальных чувств и мыслей. Несомненно, искусство оказывает и воздействие на формирование мировоззрения каждого человека, будь то школьник или студент. Мировоззрение - это не просто взгляд человека на жизнь и общество, это целый комплекс убеждений, взглядов, идеалов, стремлений, ценностных ориентиров. Мировоззрение есть не что иное, как результат поиска общечеловеческого и профессионального смысла жизни посредством привнесения в эту жизнь искусства, способного позитивно изменить душу каждого человека.

Таким образом, главное назначение музыкального искусства - создание условий для воспитания гармоничной личности, высоко оценивающей собственную культуру и в то же время понимающего культуры других народов, толерантно относящегося к ним. В основе этого процесса положены принципы диалога культур и личностного ориентированного педагогического взаимодействия.

© 2010-2022